Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
M.A. ABIROVA, S.S. SARSENBAYEVA, E.A. SLAVKO.
TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF CREDIT SYSTEM OF EDUCATION AT KAZNMU
Resume: The main results of realization of the Model of medical education and credit system of education are analyzed in the article. The strong parts and problematic zones caused by the reasons of local (university) level and system process in higher education of the country are pointed.
УДК 61: 37. 012 - 378.1
М.А.АБИРОВА, Э.К.КАРЛОВА
Казахский Национальный Университет имени С.Д. Асфендиярова
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЗАЧЕТА КРЕДИТОВ ПО ТИПУ ECTS НА ПРИМЕРЕ КАЗНМУ ИМЕНИ С. Д. АСФЕНДИЯРОВА
Внедрение системы кредитов в медицинское образование необходимо для интеграции в общеевропейскую систему образования и создания единого образовательного пространства, а также повышения мобильности студентов и преподавательского состава. Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) является одним из основополагающих элементов Болонского процесса. Рассмотрены особенности перерасчета учебных часов в кредиты на примере КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова.
Ключевые слова: Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS), академическая мобильность, информационный пакет специальностей, приложение к диплому.
Внедрение системы перевода и накопления кредитов -системы ЕСТС имеет ключевое значение в рамках интеграции вузов Казахстана в международное образовательное пространство. Система ЕСТС является одним из основных инструментов обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей вузов, гарантирующим сопоставимость учебных программ, признание квалификаций и применение их для образования в течение всей жизни [1].
Исходя из сказанного, внедрение в учебный процесс вуза системы зачетных единиц рассматривается как одно из наиболее значимых направлений внедрения Болонского процесса и решает следующие задачи:
• является инструментом обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;
• способствует повышению конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;
• открывает новые возможности для международного сотрудничества и способствует развитию коммуникативных связей между вузами;
• оказывает помощь при решении вопросов академического признания квалификаций.
> Студентам внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
• самостоятельно формировать программу обучения (индивидуальную образовательную траекторию);
• иметь доступ к полноценным учебным курсам и возможность обучения в другом вузе;
• выбрать лучших преподавателей;
• достичь признания диплома и применения его на следующих ступенях
обучения.
> Преподавателям внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
• творчески подойти к обучению и постоянно самосовершенствоваться;
• повысить свою квалификацию и статус в преподавательской среде;
• улучшить качество образовательного процесса;
• реализовать академическую мобильность преподавателей.
Однако перевод учебных часов по дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе, в кредиты ECTS требует длительной работы, поскольку накопительная система зачетных единиц должна охватывать не только аудиторную нагрузку, а все виды учебной работы, включая практику и различные аттестационные мероприятия. Недостаточно простого подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также необходимо детальное описание всей программы обучения с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов. Существенная черта системы ЕСТС заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации [2].
В связи с переходом КазНМУ на кредитную технологию обучения начата работа по осуществлению перевода кредитов в Европейскую кредитно -трансфертную систему (ЕСТ5) и имеются следующие достижения:
- Создана рабочая группа по перезачету кредитов РК по типу ECTS и для составления информационного пакета специальностей
- Проведены обучающие семинары по вопросам перезачета кредитов РК по типу ECTS для ППС и для стажеров.
- Разработано «Положение о порядке перезачета кредитов по типу ЕСТБ»
- Произведен перерасчет учебных часов в кредиты РК и в кредиты ECTS по всем специальностям по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе.
Разрабатываются информационный пакет
специальностей и Общеевропейское Приложение к диплому в соответствии с моделью, разработанной
Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС.
В Государственном общеобязательном стандарте образования РК 2006 года объем часов по всем специальностям, кроме общей медицины и стоматологии, рассчитаны по кредитной технологии обучения. Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося составляет 45 часов работы [3]. По специальностям «Общая медицина» и «Стоматология» объем часов по дисциплинам выражается числами, кратными 36, 45 и 54. В качестве эксперимента в 2012-2013 учебном году специальности «Общая медицина» и «Стоматология» были так же переведены на кредитную систему обучения, вследствие чего возникла необходимость
перерасчета объема часов в кредиты. Чтобы пересчитать эти часы в кредиты было принято решение:
• по тем дисциплинам, где объем часов - 36 или кратные 36 за кредитную единицу принимать:
1 кредит = 36 часов
• по тем дисциплинам, где объем часов 54 часа или кратные 54 за кредитную единицу принимать:
1 кредит = 54 часа
Предложенная методика перерасчета учебных часов в кредиты на переходном этапе позволила осуществить перевод кредитов в европейскую кредитно-трансфертную систему (ЕС^).
Таким образом, в Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова создаются все необходимые условия для предоставления образовательных услуг с учетом мировых тенденций развития образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Давыдова О.В., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (кредитов) // Государственный университет управления, Центр качества . - М.: ГУУ, 2010. - 50 с.
2 Закирова Г.Д., Наренова М.Н., Кеншинбай Т.И., Усенбаева Г.Д. Реформирование высшего образования в Казахстанеи Болонский процесс:информационные материалы для практических действий.-Алматы: 2009. - 120 с
3 Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152
М.А.АБИРОВА, Э.К.КАРЛОВА
С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАЕЫ КАЗ¥МУ-ДЕ ОКУ САЕАТТАРЫН ECTS КРЕДИТТЕИ НЕ АУЫСТЫРУДЫН, ©З1НД К ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
Тушн: Медициналы; б^м беру саласына кредитпк жуйен енпзу жалпы еуропалы; бшм беру жуйеане Kipiгуге жэне 6ipbi^^ 6rniM беру ке цсппн ;алыптастыруга, сонымен ;атар о;ытушылар ;урамы мен бшм алушылардыц мобильдлтн арттыруга ы;пал етедк Кредиттердi жинаудыц жэне трансферттыц еуропалы; жуйеа (ЕСТ5) Болон уа^сшц непзш ;алаушы ;урамдас бeлiктердiц бiрi болып табылады. Ма;алада С.Ж.Асфендияров атындагы К^аз¥МУ-да о;у сагатгарын кредиттерге ауыстырудыц жэне оларды ;айта есептеуд ц eзiндiк ерекшелiктерi ;арастырылган.
Тушнд* сездер: Кредиттердi жинаудыц жэне трансферттыц еуропалы; жуйеа (ЕСТS), академиялы; ут;ырлы;, мамандыщардыц а ;паратты; жина гы, дипломга ;осымша.
M.A. ABIROVA, E.K. KARLOVA
FEATURES OF THE CREDIT TRANSFER SYSTEM ECTS BY THE EXAMPLE KAZNMU NAMED AFTER S.D. ASFENDIAROV
Resume: The introduction of a credit system in medical education is necessary for integration into the European education system and the creation of a unified educational area, and improving the mobility of students and teaching staff. The European system of transfer and accumulation of credits (ECTS) is one of the fundamental elements of the Bologna process. The features of the allocation of teaching hours in loans for example in KazNMU named after SD Asfendiyarov.
Keywords: European system of transfer and accumulation of credits (ECTS), academic mobility, information pack speaalties, the Diploma Supplement.