Особенности подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике
УДК 510
Бабенко Алена Сергеевна
кандидат педагогических наук
Марголина Наталия Львовна
кандидат физико-математических наук, доцент
Матыцина Татьяна Николаевна
кандидат физико-математических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме подготовки экспертов - кандидатов в члены предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом по математике. Описаны основные этапы подготовки кандидата в предметную комиссию в роли эксперта, проведен сравнительный анализ основных требований к экспертам по математике и к членам других предметных комиссий. В качестве вывода следует, что прослеживаются более жесткие показатели согласованности для ведущих, старших и основных экспертов по математике, поэтому для обучения экспертов по математике необходимо продумать более детально методику и последовательность освоения подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом и работы с критериями.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, обучение экспертов, критерии оценивания заданий с развернутым ответом по математике.
Единый государственный экзамен предлагает единство требований к итоговой подготовке выпускника школы от Владивостока до Калининграда. При проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике эксперты должны руководствоваться едиными принципами оценивания решений задач.
Целью обучения экспертов является согласование подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике.
Согласно документу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 2015 г. «Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», состав предметной комиссии (ПК) по математике формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзо-ром;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ [1].
В содержание подготовки экспертов входят следующие темы: изучение нормативно-правовой базы ЕГЭ, решение заданий демоверсий, анализ наиболее сложных тем курса математики, обсуждение и анализ изменений структуры и содержания КИМ 2015 и критериев оценивания заданий с развернутым ответом, проверка и обсуждение заданий с развернутым ответом из учебно-методических материалов для председателей и членов региональных ПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года (ФИПИ).
На начальном этапе Федеральным Институтом Педагогических Измерений организуются межрегиональные семинары по согласованию подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом для председателей ПК и их заместителей.
Обучение кандидатов в ПК по математике, соответствующих выше перечисленным требованиям, проходит в очной и заочной формах.
На первом этапе изучаются методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом и выполняются самостоятельные работы по оцениванию, опубликованные на сайте ФИПИ. В связи с особенностями заданий каждая задача имеет свои критерии оценивания и «весит» определенное количество первичных баллов. На данном этапе будущему эксперту необходимо осознать критерии оценивания каждого задания с развернутым ответом.
На втором этапе обучения кандидатам в члены ПК необходимо пройти курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка членов региональных
© Бабенко A.C., Марголина H.JL, Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3 Матыцина Т.Н.. 2016
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах ГИА» в объеме 72 часов (18 часов очных практических занятий, в том числе итоговый зачет по проверке заданий с развернутым ответом). Итоговый зачет проводился по материалам методических рекомендаций и интернет системы дистанционной подготовки. Данные курсы нужны кандидатам для лучшего освоения нормативно-правовых актов, правил поведения до, на и после проверки, уяснения критериев проверки заданий с развернутым ответом, понимания изменений ключевых моментов, касающихся формы, проведения, состава задач и их нумерации и т.п., по сравнению с предыдущими годами. Для повышения эффективности усвоения материала можно обучающимся выдать многоэтапное математико-информационное задание (подробнее см. [2]).
На третьем этапе кандидаты в ПК проходят обучение в интернет системе дистанционной подготовки экспертов (ФИПИ). На данном этапе происходит закрепление полученных знаний и умений, отработка навыков самостоятельной проверки заданий с развернутым ответом. Эффективность интернет-тренажера заключается в выработке индивидуальных особенностей проверки заданий при этом непротиворечащих общим критериям. Также на этом этапе можно использовать нестандартные способы закрепления материала (см. [3; 4]).
В центре ГА УКО «РЦ ОКИ «Эксперт» в день получения критериев собираются старшие и ведущие эксперты для ознакомления с критериями оценивания, перед началом проверки проводится оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов.
Ведущими документами для экспертов по математике являются:
- федеральный стандарт по математике;
- кодификатор (перечень проверяемых умений);
- спецификация (общее описание содержания экзаменационной работы);
- демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года.
По результатам обучения эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт [1].
По результатам обучения и с учетом статистики работы экспертов в 2015 году (для экспертов, которые являлись членами ПК в 2014 году) была
сформирована ПК по математике, состоящая из 43 человек. В 2014 году она состояла из 44 человек. (2013 - 55 чел., 2012 - 31 чел., 2011 - 34 чел.). В состав ПК вошли председатель ПК, заместитель председателя ПК и эксперты. Статус ведущего эксперта был присвоен председателю ПК и заместителю председателя ПК. Статус старший эксперт по результатам зачета получили 10 человек. В составе ПК по математике 1 доктор наук; 8 кандидатов наук; 3 заслуженных учителя, учителя высшей категории. Число преподавателей вузов в 2015 году составляет 30,2% от общего числа экспертов ПК, число учителей школ - 69,8 %.
Если проанализировать и сравнить основные требования к экспертам по математике и к членам других ПК, то прослеживаются более жесткие показатели согласованности (например, для ведущих экспертов по математике 0% заданий, в которых допускается расхождение в выставляемых баллах, а для ведущих экспертов по физике - 5%, для ведущих экспертов по русскому языку - аж 10%!). Как вывод можно добавить, что для обучения экспертов по математике следует продумать более детально методику и последовательность освоения подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом и работы с критериями.
Библиографический список
1. Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Москва 2015. - Режим доступа: http:// www.fipi.ru/
2. Бабенко А.С. Формирование креативных качеств студентов с помощью многоэтапного ма-тематико-информационного задания «Системы трех дифференциальных уравнений» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 2. - С. 130-133.
3. Матыцина Т.Н. Об одной форме проведения контрольных мероприятий // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы IX Всерос. науч.-метод. конф. 13-14 апреля 2015. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - С. 83-86.
4. Марголина Н.Л. Из опыта преподавания математической статистики студентам физико-математического факультета // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы IX Всерос. науч.-метод. конф. 13-14 апреля 2015. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - С. 82-83.
178
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22