ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В.А. Щукин, Н.Л. Сафонова, институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе большинства стран мира. Это объясняется его универсальностью: способностью функционировать практически во всех климатических зонах, в любое время года и вне зависимости от погодных условий (кроме особо неблагоприятных явлений, вызывающих нарушения или ограничения железнодорожного сообщения из-за снежных заносов, размыва железнодорожного полотна, деформации рельс вследствие сильной жары и т.п.). Благодаря своей универсальности, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта, железнодорожный транспорт на протяжении вот уже более 175 лет остается основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения и считается самым надежным.
В России с ее обширной и протяженной территорией и природными особенностями железнодорожные перевозки составляют основу транспортной системы. На их долю приходится более 80 % грузооборота всех видов транспорта и свыше 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, суммарная длина российских железных дорог - 121 тыс. км, в том числе дорог общего пользования - более 85,6 тыс. км. По общей протяженности железных дорог Россия занимает 3-е место в мире, после США и Китая.
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. Но, несмотря на это он считается самым безопасным видом современного транспорта. Согласно информации МЧС РФ, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Между тем, целая череда катастроф с большим количеством пострадавших и жертв, которые произошли за последние годы на железных дорогах в разных странах мира, не позволяют оставлять тему железнодорожной аварийности без внимания и повышают актуальность исследования связанных с ней проблем.
Так, например, 26 мая 2011 на железнодорожном переезде участка Якшанга — Шарья столкнулись грузовой состав и легковая автомашина. Опрокинулись 12 цистерн с горючим, из которых шесть загорелись, произошёл разлив метанола из горящих цистерн. Погибли два человека. 30 января 2012 на Забайкальской железной дороги произошёл сход с рельсов 17 цистерн с нефтью в составе поезда, из них 13 загорелись. В результате инцидента разлилось и сгорело в общей сложности 850 тонн нефти. 29 декабря 2013 произошел взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, осуществлённый террористом-смертником. В результате теракта погибло 18 человек, 45 ранено. 17 мая 2014 года на перегоне Бекасово - Нара в Подмосковье 5 вагонов-платформ грузового поезда столкнулись со встречным пассажирским поездом Москва-Кишинев. В результате столкновения с рельсов сошли 2 вагона пассажирского поезда, вагон был «вспорот» контейнером с вагона грузового поезда. Погибли шесть и пострадали 45 человек. 15 июля 2014 в Московском метрополитене, из-за неисправности стрелочного перевода на перегоне между станциями сошел с рельсов электропоезд; погибло 24, пострадало 217 человек.
Главные причины чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств,
- нарушение правил эксплуатации,
- усложнение технологий,
- терроризм,
- несоблюдение населением правил личной безопасности,
- различные причины природного характера.
Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15 -20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет
порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива.
Аварии с железнодорожным пассажирским транспортом, приведшие к пожару, требуют применения для ликвидации их последствий специальных пожарных поездов. По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд можно приравнять к четырем пожарным частям или 50 пожарным автомобилям. На сегодняшний день в Российской Федерации на вооружении состоит 303 пожарных поезда из них 20% с повышенными тактическими возможностями, а именно есть возможность параллельно с тушением пожаров осуществлять ликвидацию разлива опасных грузов (химических веществ)
Таким образом, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является самым надежным и безопасным из всех видов современного транспорта, в последние годы наметилась тенденция к увеличению риска железнодорожных аварий и ЧС. Как показал проведенный анализ, одной из основных причин аварий выступает «человеческий фактор», существенный вклад вносят также некоторые другие факторы, прежде всего - сильная степень износа транспортной инфраструктуры, неисправности и износ подвижного состава, а также воздействие различных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений. Данная ситуация требует принятия действенных мер по уменьшению риска железнодорожной аварийности, необходимость модернизации транспортной инфраструктуры и обновления подвижного состава, усиления контроля над качеством поставляемых деталей и соблюдением правил безопасности и производственной дисциплины.
Список использованной литературы
1. Петрова Е.Г. Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте// Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Круглый стол. 17 сентября 2015 г. Доклады и выступления. - М.: ФКУ Центр «Антистихия» МЧС России, 2015.397 с. - С. 292-299.
2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] МрБ: //ш.\1к1реё1а. ощ/\у1к1 (Дата обращения: 06.12.2016 г.).