Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Ю. И. ПЛАХТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ АРТИСТОВ БАЛЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Ю. И. ПЛАХТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ АРТИСТОВ БАЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАХТ / БАЛЕТ / ХОРЕОГРАФИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Елена Сергеевна

Статья посвящена истории преподавания и особенностям педагогики уникального педагога классического и дуэтно-классического танца Пермского государственного ордена «Знак Почета» хореографического училища - Юлия Иосифовича Плахта, воспитавшего множество звезд балета советского периода и по праву завоевавшего репутацию одного из ведущих и авторитетнейших педагогов мужского классического танца второй половины XX века. Цель исследования - описать педагогические методы и приемы знаменитого педагога классического танца Юлия Иосифовича Плахта, которыми он руководствовался в своей педагогической деятельности. Методологическую основу составили исторический, комплексный, аналитический, эмпирические методы познания, а также целевой подход к исследуемой теме. Юлий Иосифович Плахт в своей педагогической деятельности проявил себя не только как ученик, сторонник и ярый последователь первого профессора хореографии А.Я. Вагановой, но и как педагог, сумевший отыскать свой собственный путь в рамках единой общепринятой методики, приведший его к успеху и определивший неповторимый стиль и манеру преподавания классического и дуэтно-классического танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Ю. И. ПЛАХТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ АРТИСТОВ БАЛЕТА»

УДК 372.8 ББК 74.47

Е.С. Старовойтова

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Ю.И. ПЛАХТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Статья посвящена истории преподавания и особенностям педагогики уникального педагога классического и дуэтно-классического танца Пермского государственного ордена «Знак Почета» хореографического училища - Юлия Иосифовича Плахта, воспитавшего множество звезд балета советского периода и по праву завоевавшего репутацию одного из ведущих и авторитетнейших педагогов мужского классического танца второй половины XX века. Цель исследования - описать педагогические методы и приемы знаменитого педагога классического танца Юлия Иосифовича Плахта, которыми он руководствовался в своей педагогической деятельности. Методологическую основу составили исторический, комплексный, аналитический, эмпирические методы познания, а также целевой подход к исследуемой теме. Юлий Иосифович Плахт в своей педагогической деятельности проявил себя не только как ученик, сторонник и ярый последователь первого профессора хореографии А.Я. Вагановой, но и как педагог, сумевший отыскать свой собственный путь в рамках единой общепринятой методики, приведший его к успеху и определивший неповторимый стиль и манеру преподавания классического и дуэтно-классического танцев.

Ключевые слова:

Плахт, балет, хореография, классический танец, дуэтно-классический танец, педагог.

Старовойтова Е.С. Особенности педагогических методов Ю. И. Плахта и их влияние на подготовку артистов балета // Общество. Среда. Развитие. -2022, № 1. - С. 103-110. - DOI 10.53115/19975996_2022_01 _103-110

© Старовойтова Елена Сергеевна - студентка, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Имя Юлия Иосифовича Плахта - блестящего педагога классического и дуэтно-клас-сического танца - широко известно в балетном мире. Этот мастер был учеником и последователем выдающихся артистов балета и педагогов Н.И. Тарасова, В.И. Пономарева и А.Я. Вагановой. Большую часть своей художественно -педагогической деятельности он посвятил Пермскому государственному ордена «Знак Почета» хореографическому училищу, где проработал с 1952 по 1973 гг., воспитав целую плеяду выдающихся артистов и солистов балета. Некоторые из них продолжили дело своего учителя и также стали преподавателями классического и дуэтно-классического танца.

Новизна данного исследования в том, что педагогические методы и уроки этого мастера до сих пор вызывают интерес и являются предметом дискуссий. Но, к сожалению, художественно-педагогическая деятельность этого преподавателя не изучена в полной мере. До сих пор не существует ни одной крупной работы, не проводилась ни одна научная конференция, посвященной этому выдающемуся человеку. Его методы и приемы обучения живут лишь в устных воспоминаниях и отдельных заметках, которые оставили ученики, коллеги, а также люди, которые так или иначе встречались с Ю.И. Плахтом.

Единственная машинописная рукопись под названием «Советы педагога» подарен-

на Юлием Иосифовичем своему ученику и педагогу Марсу Михайловичу Миргарипо-ву. Впервые с редакционными правками она была издана в рубрике «Педагогические чтения» в журнале «Советский балет» (1984 г., № 5, с. 45) под названием «Чтобы урок всегда был плодотворным...».

По мнению автора статьи, существует необходимость в изучении бесценного педагогического опыта Ю.И. Плахта на основе сохранившихся сведений для его практического использования в преподавании специальных хореографических дисциплин. Это говорит об актуальности данной темы.

При написании данной статьи были использованы материалы из архива Пермского Государственного Хореографического колледжа, а также воспоминания учеников Ю.И. Плахта, взятые из мемуаров, личных бесед, статей периодических изданий. Благодаря развитию технологий современного мира, появилось множество социальных сетей. Так, в одной из популярных социальных сетей www.vk.com создана группа «Уникальный педагог Юлий Плахт», где бывшие ученики делятся своими самыми теплыми воспоминаниями о любимом учителе.

Методологическую основу данной статьи составили: исторический, комплексный, аналитический методы, целевой подход к о исследуемой теме. В работе использовались ¡3 также эмпирические методы познания: ис- 3е следование научных пособий, печатных о

о

издании и других средств массовой информации; изучены и проанализированы печатные издания, монографии и статьи, посвященные в целом истории балетной педагогики, а также касающиеся непосредственности личности Ю.И. Плахта.

Методы и приемы обучения классическому танцу Ю.И. Плахта

Перед учителем всегда стоит задача перевести ученика из состояния «незнания» в состояние «знания», из состояния «непонимания» в состояние «понимания», из состояния «беспомощности» в состояние «самостоятельности и уверенности». Перед педагогом балета ставятся те же задачи, но и еще одна: перевести ученика из состояния «неумения» в состояние «умения» и «владения» тем или иным исполнительским навыком.

В своей работе Юлий Иосифович Плахт пользовался общепринятыми, выработанными на протяжении нескольких веков выдающимися педагогами хореографии методами обучения классического танца: объяснение, показ, практические задания (учебные комбинации), контроль исполнения.

При объяснении нового движения Юлий Иосифович всегда точно объяснял характер движения, очень скрупулезно с анатомической точностью объяснял каждую деталь методического исполнения от самого простого варианта до наиболее сложного, а также сразу же пытался предостеречь учеников от возможных и наиболее вероятных ошибок. Кроме того, нередко прибегал к приему ассоциации, чтобы ученики могли более точно понять и «поймать» нужное ощущение, положение, взгляд и т.д.

В молодые годы Юлий Иосифович обычно сначала очень четко демонстрировал лично новое pas в полную ногу, в более зрелые - уже не имел возможности показывать в проеую силу, сказывалась травма коленного сустава, поэтому он редко поднимался с места, часто имитируя движения ног руками. Его показ всегда был очень точен координационно, понятен музыкальный расклад движения и счет исполнения. Нередко показ также сопровождался объяснением и комментариями что делают руки во время движения ног, как голова сопровождает руки и корпус, как должен работать корпус, чтобы удержать равновесие, какой при этом должен быть внутренний посыл и настроение, куда направлен взгляд и подбородок, и многие другие нюансы.

После этого педагог давал ученикам задание исполнить движение в «чистом виде», либо даже разделял новое движение на составляющие элементы и проучивал отдельно каждый элемент. Например, из

воспоминании одного из выдающихся учеников Ю.И. Плахта, народного артиста РФ Ю.Н. Петухова, при изучении jeté entrelacé («перекидное jeté»), Юлий Иосифович давал задание ученикам из положения I arabesque на полу в точку 2, сделать pas chassé, затем бросить grand battement вперед с руками в Ill позиции в точку 6 и замереть в положении работающей ноги вперед на 90°. Этим заданием проучивался правильный ход ноги для последующего прыжка и предотвращалась частая ошибка, когда ученики бросают ногу не вперед, а в сторону и затем ноги неизбежно меняются в воздухе не через I позицию, а «по кругу». После всех этих манипуляций новое pas прорабатывалось сначала в «чистом виде» по прямой и по диагонали, а затем уже комбинировалось с ранее пройденными движениями.

Только что выполненное учениками задание разбиралось со всей скрупулезностью. Замечания и оценки Ю.И. Плахта были необыкновенно четкими, меткими, обладающими яркостью и образностью сравнений.

Юлий Иосифович «...редко хвалил учеников и частенько язвил, награждал остроумными прозвищами, но ученики не обижались, знали, что педагог незлобив и просто хочет добиться от учеников высоких результатов» [2, с. 25]. Характеристики давал крайне резкие и, казалось даже, недоброжелательные и уничижающие. Но юмор и тон голоса, с которыми эти характеристики давались, убирали оттенок «мрачного приговора». Слова «талант» и «мастер» почти не присутствовали в его лексиконе. Складывалось впечатление, что он постоянно чем-то и кем-то недоволен. Однако в то же самое время, когда блестящий педагог шутил и язвил, его глаза продолжали быть всевидящими и внимательными, стараясь уловить малейший недочет в исполнении.

Тем не менее, Юлий Иосифович пользовался огромной симпатией со стороны учеников. Его замечания терпеливо и внимательно выслушивали, потому что его воспитанники по собственному опыту знали и понимали, что их педагог принципиален, справедлив, одинаково требователен и суров и к себе, и к коллегам-педагогам, и к ученикам, и к уже состоявшимся артистам.

Требовать правильного и точного исполнения Ю.И. Плахт начинал с первого же занятия, не допуская никаких поблажек. Он ставил перед собой задачу - научить осмысленному танцу. Юлий Иосифович выработал такую систему обучения, которой было чуждо механическое заучивание, т.к. ребенка нужно научить не просто красиво и правильно повторять заученные классические pas, его нужно научить «жить» и

«говорить» танцем. «В основе его метода лежит не только стремление помочь будущему танцовщику безукоризненно усвоить язык классического танца, но сделать его хореографическую «эрудицию» средством художественной выразительности» [9].

С недостатками и ошибками учащихся прославленный учитель боролся весело и азартно, темпераментно и бескомпромиссно. Он, в некотором роде, соотносил деятельность педагога с работой врача, от которого зависит своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения. Так, педагог должен вовремя точно определить причину допускаемой учеником ошибки и не успокаиваться, пока и причина этой ошибки, и сама ошибка не будут полностью устранены, в противном случае «...маленькие недостатки вырастают в большие и разрушают, точат, как ракушки, весь «корабль техники» [7, с. 45].

О своей работе Юлий Иосифович говорил скупо и нехотя. Когда ему задавали вопрос: что самое трудное в работе педагога, он, не задумываясь, отвечал: «Привить любовь к поту, ибо без труда в балете ничего не добиться. Разбежка для взлета очень маленькая. В семнадцать лет мальчик кончает училище, а к двадцати пяти годам надо уметь танцевать все» [7, с. 45]. Именно эту любовь к каждодневному труду старался привить Юлий Иосифович своим ученикам.

Для профессионального педагога, каким был Юлий Иосифович, очень важно уметь работать с учебным материалом и уметь правильно, а главное, доступно истолковывать и доносить учебный материал. В практической деятельности это находит свое выражение в умении педагогом среди огромного количества новых движений, которые в рамках учебного года должны освоить учащиеся, самостоятельно определить порядок изучения этих движений и количество времени, которое необходимо затратить для изучения и тренажа конкретного элемента. Все это невозможно сделать без учета возможностей учащихся и предвидения их типичных затруднений.

Уроки и учебные комбинации Ю.И. Плахта

Линия каждого урока Ю.И. Плахта была выстроена разнообразно. Уроки всегда состояли из четко продуманных и заранее выверенных комбинаций, которые являли собой небольшой танец с определенной задачей: «...к уроку я всегда готовился тщательно, продумывая, определяя для себя, что сегодня нужно сделать в классе, на чем заострить внимание моих подопечных» [6, с. 391-392]. В этом Юлий Иосифович видел залог того,

что урок пройдет с пользой, не подвергаясь возможным случайностям. Это, конечно, не исключает и импровизации при показе комбинаций. Тем более, что Юлий Иосифович обладал крайне незаурядной фантазией при составлении учебных комбинаций.

Великий мастер считал, что у педагога просто не должно и не может быть любимых и нелюбимых движений. Все комбинации должны точно соотноситься с программой класса, т.к. учебная программа - это, своего рода, закон для педагога. Бесполезных комбинаций и, тем более, уроков он не допускал.

Юлия Иосифовича как педагога отличали поразительное чувство меры и безукоризненный вкус. Его комбинации были насыщенны и сложны, но никогда не создавалось впечатление, что это просто набор случайных сложных движений. Всегда было ясно какую цель преследовал мастер, задавая ту или иную комбинацию движений. Переходы от одного движения к другому были логичными и координационно удобными, помогали исполнению более сложных pas. Несмотря на то, что его комбинации были танцевальными и выразительными, педагог строго контролировал чистоту позиций рук и ног, ракурсы, позы и положения, не оставляя без внимания даже проходящие и вспомогательные движения.

В уроках Юлия Иосифовича просто не было мелочей. Для него было важно все, в том числе, какая музыка была выбрана концертмейстером для сопровождения урока. Плахт был необычайно музыкальным педагогом. По его мнению, музыкальное сопровождение должно быть четким, ритмичным и, вместе с тем, достаточно эмоциональным.

Он подчеркивал, что комбинации или элементы комбинаций нужно постоянно варьировать вместе с музыкальным сопровождением. Ни в коем случае нельзя предлагать ученикам изо дня в день одни и те же комбинации под одну и ту же музыку, т.к. мышечный аппарат и слух привыкают к одинаковым заданиям, что препятствует развитию будущих танцовщиков, сковывает их творческую фантазию и инициативу, а это обязательно отразится на работе в театре. При этом, при работе над совершенствованием формы исполнения как отдельного pas, так и танцевальной комбинации в целом, он часто прорабатывал один и тот же урок или какую-то его часть на протяжении нескольких дней, но даже в этом случае всегда старался развивать артистизм и музыкальность своих учеников.

Великий педагог понимал, что плодотворная работа возможна только, если педагог сам находится в хорошей физической форме и каждый урок или репетицию

о

проводит добросовестно с полной отдачей своих сил и знаний.

Задавая комбинацию на уроке, или разучивая партию с учеником на репетиции, Юлий Иосифович придирчиво выверял каждое pas, каждую позу и каждый взгляд, не допуская никаких изменений в хореографии. При этом, он не настаивал на том, чтобы ученики «копировали» его манеру исполнения, а хотел и добивался развития индивидуальности и артистизма у учеников. Если же прославленный педагог готовил ученика к целому спектаклю, то позволял ученику импровизацию в игровых сценах, чтобы тот мог самостоятельно выстроить линию поведения своего героя.

При всем этом Юлий Иосифович учитывал индивидуальные способности и эстетические достоинства учеников и старался показать лучшее, чем они обладают и скрыть их недостатки. Но это отнюдь не означало, что он делал какие-то снисхождение и «закрывал глаза» на недостатки.

Методика проведения уроков иногда поражала современников. Юлий Иосифович как будто не считался с природными данными учащихся, он будто не замечал отсутствие или недостаток данных у того или иного ученика. Его мнение на этот счет было такое: «Не каждый, закончивший школу, обязательно талантлив. Но тем ответственней у нас, педагогов, задача - сделать так, чтобы, по крайней мере, каждый был профессионален, хореографически образован» [9, с. 123].

Из воспоминаний видного деятеля балета республики Киргизия Роберта Хаса-новича Уразгильдеева: «Ю.И. Плахт был, я бы сказал, разумно требователен к своим ученикам, прекрасно понимая, что все мы, дети войны, не обладаем богатырским здоровьем» [3].

Здесь нельзя не заметить некоего противоречия: с одной стороны, Юлий Иосифович вроде бы не принимал во внимание никаких обстоятельств и физических возможностей учащихся и был очень требователен, несмотря ни на что; с другой же стороны, воспоминания Р.Х. Уразгильде-ева говорят о том, что Юлий Иосифович Плахт все-таки не требовал от учеников совершенно невозможного. Этому можно дать два объяснения: либо в начале своего педагогического пути Юлий Иосифович был более мягок и «разумно» требователен, о чем свидетельствует Р.Х. Уразгиль-деев, который был одним из его первых выпускников (выпуск 1955 г.); либо гениальность Ю.И. Плахта как педагога заключалась в том, что он всегда был крайне требователен, скрупулезен и дотошен, но его

харизма и педагогическое обаяние делали эту чрезвычайную требовательность просто незаметной для его воспитанников.

Само слово «талант» Ю.И. Плахта определял как «...одаренность плюс умение трудиться, высокая требовательность к себе и ответственность перед своей профессией...» [5, с. 9], но кроме этого, в смысл слова «талант» Юлий Иосифович еще вкладывал умение воспринимать, усваивать предложенное, быстро запоминать, учитывать и исправлять все замечания.

Малейшая неточность или небрежность при исполнении очень сердили педагога. Ю.И. Плахт любил чистую академическую форму исполнения и очень четко следил за этим на уроке. Юлий Иосифович мог покрикивать на учеников, но они всегда знали, что он прав. Ведь они видят себя только в большом зеркале, а он видит даже «насквозь». Знаменитый педагог трудится изо дня в день ради того, чтобы привычное «одно и то же» с каждым днем становилось все лучше и лучше, обретало новое качество и силу. «Он видит в еще угловатом подростке скрытую пружину и помогает ей высвободиться, вырваться наружу» [10, с. 56].

Советы Ю. И. Плахта педагогам

Класс Юлий Иосифович вел эксцентрично, с «шутливой свирепостью». Он обладал харизмой и педагогической «артистичностью». Каждый урок Ю. И. Плахт ставил перед собой и своими воспитанниками все новые и новые цели. В связи с этим он сформулировал перед собой, в первую очередь, и перед педагогом классического танца вообще такие задачи, которые являлись бесценными советами по сей день:

- когда вы занимаетесь с учеником, забудьте, что он не имеет тех или иных профессиональных данных, считайте его совершенным материалом и требуйте от него той сложной техники и формы, которых требует готовящийся номер или набор движений урока;

- будьте беспощадны к ошибкам, небрежности и лени своих воспитанников, работайте над недостатками каждый урок, то, что тщательно и правильно выучено в школе, остается на всю жизнь;

- ежедневно сами будьте в хорошей профессиональной форме и урок или репетицию проводите с полной отдачей;

- развивайте музыкальность, артистизм своих учеников и добивайтесь от них совершенной формы исполнения как отдельных движений, так и pas, и, в конце концов, номера [10, с. 57];

- педагог классического танца обязан быть крупным эрудитом в вопросах искус-

ства и постоянно развивать свой кругозор, обогащать запас знаний, чтобы быть наставником для своих учеников и в вопросах общей культуры и в проблемах идейно-гражданского воспитания [4, с. 13].

Главными качествами педагога, по мнению Юлия Иосифовича, должны быть терпение, упорство и, в некоторых случаях, даже «настырность», ибо «...научить идеально с профессиональной точки зрения выполнять любую «мелочь» - удел немногих воспитателей» [7, с. 45]. В этом примером ему всегда служила профессор А. Я. Ваганова.

Юлий Иосифович считал крайне важным создать «атмосферу урока». Она должна быть напряженно-рабочей, но и, в то же время, дружеской. В классе должна быть тишина, сосредоточенность и внимание - все это способствует точному и быстрому восприятию и усвоению учебного материала, и его «заучиванию». Главенствующим для него был принцип: ничего не следует откладывать на завтра, если этого можно добиться сегодня.

Плахт был очень ироничным человеком. В классе он поддерживал дух здорового и честного соперничества, что играло положительную роль в учебном процессе: слабые ученики тянулись за более сильными. Сам великий мастер говорил так: «Чтобы класс был выучен и хорошо смотрелся, надо приложить максимум сил и педагогического умения: слабых учеников «дотягивать» до средних, а средних - до хороших» [7, с. 45]. Конечно, у него были любимые, более способные и одаренные ученики, но он давал в классе равный шанс творческого роста всем без исключения. Юлий Иосифович следовал железному правилу: охватывать своим вниманием всех занимающихся в зале, «заброшенных» в классе быть не должно. Единственное, чего он патологически не переносил, это ленивых учеников. Таких он мог запросто выгнать вон из класса.

Мотивация учеников

Как опытный педагог Юлий Иосифович Плахт хорошо понимал, что мотивация - это ведущий фактор активности человека, его поведения и действий. Для педагога мотивация учеников представляет большой интерес, т.к. невозможно наладить продуктивный и эффективный педагогический процесс без учета особенностей мотивации учащихся. Ведь источники, побудившие разных учеников, и мотивация к одному и тому же действию могут быть абсолютно разными.

Часто бывает так, что «сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга отнюдь не уровнем физических и интеллектуальных способностей, а именно си-

лой внутренней мотивации. «Сильные» ученики обладают потребностью освоить будущую профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Но, как бы там ни было, каким бы способным и эрудированным ни был ученик, без желания и посыла к учебе со стороны педагога успеха он не добьется.

Перед тем, как формировать учебную мотивацию своих учеников, педагог сам должен ее познать и прояснить для себя реальность, с которой ему придется столкнуться в учебном процессе. В многовековой педагогической практике в сфере обучения хореографии это утверждение находит подтверждение.

Часто будущими солистами становятся не столько самые одаренные физически дети, сколько трудолюбивые и старательные, т.е. движимые внутренним желанием и мотивацией стать высокопрофессиональными артистами балета. Из этого, однако, не следует, что природные физические способности не являются значимым фактором учебного процесса.

Юлий Иосифович Плахт всеми силами старался постоянно мотивировать и вдохновлять учащихся. Как чуткий и мыслящий человек он понимал, что самой блестящей техники мало для серьезных достижений в области балетного искусства. Он часто приглашал в гости воспитанников, рассказывал истории о жизни и творческой судьбе известных артистов балета, посещал вместе с ними театральные спектакли, музеи, выставки, чтобы обогатить их творческое мышление, развить интеллект и кругозор. Ведь глубокое знакомство с живописью, музыкальным и драматическим театром, искусством кинематографии, литературой - все это необходимые составляющие мастерства артиста балета. А интерес ко всему этого рождается только под влиянием педагога.

Кроме того, мастер своего дела и гениальный педагог Ю.И. Плахт старался донести до юных сердец, что прекрасные физические данные - это еще далеко не все. А вот прекрасная выучка и трудолюбие с лихвой восполняют недостаточные природные возможности. В подтверждение этого факта он приводил множество примеров, когда из одаренного ребенка, который ленился и надеялся, что «природа» и без школы «вывезет», ничего не получалось, а из ребенка, имеющего гораздо меньшие физические данные, но обладающего упорством и трудолюбием, получался солист.

Интерес и мотивация к учебе у учеников зависят не столько от трудностей, с которыми они сталкиваются в учебном

о

процессе, сколько от особенностей общения учителя с учениками. Позитивное и доброжелательное отношение к ученикам, создание благоприятного психологического климата в классе, установление определенных межличностных отношений, а также система поощрений - важная часть педагогического общения. Очень важно, чтобы поощрения были справедливыми, за конкретное действие, соразмерными заслугам ученика и его стараниям.

Очень важную роль в процессе обучения такому нелегкому делу, как классический танец, играет педагогическое общение учителя и учеников. Педагогическое общение - это очень тонкий инструмент воздействия на своих подопечных, который при его правильном использовании может привести к поразительным результатам.

Педагогическое общение

Общение Ю.И. Плахта как учителя и наставника в самом высоком смысле этого слова строилось на полном уважении к личности ученика, к его мнению и чувствам. Юлий Иосифович всегда старался понять мотив поведения человека, поставить себя на его место. Он умело выстраивал межличностные связи и быстро завоевывал полное доверие со стороны своих питомцев. Юлий Иосифович, как человек, много повидавший в жизни, знал цену человеческим отношениям, которые строятся на уважении, доверии, понимании и дружбе. Ведь быть хорошим артистом дано не всем, но быть хорошим человеком, достойным гражданином своей страны должен каждый. И в этом Юлий Иосифович видел свое предназначение: воспитывать не просто первоклассных артистов балета, а воспитывать подлинных патриотов и подлинную гражданственность их искусства. А это возможно только при условии, что педагог сам таков.

Его высока гражданственность и активная жизненная позиция проявлялась незаметно даже для него самого в любом замечании ученикам на уроке, в любой оценке жизненных событий. Ведь личность педагога оказывает влияние на характер и даже будущую судьбу человека, т.к. она является примером для подражания. Только таким путем, по мнению Юлия Иосифовича, можно воспитать настоящих артистов.

Юлий Иосифович никогда не лукавил ни перед начальством, ни перед коллегами, ни перед учениками: просто не умел быть дипломатичным и осмотрительным. Он открыто и смело высказывал свое мнение по тем или иным жизненным вопросам. Иногда был даже резок, прям и ка-

тегоричен в выражении своих симпатий и антипатий, разговаривать с ним порой было непросто. Поведение педагога, естественно, оказывало формирующее воздействие на юные незрелые души.

Его любили, ему были преданы, с ним часто советовались, а, получив негативную оценку своему поступку, не обижались, т.к. настоящие и бывшие ученики знали и понимали, что педагог всегда откровенен и справедлив.

Юлий Иосифович Плахт никогда не был просто учителем. Все, кто прошли через его руки, всегда чувствовали неусыпное внимание к себе. У него не проходили незамеченными, свойственные юному подростковому возрасту лень, некоторая развязность в поведении, плохие отметки по предметам общеобразовательного цикла, к которым он, казалось бы, не имел никакого отношения.

Опытный педагог прекрасно отдавал себе отчет в том, что, чем выше профессиональное мастерство учителя, тем выше его авторитет в глазах учащихся, а это, в свою очередь, открывает большие возможности глубокого воздействия на разум и душу своих подопечных.

Его авторитет был настолько высок, что на протяжении времени работы в Пермском хореографическом училище, не только педагоги специальных дисциплин, но и учителя общеобразовательных предметов нередко приходили за советом и помощью к Юлию Иосифовичу.

Юлий Иосифович Плахт всеми доступными средствами старался «заразить» учеников своей безграничной любовью и преданностью балетному искусству. Ведь без этой самоотверженной любви к танцу невозможно ничего добиться даже при самых феноменальных физических возможностях.

Педагог классического танца, как ни один другой учитель, встречается с учениками ежедневно. И именно он отвечает за будущую культуру своего класса, а не только за его профессиональную подготовку. Это вполне естественно для учебных заведений хореографического образования, где «самым главным» для будущих танцовщиков является педагог по классическому танцу. Ведь именно он дает «путевку в жизнь».

Юлий Иосифович старался как можно больше рассказывать ученикам о великих советских и зарубежных артистах, демонстрировал фотографии со спектаклей, рекомендовал к прочтению статьи из периодических изданий или же книги и другую литературу, посвященную балету, посещал вместе с учениками балетные спектакли, а затем интересовался их мнением по пово-

ду исполнительского мастерства солистов и высказывал свое, анализируя и обращая внимание будущих артистов на причины успешного или неуспешного исполнения. Благодаря всему этому он не просто учил их «жить» профессией и любить балет так, как он сам любил его, но и воспитывал у учащихся безукоризненный вкус, учил думать и осмысливать танец, закладывал и развивал в них аналитические способности. Кроме того, Юлий Иосифович добивался того, что, поступая на работу в театр оперы и балеты, его ученики хорошо знали спектакли классического наследия, т.к. они были «на глазах», а также свободно ориентировались в сложных хореографических комбинациях незнакомых спектаклей и в музыке.

Заработанные средства Юлий Иосифович часто тратил на поездки в разные театры и балетные школы СССР, интересовался творческой жизнью известных артистов, новинками балетного репертуара, состоянием дел в хореографических училищах. Он старался быть в курсе всех событий, происходящих в отечественном балете, т.к. просто не мыслил свою жизнь без балета и вне балета. Это наилучшим образом свидетельствует о безудержной энергии и преданности любимому искусству.

Педагогические принципы Ю.И. Плахта

По мере того, как педагог, получая новый класс, знакомится со своими учениками, он восполняет дефицит информации о них, тем самым избегая возможности поддастся стереотипным оценочным суждениям, которые в будущем могут сыграть злую шутку не только в предстоящем учебном процессе, но и в судьбе учеников. Оценка каждого из учеников становится все более индивидуальной при взаимодействии учителя с ними в урочное и внеурочное время, в процессе наблюдения за их поведением в различных ситуациях.

Так как Юлий Иосифович занимался преподаванием классического танца в старших мужских классах, то юноши попадали к нему после другого педагога в возрасте 14-15 лет. Он старался о каждом ученике создать свое собственное мнение и суждение, а не пользоваться теми «клише», которые уже были поставлены на ребенке другими учителями.

Кроме того, вопросы педагогической этики для мастера также не оставались в стороне. Он считал, что, получая новый класс, ни в коем случае нельзя ругать предыдущего педагога мысленно, а тем более вслух. То, что не удалось предшественнику, нужно стараться всеми силами наверстать самому, т.к. ссылка на плохую работу

другого педагога не является оправданием и не снимает личной ответственности за творческую судьбу вверенных учеников.

Юлий Иосифович Плахт старался никогда не определять амплуа будущего танцовщика еще в училище. Он придерживался мнения, что настоящий артист в своем творчестве должен уметь сочетать как лирическое, так и героическое начало, быть одинаково убедительным как в образе галантного аристократа принца Дезире, так и в образе народного античного героя Спартака. Только при этом условии артист может отвечать самым строгим требованиям и претендовать на главные партии в балетном спектакле, то есть, «вести» балетный репертуар. И, как показала практика, такой подход был успешным, т.к. многие ученики Ю.И. Плахта занимали ведущее положение в театрах бывшего СССР. При всем различии их творческих индивидуальностей всех их объединял «плахтов-ский почерк» - высокий профессионализм и академическая законченность формы.

Ю.И. Плахт был против выборочного показа выпускников в программном материале на выпускных экзаменах и концертах, т.к. был убежден, что такой подход не дает возможности оценить полную картину профессиональной подготовки будущих танцовщиков и, кроме того, это может свидетельствовать и о подобной избирательности в их хореографическом образовании.

Мастер балетной педагогики также отмечал, что, естественно, в школе невозможно идеально раз и навсегда выучить ребенка. На каком бы высоком уровне не велись уроки классического танца в хореографическом училище, они дают будущему артисту только самые необходимые умения. Но учиться ему предстоит на протяжении всей своей творческой деятельности во время работы в театре, где происходит артистическое формирование личности и ее творческое развитие, совершенствуется форма исполнения, одним словом, набирается мастерство. Однако правильная постановка корпуса, рук, позиций ног, манера исполнения и художественный вкус должны воспитываться именно в школе. И на выпускных экзаменах и концертах, учащиеся должны демонстрировать эту «школу».

Юлий Иосифович делал акцент именно на том, что все-таки прочный фундамент, основа должны быть крепко заложены в школе, а в театре происходит только совершенствование, т.к. «... в театральном классе занимаются одновременно 30-40 человек, и даже квалифицированный педагог не в состоянии увидеть все недостатки, ошибки, просчеты учеников, ибо театральный

класс - это всего 60 минут и «остановить» его нет возможности» [4, с. 13].

«Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство, профессиональный опыт и талант педагога, исключительно важны в работе, но осмыслить специальность педагога классического танца и овладеть ее подлинным мастерством без методического самоанализа невозможно» [8, с. 3].

Для того, чтобы уменьшить количество недочетов в своей работе и избежать трудностей при освоении нового материала, Юлий Иосифович постоянно анализировал свою профессиональную деятельность и деятельность других педагогов: «Длительная педагогическая работа позволяет мне наблюдать творческий рост не только собственных подопечных, но и воспитанников других педагогов и делать кое-какие выводы...» [7, с. 45].

На основании результатов постоянного анализа он старался преобразовывать, по мере необходимости, свои методы и приемы обучения классическому танцу. Такое умение говорит о компетентности педагога и о его профессионализме. Чем выше уровень компетентности учителя, тем выше его профессионализм.

Юлий Иосифович сформировала для себя такой девиз артистической и педагогической карьеры, который стал одним из любимых его выражений: «Профессионализм - это результат». Вот так коротко, ясно и безапелляционно великий мастер выразил то, к чему должен стремиться каждый педагог классического танца и каждый ученик на протяжении всей своей творческой жизни. А «...результативность педагогической деятельности зависит именно от глубин изучения педагогом личности ученика, от адекватности и полноты знания...» [1, с. 119].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.И Плахт в своей педагогической деятельности обобщил исполнительский опыт, полученный им от Н.И. Тарасова, у которого он учился в Москве, и В.И. Пономарева, по классу которого выпускался в Ленинграде. Но тонкости методики преподавания классического танца признанный педагог получил из рук самой А.Я. Вагановой во время обучения на педагогических курсах при Ленинградской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Педагогический метод Юлия Иосифовича Плахта соединил в себе лучшие традиции «вагановской» школы хореографии, которая по сей день является нашим национальным культурным достоянием. Эту школу всегда отличали благородство и простота манеры, строгость и четкость линий, широта и выразительность поз. В тоже время методы и приемы Плахта представляют собой новую, скрупулезно разработанную, структуру формирования классического танцовщика, в основе которой лежало стремление показать разносторонний характер мужского танца от лирического до героического, а не выявлять лишь какую-то одну его сторону.

Многолетний успешный труд Юлия Иосифовича Плахта, подтвержденный целой плеядой его выдающихся учеников, практически доказал, что мастер балетной педагогики, в совершенстве владевший методикой преподавания классического танца по системе А.Я. Вагановой, блестяще справился с нелегкой задачей: беспрекословно следовать методике А.Я. Вагановой и в то же время находить в ней огромное пространство для творчества и для проявления себя лично как педагога, который предлагает свои педагогические методы и приемы обучения, формируя, таким образом, свой «почерк» и свою творческую индивидуальность.

о

Список литературы:

[1] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

[2] Вспоминая Ю.И. Плахта // Пресс-бюллетень V открытого конкурса артистов балета России «Ара-беск-98». - Пермь, 1998, № 3. - С. 25.

[3] Левченко И.Е., Уразгильдеев Р. У истоков национального балета: сборник статей. - Алматы: Unique service, 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.literature.kg (05.02.2022)

[4] Педагог Юлий Плахт (1918-1988) / Сост. М.И. Серов, Е.П. Субботин. - Пермь: Арабеск, 2001. - 40 с.

[5] Плахт Ю.И. Талант балерины // Газета «Звезда». - 1967, 17 сентября. - С. 9.

[6] Плахт Ю.И. Чтобы урок всегда был плодотворным... // Балет, ХХ век : [страницы истории хореографического искусства России ХХ века : по материалам журнала «Балет» : сборник статей / Общ. ред. В.И. Уральская]. - М.: Редакция журнала «Балет», 2011. - 439 с.: ил., портр.

[7] Плахт. Ю.И. Чтобы урок всегда был плодотворным... // Советский балет. - 1984, № 5. - C. 45.

[8] Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М.: Галерия, 1999. - 64 с.

[9] Тюрин Ю. Призвание педагога // Театр. - 1973, № 7. - С. 123-124.

[10] Чернова Т. Рождение лебедя. - Пермь: Пермское книжное издательство, 2001. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.