УДК 94(470)
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ XIX - НАЧАЛА XX вв.
Е.В. Иванова,
аспирантка кафедры историографии и региональной истории, СГУ
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)
Бурное торгово-промышленное развитие поволжских городов, превращение их в крупные транспортные центры, а также быстрый рост населения этих городов - все это сопровождалось усиленной застройкой и увеличением городских территорий.
В XIX в. в российском градостроительстве появились изменения, вызванные развитием промышленности и машинного производства. Докапиталистический город, градообразующей базой которого были административно-стратегическая или торгово-ремесленная функции, имел одну точку притяжения - общественный центр. Связь жилых кварталов с центральной площадью города осуществлялась по радиальным дорогам. На протяжении веков формировалась центральная планировочная структура городов. При отсутствии планировочных ограничений, связанных с природными условиями или региональными и национальными традициями, город получал форму круга или звезды с лучами вдоль дорог и общественным центром в месте их пересечения. В различных инвариантах это тип планировочной структуры был господствующим в докапиталистическом городе1. С появлением нового центра притяжения населения - промышленности -началась стихийная переориентация городской структуры, происходившая вне поля зрения градостроителей.
Что касается поволжских городов, то они имели свои планировочные особенности. В их традиционной застройке большую роль играла Волга, которая не только использовалась как транспортная артерия, но и включалась в культурно-пространственную среду города. Поволжские города, возникшие в ХУ1-ХУИ вв., имели в основе своей крепость. Она размещалась в центре полукруга или сектора, располагавшихся у реки. Центр города развивался от этой точки в сторону новоосваиваемых территорий, приобретая сначала линейный характер, а затем превращаясь в систему главных улиц и площадей в среде однородной регулярной застройки. Данная планировочная структура была характерна для Саратова, Самары, Симбирска и Астрахани. Исключением являлся Царицын, планировочный строй которого принял резко линейный характер, в результате чего город растянулся вдоль Волги на несколько километров.
В XVIII - XIX вв. свободная ландшафтная застройка сменилась регулярной, в основе которой лежало типовое возведение зданий по предварительному плану, «образцу». Работа по составлению планов городов началась в 60-е гг XVIII вв. В 70 - 80-е гг. она получила наибольшее развитие. Планы городов утверждались императором, получали силу закона, и на их основании велось строительство. В первой половине XIX в. работа по составлению планов городов, главным образом небольших, продолжалась, но она уже не была массовой и завершилась в 1840 г. Новые генеральные планы получили свыше 400 губернских и уездных городов, большинство существовавших в то время. В 1839 г. эти планы были опубликованы в качестве приложения к Полному собранию законов.
В первой половине XIX в. типовое проектирование распространилось на значительную часть провинциальных губернских и уездных городов: были созданы типовые проекты почти всех видов казенных зданий, в 1809 - 1811 гг. впервые были выпущены серии «образцовых» фасадов жилых домов. Однако постепенно в реальной жизни происходил отход от предлагаемых образцов. Указ 1858 г. разрешал строить жилые дома по фасадам, отступающим от «образцовых» чертежей. В пореформенное время типовое строительство по предварительным планам все больше уступало место застройке по индивидуальным заказам и вкусам владельцев2.
Однако следует отметить, что осуществление регулярного типового строительства в городах привнесло во внешний облик города новые черты, известную стандартизацию в оформлении пространства, прежде всего его
центра: появились прямые улицы, широкая площадь, на которой располагались здания присутственных мест, торговые ряды, церковь3. Постепенно город приобретал достаточно сложную социально-пространственную структуру, «анатомию»4.
Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 г. Но уже в 1810 г он был заменен другим, который, в свою очередь, также не стал исходным для нового строительства. Опустошительный пожар 20 июня 1811 г., когда в городе уцелело всего 129 каменных зданий, повлек необходимость составления нового плана, который и был высочайше утвержден 14 сентября 1812 г.5. Этот план, впрочем, учитывал принципы, заложенные в двух предшествующих, а также особенности веерной планировки старого города. Новая прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу (за основу было взято направление главной улицы города - Московской). Вдоль нее размещалась цепочка площадей: Старая Соборная, Михаило-Архангельская, Хлебная с Верхним базаром. В прибрежной части города получила продолжение уличная сеть, основанная на системе взвозов, поднимавшихся от волжских пристаней к Царицынской улице и соединявших подгорье с городом.
Вся территория города по новому проекту была спланирована весьма удачно. В архивах не сохранилось данных об авторстве проекта. Вероятно, он был выполнен в столице, где находились весьма опытные для того времени межевые инженеры, землемеры и архитекторы. На основе ранее существовавшей планировки составители нового плана применили ту же четкую, прямоугольную сетку улиц и удачно положили ее на рельеф «террасы», имевшей достаточно выраженный уклон в сторону реки. По сравнению с сеткой кварталов первоначального проекта, охватывавшего только прибрежную часть города, новая планировка значительно укрупняла их и тем самым создавала лучшую уличную пространственную организацию. С этого времени территория города стала расширяться, выходить за двухвековые границы: слободы и предместья вошли в состав города. Многие улицы и кварталы, еще не имевшие названий, получали их по фамилиям владельцев домов, около которых были поставлены вехи для разбивки кварталов и улиц. Город первоначально отводил помещикам и другим состоятельным лицам земельные участки без ограничений; часто землевладельцы занимали почти по кварталу; впоследствии они разделяли эти дворовые места на несколько усадеб и перепродавали. Несмотря на быстрый раздел территории города, его расширение поначалу, а именно во втором десятилетии XIX в., было незначительным. Так, в 1815 г в Саратове каменных домов было «едва ли до сотни»6. Основное строительство велось в старой части города: вокруг Старой Соборной площади, вдоль Московской и Царицынской улиц. Фактическим центром по-прежнему оставалась Старая Соборная площадь.
К середине XIX в. рост города постепенно происходил в том направлении от Волги, которое было указано планом. Обрастали застройкой все новые улицы, обживались кварталы, складывался новый административно-торговый центр вокруг Новой Соборной площади. Город выходил на так называемое «второе плато»7 -обширную, ровную площадку. Старый центр потерял свою административную функцию. Основый управления
города стали «присутственные места» (губернское правление, казначейство, суд и т.д.). Они размещались первоначально за городом, на площади, которая с 1825 г. стала именоваться Соборной. Теперь она, а не Старособорная (Гостиная) площадь, стала средоточием администрации города. В 1826 г на Новой Соборной площади появился новый центральный собор города - собор Александра Невского.
Постепенно старый городской центр терял и свою торговую функцию. Главным местом сосредоточения базарной торговли стала Хлебная площадь, и многие купцы переселились на Немецкую улицу. Кроме того, обмеление Волги, отступление ее от берега и устройство пароходных конторок у Бабушкина взвоза, многочисленные учреждения, магазины, объекты культуры, места отдыха горожан - все упрочило положение нового центра. В итоге старая часть города, теряя статус городского центра, становится историческим местом -«душой города»8.
По плану 1812 г развитие Саратова продолжалось до 1870-х гг. Такое долговременное действие плана объяснялось тем, что им была предусмотрена большая резервная территория. Город не столько расширялся территориально, сколько уплотнялся внутри себя: интенсивно застраивались ранее распланированные, но оставшиеся полупустыми кварталы. Планировочная схема города далеко распространилась в противоположную сторону от Волги, включая территорию, лежащую ныне за железной дорогой, и поэтому во второй половине XIX в. - начале XX в. город не выходил из границ, намеченных планом 1812 г. И все же во второй половине XIX в. возникла необходимость в составлении нового плана, так как план 1812 г уже не отвечал происшедшему к тому времени резкому подъему хозяйственной жизни города.
Новый план появился в 70-х гг. XIX в. Он предусматривал застройку в северной части (на свободной территории), организацию новой площади - Полтавской, создание сквера за Глебучевым оврагом, расширение существующей застройки9. Направление уличной сети новой застройки в северной части города являлось продолжением старой, но кварталы были значительно укрупнены. Сохранив в плане прямоугольную форму, эти кварталы, благодаря лучшим пропорциям сторон, не были узкими и протяженными. Прибрежная полоса Волги по-прежнему оставалась не подключенной к общей планировке города, и застройка берега сохраняла свою хаотичность.
По мере развития Саратова план 70-х гг. постепенно старел, и в 1887 г. появился новый план. Им предусматривалась детальная застройка периферийных частей города, особенно за Глебучевым и Белоглинским оврагами. Из радикальных градостроительных изменений, намеченных новым планом, следует выделить появление новой площади - Ямской. Планом предусматривалось также небольшое упорядочение планировки в южной части прибрежной территории10. Во всем остальном Саратов оставался без изменений, за исключением увеличения территории. По существу, план 1887 г. был последним, так как другие планы начала XX в., в частности в 1915 г, лишь детализировали застройку отдельных кварталов.
Строительные нормы и правила по реконструкции города и строительству зданий определялись местными органами самоуправления. Так, в 1892 г. Саратовской городской думой было принято специальное постановле-
ние, согласно которому, при просьбе горожан в городскую управу о разрешении строительства нового здания, необходимо было предоставить план «дворового» места, план самой постройки и фасада здания. Строительные работы можно было начинать только после утверждения плана городской управой. Данное постановление регулировало порядок ведения строительства, определяло правила расположения построек и материалы, используемые для кровли и карнизов новых зданий. Кроме того, в постановлении городской думы давались рекомендации по благоустройству и озеленению территории, прилегающей к недавно возведенным строениям11.
Другой крупный город Поволжья - Самара - получил первый план реконструкции еще в 1780 г. Новая регулярная планировка города предполагала прямоугольные кварталы и прямые улицы. Этот план не был утвержден, но был положен в основу последующих планов реконструкции города, и проектируемая по нему планировка с небольшими изменениями существует и ныне12. В 1796 г. был составлен второй план реконструкции города, почти идентичный плану 1780 г. В него включались следующие строительные нормы и правила по реконструкции города и строительству зданий:
- казенные каменные здания должны строиться по утвержденным проектам;
- частные каменные дома, в том числе с лавками, «против прочих вновь строящихся городов»13, должны строиться с прилагаемыми «примерными» фасадами, от которых допускались отступления в случаях лучшего их украшения;
- кровли на каменных домах должны быть железные или черепичные; тесовые или из гонта могут быть установлены только временно;
- вредные производства должны строиться ниже города по течению реки, кладбища выносятся за пределы кварталов, нарезанных под застройку.
В 1851 г Самара стала губернским городом, а в 1852 г был составлен новый план ее реконструкции, который был утвержден Николаем I. Это был последний высочайше утвержденный план реконструкции Самары. С введением реформы 1870 г планирование города переходило в ведение Городской управы. Новый план продолжил и развил главный градостроительный принцип Самары и других поволжских городов - «регулярность». Город покрывался правильной сетью улиц, благодаря чему планировка жилых кварталов приобретала форму геометрически четких прямоугольников. Территория города была разбита на сто сорок кварталов, которые легко вписывались в уникальный рельеф местности14.
Регулярная планировка имела немалые практические преимущества: удобство сообщения, ясность ориентировок, разбивки на участки, продаваемые под застройку. Направление улиц велось путем установки «вех». Домовладельцы производили застройку «вплоть нити»15, протянутой между вехами. Лиц, нарушавших эти правила, лишали построек и строго наказывали.
По мере развития города основная сетка улиц дополнялась новыми улицами и кварталами. Количество последних к третьей четверти XIX в. дошло до 200, т.е. территория города увеличилась в два раза16. В конце XIX в. уличная сеть повернула на северо-восток, под углом к уже существующей уличной сети. Все эти изменения предусматривались новым планом 1890 г. и планом, утвержденным в 1892 г Последний план намечал рекон-
струкцию всей прибрежной территории у Волги, самой Самары и бывшей крепости.
Четкую планировочную структуру в XIX - начале XX вв. получают и другие крупные города Поволжья, в частности Астрахань и Симбирск. Исключением являлся Царицын. Единственным планом его застройки всего дореволюционного периода был план, составленный в 1820 г17 Этот план был составлен в традициях русской градостроительной школы, городу придавалась регулярная планировка, однако той градостроительной культуры и изобразительности, которые были проявлены при проектировании других городов, здесь не было. В плане намечались непрерывные продольные и поперечные улицы без учета рельефа и многочисленных пересекающих город оврагов. А между тем именно овраги решающим образом повлияли на формирование города вопреки первоначальному плану. Они расчленили город на множество поселков, не связанных единым планировочным решением. В итоге город совершенно утратил тот элементарный порядок, который был заложен в плане 1820 г В конце XIX в. он представлял собой цепь поселков, вытянутых вдоль Волги. Царицын оказался единственным на Волге городом, планировочный строй которого принял резко линейный характер со всеми его недостатками - отсутствием компактности, четко выраженного центра и т.п.
Города Поволжья в большинстве своем в XIX - начале XX вв. планировались и застраивались тщательно и разумно. На основной части город-ской территории здания нельзя было строить или перестраивать без разрешения губернского правления и без утвержденного проекта. Этим ведали строительные отделы городской управы и губернского правления во главе с главными архитекторами и инженерами.
1 См.: Ребайн Т.Я. Градостроительные теории начала века // Градостроительство. Р/н/Д. 1892. С. 91.
2 См.: «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII - XIX вв. М., 1961. С. 164.
3 См.: Гуляницкий Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе // Архитектурное наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 5.
4 См.: Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1926. С. 130.
5 См.: ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4073.
6 Саблуков Г.С. К истории топографии Саратова // Саратовский край: Исторические очерки, воспоминания, материалы. Саратов, 1893. С. 112.
7 Терехин С.О. Века и камни. Саратов, 1985. С. 17.
8 Анциферов Н.П. Указ. соч. С. 124.
9 См.: Осятинский А.И. Строительство городов на Волге. Саратов, 1965. С. 115.
10 См.: Там же. С. 116.
11 См.: ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 147.
12 См.: Струков О.С. История развития Самары // Вопросы формирования планировочной структуры расселения. Куйбышев, 1983. С. 98.
13 Там же. С. 100.
14 См.: Каркарьян В. Старая Самара: история, дома и люди: Очерки по истории города. Самара, 1998. С. 59.
15 Там же. С. 61.
16 Осятинский А.И. Указ. соч. С. 120.
17 См.: Атопов В.И., Масляев В.Е., Липявский А.В. Волгоград. М., 1985. С. 125.