ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338.2
АС. Мроскин ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКА
на. Аброскина ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам расширения информационной базы стратегического планирования и управления государственным сектором экономики на основе использования данных финансовой отчетности организаций. В статье рассматриваются проблемы оценки выпуска организаций государственного сектора экономики, представленных государственными корпорациями и единицами сектора государственного управления, предложены общие схемы расчета показателя выпуска для государственных нефинансовых и финансовых корпораций.
Ключевые слова: выпуск, информационная база, макроэкономические показатели, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Система национальных счетов (СНС).
FEATURES OF OUTPUT EVALUATION FOR PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY
Annotation. The article is dedicated to topical issues of strategic planning and public sector management information base expansion on the basis of organizations' financial statements data using. The article covers the problems of output evaluation for public sector of the economy organizations, represented by government corporations and general government units; in the article are also proposed general schemes of output calculation for government non-financial and financial corporations.
Keywords: output, information base, macroeconomic indicators, International Financial Reporting Standards, System of National Accounts.
Государственный сектор экономики является примером сложных объектов, представляющих комбинации различных групп институциональных единиц, и в настоящее время в международной статистике рассматривается в качестве одного из приоритетных объектов макроэкономического анализа и прогнозирования. В статистической методологии государственный сектор определяется как совокупность институциональных единиц, в составе которой выделяются государственные корпорации и единицы сектора государственного управления, для оценки результатов деятельности которых в международной статистке используются принципиально различные методологические подходы.
В современной международной статистике измерение результатов экономической деятельности государственного сектора основывается на использовании системы показателей, состав которой определяется особенностью его структурных элементов. Для характеристики деятельности государственных корпораций в зависимости от состояния национальной статистки (прежде всего, возможностей их выделения в составе секторов нефинансовых и финансовых корпораций) в принципе может использоваться вся система показателей, предусмотренных методологией Системы национальных счетов (СНС 2008). Такая система в целом обеспечивает решение ключевых задач комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования развития данного структурного
Alexander Abroskin Natalya Abroskina
© Аброскин А.С., Аброскина Н.А., 2017
компонента государственного сектора экономики, включая аспекты его деятельности, связанные с производством, формированием, распределением и использованием доходов, в том числе, для инвестиционных целей и формирования финансовых активов [4; 6]. Более сложным для измерения в системе показателей СНС являются финансовые потоки, связанные с функционированием сегмента государственного сектора, относящегося к единицам государственного управления. Такое положение определяется, в первую очередь, недостаточной степенью детализации в СНС соответствующих показателей, требуемой для формирования важнейших аналитических характеристик статистики государственных финансов.
Основным макроэкономическим показателем, отражающим результаты деятельности единиц государственного сектора, является показатель выпуска, включаемый в ресурсную часть счета производства Системы национальных счетов (СНС). В СНС производство определяется как вид деятельности, осуществляемый под ответственностью, контролем и управлением институциональной единицы, которая использует труд, капитал и товары и услуги для производства товаров и услуг. Производственная деятельность в СНС определяется его границами, охватывающими выделяемые в Системе типы производства по признаку предназначения произведенных продуктов (товаров, услуг) для продажи, собственного использования производителями, предоставления другим единицам на безвозмездной основе или по ценам, существенно отличным от рыночных цен на аналогичные продукты. Стоимостная оценка выпуска в СНС зависит от состава учитываемых при формировании соответствующих оценок видов налогов и субсидий на продукты и на производственную деятельность, выплачиваемых производственными единицами органам государственного управления [5].
В экономическом анализе производства основным объектом, как правило, являются виды деятельности, результат которых связан с выпуском продуктов, поставляемых другим институциональным единицам. В составе продуктов выделяются товары и услуги, включая продукты, содержащие запас знаний. К товарам относятся произведенные материально-вещественные объекты, «на которые существует спрос и в отношении которых могут быть установлены права собственности, которые могут быть переданы от одной институциональной единицы другой путем участия в операциях на рынках». Услуги являются «результатом производственной деятельности, которая меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами» [6].
В соответствии с общей методологией выпуск институциональной единицы формируется как результат экономической деятельности в виде: рыночного производства, нерыночного производства, производства для собственного конечного использования. Рыночное производство определяется как производство за отчетный период товаров и услуг: реализуемых по ценам, оказывающим влияние на рыночную конъюнктуру; обмениваемых на другие товары и услуги; предоставляемых работникам в качестве оплаты труда; передаваемых другим производствам внутри данного производственного подразделения. В составе рыночного производства также учитывается готовая продукция, накапливаемая производителями в виде запасов (включая товары, поступившие в запасы материальных оборотных средств), и незавершенное производство при условии, что такие товары в дальнейшем предполагается использовать предприятием для продажи, обмена на другие товары или услуги, для осуществления платежей в натуральной форме, включая компенсации работникам в виде оплаты труда, или для передачи другим подразделениям предприятия. К нерыночному производству относится производство товаров и услуг, которые предназначены: для собственного конечного потребления, предоставления другим субъектам безвозмездно, продажи по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим влияние на рыночную конъюнктуру. В случаях, когда такие товары предполагается использовать для одной из этих целей, произведенная готовая продукция, накапливаемая в запасах, а также незавершенное производство относятся к нерыночному производству.
Товары и услуги, произведенные и использованные в рамках подразделения предприятия (заведения) в отчетном периоде, в соответствии с принципами СНС должны исключаться из измерения выпуска за исключением случаев, когда произведенные товары, использованы производившим их заведением для целей валового накопления или собственного конечного потребления. При построении показателя валового выпуска для рыночного производства в СНС допускается использование двух видов цен:
основных цен, получаемых производителями за единицу произведенных товаров или услуг за исключением всех видов подлежащих уплате налогов и расходов, связанных с транспортировкой произведенных товаров, и включая все виды получаемых субсидий, связанных с их производством или реализацией;
цен производителей, получаемых производителями за единицу произведенных товаров и услуг за исключением налога на добавленную стоимость (НДС или аналогичных видов вычитаемых налогов) и расходов, связанных с транспортировкой произведенных товаров.
При наличии в системе налогообложения НДС или других видов вычитаемых налогов при оценке объемов рыночного выпуска более предпочтительным в соответствии с методологией СНС является использование основных цен. В случае использования цен производителей в их составе должны быть учтены торговые наценки на поставку товаров и услуг, транспортные расходы, наценки по операциям, связанным с приобретением и продажами финансовых активов и т.д.
Для нерыночного производства показатели выпуска в СНС определяются на основе общих производственных затрат. Для товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления, выпуск оценивается в основных ценах с учетом уровня цен, устанавливаемых на аналогичные рыночные товары и услуги. При отсутствии соответствующей информации при оценках рекомендуется ориентация на показатель общих текущих затрат на производство.
Надежность и достоверность оценок выпуска для единиц государственного сектора экономики в значительной степени определяется качеством исходной информации, используемой при формировании соответствующих аналитических и прогностических показателей. Перспективы повышения их надежности и достоверности в современной международной статистике связаны с расширением источников первичных данных, используемых в дополнение к данным, формируемым на основе результатов традиционных статистических наблюдений, для которых характерны относительно высокие затраты, связанные с их проведением, и относительно низкая оперативность получения информации. Поэтому в настоящее время в соответствии с требованиями потенциальных пользователей информации статистические ведомства во все большей степени ориентируются на использование при формировании статистических показателей на источники, альтернативные традиционным для статистики сплошным и выборочным обследованиям [1].
Перспективы повышения качества формируемой системы макроэкономических показателей в современной международной статистике связаны с расширением информационной базы построения соответствующих оценок и включением в ее состав данных финансовой отчетности организаций. В сравнении с данными, формируемыми в рамках официальной статистики на основе результатов статистических наблюдений, для финансовой отчетности характерны следующие преимущества:
- меньшие затраты, связанные с получением соответствующей информации, которая в ряде случаев может быть получена на безвозмездной основе;
- больший (в ряде случаев практически полный) охват единиц совокупности, являющихся объектами регистрации;
- более высокие качественные характеристики формируемой информации в условиях отсутствия ошибок наблюдений, большей степени надежности и детализации сведений, относящихся к различным группам единиц, выделяемых в структуре генеральной совокупности;
- большая степень актуализации формируемой информации;
- меньшая нагрузка на респондентов, представленных хозяйствующими субъектами, при сборе первичных данных.
В настоящее время формирование финансовой отчетности организаций регламентируется Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) - International Financial Reporting Standards (IFRS), которые ранее определялись как Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS - International Accounting Standards). С 1973 по 2001 г. соответствующие стандарты разрабатывались Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC), которые публиковались под рубрикой международных учетных стандартов (IAS). В 2001 г. Комитет был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) и впоследствии Советом, после принятия существовавших (IAS) стандартов, все новации в этой области публиковались в виде стандартов финансовой отчетности (IFRS).
Основные положения МСФО согласуются с положениями методологии СНС в части учета операций по счетам на основе принципа начисления, использования принципа двойной записи, балансовых построений, стоимостных оценок, обеспечения согласованности системы счетов и др. Стандарты МСФО применяются для различных групп институциональных единиц и распространяются на все формы финансовой отчетности общего назначения. Такая отчетность, как правило, является общедоступной и предназначена для удовлетворения информационных потребностей различных групп потенциальных пользователей, а действующие стандарты могут применяться к финансовой отчетности, составляемой для отдельных компаний, а также к сводной финансовой отчетности, составляемой для групп компаний [3].
Наиболее сложным объектом при оценке валового выпуска для единиц государственного сектора экономики на основе данных финансовой отчетности являются государственные нефинансовые и финансовые корпорации. В СНС нефинансовые корпорации (НФК) определяются как корпорации, основным видом деятельности которых является производство рыночных товаров или нефинансовых услуг. Основную часть сектора нефинансовых корпораций составляют резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, в данный сектор включаются и некоторые некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг, а также ассоциации предпринимателей, финансируемые за счет взносов от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий [6]. В состав показателя валового выпуска НФК в соответствии с методологией СНС включаются следующие элементы: рыночный валовой выпуск, прочий рыночный валовой выпуск, валовой выпуск для собственного конечного использования.
Общая стоимостная оценка рыночного выпуска для НФК формируется на основе учета:
- стоимости товаров и услуг, реализуемых по экономически значимым ценам;
- стоимости товаров и услуг, обмениваемых на другие товары, услуги или активы; стоимости товаров и услуг, используемых для осуществления платежей в натуральной
форме;
- стоимости товаров и услуг, передаваемых или оказываемых другим заведениям предприятий - рыночных производителей, для их использования для промежуточного потребления;
изменений запасов готовых и нереализованных товаров, предназначенных для продажи, обмена, осуществления платежей в натуральной форме или использования для промежуточного потребления другими заведениями предприятий;
- изменений запасов продукции на этапе незавершенного производства, предназначенных для аналогичных целей;
- торговых наценок, транспортных расходов, наценок по операциям, связанным с приобретениями и продажей финансовых активов и т.д.
При измерении выпуска не учитываются товары и услуги, произведенные и использованные в отчетном периоде в рамках отдельных заведений, и учитываются товары, использованные производившими их заведениями для целей валового накопления или собственного конечного потребления. Исходным при формировании показателя выпуска для НФК в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является стандарт (IAS) 18 «Выручка». В положениях стандарта выручка определяется как валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров.
Основным видом выручки для коммерческих предприятий является выручка от продажи товаров (оказания услуг) [2]. В СНС финансовые корпорации (ФК) определяются как институциональные единицы, которые, в основном, заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества. В состав финансовых корпораций включаются резидентные корпорации, занятые преимущественно предоставлением финансовых услуг другим институциональным единицам.
В версии СНС 2008 наиболее разработанными аспектами методологии формирования показателей выпуска счета производства являются положения, относящиеся к финансовым посредникам, представленными банковскими структурами и страховыми компаниями. Для государственных банковских структур показатель выпуска определяется в виде суммы расчетного значения стоимостной оценки услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК) и комиссионных доходов. В СНС стоимостная оценка УФПИК определяется в виде агрегатного показателя -суммы разницы между процентной ставкой, устанавливаемой банками для заемщиков, и «базисной» процентной ставкой и суммы разницы между «базисной» ставкой и ставкой, устанавливаемой банками для вкладчиков. Для реализации данной расчетной схемы необходимы сведения об остатках ссуд и депозитов небанковских клиентов и расчетные оценки соответствующих отклонений процентных ставок по вкладам и выплатам от базисной ставки, как правило, фиксируемой на уровне ее межбанковского значения. В МСФО учет соответствующих банковских операций регулируется положениями ряда стандартов, включая (IAS 1) «Представление финансовой отчетности», (IFRS 2) «Выплаты на основе акций», (IFRS 7) «Финансовые инструменты: раскрытие информации», (IFRS 23) «Затраты по займам», и т.д. [2].
Для государственных страховых компаний, оказывающих услуги страхования, кроме страхования жизни, основными компонентами, включаемыми в схему расчета показателя выпуска, являются. Полученные премии - нетто-перестрахование (минус) бонусы и возмещения (rebates) части платежей - нетто-перестрахование (плюс) изменения других технических резервов (technical provisions) -нетто-перестрахование (не отраженные в других позициях) (плюс) иные доходы, связанные со страховой деятельностью (technical income) - нетто-перестрахование (минус) скорректированные страховые требования, принятые к оплате. Формирование данного показателя относится только к прямому страхованию, не связанному с перестрахованием - страхованием, осуществляемым между страховыми корпорациями. Для государственных страховых компаний, оказывающих услуги страхования жизни методология расчета выпуска основывается на аналогичных принципах, используемых при расчетах выпуска в страховании, кроме страхования жизни. Особенностью используемой расчетной схемы является наличие в составе ее компонентов особых статей, отражающих изменения в технических резервах.
При оценке выпуска товаров и услуг, осуществляемого органами государственного управления и некоммерческими организациями, учитываются особенности выпуска и наличие в его структуре
рыночного и нерыночного производства. При возможности в составе соответствующих производственных единиц необходимо выделение отдельных заведений, занятых соответствующими видами экономической деятельности.
При получении нерыночными заведениями доходов от продаж рыночного выпуска от вторичных видов деятельности, их выпуск в соответствии с методологией СНС должен оцениваться на основе общих затрат на производство. При оценке нерыночного выпуска предприятия стоимость рыночного выпуска предприятия в виде поступлений от продаж рыночных продуктов вычитается из общего выпуска нерыночного заведения. При этом стоимость продаж нерыночных товаров или услуг по ценам, не соответствующим рыночной конъюнктуре, относится к стоимости нерыночного выпуска.
Рассмотренные возможные подходы к оценке выпуска для единиц государственного сектора экономики не учитывают особенности ее отдельных отраслей, прежде всего, отраслей сферы услуг (оптовая и розничная торговля, других видов финансового посредничества и др.). Соответственно, представленные схемы на данном этапе исследований в этой области могут рассматриваться в качестве основы гармонизации показателей, относящихся к учетным системам различных уровней. Корректировка предложенных подходов к измерению выпуска единиц государственного сектора экономики с учетом особенностей ее конкретных отраслей требует более детального изучения соответствующих положений СНС 2008 и МСФО и уточнения методологических подходов к гармонизации компонентов, включаемых в расчетные схемы.
Библиографический список
1. Использование административных и вторичных источников данных в официальной статистике. Руководство по принципам и практике // ООН, Нью-Йорк и Женева, 2011. - 98 c.
2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minfin.ru (дата обращения : 16.01.2017).
3. Связи между счетами бухгалтерского учета предприятий и национальными счетами. Методологические исследования. Руководство по национальным счетам // ООН, Нью-Йорк, 2002. - Серия F. - № 76. - 233 с.
4. Building the System of National Accounts - administrative sources // Eurostat, 2014. -15 p.
5. Giovanna Dabbicco The Boundary of the Public Sector in National Accounts Versus IPSAS // STATISTIKA, 95(2), National Statistical Institute of Italy. - 2015. - 44 p.
6. System of National Accounts 2008 // New York : United Nations, 2009. - 722 p.