УДК 796:001.92
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Н.Н. Мугаллимова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» Набережные Челны
FEATURES PRIMARY PREVENTION OF PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS
N.N. Mugallimova - Candidate of Pedagogikal Sciences, senior Lecturer, Z.M. Kuznetsova - Doctor of Pedagogikal Sciences, professor Naberezhnye Chelny Branch of FSBEI HPE Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny
e-mai: nad [email protected]
Ключевые слова: физическое здоровье, психоэмоциональная устойчивость, первичная профилактика наркомании, двигательная активность, контрактный метод, экспериментальная программа.
Аннотация. В статье представлен один из способов проведения первичной профилактики наркомании средствми физической культуры и спорта на основе контрактного метода.
Key words: physical health, psycho-emotional stability, primary prevention of drug addiction, motor activity, the contract method, the experimental program.
Summary. The paper shows one way of primary prevention sredstvmi physical culture and sports through a contractual method.
Введение. Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности занимает одно из первых мест.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике наркомании, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления подрастающего поколения [1, 2, 4].
Наиболее восприимчивым к различным видам отклонений является подростковый возраст, когда еще не сложилось мировоззрение и подростки более подвержены влиянию окружающих.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что в настоящее время мы находимся только на этапе накопления материалов об эффективности средств физической культуры и спорта для профилактики наркомании в подростковой среде, еще научно не обоснованы принципы использования физической активности в системе
профилактики и противодействия распространению наркомании в обществе, не разработаны педагогические технологии. Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.
В.А. Кабачков и В.А. Куренцов (2007) придерживаются мнения о том, что учебно-воспитательный процесс профилактической направленности с использованием средств и методов физической культуры и спорта необходимо начинать в 10-11 лет, на ранних этапах формирования личностной предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. В старшем школьном возрасте эти отклонения стабилизируются и потребуется гораздо больше усилий по их коррекции [3].
В связи с вышеизложенным целью исследования явились разработка и экспериментальное обоснование содержательных и организационно-методических особенностей применения различных видов организованной двигательной активности, способствующих повышению эффективности первичной профилактики наркомании среди подростков.
В исследовании были применены следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, анкетный опрос, антропометрические измерения, контрольные испытания, медико-биологические методы исследования, диагностика психических состояний и свойств личности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирование подростков с целью выявления способов проведения свободного времени, отношения к физической культуре и спорту, информированности о психологически активных веществах, для подбора наиболее эффективных средств в использовании программы первичной профилактики. В анкетировании приняли участие 150 подростков: 66% - мальчики, 34% - девочки в возрасте 10-16 лет.
В результате опроса выявлено, что лишь 30% подростков охвачены организованными занятиями в спортивных секциях.
Нами выявлено, что подростки хотели бы заниматься привлекательными в молодежной среде видами физкультурно-оздоровительной деятельности - экстремальными видами спорта, единоборствами, аэробикой.
Результаты анкетирования показали, что подростки начинают курить и употреблять алкоголь с 13-14 летнего возраста, 15-16 - летние подростки уже знают, где можно приобрести наркотическое вещество. Поэтому мы считаем, что профилактическую работу необходимо начинать с 10-12-летнего возраста, т.е. на этапе, когда подростков начинает интересовать информация, связанная с наркотиками.
Как показывает практика, эффективная реализация любой педагогической технологии, в том числе и профилактической работы, весьма затруднительна без разработки модели.
Нами была разработана организационно-методическая модель профилактики наркомании с учетом социально-психологических особенностей населения и педагогического потенциала региона (рис. 1).
В структуре модели выделены следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-исполнительный и оценочно-результативный.
Целевой компонент включает в себя: цель - первичная профилактика наркомании среди подростков средствами двигательной активности; задачи и принципы. Модель опирается на взаимодействие принципов профилактики (комплексность, дифференцированность, ак-сиологичность, многоаспектность, последовательность), основных дидактических принципов и принципов теории и методики физического воспитания.
В содержательный компонент организационно-методической модели, объединенной основной концептуальной программой, входят следующие направления: работа с подростками, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, работа с родителями.
Организационно-исполнительный компонент состоит из этапов, разделов, форм работы и условий реализации. В зависимости от этапа и направления используются разные формы работы. Условия реализации подразделяются на основное условие - контракт, педагогические условия.
Последний компонент организационно-методической модели - оценочно-результативный - включает в себя проведение мониторинга уровня здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности, психоэмоционального состояния подростков.
Работа с подростками осуществлялась в рамках экспериментальной программы первичной профилактики наркомании различными видами двигательной активности.
Данная программа рассчитана на один год. Физкультурно-оздоровительные занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время по два часа каждое занятие. Основу содержания занятий составляли программы по привлекательным в подростковой и молодежной среде видам двигательной активности.
целевой компонент
Цель: первичная профилактика наркомании среди подростков средствами двигательной активности
Задачи: увеличение числа подростков, ведущих здоровый образ жнзнн н занимающихся в спортивных секциях и кружках: организация досуга молодежи: проведение спортивно-массовых мероприятий: повышение соцнально-пснхологнческой компетентности родителей и специалистов, работающих с подростками, по проблеме детско-подростковой наркомании
1. Дидактические принципы: доступноста^нднЕндуалнзацнн, систематичности, последовательности, принцип «иенавредн»
2. Принципы теории и методики физического воспитания: биологической целесообразности программно-целевой, взаимосвязи и взанмодействняпсихическихн фнзнческнх снл человека,возрастных изменении в организме, гармонизации всей системы ценностных орнентацнй человека
ПрПНИППЫ
3. Принципы профилактики: комплексности, днфференцнрованностн, аксиологнчностн, многоаспектностн, последовательности
содержательный компонент
повышение психолого-иедагогнческон компетентности педагогов
повышение пснхолого-педагогнческон компетентности родителей
экспериментальная программа первичной профилактики наркомании среди подростков популярными видами двигательной актавности
условия реализации
ОРГАНИЗАЦИЮННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Основное условие - контракт
+ + +
Этапы:
формирующий: изучающий: практической реализации
Разделы:
н и формащн он и о- ан ал нтнческн н: когннтавно-позн авательн ый: развнтаелнчн остных ресурсов: развитие стратегий и навыков в ысокофункцн он ал ьн ого п ов едення
оценочно результатнвньен компонент
Формы работы:
анкетирование, учебно-тренировочные занятая, соревнования, подвижные игры, народные подвижные игры, дискуссия, ролевые игры, тренинг поведения, нгры-энергнзаторы, самоконтроль, совещания, семинары, «круглые столы», родительские собрания, домашние задания
Опенка эффективности: мониторинг уровня здоровья, физического развитая, уровня физической подготов лени оста, психоэмоционального состояния подростков
Результат: предупреждение и полное исключение употребления подростками первой пробы психоактивных веществ
Педагогические уел овин:
1) согласованное взаимодействие на межв едомств енн ом, адмннн стратавн ом, професснон альн о-педагогнческом уровнях:
2) соблюдение общих принципов профилактики, дидактических принципов и принципов теории и методики физического воспнтання:
3) развитие фнзнческнх качеств н нов ышен и е п енхоэмоц н он альн ого состояния подростка:
4) в ов лечен н е п одростков в з анятая и о привлекательными в молодежной среде видам двнг ательн ой акта в и остн:
5) использование контрактного метода интенсивной первичной профилактики наркомании:
6) взаимодействие организаторов программы с семьями занимающихся
Рис. 1. Теоретическая модель первичной профилактики наркомании различными видами двигательной активности
на основе контрактного метода
Естественные условия эксперимента предусматривали организацию физкультурно-оздоровительных занятий как в экспериментальных, так и в контрольной группах. Были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группы, по 15 человек в каждой, имеющие примерно одинаковый исходный уровень физической подготовленности, физического развития и здоровья, уровень психоэмоционального состояния. Экспериментальные группа-1 занималась спортивно-эстрадными танцами; экспериментальная группа-2 занималась тэквондо, экспериментальная группа-3 занималась паркуром. Контрольная группа (КГ) занималась общей физической подготовкой по программе внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения (2000 г., с изменениями).
Перед тем как приступить к занятиям, каждый подросток экспериментальной группы (желающий посещать физкультурно-оздоровительные) заполнил контракт, в котором основными пунктами являлись: отказ от курения и употребления алкоголя, соблюдение режима дня, посещение тренировок, посещение всех школьных занятий, хорошая успеваемость, ведение дневника самоконтроля, отказ от конфликтов, тактичное поведение и т.д. Данный контракт подписали сами подростки, один из родителей, классные руководители и тренеры. Каждые две недели тренер проверял выполнение условий контракта.
Если подросток в течение 9 месяцев занятий выполнял все пункты контракта, то ему выдавалась членская карточка, которая дает юному гражданину преимущество при поступлении в спортивные секции и кружки по интересам, а также всевозможные льготы в некоторых магазинах, развлекательных и социальных учреждениях.
На каждом занятии в экспериментальных группах включался комплекс педагогических приемов, направленных на коррекцию физического, психического и нравственного состояния испытуемых.
При содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков впервые в Татарстане на базе нашей академии с 2007 года в школах города реализуется проект на основе контрактного метода интенсивной профилактики наркомании среди подростков.
Первые результаты апробации проекта в академии были представлены в марте 2008 г. на XI Скандинавской конференции «Профилактика зависимости методом «SMART» в г. Стокгольме, где получили достойную оценку.
К преимуществам контрактного метода можно отнести следующее:
1. Контракт учит подростка принимать на себя ответственность за свое поведение.
2. Наличие контракта оказывает психологическую поддержку в ситуации, когда подросток испытывает давление со стороны, например: попробовать табак, алкоголь или наркотики. Тогда необходимость соблюдения данного обязательства помогает не поддаваться негативному влиянию.
3. Подросток, подписавший контракт, не чувствует себя одиноким в своем выборе. Проект создает содружество, дающее положительный пример.
4. Контракт заставляет и родителей по-другому посмотреть на проблему, принять участие в ее решении, а не перекладывать ответственность на школу, педагогов и т.д.
5. Контрактная модель профилактической работы увеличивает возможность привлечения к решению проблемы общественности: школы, исполнительных органов, некоммерческих, спортивных и общественных организаций, предпринимателей и т.д.
В Республике Татарстан с 2009 года проект называется «SаМоSтоятельные дети». В настоящее время в проект вошло 16 объединений из 10 городов республики (Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Заинск, Кукмор, Бугульма, Нижнекамск, Арск, Актюбинск и др.). Заключили контракты около 3000 юных татарстанцев, обладателями карточек стали более 500 человек. Проект объединил ребят с разными интересами, среди них экологи, туристы, спортсмены, вожатые, любители технического творчества, танцоры, ораторы и картингисты.
В процессе развития и становления личности подростка происходит интенсивная морфофункциональная перестройка организма, которая наряду с изменениями в психоэмоциональной сфере может выражаться в неадекватности поведенческих реакций и возникновении конфликтов. Поэтому для разработки средств и методов физического воспитания педагогу необходимо знать особенности физического и психического состояния подростков.
Определение уровня физического здоровья по методике Хрущева на начало эксперимента показало, что у преобладающего большинства подростков 10-12 лет средний уровень здоровья (80%), уровень ниже среднего наблюдается только у 20%. Как свидетельствуют результаты исследования, к концу педагогического эксперимента произошло изменение показателей здоровья во всех группах. Однако показатели физического здоровья подростков экспериментальных групп повысились значительнее, чем у сверстников контрольной группы. Снизилось количество подростков, имеющих уровень здоровья ниже среднего (на 18,4%), количество подростков со средним уровнем здоровья увеличилось на 6,6%, появились подростки, имеющие уровень здоровья выше среднего (11,6%) (рис. 2).
До эксперимента
После эксперимента
Примечание:
1. Ниже среднего 2. Средний 3. Выше среднего
Рис. 2. Уровни физического здоровья подростков до и после эксперимента
В подростковом возрасте проявляются негативные свойства личности, к которым можно отнести тревожность и агрессивность. Высокий уровень тревожности и враждебные, агрессивные реакции приводят к эмоциональному напряжению.
Психоэмоциональную сферу личности подростков исследовали с помощью опросников Спилберга, Басса-Дарки и теста А.Н. Лутошкина.
Сравнительный анализ данных в начале и в конце эксперимента свидетельствует о том, что физкультурно-оздоровительные занятия независимо от вида двигательной активности оказали положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков, однако по ряду параметров результаты экспериментальных групп достоверно лучше, чем таковые контрольной группы (рис. 3).
сит. трев-сть личн. трев-сть агрессивность враждебность психологический
клим ат в группе
□ ЭГ-1 □ ЭГ-2 □ ЭГ-3 □ КГ
Рис. 3. Изменение показателей психоэмоционального состояния (%)
Так,
- ситуационная тревожность в экспериментальных группах снизилась в среднем на 14,5% против 9% контрольной группы;
- личностная тревожность снизилась на 14,9% против 7,5% контрольной группы;
- агрессивность снизилась на 34,9% против 14%;
- враждебность снизилась на 15,6% против 6% контрольной группы;
- психологический климат в группе повысился на 21,2% против 6,9% контрольной группы.
Это свидетельствует о высокой эффективности применения экспериментальной программы первичной профилактики наркомании различными видами двигательной активности на основе разработанной нами модели реализации с учетом комплекса соответствующих педагогических условий.
Литература
1. Грецов, А.Г. Профилактика наркозависимости подростков и молодежи: подходы, разработки, опыт внедрения : монография / А.Г. Грецов. - СПб. : ФГУ СПбНИИФК, 2009. - 72 с.
2. Евсеев, С.П. Опыт внедрения системы профилактики наркозависимости подростов и молодежи / С.П. Евсеев, А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 1. - С. 33-36.
3. Кабачков, В.А. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 2. - С. 25-30.
4. Мугаллимова, Н.Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании / Н.Н. Мугаллимова [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 1(14). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
literature
1. Greece, AG Prevention of adolescent drug abuse and youth: approaches, development, implementation experience: monograph / AG Greece. - St. : Federal SPbNIIFK, 2009. - 72.
2. Evseev, SP Experience on implementing drug prevention adolescents and youth / SP Yevseyev AG Greece / / Adaptive physical education. - 2008. - № 1. - S. 33-36.
3. Zucchini, VA Prevention of drug abuse among minors by means of physical culture and sports / VA Zucchini, VA Kurentsov / / Journal of Sports Science. - 2007. - № 2. - S. 25-30.
4. Mugallimova, N. Motor activity as a means of primary prevention of adolescent drug abuse / NN Mugallimova [electronic resource] / / pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. - 2010. -№ 1 (14). - Mode of access: http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
Статья поступила в редакцию: 8.10.2012 г.