УДК 913(470,6) ,
Д. Г. Торчинов
ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА РСО-АЛАНИЯ
Структура экономики Северной Осетии сформировалась за последние 30 лет и в ее эволюции можно выделить следующие этапы:
1.—70-е—80-е годы прошлого столетия характеризовались постепенным снижением темпов роста и последующей стабилизацией хозяйственного развития; в этот период происходит усложнение отраслевого состава материального производства за счет создание предприятий машиностроения, в том числе приборостроения и электроники, химической и легкой промышленности; к этому времени в Республике сложился крупный рекреационный комплекс Всесоюзного масштаба.
2.—все девяностые годы в Северной Осетии, как и в Российской Федерации в целом вплоть до дефолта 1998 года наблюдалось падение объемов производства; при этом глубина спада хозяйственной деятельности в Республике было существенно больше, чем в других регионах. В результате общеэкономического кризиса в Российской Федерации промышленность Республики Северная Осетия—Алания, как одна из высокоинтегрированных, оказалась в сложном положении. Кризис в станкостроении, тракторостроении и ряде других отраслей функционировавших на территории бывшего СССР—основная причина приостановки республиканских заводов, выпускавших комплектующие изделия в рамках соответствующих производств. Уменьшение оборонных заказов в России привело к резкому спаду объемов производства продукции предприятиями оборонного комплекса, расположенных на территории Республики Северная Осетия Алания.
Так, уровень промышленного производства в 1997г. составил всего лишь 14,2% от уровня 1990г. (по России в целом—51%), сельскохозяйственной продукции—56% (по России—64%). Республика относится к числу депрессивных регионов страны, в которой показатель производства валового регионального продукта на душу населения в указанном году составлял 32% от среднего по РФ показателя. В этот же период доля убыточных промышленных предприятий достигала 50%, а сельскохозяйственных—76%. Эти обстоятельства не могли не сказаться на развитии городских и сельских поселений. Снизилась социальная мобильность населения и возросла самозанятость людей. Преимущественное развитие получили местные связи, что отразилось на функционировании всей системы расселения республики.
3.—в начале XXI века, после дефолта 1998г. наметились некоторые позитивные тенденции в развитии промышленности, прежде всего в производстве цветных металлов и продовольствия, но тем не менее Республика остается депрессивным регионом с высокой долей трансфертов из федерального центра в доходной части бюджета.
© Д. Г. Торчинов, 2007
Развитие экономики еще не приобрело устойчивый характер и одна из причин такого положения—сохраняющаяся военно-политическая напряженность на востоке и на юге республики. На это следует обратить особое внимание, поскольку внеэкономические факторы оказывали и продолжают оказывать влияние на социально-экономическое развитие Республики. Условно следует выделить две группы причин:
Первая группа—включает в себя причины, предопределившие резкое изменение положения Северной Осетии на политическом и экономическом пространстве России и бывшего Советского Союза. Геополитическое значение Республики существенным образом возросло, в связи с тем, что южная граница Республики совпадает с государственной границей РФ и Республики Грузия. При этом пересечение границы при сохранении особого статуса Южной Осетии остается относительно свободным. Учитывая, что правящая элита Грузии в своих политических приоритетах ориентируется на Запад, добиваясь присоединения страны к блоку НАТО, неизбежно возникает необходимость укрепления пограничной зоны, что влечет за собой дополнительные финансовые и материальные затраты. События в Южной Осетии летом 2004г. свидетельствуют о реальности возникновения военного конфликта, в который может быть вовлечена Россия и, соответственно, РСО—Анания. Напряженность политической и криминогенной ситуации определяется также тесным соприкосновением с зоной постоянных конфликтов на территории Ингушетии и Чеченской республики. По существу, часть территории Пригородного района выпадает из экономической жизни Республики. При всей сложности организации хозяйственной деятельности и относительно нормальных условий жизни населения республика успешно выполняет важные для всей России геоэкономические функции. Через ее территорию проходят транспортные коммуникации, связывающие РФ и страны Закавказья, Значение этого направления чрезвычайно велико. Движение грузов вдоль каспийского и черноморского побережий в Закавказские республики затруднено и весьма ограничено из-за-сохранения напряженности между Арменией и Азербайджаном и Грузией и Абхазией. Для Армении транспортный коридор через территорию Северной Осетии стал надежным путем доставки необходимых для изолированной республики продовольственных и промышленных товаров. Активно использует этот канал связи с Россией население Грузии, доставляя в Москву и другие регионы продукты сельского хозяйства. Таким образом, геоэкономическое значение Северной Осетии далеко выходит за границы своего региона и приобрело международный статус. Контроль за движением грузов открывает возможность влиять на политические процессы в регионе.
Вторую группу—составляют факторы, определившие более значительные по сравнению с другими регионами России темпы падения объемов хозяйственной деятельности и уровня жизни населения. Разрыв экономических и социальных связей с сопредельными республиками и краями, приток беженцев и переселенцев не только из субъектов Российской Федерации, но и из стран СНГ и, прежде всего из Грузии, существенным образом увеличил нагрузку на объекты социальной и инженерной инфраструктуры. Сокращение поставок сельскохозяйственного сырья из других регионов и, прежде всего, из Краснодарского края и Ставрополья явилось одной из причин стагнации пищевой и легкой промышленности. В Республике сохраняется высокий уровень безработицы и сложная криминогенная обстановка. На протяжении всех 90-х годов прошлого столетия продолжался рост населения при одновременном изменении национального состава. Из республики уезжали представители славянского этноса и приезжали осетины, грузины, армяне, выходцы из республик Центральной Азии.
SWOT—анализ социально-экономического развития Северной Осетии—Алании
Сильные стороны Слабые стороны
1 Высокий природно-ресурсный потенциал 1 Низкая адаптируемость управленческих
2 Выгодное географическое положение структур и населения к рыночным условиям
3 Хорошо развитая транспортная сеть 2 Слабая социальная обустроенность территории
4 Наличие квалифицированной рабочей силы 3 Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры
5 Развитость системы городского и сельского расселения 4 Высокая степень физического и морального износа производственных фондов
6 Высокий уровень урбанизированное™ 5 Слабость градообразующей основы местных
7 Созданная материально-техническая база 6 организующих центров
развития промышленности Невозможность использовать в современных условиях в полном объеме рекреационные ресурсы
8 Богатое природное и культурно-историческое наследие
7 8 Низкая покупательная способность населения Стагнация поселенческой сети в горных районах
Возможности Угрозы
1 Более полное использование агро-природного 1 Сложная геополитическая обстановка
потенциала 2 Близость к зоне военных конфликтов
2 Развитие индустрии туризма и санаторно- 3 Опасность схода лавин и оползней
курортного хозяйства 4 Высокий уровень загрязнения окружающей
3 Возрождение производственных мощностей среды
предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности 5 Застойный характер промышленного спада
4 Диверсификация экономической базы развития 6 Слабая предпринимательская активность
городов 7 Низкая инвестиционная привлекательность
5 Усиление районоорганизующей роли региона
Владикавказской агломерации 8 Администрирование бизнеса
6 Развитие малого и среднего бизнеса, особенно в сельской местности
7 Снижение антропогенного давления на природные экосистемы
8 Расширение межрегиональных связей
В табл. 1 приведен SWOT—анализ социально-экономического развития Северной Осетии—Алании, который дает представление о преимуществах и рисках использования территориальных ресурсов. Одно из ограничений успешного реформирования хозяйства, а также институциональной структуры было названо: вооруженные конфликты на границах республики. Необходимо было принять и обустроить беженцев и переселенцев. Приток значительного числа мигрантов усилил социальную дезорганизацию общества. Как и в других субъектах РФ, где экономический спад оказался особенно значительным, в РСО—Алания проявились признаки социальной деградации населения, в том числе—в демографическом развитии. Следует обратить внимание
ИЗ
также на следующие обстоятельства. Сильные стороны социально-экономического развития Республики связаны с наличием здесь богатого природно-ресурсного потенциала, созданной в предшествующие годы материально-производственной базы и квалифицированной рабочей силы. Кроме того, важным фактором хозяйственного развития может стать транзитное положение Республики по направлению «север-юг».
В Республике сформировалась развитая система транспорта и связи. По ее территории проходят участок Северо-Кавказской железной дороги от станции Эльхотово до станций Ардон-Алагир, Ардон-Дигора, Беслан-Владикавказ, Беслан-Долаково и железнодорожная линия Прохладная-Моздок-Гудермес (длина железных дорог общего пользования 149км); единственный прямой выход из России в Закавказье—участок Военно-Грузинской автомобильной дороги от г. Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье и участок Транскавказской автомобильной дороги от г. Алагира до российско-грузинской границы на Рокском перевале (трасса бывшей Военно-Осетинской дороги); участок Государственной автомобильной дороги федерального значения «Кавказ» (Ростов-на-Дону-Махачкала), протяженностью 65км, от административной границы между Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Северная Осетия-Алания, через г. Беслан и до административной границы между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Ингушетия. Владикавказ соединен автодорогами с твердым покрытием со всеми районами республики. По территории республики пролегают магистральные газопроводы—Ставрополь—Моздок—Владикавказ—Тбилиси, Ставрополь—Моздок—Владикавказ—Ереван, Ставрополь—Моздок—Грозный, Ставрополь—Моздок—Беслан—Нальчик.
Железные дороги пересекают территорию равнинных районов и очень близко подходят к горным, что позволяет иметь сравнительно короткие пути подвоза сырья, готовой продукции и пассажиров к основной железнодорожной магистрали и к аэропорту, расположенному в 20 км от Владикавказа. Основной вид транспорта—автомобильный. Протяженность автогужевых дорог составляет около двух тысяч км. По территории Северной Осетии проходят автомобильные дороги, входящие в систему так называемого «Кавказского кольца»: Ростов-на-Дону—Баку—Ереван—Тбилиси—Новороссийск. Однако все эти и другие благоприятные предпосылки не могли быть реализованы за последние годы.
По данным исследования, проведенного по определению рейтинга инвестиционного климата регионов страны, Северная Осетия характеризуется «незначительным потенциалом—высоким риском» [1]. Ранг инвестиционного риска крайне высокий—79. Если проанализировать составляющие этого показателя, то в наибольшей степени он формируется за счет сложной криминогенной обстановки и явно недостаточного финансирования проводимых реформ. Ранг инвестиционного потенциала Республики более предпочтительный—64, что свидетельствует о неиспользованных возможностях развития экономики. Сдерживающими факторами по мнению разработчиков рейтинга инвестиционной привлекательности выступают следующие: производственный, институциональный и инновационный. Стимулирующими факторами выступают трудовые ресурсы и развитая инфраструктура, т.е. достаточно густая сеть транспортных коммуникаций, оптовых баз и т.п.
При сравнении результатов определения ранга РСО-Алания с привлечением различных показателей и 8\УОТ-анализа можно отметить почти полное совпадение. В том и другом случае отмечается в качестве сильных сторон развития республики природные ресурсы и квалифицированная рабочая сила, а слабых—износ производственных фондов и устаревшая институциональная структура.
Однако из поля зрения выпали другие обстоятельства, которые тормозят социально-экономическое развитие. Во-первых, после распада СССР Северная Осетия оказалась на периферии экономического пространства страны, вдали от основных центров хозяйственной активности. Во-вторых, в структуре экономики доминирует промышленное производство, в котором велика роль тяжелой индустрии. Третичный сектор остается слабо развитым. Эта особенность важна для понимания характера распределения и использования трудоспособного населения по видам деятельности, а также для выявления причин загрязнения окружающей среды.
В структуре валового регионального продукта (ВРП) на долю производства услуг приходится 51,2%, товаров—48,8%, включая чистые налоги на продукты и импорт. При этом доля рыночных услуг постоянно растет, и достигла одной трети ВРП. Обращает на себя внимание относительно высокая доля товаров, что объясняется отчасти структурой хозяйственной деятельности, в которой традиционно доминировали отрасли тяжелой промышленности и оборонного назначения.
Об отставании в проведении экономических реформ свидетельствует относительно высокая доля занятых в учреждениях и предприятиях с государственной и муниципальной формами собственности (52%). 64% опрошенных представителей малого бизнеса утверждают, что при проверке их деятельности допускаются нарушения законодательства.
Таблица 2
Структура занятости в основных отраслях экономики Северной Осетии—Алании (в%) по [3]
Отрасли экономики 1992 г. 2002 г.
Промышленность 30,9 17,1
Сельское и лесное хозяйство 11,9 , 14,8
Строительство 10,6 7,7
Транспорт и связь 5,0 5,8
Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и торговля 8,8 13,3
Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание 4,4 5,0
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение 7,8 9Д
Образование, культура и искусство, наука и высшее образование 15,2 16,4
Кредитование, финансы и страхование 0,6 0,9
Управление 3,2 7,5
Другие отрасли 1,6 2,4
Всего занято в экономике 100 100
Несколько отличаются изменения в структуре занятости в отраслях экономики Северной Осетии по сравнению со средними данными по РФ. Так, в республике увеличилась доля работающих в аграрном секторе хозяйства , а в России в целом сократилась (табл. 2). Занятость в организациях кредитования, финансов и страхования хотя и возрасла, но не столь существенно, как в регионах—донорах. Вместе с тем спад в промышленном производстве оказался более значительным, чем в других регионах страны. Аналогичные изменения отмечаются в строительной индустрии. Это еще раз свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности региона. В то же-время быстро росла занятость в структуре управления.
В табл. 2 отдельно не выделена такая отрасль экономики, как рекреация, в том числе туризм. Обладая богатым природным потенциалом и ранее созданной санаторнокурортной и туристической инфраструктурой (курорты: Кармадон, Тамиск, Цей), Республика не входит по уже названым причинам в число привлекательных для туристов регионов страны.
Ведущей отраслью хозяйства остается промышленность. На ее долю приходится 75% валовой продукции сферы материального производства. Причем половину ее дают отрасли тяжелой промышленности, среди которых первое место принадлежит цветной металлургии. Кроме того, хорошо развиты такие отрасли как электротехническая, приборостроение, электроника, металлообработка, промышленность строительных материалов и пищевая. Всего на территории Республики действуют 230 предприятий. Основные промышленные центры—города Владикавказ, Алагир, Беслан, Моздок. Ведущие предприятия:—«Электроцинк», «Победит», «ОЗАТЭ», «Электроконтактор», крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат (БМК), мебельное объединение «Владмебель-Казбек», стекольный и электроламповый заводы. Функционируют 5 гидроэлектростанций (Ордженикидзевская, Гизельдонкая, Эзминская, Беканская, Бесланская), средней мощностью в пике около 80 Мвт. Продвинулось строительство крупной Зарамагской ГЭС. Работает Дигорская ТЭС.
В последние годы вновь востребована продукция ряда предприятий электронной промышленности. На общефедеральном уровне взят курс на предметную поддержку ВПК. Свинец, цинк, серная кислота, стеклотара, электронные изделия, специальное технологическое оборудование для электроники и приборостроения, приборы ночного видения, полимерные материалы, электролампы, газовые плиты, твердые сплавы, технические камни, часы, мебель и другая продукция поставляется во все концы содружества, экспортируется в 40 стран мира. Достижения электронно-оптической промышленности республики не имеют аналогов в мире. -
В табл. 3 приводятся данные, характеризующие особенности социально-экономического развития административных районов Республики. Обращает на себя внимание высокая доля г. Владикавказа в объеме промышленного производства—почти 70%. Если учесть то обстоятельство, что в пределах транспортной доступности от республиканской столицы находятся наиболее значимые промышленные центры Северной Осетии, то значение Владикавказа существенно возрастает. Так, расстояние до ближайшего города Беслана всего 22 км., несколько дальше располагаются следующие города: Дигора—49 км., Алагир—54 км, Моздок—92 км. Кроме того в непосредственной близости находится с. Октябрьское—центр Пригородного района и на трассе между Владикавказом и Моздоком—с. Эльхотово—центр Кировского района. К столице тяготеют поселки городского типа Мизур и Садон, где работает один из старейших горнообогатительных комбинатов, поставляющий концентрат свинцово-цинковых руд на комбинат во Владикавказе. Только один районный центр с. Чикола занимает периферийное положение. Но Ирафский район дает всего лишь 0,11% промышленной продукции республики. Таким образом, можно сделать вывод, что Владикавказ и его ближайшее окружение сосредотачивают практически весь промышленный потенциал республики. Он выступает ядром формирующейся агломерации, включающей не только города и рабочие поселки, но и сельские поселения прилегающих районов.
Особое положение занимает г. Моздок—центр аграрно-промышленного района с хорошо развитыми транспортными функциями. Он находится на стыке нескольких субъектов РФ и через него проходят потоки грузов и пассажиров, соединяющие восточные и западные регионы Северного Кавказа.
Основные показатели социально-экономического развития районов Северная Осетия—Алания по [4]
Административно-территориальные таксоны (районы) Территория кв. м. Доля в площади республики (в%) Численность населения (тыс. чел.) Доля в общей численности населения (В %) Плотность населения Плотность расселения на 100 кв. м. Доля городского населения (в %) Доля в объеме промышленного производства (в %)
1 Владикавказ и подчиненные администрации, населенные пункты 291 3,6 332,1 46,7 1110 3,4 99,3 69,7
2 Алагирский 2014 25,4 38,6 5,7 19,0 2,8 69,7 2,1
3 Ардонский 377 4,2 28,8 3,9 76,0 2,4 60,7 2,0
4 Дигорский 585 7,5 20,6 2,8 35,0 0,8 57,3 1,8
5 Ирафский 1376 17,1 15,7 2,2 11,4 2,6 - 0,1
6 Кировский 411 5,1 26,6 3,7 63,6 1,7 - 1.2
7 Моздокский 1071 13,5 88,4 12,6 77,4 3,0 48,1 9,8
8 Правобережный 441 5,6 55.8 7,7 1246 2,5 64,0 11,8
9 Пригородный 1422 18,0 103,3 14,4 56,6 1,9 - 1,5
В целом по республике 7988 100 709,9 100 88,7 2,4 65,4 100
Структура занятости в основных отраслях экономики г. Владикавказ и районов Северная Осетия—Алания в 2002 г. (в %) по [3]
Административно-территориальные таксоны (районы) Занято всего Промышлен- ность, строительство Сельское и лесное хозяйство Транспорт и связь Сфера услуг Управление Прочие отрасли
1 Владикавказ и подчиненные администрации, населенные пункты 100 38,9 - 7,8 42,8 8,1 2,4
2 Алагирский 100 29,3 14,4 7,1 44,4 3,1 1,7
3 Ардонский 100 18,7 31,1 4,3 41,9 2,9 1,1
4 Дишрский 100 9,8 29,1 3,9 54,1 2,2 0,9
5 Ирафский 100 8,7 24,7 3,6 55,9 2,3 0,8
6 Кировсий 100 12,1 25,1 3,7 56,2 2,1 0,8
7 Моздокский 100 14,2 27,3 4,4 50,2 3,0 0,9
8 Правобережный 100 28,9 1 15,7 4Д 47,4 2,8 1Д
9 Пригородный 100 16,5 30,5 5,0 41,7 4,9 1,4
Об особенностях структуры занятости в отраслях экономики районов дает представление табл. 4. Обращает на себя внимание относительно высокий удельный вес работающих на предприятиях промышленности Владикавказа. Эта отрасль экономики остается и вероятно еще длительное время будет оставаться градообразующей основой развития системы расселения этого региона. На остальной территории только два района (Алагирский и Правобережный) выделяются повышенной занятостью в промышленности. Типичными аграрными территориями являются Ардонский, Дигорский, Ирафский, Моздокский и Пригородный, т.е. большая часть площади республики. Из-за низкого уровня экономического развития, что предопределяет наличие рабочих мест, соответственно возрастает доля занятых в учреждения и предприятиях сферы обслуживания.
Учитывая данные особенности можно предполагать сохранение в ближайшей перспективе сложившейся к настоящему времени территориально-отраслевой структуры экономики.
Summary
Torchinov Dmitry, Features of branch and territorial structure Northern Osetia’s economy.
Social and economical parameters of Northern Osetia development for the last decades are considered. The description of the economical situation in the republic by a number of basic indicators is given and the territorial differentiation of economy branches is reflected. Trends and prospects for further development of the republic economy is detirmined on the basis of its social and economic potential. Special attention is paid on the analysis of factors constraining Northern Osetia economical development taking into account its peculiar geo-economical situation and current territorial-branch production structure.
Литература ~
1. Эксперт. 21-27 ноября 2005. № 44 (491). 2. Эксперт. 2005. № 23 (475). 3. Социально-экономическая ситуация республики Северная Осетия—Алания в 2003 году: Справочник. Владикавказ, 2004. 4. Социально-экономическая ситуация республики Северная Осетия—Алания в 2004 году: Справочник. Владикавказ, 2005.
Статья принята к печати б марта 2007 г.