Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»
33
Заключение. В 2019-2022 гг. зарегистрировано 8 случаев ГУС у детей. У всех больных диагностирован типичный ГУС, летальных случаев не было. Высокая заболеваемость ГУС отмечалась у детей первых 5 лет жизни, причём чаще у девочек (соотношение 3 : 1). Выявлена сезонность заболевания, 75% детей госпитализированы в летний период (июль-август). В продромальном периоде у всех пациентов отмечено повышение температуры тела до фебрильных цифр, у 75% больных — явления гемоколита, что необходимо учитывать педиатрам для своевременной диагностики ГУС на догоспитальном этапе.
* * *
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Долгушкина Г.В., Гринкевич А.В., Кулакова А.В., Горина Д.С.
Медицинский институт Пензенского государственного университета, Пенза, Россия
Ключевые слова: пищевое поведение, физическое развитие, школьники
Актуальность. Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет стиль жизни, а также организация рационального питания школьников.
Цель: определить особенности пищевого поведения у современных школьников.
Материалы и методы. Обследовано 114 детей (57 мальчиков и 57 девочек) в возрасте 8-17 лет из двух общеобразовательных учреждений. Школьников разделили по возрасту на 3 группы: 1-я группа (п = 28) — 8-11 лет, 2-я группа (п = 39) — 11-14 лет, 3-я группа (п = 47) — старше 14 лет. У всех детей проводилось измерение массы и длины тела с последующим расчётом антропометрического индекса BAZ (индекс массы тела/возраст) с помощью компьютерной программы ВОЗ «АПгоР1ш 2009». Обследуемые прошли анкетирование по вопросам пищевого поведения. Анкета была составлена с учётом основных критериев рационального питания школьников.
Результаты. Установлено, что большинство школьников 2-й и 3-й групп имели нормальную массу тела SDS ИМТ от ± 1, соответственно — 71,8%, 72,3%, а у детей начальных классов (1-я группа) — 42,9%. Избыток массы тела I степени был зарегистрирован в 1-й группе — у 9 (32,1%) детей, во 2-й — у 2 (5,1%), в 3-й — у 5 (10,6%). Избыточная масса тела значимо чаще выявлялась в 1-й и 2-й группах у мальчиков. Ожирение I степени было выявлено у школьников в 1-й группе — у 3 (10,7%) детей и в 3 группе — у 1 (2,1%) ребёнка. Дефицит массы тела 1-11 степени был диагностирован у детей 2-й группы в 23,1% случаев, что в 1,5-2,0 раза чаще, чем в 1-й и 3-й группах соответственно. Дефицит массы тела регистрировался во 2-й группе преимущественно у мальчиков, а в 3-й группе — только у девочек. Анализ данных анкетирования показал, что большинство школьников имеют 3-4 приёма пищи в день. В 1-й группе не завтракают только мальчики (25%); последний приём пищи с 18 до 20 ч отмечен у 32,1% детей, после 20 ч — у 17,9%. Во время приёма пищи 26,6% школьников всегда смотрят телефон, планшет или телевизор, достоверно чаще у этих детей регистрировались ожирение и избыток массы тела. Во 2-й группе: не завтракают 33,3% школьников, гендерных различий не установлено; последний приём пищи с 18 до 20 ч — у 25,6% детей, после 20 ч — у 20,5%. Во вре-
мя приёма пищи смотрят телефон, планшет или телевизор: всегда — 28,2% школьников, редко — 20,5%, не смотрят — 30,8%. В 3-й группе не завтракают 19,2% школьников, только девочки; последний приём пищи с 18 до 20 ч — у 46,8% детей, после 20 ч — у 40,4%. Во время приёма пищи более половины школьников 55,3% всегда смотрят телефон, планшет или телевизор, чаще девочки.
Заключение. Недостатки в обеспечении режима здорового питания современных школьников отражают ослабляющее влияние семьи и возрастающее воздействие сверстников
на стереотип пищевого поведения.
* * *
РАННЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дюкарева Ю.Г.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: речевые нарушения, расстройство аутистического спектра, ранняя логопедическая помощь
Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей, у которых имеются расстройства аутистического спектра (РАС), сочетающиеся с различными нарушениями речевого развития. Часто отмечаются ошибки в диагностике речевых нарушений у детей, что приводит к неправильному выбору способов ранней логопедической помощи детям с аутизмом и речевыми нарушениями, что значительно ухудшает прогноз и социальную адаптацию пациентов данного профиля. Ранняя логопедическая помощь детям с РАС от рождения до 3 лет является самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений речи. Её значение трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что первые 3 года жизни оказывают решающее влияние на формирование речи ребёнка. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребёнка с РАС, тем больше времени будет у родителей и логопедов для их коррекции. Одним из проявлений аутизма является нарушение формирования эмоциональных связей и взаимодействия с внешним миром. Соответственно, основной характеристикой развития речи детей с РАС является её недостаточная коммуникативная направленность, что также необходимо учитывать для коррекции комплекса речевых нарушений.
Цель: показать, что ранняя логопедическая помощь значительно улучшает результаты лечения и реабилитации у детей с РАС.
Материалы и методы. В отделении РАС наблюдали 30 детей в возрасте от рождения до 3 лет с различными вариантами РАС. Использовали методы логопедической диагностики, логоритмики, ежедневные логопедические занятия в течение 4 нед.
Результаты. У большинства обследованных детей ведущим речевым нарушением был моторный компонент, основой являлась артикуляционная диспраксия. На 2-м месте по частоте встречаемости отмечалась слуховая агнозия. У трети детей оба эти нарушения встречались в равной степени. У всех детей на фоне проводимой коррекции уже после 1-го курса занятий отмечалась стойкая положительная динамика в экспрессивной и импрессивной речи, улучшение сенсорных навыков,