Ю. В. Герасименко
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВ ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ
Работа представлена кафедрой логопедии.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. В. Лопатина
Статья посвящена важному аспекту изучения особенностей речевого развития детей раннего возраста. Автором осуществлен сравнительный анализ особенностей овладения звукослоговой структурой слов детьми третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии и с нормальным речевым развитием. Изучение особенностей овладения звукослоговой структурой слов является одним из аспектов комплексного исследования различных сторон речи детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии. В статье представлены данные, характеризующие качественно неоднородное своеобразие воспроизведения звукослоговой структуры слов детьми раннего возраста с отклонениями в развитии речи, что позволило определить критерии дифференциальной диагностики задержанного и нарушенного речевого развития по исследуемым показателям.
The article is devoted to the important aspect of distinctions of speech development of early aged children. The author made the comparative analysis of distinctions of mastering words’ structures by 3-year-old children with deviations of speech development and normal speech development. Studying of mastering words’ structures is one of aspects of complex research of the various sides of speech of 3-year-old children with deviations of speech development. The article displays the data describing qualitatively heterogeneous originality of reproduction of words’ structures by early aged children with deviations of speech development that has allowed to define criteria of differential diagnostics of detained and broken speech development on investigated parameters.
Трудности в овладении звукослоговым составом слов закономерны для детей раннего возраста. Чаще всего они связаны со сложностью структуры входящих в состав слова слогов, с контекстуальными влияниями, которые испытывает на себе фонема в слове, с артикуляторными и фонематическими возможностями детей, с многосложностью, непониманием значения слов. Данные факторы подчеркивают взаимосвязь
формирования звуковой стороны языка и развития семантики, лексико-грамматического строя речи, а также взаимовлияние «...процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слова»1.
Следует отметить, что при нормальном речевом развитии во второй половине третьего года жизни трудности воспроизведении звукослоговой структуры слов не имеют
столь выраженного характера, как на начальном этапе овладения данным умением. Неправильное воспроизведение характерно в основном для многосложных малознакомых слов, содержащих стечения согласных преимущественно позднего онтогенеза.
Наше исследование было направлено на изучение особенностей овладения звукослоговой структурой слов детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии, а также сравнительный анализ этих особенностей у детей данной категории и у их нормально развивающихся сверстников.
В эксперимент были включены испытуемые от двух с половиной до трех лет жизни, посещающие логопедические и массовые группы ДОУ.
На основании анализа речевой продукции, полученной в ходе выполнения экспериментальных заданий, а также в процессе наблюдений за детьми в различных видах деятельности, нам удалось выделить 4 группы испытуемых с отклонениями в речевом развитии.
В первую группу вошли дети (26,7%), чьи особенности усвоения звукослоговой структуры слов соответствуют возрасту. У испытуемых были отмечены трудности воспроизведения звукослоговой структуры отдельных многосложных слов. Ошибки заключались в упрощении структуры закрытого слога или в пропуске согласных при стечении в конструкциях типа ГССГ (гласный-согласный-согласный-гласный):
В одних случаях они проявлялись в опущении согласного наиболее сложного по артикуляции и не произносимого ребенком (например: кораблик - кааблик, апельсин -аписин). Данные ошибки мы не рассматривали как нарушение звукослоговой структуры слов, так как они связаны с несовершенством звукопроизносительной стороны речи, характерным для детей третьего года жизни. В других случаях отмечалось опущение согласного, правильно произносимого ребенком в других словах и изолированно, но в данных контекстуальных условиях оказавшегося схожим по од -
ному или нескольким артикуляторным признакам с рядом стоящими согласными (например: комната - коната, птичка - пить-ка, карандаш - каядась).
Следует отметить, что у детей данной группы ни разу не отмечался пропуск звука в стечениях согласных, одинаковых по способу образования (<ТК>,<ПК>), а также в стечении <НК>. Возможно, это объясняется различиями по месту образования согласных, а для последнего стечения также отличиями по другим дифференциальным признакам.
Самую многочисленную группу соста-вили испытуемые с множественными и разнообразными нарушениями звукослоговой структуры многосложных слов (40%). Среди ошибок преобладали пропуски слогов и уподобления звуков и слогов (отмечены у всех детей данной группы). При этом, в многосложных словах пропускался, как правило, один слог (например: велосипед -исипет, самолет - саёт). Уподобление звуков и слогов осуществлялось как по прин-ципу прогрессивной ассимиляции (например: банан - бабан), так и по принципу регрессивной ассимиляции (например: самолет - мамаёт). В значительно меньшей степени у детей данной группы были отмечены перестановки звуков и слогов в отдельных многосложных словах (например: гребешок - бигисёк, оранжевый - алязнивый).
Значительно более выраженными нарушения звукослоговой структуры слов ока -зались у детей третьей группы (20% детей). Речь испытуемых отличалась малопонятно-стью, неразборчивостью, обилием пропусков, уподоблений, перестановок звуков и слогов. В отличие от детей предыдущих двух групп данные нарушения проявлялись при произесении как многосложных, так и простых двухсложных слов.
Типичными для испытуемых данной группы были следующие ошибки:
1) пропуск сразу нескольких слогов (как правило, предударных) в многосложных словах при сохранении ударного слога (например: велосипед - ипет, полотенце - тесе);
26 1
2) ярко выраженные уподобления звуков и слогов (например: молоток - тататок, бумага - мугага);
3) комбинированные ошибки (например: петушок - пухикок - перестановка и уподобление звуков; пирамидка - панитка -пропуск и уподобление слога, замена [М’] на [Н’] по акустическому сходству);
4) добавление гласных в конце слов, оканчивающихся на согласный (например: кефир - кифика, магазин - мазиня). Данный вид ошибок в речи детей был наименее выражен и встречался только у нескольких испытуемых в единичных случаях.
В четвертую группу вошли дети, чью способность воспроизведения звукослоговой структуры слов нам оценить не удалось в силу крайней ограниченности их речевой продукции (13,3%).
Комплексное изучение различных сторон импрессивной и экспрессивной речи испытуемых третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии позволило выявить у них взаимосвязь состояния лексико-грамматического строя речи, звуко-произношения и особенностей воспроизведения звукослоговой структуры слов. Так, для большинства детей, допускавших многочисленные и разнообразные ошибки при воспроизведении как сложных, так и простых по структуре слов, было характерно снижение объема понимания слов, значительная ограниченность активного словаря, выраженные трудности понимания и дифференциации грамматических форм слов, а также множественные нарушения произношения звуков позднего и раннего онтогенеза.
Сравнительный анализ результатов исследования звукослоговой структуры слов испытуемых третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии и их нормально развивающихся сверстников позволил выявить различия в характере и степени выраженности ошибок у этих категорий детей. Для испытуемых с нормальным речевым развитием характерными оказались пропуски согласных при стечении преиму-
щественно в многосложных словах. Лишь у небольшой части детей (10%) в отдельных многосложных словах отмечались также пропуски и перестановки слогов. Перечисленные трудности встречались при воспроизведении слов, часто и редко употребляемых ребенком. Очевидно, что для детей с нормальным речевым развитием частотность употребления слов не является фактором, определяющим правильность его воспроизведения. Овладев той или иной структурой слова, нормально развивающиеся дети правильно воспроизводят как хорошо знакомые, частотные слова, так и редко употребляемые. Замены гласных в словах у этой категории детей не носили характера уподобления другим гласным в тех же словах и проявлялись в выборе наиболее простого в артикуляторном отношении субститута /а/. Таким образом, дети с нормальным речевым развитием в первую очередь овладевают мелодикой слова, его слоговым составом. Ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слов проявляются преимущественно в искажении структуры отдельного слога, а не в нарушении слоговой структуры слова. Поэтому тактику постижения языка детьми данной группы можно назвать холистической. Упрощение структуры отдельного слога связано в первую очередь с несовершен-ством звукопроизносительных умений и является закономерным для детей третьего года жизни.
У испытуемых с отклонениями в речевом развитии были выявлены разнообразные и многочисленные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слов. Наиболее выраженными являлись пропуски и уподобления слогов и звуков. Учитывая многочисленность ошибок воспроизведения как структуры отдельного слога, так и слоговой структуры слова, испытуемых невозможно однозначно отнести к группе детей «слогового» или «звукового» типа. Тактика усвоения ими звукослоговой структуры слов является невыраженной (неопределенной). Интересной особенностью детей данной
группы было сравнительно большее число и разнообразие ошибок при воспроизведении слов редко употребляемых. Между испытуемыми третьего года жизни с отклонениями в развитии и их нормально развивающимися сверстниками обнаружено сход-
ство в проявлениях ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры преимущественно многосложных слов. Сравнительная характеристика особенностей овладения звукослоговой структурой слов детьми обеих групп представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика особенностей овладения звукослоговой структурой слов детьми третьего жизни с отклонениями в речевом развитии (ЭГ) и детьми с нормальным
речевым развитием (КГ)
. Группа Параметр сравнения " — „ ЭГ кг
Степень выраженности ошибок воспроизведения звукослоговой структуры слов многочисленные ошибки немногочисленные ошибки
Преобладающий характер ошибок воспроизведения звукослоговой структуры слов пропуски, уподобления слогов и звуков пропуски звуков
Тактика усвоения звукослоговой структуры слов не выражена холистическая
Влияние частотностиупотребления слова на правильность его воспроизведения имеется отсутствует
Влияние многосложности слова на правильность его воспроизведения имеется имеется
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать ряд выводов об особенностях овладения звукослоговой структурой слов детьми третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии.
Дети третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии представляют собой неоднородную группу по характеру усвоения ими звукослоговой структуры слов.
Имеющиеся у большинства испытуемых разнообразные и многочисленные ошибки воспроизведения как сложных, так и простых по звукослоговой структуре слов, не являются характерными для детей данного возраста и могут рассматриваться как проявление нарушений речевого развития. Кроме того, данные особенности усвоения звукослоговой структуры слов могут иметь прогностическую значимость в дифферен-
циальной диагностике задержанного и нарушенного речевого развития. Результаты клинического и психолого-педагогическо-го обследования позволяют соотнести специфику овладения звукослоговой структурой слов детьми первой экспериментальной группы с возрастной нормой, второй группы с дизонтогенетическим, а третьей и четвертой групп с энцефалопатическим видом нарушений.
Дети третьего года жизни с ярко выраженными нарушениями звукослоговой структуры слов испытывают существенные трудности при овладении лексико-грамматическим строем речи, звукопроизносительными умениями. Учитывая эту связь, необходимо осуществлять системный подход в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений воспроизведения звукослоговой структуры слов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 41.