В.Ю. Звягина
Особенности отражения «русского стиля» в журналистике рубежа Х1Х-ХХ вв.
В российской прессе рубежа Х1Х-ХХ вв. отчетливо прослеживается национальный подъем (родившийся еще в начале Х1Х в., после победы над Наполеоном): рассматриваются вопросы патриотизма, возникновения славянских корней, православия, отечественной истории. Большое внимание уделяется новому течению искусства той поры - русскому стилю. Иллюстрируют журналы того времени законодатели русского стиля в искусстве.
Ключевые слова: русский стиль, мамонтовский кружок, художественные журналы рубежа Х1Х-ХХ вв.
Под термином «русский стиль» подразумевают один из неостилей в русском искусстве в середине и конце XIX в. Каковы были предпосылки его возникновения? В первой половине XIX в. бурное развитие получает движение национального романтизма, которое приходит на смену полуторовековому увлечению Западом. Причиной разочарова-
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
ния в европейской культуре становится военное поражение Наполеона в войне 1812 г.
Россия обращается к своему богатейшему историческому прошлому. Тема исторических судеб страны и ее народа становится средоточием духовных интересов общества, и теперь именно в этой теме усматривается главный смысл существования искусства как средства осознания личностью своего времени и себя. Теме России придается большое значение на государственном уровне: Николай I поручает архитектору К.А. Тону разработку проектов зданий в русском стиле. В 1838 г. начинается строительство Большого Кремлевского дворца, отразившего идею самодержавия, в 1839 г. воздвигается Храм Христа Спасителя как выражение идеи православия, а затем, в 1853 г., Тон разрабатывает проекты русских поселений, отражающих понятие народности.
Своеобразная мода на все русское становится всеобъемлющей. Н.М. Карамзин создает «Историю государства Российского», историки Д.И. Иловайский и С.А. Гедеонов отвергают норманнскую теорию происхождения русской власти, В.А. Жуковский переводит на современный язык «Слово о полку Игореве», И.В. Киреевский издает собрание русских былин, А.Н. Афанасьев - сборник русских народных сказок, Ф.И. Буслаев - труды по древнерусской словесности и древнерусской иконографии. Композиторы, ставившие целью воплощение русской национальной идеи в музыке, объединяются в «Могучую кучку» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков).
Русский стиль затрагивает и тогдашнюю моду. В 1834 г. специальным указом Николая I при императорском дворе утверждается новый покрой женского парадного платья «в русском духе». Наряд дополняется кокошником с вуалью (для замужних дам) или головной повязкой с вуалью (для девиц). Позже, уже при Николае II, разворачиваются грандиозные костюмированные балы, где все гости предстают в костюмах времен допетровской Руси.
На рубеже ХК-ХХ вв. русский стиль проникает и в бытовую жизнь человека. В нем оформляются интерьеры, изготавливается мебель и посуда, шьются костюмы. На афишах, рекламных плакатах, театральных программах, меню торжественных обедов, торговых упаковках появляются стилизованные изображения сказочных расписных теремов, былинных богатырей, красавиц в сарафанах и кокошниках. Повсеместно распространяются мотивы деревянной резьбы, кружева, вышивки.
Если говорить об очагах возрождения древнерусского искусства, то здесь инициатором становится художественный кружок подмосковного Абрамцево, который возглавляет меценат С.И. Мамонтов. В Талашкино
под Смоленском княгиня М.К. Тенишева создает второй центр возрождения русской народной культуры. Третий — и самый важный центр русского стиля - формируется в Русском городке Царского Села при Феодоровском Государевом соборе. Первые два центра ставят вопросы русского стиля, а последний дает ответы на них, причем на государственном уровне. Знаменательным стало и возникновение «Общества возрождения художественной Руси» - организации, распространявшей в народе традиции древнерусского творчества.
Кто стал свидетелем той эпохи? Конечно же, русская журналистика, с помощью которой мы теперь узнаем обо всех происходивших в то время событиях. О творцах и идейных вдохновителях рассказывают такие журналы, как «Мир искусства», элитарное издание «Столица и усадьба», журнал «Старые годы», этнографическое издание «Живая старина», журналы «Золотое руно», «Зодчий», «Аполлон», «Нива», менее распространенные издания, такие как «Искусство и художественная промышленность», «Печатное искусство», «Новая иллюстрация», «Искусство и печатное дело», «Среди коллекционеров», «Искусство строительное и декоративное», «Керамическое обозрение», «Выставочный вестник», «Зодчий», газеты «Утро России» и «Русское слово».
Один из символичных текстов был подготовлен в журнале «Столица и усадьба». Это петербургское издание, выпускаемое в свет журналистом и литератором В.П. Крымовым, было посвящено светской жизни обеих столиц, охоте, спорту, коллекционерству, жизни русской усадьбы. В статье говорилось об усадьбе Абрамцево, которой владел меценат и строитель Ярославской железной дороги Савва Мамонтов. Савва Иванович - видный промышленник, а также меценат, готовый поддерживать талантливых людей. Усадьбу Абрамцево Мамонтов приобрел у потомков писателя С.Т. Аксакова и превратил ее в художественный центр. Ядро объединения составили В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.А. Гартман, И.П. Ропет, М.М. Антокольский, К.А. Коровин, С.В. Малютин, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, Ф.И. Шаляпин.
Творческое объединение становится законодателем русского стиля. Новый взгляд на народное наследие России выражается в глубоком интересе к старинным формам, орнаментам, мотивам, в постижении внутренних законов создания древнерусских образцов искусства. В Абрамцево кипит жизнь: создаются картины, например, такие художественные шедевры, как «Аленушка», «Богатыри» Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова. Творческой группой ставятся спектакли на народные темы, в мастерской усадьбы возрождается и распространяется среди местного крестьянства искусная резьба по дереву. По эскизу Васнецо-
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
ва силами Мамонтова и его окружения возводится усадебная церковь, художниками абрамцевского кружка также создаются иконы для нее. Архитекторы (Г артман и Ропет), оттачивая русский стиль в архитектуре, создают флигель-мастерскую, баню-теремок, легендарную избушку на курьих ножках Бабы-Яги [5]. Красотой и самобытностью этих построек и сейчас восхищаются приезжающие в Абрамцево посетители. Если заглянуть внутрь усадебного дома, то и здесь отразился русский стиль в печных изразцах, искусно созданных художником Врубелем.
Развивается интерес к русской старине. Стараниями жены Мамонтова Елизаветы Григорьевны создается музей, где сосредотачивается все то, что сохранилось в русских деревнях. Музей быстро растет, а вместе с ним и любовь жителей Абрамцева к бытовому прошлому России.
Стоит уделить внимание и постановкам собственных спектаклей кружка: участники готовят декорации, шьют костюмы, выступают в роли певцов и актеров. В таких инсценировках участвует Ф.И. Шаляпин. Почти всегда эти постановки выходят за рамки Абрамцево и с успехом проходят в Москве. По словам С. Пиро, «такая постановка тогда и не снилась еще ни одному театру» [7, с. 5]. Здесь впервые в качестве декоратора проявляет свои способности К.А. Коровин, впоследствии известный религиозный живописец.
Статьи, посвященные деятелям русского стиля, публиковались в журнале-манифесте «Мир искусства». Он издавался в Петербурге при поддержке С.И. Мамонтова и М.К. Тенишевой, в качестве редактора выступал А.Н. Бенуа. Символично, что в одном из первых номеров «Мира искусства» были опубликованы биография, художественные работы и сказка в память Е.Д. Поленовой - сестры художника.
В журнале помещались фотографии произведений творцов русского стиля, будь то архитектура или прикладное искусство. Публиковались фотографии картин Серова, Васнецова, Нестерова и других художников. Среди прочих вышла в свет статья, посвященная фрескам Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве.
Интересно сочинение Сергея Дягилева о блистательном архитекторе и художнике С.В. Малютине и его работах в имении княгини Тенишевой. Дягилев пишет: «Отлично помню то впечатление, которое произвели на меня его (Малютина. - В.З.) акварели к пушкинским сказкам, когда он мне впервые в Москве принес их в “Славянский базар”. Красота и новизна колорита была совсем обольстительна; акварели казались кусками каких-то дорогих и редких материй, и притом это были работы русского человека, не только знающего и любящего русскую сказку, но и самого вышедшего из какого-то иного мира, ничего общего не имеющего с
тою космополитичной художественною средою, к которой принадлежит большинство современных начинающих и процветающих художни-ков.<.. .> Когда Малютин появился со своими акварелями, уже существовали и Васнецов, и Поленов, и Коровин. С последним у Малютина было больше всего общего - оба они были типичные северяне и врожденные колористы. По существу же, дарования их рознились. В то время как Коровин развертывал свои северные гобелены, Малютин сверкал маленькими самоцветными камнями. На первом глаз отдыхал, на втором воспламенялся» [3, с. 158].
В качестве иллюстрации к статье были помещены фотографии терема и усадебного театра в Талашкине, спроектированные Малютиным. «Какое милое и художественное впечатление производят все эти затейливые и вместе с тем простые теремки. в них есть характерно малютин-ское, а вместе с тем и русско-деревенское, свежее, фантастичное и живописное. Не знаешь, где начинается прелесть творческой фантазии и где кончается прелесть русского пейзажа. Ворота с диковинными птицами, ведущие в лес, переплетаются с ветвями сосен на фоне просвечивающей пелены глубокого ослепительного снега» [3, с. 158], - пишет Дягилев.
В одном из выпусков «Мира Искусства» были опубликованы эскизы работ Репина, на которых изображался великолепный по красоте русский терем.
В 1900 г. в том же журнале печатается статья профессора И.-А.-М. Фуртвенглера, повествующая о художественных (музейных) хранилищах. Текст иллюстрирован произведениями Нестерова и Серова.
Забегая немного вперед, отметим: уже в период т.н. неорусского стиля, который следует после русского стиля, появилась знаковая статья и иллюстрации к ней Ивана Билибина, известного иллюстратора детских сказок. Для вдохновения в создании своих сказочных иллюстраций Билибин исследовал Русский Север. Итогом его долговременной поездки становится публикация «Народное творчество Русского Севера» [2, с. 308]. В тексте статьи Билибин размышлял о возрождении русской традиции в искусстве, называл ту (допетровскую) эпоху XVII в. «очаровательным, сказочным временем в отношении народного художественного творчества» [Там же]. На иллюстрациях к статье можно увидеть образцы деревянного зодчества, предметы крестьянской утвари, вышитые самобытным орнаментом скатерти.
Русская тема так или иначе популяризировалась и в других изданиях. К примеру, в журнале «Живая старина», издаваемом отделением этнографии Императорского русского географического общества, была опубликована статья «Поверья о богатырях» [4, с. 80].
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
В журнале «Старые годы» в отделе «Библиографические листки» можно обнаружить статью «Из области старинной символики в русской иконографии» [11, с. 530]. В известном «Золотом Руне» публиковались статьи «Фрески паперти Благовещенского собора в Москве» [10, с. 21] и «Русский жанр XVII века (заметка из истории русской миниатюры)» [9, с. 89] А.И. Успенского.
Русский стиль и его творцы проникают в нехудожественные специализированные издания: ежедневная газета «Утро России», орган промышленных и банковских магнатов, издаваемая П.П. Рябушинским, публикует обширную статья о смерти Врубеля, одного из отцов-основателей русского стиля.
Нельзя не отметить искусно оформленное в русском национальном стиле издание «Искусство строительное и декоративное» (редактор Л.П. Бетелев), ставящее целью «способствовать развитию национального и самобытного в архитектуре, живописи, скульптуре и искусствах, к ним примыкающих, отмечая успехи нового движения» [1, с. 5]. В первом же своем номере журнал заявил, что берет на себя «задачу отмечать победоносное шествие русского искусства» и становится «серьезным выразителем заветных дум и лучших стремлений всего общества» [Там же].
В журнале одной из знаковых становится статья, посвященная архитектору Гартману и его проекту дачи И.Ф. Мамонтова. На иллюстрациях к статье мы видим проект потрясающего своими масштабами и декором дачного дома, выполненного в русском стиле.
Русский стиль проникает и в тексты рекламного характера. Интересна реклама, выполненная с использованием древнерусских шрифтов. Она представляла общественности услуги мастера Маркова, осуществлявшего каменные, бетонные и другие строительные работы. Далее указывался точный адрес владельца мастерской.
Один из колоритных журналов - «Искусство и художественная промышленность». Здесь была опубликована статья о Васнецове: «Виктор Михайлович Васнецов и его работы. Воспоминания и заметки В.В. Стасова» [8, с. 65]. В сочинении описано первое знакомство Стасова и Васнецова, состоявшееся в Императорской публичной библиотеке. Здесь же помещена биография Васнецова, рассказано о самых знаменательных событиях в жизни известного художника. Статья богата стилистически. В качестве иллюстраций подобраны великолепные работы Васнецова.
Представлена также обширная статья, дающая обзор художественных изданий за 90 лет (1807-1897 г.). Автор анализирует программы художественных журналов, их проблемы, достоинства и недостатки. Иллюстративный ряд выполнен в русском стиле.
Важно отметить, что русский стиль проник не только в так называемые элитарные профессиональные журналы. В доступной и массовой «Ниве» также отразились модные веяния: например, № 51 за 1911 г. был объявлен «рождественским». На обложке мы видим ангела, держащего над головой свиток с надписью «Слава в вышних Богу и на земли мир и в человецех благоволение». В номере публикуются материалы о празднике Рождества и другие, раскрывающие суть русских обычаев и традиций.
В заключение следует отметить, что изучение проявлений «русского стиля» в журналистике рубежа Х1Х-ХХ вв. позволяет окунуться в богатую историю России, оценить наше художественное наследие. Журналы и газеты - теперь не только информаторы, а настоящие произведения искусства. Особенности оформления изданий в национальном стиле России, тематика текстов, искусно подобранные иллюстрации, их характер, - все это способствовало эстетическому воспитанию читателя и поддерживало в нем патриотические чувства.
Библиографический список
1. Анонимно. Вместо предисловия // Искусство строительное и декоративное. 1903. № 1-2.
2. Билибин И.Я. Народное творчество Севера // Мир искусства. 1904. № 7-12. С. 303-318.
3. Дягилев С.П. Несколько слов о С.В. Малютине // Мир искусства. 1903. № 4. С. 157-160.
4. Манжура И. Поверья о богатырях // Живая старина. 1892. № 1.
5. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 2013.
6. Прахов Н.А. Старое Абрамцево. Воспоминания детства. М., 2013.
7. Спиро С. Мамонтовский кружок // Столица и усадьба. 1914. № 23. С. 4-9.
8. Стасов В.В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы. Воспоминания и заметки В.В. Стасова // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 1-2. С. 65-96.
9. Успенский А.И. Русский жанр XVII века (заметка из истории русской миниатюры) // Золотое руно. 1906. № 7-9. С. 89-97.
10. Успенский А.И. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве // Золотое руно. 1906. № 7-9. С. 21-32.
11. Яцимирский А.И. Из области старинной символики в русской иконографии // Старые годы. 1907. № 10-12. С. 527-533.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова