ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
1 2
Линецкий А.Ф. , Селяхина Е.С. Email: [email protected]
1Линецкий Александр Федорович - доктор экономических наук, доцент, профессор,
кафедра внешнеэкономической деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Уральское отделение Российская Академия наук; 2Селяхина Елена Сергеевна - студент магистратуры, кафедра внешнеэкономической деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет, ведущий специалист, отдел международных и региональных выставок, Уральская торгово-промышленная палата, г. Екатеринбург
Аннотация: конгрессно-выставочные мероприятия представляют собой эффективный инструмент продвижения продукции и услуг на межрегиональные и зарубежные рынки, в них активно принимают участие как предприятия и организации, так и регионы и страны. В этой связи особую актуальность приобретает оценка эффективности данных проектов. В статье рассмотрены особенности оценки эффективности конгрессно-выставочных мероприятий с трех различных позиций: с позиции предприятия-участника, организатора и органа государственной власти.
Ключевые слова: конгрессно-выставочное мероприятие, эффективность, выставочно-ярмарочная деятельность.
FEATURES OF THE EFFICIENCY EVALUATION OF INTERNATIONAL CONGRESS AND EXHIBITION EVENTS Linetsky A.F.1, Selyakhina E.S.2
1Linetsky Alexander Fedorovich - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, URAL STATE ECONOMIC UNIVERSITY, LEADING RESEARCHER, INSTITUTE OF ECONOMICS, URAL BRANCH, RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES;
2Selyakhina Elena Sergeevna - Master's degree Student, DEPARTMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, URAL STATE ECONOMIC UNIVERSITY, LEADING SPECIALIST, INTERNATIONAL AND REGIONAL EXHIBITIONS, URAL CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY, YEKATERINBURG
Abstract: congress and exhibition events are an effective tool for products and services promotion to interregional and foreign markets, and enterprises and organizations, as well as regions and countries actively participate in these events. In this regard, the evaluation of the effectiveness of these projects is becoming meaningful. The article describes the features of effectiveness evaluation of the congress and exhibition events from the three different perspectives: from the perspective of the participating enterprise, the organizer and the state authority.
Keywords: congress and exhibition event, efficiency, exhibition and fair activity.
УДК 339.944
История развития на территории России выставочно -ярмарочной деятельности уходит своими корнями в X-XII века. Именно к этому периоду относятся первые упоминания о «крупных торгах». Регулярными ярмарки становятся, начиная с середины XIV века. А к XVII веку Нижегородская, Иркутская и Ирбитская ярмарки упоминаются как широко известные в Европе, Азии и Индии. В 1829 году в Санкт-Петербурге состоялась Первая публичная Выставка российских мануфактурных изделий. В 1851 году Россия приняла участие со своей экспозицией в Первой всемирной выставке в Лондоне и потом, вплоть до 1914 года, активно участвовала в крупнейших международных выставках за границей [1].
В настоящее время международные выставочно-ярмарочные и конгрессно-выставочные мероприятия приобретают особую значимость в связи с активной интеграцией России в мировую экономику, так как являются связующим звеном между внутренним и международным рынками. Выставки и конгрессы генерируют контакты, являются площадками для проведения переговоров, достижения первичных договоренностей о возможности сотрудничества и взаимодействия, продвижения продукции на иностранныйрынок. Кроме того, международные конгрессно-выставочные мероприятия позволяют провести анализ рынка, оценить возможное место предприятия на данном рынке, непосредственно познакомиться с представителями своей целевой группы, узнать ее интересы, требования, оценить реальную платежеспособность и готовность приобретать те или иные продукты или услуги. Также в рамках подобных мероприятий существует возможность прямого взаимодействия с конкурентами, изучения конкурентных преимуществ аналогичных продуктов других компаний, что важно для принятия решения о выведении продукции на тот или иной зарубежный рынок, а также для разработки направлений по изменению и модернизации собственного продукта. Кроме того, выставочное мероприятие позволяет наглядно продемонстрировать товар, в том числе представить его в действии, предоставляет широкие возможности для рекламы.
Одним из существенных преимуществ международных конгрессно-выставочных мероприятий также является возможность коммуникации с представителями органов государственной власти иностранных государств, что существенным образом влияет на продвижение продукции предприятия на зарубежный рынок [2].
В соответствии с Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации под «выставочно-ярмарочной деятельностью» понимается предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
«Конгрессная деятельность» определяется как предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий [3].
Как правило, зачастую мероприятия носят смешанный характер, то есть в рамках выставки также проходят конференции, круглые столы, конгрессы, съезды. Такие мероприятия становятся «конгрессно-выставочными».
Конгрессно-выставочное мероприятие приобретает статус международного, когда количество участников из иностранных государств (в качестве экспонентов, посетителей в составе официальных делегаций, индивидуальных посетителей) составляет не менее 10 процентов от общего числа участников. Таким образом, Конгрессно-выставочное мероприятие с иностранным участием - это мероприятие, количество иностранных участников которого составляет менее 10 процентов от общего числа [3].
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 1273 -р под эффективностью выставочно -ярмарочной деятельности понимается результативность проведения выставочно -ярмарочных и конгрессных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам [3].
Особенностью оценки эффективности конгрессно -выставочных мероприятий является то, что эффективность может быть оценена с нескольких позиций: с позиции клиента, то есть предприятия-участника мероприятия (эффективность участия в мероприятии), с позиции организатора мероприятия (эффективность организации мероприятия) и с позиции органов государственной власти (бюджетная эффективность).
Эффективность участия в международном конгрессно-выставочном мероприятии, например в зарубежной выставке, может быть оценена с помощью показателей, которые могут быть разделены на качественные и количественные.
К качественным показателям участия в международном конгрессно-выставочном мероприятии с позиции предприятия, которое в ходе выставки представляет свою продукцию или ищет потенциальных партнеров, относятся:
- количество полученных отзывов экспертов об экспозиции, продукции и т.д.;
- оценка рынка и положения предприятия на рынке, выявление конкурентов;
- изучение спроса на представленный товар и получение обратной связи по вопросам ценовой политики;
- реклама компании и продукции, повышение узнаваемости бренда;
- поддержание имиджа предприятия;
- знакомство с новыми товарами и технологиями.
К количественным показателям, позволяющим оценить окупаемость инвестиций на участие в международном конгрессно-выставочном мероприятии с позиции компании-экспонента, относятся:
- количество перспективных контактов с целевой аудиторией в рамках выставки;
- количество заключенных контрактов с иностранными партнерами по итогам участия в мероприятии;
- стоимость установленного контакта (общая сумма инвестиций на участие в выставке делится на общее число установленных контактов);
- затраты на впечатление (сумма инвестиций делится на количество посетителей стенда);
- соотношение продаж и контактов (количество контрактов делится на общее число установленных контактов);
- коэффициент заинтересованности посетителей (количество установленных контактов делится на число посетителей выставки);
- финансовая эффективность затрат (общий объем продаж за определенный временной интервал делится на объем инвестиций) и другие [4].
Стоит отметить, что проявление конкретного эффекта от участия в международном конгрессно-выставочном мероприятии имеет определенный временной лаг. Полученные в рамках выставочного мероприятия контакты могут
перерасти в контракты и последующие продажи через несколько месяцев или даже через год после участия в выставке. Данный временной лаг и отложенный эффект следует учитывать при анализе эффективности участия в деловых мероприятиях.
Эффективность инвестиционных вложений с позиции компании-организатора конгрессно-выставочного мероприятия оценивается с точки зрения окупаемости инвестиций. Для оценки применяются показатели оценки эффективности инвестиционного проекта: срок окупаемости проекта (Payback Period - РР), рентабельность инвестиций (Accounting Rate of Return - ARR), чистый доход, или чистый денежный поток (Net Value - NV), индекс доходности инвестиций (PI), максимальный денежный поток, или потребность финансирования (Cash Outflow-CO), интегральный экономический эффект (Net Present Value - NPV), дисконтированный срок окупаемости (DDP), индекс доходности дисконтированных инвестиций (Profitability Index - PI), внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return - IRR), максимальный денежный отток с учетом дисконтирования (DCO).
Бюджетная эффективность конгрессно-выставочного мероприятия включает выгоды государства, полученные по итогам проведения мероприятия. Данные выгоды могут носить материальный и нематериальный характер. К материальным выгодам относятся налоговые поступления, полученные бюджетами всех уровней по результатам исполнения внешнеторговых контрактов, заключенных в ходе конгрессно-выставочного мероприятия, а также налоговые поступления от деятельности объектов размещения, транспортных компаний, кафе и ресторанов и других инфраструктурных объектов, доходы которых в разы возрастаю в период проведения значимых международных мероприятий [6]. К нематериальным выгодам относятся имиджевый эффект от продвижения территории и значимых государственных проектов.
Таким образом, по мнению авторов, конгрессно-выставочная деятельность сегодня является эффективным инструментом инвестиционной и макроэкономической политики. Такие мероприятия формируют значительные финансовые потоки, благодаря чему их организация становится целой индустрией. При принятии решения об организации или участии в конгрессно-выставочном мероприятии необходимо понимать, какова его эффективность, а также учитывать особенности оценки эффективности данных проектов.
Список литературы /References
1. Филоненко И. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/ (дата обращения: 19.11.2018).
2. Кузьминова Ю.В., Болотова И.С. Выставочные мероприятия в формате коммуникативной площадки как качественное и многофункциональное средство продвижения товара // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2016. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eianbook.com/joumal/issue/302346 / (дата обращения: 19.11.2018).
3. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 1273-р. Режим доступа: КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.11.2018).
4. Смирнова О.В. Методические аспекты оценки экономической эффективности участия промышленного предприятия в выставочной деятельности // Транспортное дело, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 19.11.2018).
5. Сулейманова К.А. Методика определения бюджетной эффективности проведения выставочных мероприятий. Режим доступа: http://www.vakizdat.ru/konferencii-vakizdat/ocmenu/89-oc-1.html.
6. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия: учебное пособие: в 2 ч. / Е.Н. Борисова и др.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2014. Ч. 1. 215 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/15/p483355.pdf / (дата обращения: 19.11.2018).