ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ЕГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Щербина С. М.
Щербина Сусанна Музекировна, Крымский инженерно-педагогический университет, 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 8.
Эл. почта: [email protected].
Отношение приемной матери к ребенку рассматривается как взаимосвязь деятельности по воспитанию приемного ребенка и доминирующих особенностей личности приемной матери (системы личностных качеств), которое рождается и проявляется в деятельности. Выделены мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты отношения приёмной матери к ребёнку. Цель статьи: выявление особенностей отношения приемной матери к ребенку, определяющие успешность семейного воспитания. Выборку составили приемные матери (94 женщины) в возрасте от 30 до 50 лет, из них приемные матери с успешным опытом воспитания детей — 58 чел., приемные матери с неуспешным опытом воспитания детей — 36 чел. Использовались метод экспертных оценок, авторская анкета «Портрет приемной матери», авторский опросник «Мотивация к созданию приемной семьи», методика диагностики типологий психологической защиты Плутчик-Келлерман, методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла, методика УСК, методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хаим).
Результаты эмпирического исследования показали, что успешные приёмные матери обладают более высокой по сравнению с неуспешными матерями материальной мотивацией к созданию приемной семьи, у них более выражен защитный механизм интеллектуализации и оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком (в аспекте вербализации), при самооценивании относительно образа хорошей приемной матери они демонстрируют более высокие показатели воспитания, наказания, ответственности, личностного роста, у них более высокие показатели общей интернальности, интерналь-ности в области неудач и в производственных отношениях; они гораздо чаще используют продуктивные копинг-стратегии: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество. Полученные результаты могут использоваться при подготовке женщин к созданию приёмной семьи.
Ключевые слова: образ Я приемной матери, успешный опыт воспитания, мотивация, самооценка, локус-контроль, механизмы психологических защит, копинг-стратегии.
Одним из проявлений кризиса общества является рост социального сиротства, остающегося одной из наиболее острых и болезненных проблем современной России. Интернатная система воспитания, долгое время остававшаяся единственно доступной для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, недостаточно адаптирует их к самостоятельной жизни в социуме
и нивелирует родственные связи, что в будущем может негативно сказаться на их отношении к собственным детям. Патронатные или профессиональные замещающие (приемные) семьи, появившиеся в последнее десятилетие в России, решая задачу временного устройства ребенка, поднимают новые вопросы, в частности, готовности граждан к приемному родительству. Особенно это касается психологической готовности женщины принять на себя роль матери одного или нескольких приемных детей.
Анализ научной литературы по вопросам воспитания и адаптации детей в приемных семьях показал, что в настоящее время проблема подготовки женщин к созданию профессиональной замещающей семьи является недостаточно разработанной. Во-первых, не учитываются личностные особенности приемной матери, влияющие на ее отношение к ребенку и определяющие успешность его воспитания. Во-вторых, требования к приемной матери у социума выше, чем к биологической матери, от нее требуют соответствия некоему идеальному образу, при этом минуется стадия оценки её как хорошей матери, что оказывает дополнительное давление на приемную мать. В-третьих, приемная мать находится в иных условиях, чем мать биологическая, поэтому принятие ребенка в семью на определенный срок, вероятность его возвращения в любой момент в биологическую семью добавляют в образ приемной матери черты воспитателя.
Мы считаем, что основной проблемой женщины, воспитывающей и родных, и приемных детей, становится проблема идентичности, осознания себя либо хорошей матерью, либо хорошим педагогом для всех детей в семье. Такая двойственность и неоднозначность осознания себя может привести к внутреннему конфликту личности.
В зарубежной и отечественной литературе нет сформированной модели хорошей приемной матери. В целом формирование образа Я приемной матери происходит в направлении образа идеальной матери, который отличается от образа хорошей матери данной эпохи. В психологической литературе большое внимание уделяется специфике психического и личностного развития детей, находящихся в условиях депривации (Дубровина, Рузская,1990; Прихожан, Толстых, 2007), социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Миневич, 2008), механизмам психологической защиты ребенка, оставленного родителями (Фрейд, 1991).
Личностные особенности приемных родителей исследовались в работах Г. И. Гусаровой, Е. Б. Шашариной (2002), Л. А. Чернышовой (2004) и др. Исследования как славянской (Кись, 2003, Филиппова, 2002), так и западноевропейской (Хеллингер, 2001) культурных традиций показали противоречивость и трансформацию образа матери на протяжении столетий, его зависимость от изменений требований и социальных норм социума. Фольклорные произведения отражают предвзятое, противоречивое отношение и требования к образу
приемной матери: быть идеальной матерью, с одной стороны, с другой -существует мнение социума о приемной матери как изначально плохой.
По мнению А. Я. Варги (2001) и В. В. Столина (1981), родительское отношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия понимания характера и личности ребенка, его поступков. В исследованиях Д. Н. Исаева (2005) показано, что детско-родительские отношения могут отличаться дисфункциональностью, что приводит к утрате детьми чувства защищенности. А. И. Захаров (1982) в связи с преобладанием определенных личностных особенностей матери, выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов: «царевна Несмеяна»; «спящая красавица»; «унтер Пришибеев»; «суматошная мать»; «наседка»; «вечный ребенок».
Несмотря на большую значимость для нашей работы перечисленных и других исследований, дефиниция «материнское отношение» рассмотрена недостаточно и без учета специфики отношений в приемной семье. Не рассмотрено соотношение между «материнским отношением» в целом и отношением приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей семье. Такой подход направляет наше исследование к анализу ключевого понятия — «отношение» — и его специфики по отношению к деятельности приемной матери.
Выделяя вслед за В. Н. Мясищевым (1995) в структуре личности систему отношений индивида к окружающему миру и самому себе, отметим, что отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей семье является одной из сторон отношений личности в целом.
Также отметим, что в отношении приемной матери к ребенку отсутствует материнский компонент как таковой, поскольку материнское отношение имеет биологическую обусловленность. В процессе формирования отношения приемной матери к ребенку не задействованы механизмы, запускающие инстинктивную основу материнства с момента зачатия и в процессе вынашивания ребенка во время беременности, родов и сензитивного периода материнства в начальный послеродовой период. Следовательно, в отношении приемной матери к ребенку «материнское отношение» имеет условный характер, его можно охарактеризовать как своеобразный заменитель реального материнского отношения, свойственного биологической матери.
В литературе не принято рассматривать приемную семью в контексте специальной деятельности. Однако именно это вносит своеобразие в отношения женщины и приемного ребенка. Для нашего исследования основополагающим является личностно-деятельностный подход В. Л. Зобкова, связавшего личность и деятельность понятием отношения как их целостной характеристики. По мнению ученого отношение выражается в единстве индивидуальной формы деятельности и доминирующих особенностей личности (мотивации, самооцен-
Отношение как целостная характеристика деятельности по воспитанию приемного ребенка и личности приемной
матери
Мотивация создания приемной семьи, ведущие мотивы вне замещающей семьи
Психологические
защиты,
эмоциональные
симптомокомплексы.
неосознанные
установки
Стили и типы воспитания в семье, локус-контроль, копинг-стратегии
Рис. 1. Основные компоненты отношения приемной матери к ребенку
ки, системы личностных качеств), зарождается в деятельности, реализует эту деятельность и проявляется в ней.
Опираясь на исследования В. А. Зобкова (2011), определим отношение приемной матери к ребенку как взаимосвязь деятельности по воспитанию приемного ребенка и доминирующих особенностей личности приемной матери (системы личностных качеств), которое рождается и проявляется только в деятельности.
Проведенный анализ психологической литературы позволил выделить основные компоненты отношения приемной матери к ребенку: мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий (рис. 1), оказывающие влияние на содержание и успешность деятельности приемной матери в профессиональной замещающей семье.
Мотивационная составляющая отношения приемной матери к ребенку в замещающей семье включает мотивацию создания приемной семьи, специфику мотивационно-потребностной сферы приемной матери. Эмоциональная составляющая имеет свою специфику в зависимости от неосознанных паттернов: восприятия женщиной приемного ребенка по шкале «свой — чужой», типов психологических защит, имеющегося опыта воспитания. Когнитивная составляющая содержит представления о себе, образе Я хорошей приемной матери и осознание требований общества к приемной матери. Поведенческая составляющая проявляется во взаимодействии приемной матери с ребенком и включает копинг-стратегии, стили воспитания, уровень субъективного контроля личности.
Цель статьи. Выявить особенности отношения приемной матери к ребенку, определяющие успешность семейного воспитания.
Гипотеза исследования. Существует комплекс личностных особенностей приемной матери (мотивация, психологические защиты, образ Я, локус субъективного контроля, копинг-стратегии), влияющих на ее отношение к ребенку и определяющих успешность воспитания в профессиональной замещающей семье.
В исследовании принимала участие группа приемных матерей общей численностью 94 чел. в возрасте от 30 до 50 лет. Из них приемные матери с успешным опытом воспитания детей — 58 женщин и приемные матери с неуспешным опытом воспитания детей — 36 женщин. Исследование проводилось на базе Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Успешность воспитательных воздействий на ребенка приемных матерей оценивалась экспертами в лице школьных педагогов и социальных работников по следующим критериям: 1) когнитивные (адекватные установки ребенка в отношении роли матери, педагога в его жизни; осознание правил и норм поведения в обществе; понимание значения школы для его будущего); 2) личностно-эмоциональные (эмоциональная близость со значимым для ребенка взрослым, адекватная самооценка у ребенка); 3) поведенческие (нормативное поведение, уважительное отношение к старшим, неконфликтность).
Использовались следующие методики.
Авторский опросник «Мотивация к созданию приемной семьи» — для выявления мотивации к созданию приемной семьи (мотивационная составляющая отношения). Включает в себя вопросы, относящиеся к следующим блокам.
1. Эгоцентричные мотивы: стремление заполнить вакуум, вызванный потерей собственного ребенка; потребность реализовать неизрасходованный материнский потенциал после взросления собственных детей; перераспределение влияний в семье; желание быть не хуже, чем другие.
2. Культуральные мотивы: убеждение, что дети должны воспитываться в семье, продолжать ее традиции; недоверие к государственной системе воспитания; реабилитация за собственный неудачный родительский опыт.
3. Альтруистичные мотивы: желание помочь хотя бы одному ребенку; любовь к детям; желание дать детям как можно больше любви (при отсутствии собственных детей).
4. Материальные мотивы: решение своих материальных проблем за счет приемных детей.
Эмпирические показатели ретестовой устойчивости и внутренней надежности, содержательная и критериальная валидность измерительного инструмента являются достаточными для его практического применения. Методика диагностики типологий психологической защиты Плутчик-Келлерман, методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет) — для выявления стиля
■ успешные приемные матери
■ неуспешные приемные матери
Рис. 2. Мотивация к созданию приемной семьи у успешных и неуспешных приемных
матерей, баллы
родительского отношения (эмоциональная составляющая отношения приемной матери).
Методика УСК — для выявления уровня субъективного контроля, методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хаим) (определение поведенческой составляющей отношения).
Анкета «Портрет приемной матери» — для оценки соответствия образа Я приемной матери ее представлению о хорошей приемной матери.
Женщинам предлагались 15 утверждений, распределенных по следующим шкалам: воспитание, биологические потребности, наказание, ответственность, личностный рост. Из этих утверждений предлагалось выбрать 5 таких, которые соответствуют, по мнению респондента, образу хорошей приемной матери и оценить по десятибалльной шкале выраженность выделенной характеристики у себя лично (определение когнитивной составляющей отношения приемной матери).
Собранные данные подвергались статистической обработке: вычисление процентных долей, использование ^критерия Стьюдента для средних и процентных долей, непараметрического критерия Манна-Уитни.
Были получены следующие результаты.
Исследование мотивации к созданию приемной семьи выявило, у успешных приемных матерей по сравнению с неуспешными более выражены материальные мотивы (иэмп. = 23 для р = 0,05) (рис. 2). Возможно, неуспешные приемные матери стыдятся признать, что работают «мамами» за деньги. Им также в большей степени свойственны культуральные (иэмп. = 21 для р = 0,05) и альтруистичные мотивы (иэмп. = 20 для р = 0,05).
Таблица 1
Достоверность различий по типам психологической защиты между успешными и неуспешными приемными матерями, средние значения
Типы психологической защиты Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери i-критерий Стьюдента эмп.
Отрицание 6,1896 6,3616 0,11
Вытеснение 3,4827 3,5227 0,007
Регрессия 3,6379 3,945 0,12
Компенсация 3,4310 3,15 0,09
Проекция 4,5268 7,9733 2,12*
Замещение 3,0758 6,3194 1,99*
Интеллектуализация 6,4558 3,1736 2,02*
Реактивное образование 4,6896 4,3625 0,13
Г-критерий Стьюдента крит. = 1,98. * — значимые различия для а < 0,05.
Неуспешные приёмные матери указывают на желание вырвать ребенка из государственной системы воспитания, «помочь бедняжке», отдать ему свою любовь. Следует отметить, что эта подгруппа в 67% случаев указывает на несоответствие детей их ожиданиям. Неуспешные приемные матери, имея высокий уровень альтруизма, в большей степени направлены на процесс, а не на результат деятельности.
Исследование эмоциональной составляющей отношения приемной матери к ребенку с помощью методики «Диагностика типологий психологической защиты» показало значимость различий между успешными и неуспешными приемными матерями по ряду показателей (табл. 1).
В частности, существуют значимые различия по таким типам психологической защиты, как проекция, замещение, интеллектуализация. Неуспешные приемные матери значительно чаще, чем успешные, используют проекцию и замещение, находя объект для перенесения на него ответственности за собственную некомпетентность. Успешные приемные матери значительно используют интеллектуализацию в стрессовой ситуации, стараясь рационализировать происходящее.
Анализ результатов исследования эмоциональных родительских установок по методике PARI представлен в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что выявлены статистически значимые различия по большинству показателей шкалы «Отношение к семейной роли». Неуспешные приемные матери показывают более высокие показатели, чем успешные. Они в большей степени полагают, что ради ребенка следует идти на любые жертвы, ограждать их от всего негативного. Но при этом они проявляют амбивалент-
Таблица 2
Сравнительный анализ признаков шкал родительских установок по методике PARI
(средние значения)
Шкалы Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери i-критерий Стьюдента эмп.
«Отношение к семейной роли» В том числе:
Зависимость от семьи 11 19 3,9*
Ощущения самопожертвования 12 20 4,34*
Семейные конфликты 10 11 0,54
Сверхавторитет родителей 14 18 2,17*
Неудовлетворенность ролью хозяйки дома 9 18 4,88*
Безучастность мужа 11 18 3,8*
Доминирование матери 8 16 3,9*
Несамостоятельность матери 16 17 0,49
«Оптимальный эмоциональный контакт» В том числе:
Вербализация 17 9 4,34*
Партнерские отношения 12 9 1,63
Развитие активности ребенка 16 15 0,54
Уравненные отношения 16 13 1,63
«Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» В том числе:
Раздражительность 10 18 4,34*
Излишняя строгость 11 19 4,34*
Уклонение от конфликта 12 14 0,97
«Излишняя концентрация на ребенке» В том числе:
Чрезмерная забота 10 19 4,88*
Подавление воли 15 18 4,34*
Опасение обидеть 14 15 0,54
Исключение внутрисемейных влияний 10 14 1,95
Подавление агрессивности 13 16 1,46
Подавление сексуальности 11 16 2,71*
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 11 15 2,17*
Стремление ускорить развитие ребенка 13 14 0,49
Т-критерий Стьюдента крит. = 1,98. * — значимые различия для а < 0,05.
Таблица 3
Результаты по шкалам анкеты «Портрет приемной матери» (средние значения)
Параметры самооценивания Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери ¿-критерий Стьюдента эмп.
Отношение к воспитанию 18 9 4,88*
Отношение к биологическим потребностям 12 15 1,46
Отношение к наказанию 17 9 4,34*
Отношение к ответственности 17 10 3,8*
Отношение к личностному росту 16 6 5,42*
Т-критерий Стьюдента крит. = 1,98. * — значимые различия для а < 0,05.
ность в восприятии семейной роли (самопожертвование и одновременно неудовлетворённость ролью хозяйки дома). Они в большей степени склонны к позициям сверхавторитета, доминирования матери, отмечая при этом безучастность мужа.
Также выявлены статистически значимые различия по показателям, характеризующим общее отношение родителей к ребенку и раскрываемым в шкалах «Оптимальный эмоциональный контакт» (у успешных приемных матерей выше показатель вербализации), «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» (у неуспешных приемных матерей выше показатели раздражительности и излишней строгости), «Излишняя концентрация на ребенке» (у неуспешных приемных матерей выше показатели чрезмерной заботы, подавления воли, подавления сексуальности, чрезвычайного вмешательства в мир ребенка).
Таким образом, неуспешные приемные матери в меньшей степени, чем успешные, признают партнерство в отношениях с детьми, эмоционально дис-танцированны, более раздражительны и строги по отношению к детям, склонны к гиперопеке и подавлению воли детей. Беседы подтверждают: неуспешная приемная мать относится к своим обязанностям как к тяжелой ноше, жертве, которая приносится ею во имя спасения детей. Однако за свою жертву женщина ждет платы в виде послушания и хорошего поведения детей. В том случае, когда дети не понимают и не ценят ее жертвы, наступает разочарование и ощущение напрасного труда.
Анализ когнитивной составляющей отношения к приёмным детям показал (табл. 3), что достоверные различия в образе хорошей приемной матери наблюдаются по всем шкалам, кроме биологических потребностей.
Женщины с успешным опытом воспитания более склонны к личностному росту, не только поощряют, но и наказывают детей. В беседах эти женщины указывают, что заключают своеобразный договор с ребенком, в результате которого
Таблица 4
Сравнительный анализ значений локуса-контроля, средние значения
Шкала/группа Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери ¿-критерий Стьюдента эмп.
Общая интернальность 24,90625 13,1981 4,23 *
Интернальность достижений 7,90625 5,670089 1,58
Интернальность неудач 10,5625 5,5625 3,54 *
Интернальность семейных отношений 6,40625 9,70625 2,03 *
Интернальность производственных отношений 9,570 6,3 1,989 *
Интернальность межличностных отношений 2,8125 2,8125 0
Интернальность здоровья 2,3125 2,3125 0
Т-критерий Стьюдента кр. = 1,98. * — значимые различия для а < 0,05.
Таблица 5
Распределение копинг-стратегий в группах успешных и неуспешных приёмных
матерей
Копинг-стратегии Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери Значимость различий
Продуктивные 76% 0% 0,0001
Относительно продуктивные 24% 11% 0,11
Непродуктивные 0% 89% 0,0001
он может получать бонусы или терять их. Женщины этой группы отмечают: «На все должна быть реакция: помощь, совет, поддержка, направление». Успешные матери предъявляют требования к своим педагогическим знаниям, умениям и навыкам, что стимулирует их личностный рост («тот, кто мало знает, малому может и научить; должна быть тем, кого хочу сделать из ребенка»).
Поведенческие аспекты отношения представлены в табл. 4 и 5.
В табл. 4 сравниваются значения локуса контроля в указанных группах.
Как видно из табл. 4, успешные приемные матери имеют более высокие показатели общей интернальности. Они, как правило, более самодостаточны и ответственны, склонны контролировать негативно складывающиеся для них ситуации. Также они имеют более высокие показатели по шкале «Интернальность в производственных отношениях». Данный результат интересен в контексте
понимания воспитания приемных детей как особой профессиональной деятельности.
У неуспешных приемных матерей более высокий показатель интернальности в семейных отношениях, что согласуется с результатами по шкале «Отношение к семейной роли» (методика PARI, табл. 2).
Исследование копинг-стратегий показало, что успешные приемные матери используют в 76% случаев продуктивные копинг-стратегии: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество; неуспешные приёмные матери к ним не обращаются вообще — у них однозначно преобладают непродуктивные стратегии (растерянность, смирение) (табл. 5).
Успешные приемные матери из относительно продуктивных стратегий используют сохранение самообладания, диссимиляцию, а неуспешные приёмные матери — игнорирование, но по этой группе копинг-стратегий различий в целом нет.
Гипотеза исследования подтвердилась. Успешные приёмные матери обладают более высокой по сравнению с неуспешными матерями материальной мотивацией к созданию приемной семьи, у них более выражен защитный механизм интеллектуализации и оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком (в аспекте вербализации); при самооценивании относительно образа хорошей приемной матери они демонстрируют более высокие показатели воспитания, наказания, ответственности, личностного роста; у них более высокие показатели общей интернальности, интернальности в области неудач и в производственных отношениях; они гораздо чаще используют продуктивные копинг-стратегии: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество.
Неуспешные приемные матери обладают более высокой культуральной и альтруистической мотивацией к созданию приемной семьи, имеют более высокие показатели защитных механизмов проекции и замещения, они в меньшей степени, чем успешные, признают партнерство в отношениях с детьми, эмоционально более дистанцированны, более раздражительны и строги по отношению к детям, склонны к гиперопеке и подавлению воли детей; у них более высокий показатель интернальности в области семейных отношений; они гораздо чаще используют непродуктивные копинг-стратегии (растерянность, смирение).
Полученные результаты могут использоваться при подготовке женщин к созданию приёмной семьи.
Библиографический список
1. Варга, А. Я. (2001). Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь.
2. Гусарова, Г. И., Шашарина, Е. Б. (2002). Опыт Самарской области по решению проблем социального сиротства детей. Самара: СамГУ.
3. Дубровина, И. В., Рузская, А. Г. (1990). Психическое развитие воспитанников детского дома. Москва: Просвещение.
4. Захаров, А. И. (1982). Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. Вопросы психологии, 1, 59-68.
5. Зобков, В. А. (2011). Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Владимир: ВлГУ.
6. Исаев, Д. Н. (2005). Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихи-ческие расстройства у детей. СПб.: Речь.
7. Кись, О. (2003). Материнство и детство в украинской традиции: деконструкция мифа. В Н. Л. Пушкарева (ред.) Социальная история. Ежегодник 2003. Женская и гендерная история (с. 156-172). Москва: Российская политическая энциклопедия.
8. Миневич, О. К. (2008). Психологические особенности развития отношений в приемной семье. Вестник Тамбовского университета, 8, 126-128.
9. Мясищев, В. Н. (1995). Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: МОДЭК.
10. Прихожан, А. М. Толстых, Н. Н. (2007). Психология сиротства. СПб.: Питер.
11. Столин, В. В. (1981). Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. В А. А. Бодалев (ред.) Семья и формирование личности (с. 26-38). Москва: НИИОП АПН СССР.
12. Филиппова, Г. Г. (2001). Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. Вопросы психологии, 2, 22-37.
13. Фрейд, А. (1991). Введение в детский психоанализ. Москва: Просвещение.
14. Хеллингер, Б. (2001). Порядки любви. Разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий. Москва: Изд-во Института психотерапии.
15. Чернышова, Л. А. (2004). Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: дис. ... канд. психол. наук. Самара.
16. Япарова, О. Г. (2007). Психологические социальные особенности семей, берущих на воспитание приемных детей. В Процессы модернизации отечественного образования. Материалы XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» (с. 405-408). СПб.: Изд-во Политехнического университета.
Статья поступила в редакцию 05.02.2016.
PECULIAR FEATURES OF AN ADOPTIVE MOTHER'S ATTITUDE TOWARDS THE CHILD, DETERMINING THE SUCCESS OF HIS UPBRINGING IN A SUBSTITUTE FAMILY
Shcherbina S. M.
Shcherbina Susanna Muzekirovna, Crimean Engineering and Pedagogical University, 8, Uchebnyj per., Simferopol, 295015, Republic of Crimea, Russia, E-mail: [email protected].
The attitude of an adoptive mother to the child is considered as an interrelation of activities on the adopted child upbringing and the adoptive mother's dominant personality features (personality traits system), which arises and manifests itself in the course of this activity. The author distinguishes motivational, emotional, cognitive, behavioral components of the adoptive mother's attitude towards the child. The article aims to determine the characteristics of the relationship of the adoptive mother to the child, which determine the success of in-family upbringing. The sample included adoptive mothers (94 women) aged from 30 to 50 years, including those with successful experience in raising children - 58 women, and those with some unsuccessful experience in the raising children - 36 women. We used the expert evaluation method, the author's polling form "Portrait of an adoptive mother", the author's questionnaire "The motivation for the creation of a foster family", Plutchik-Kellerman's method of diagnosis of psychological defense typologies, E. Schaeffer and Robert Bell's PARI technique, level of subjective control technique, technique to identify individual coping- strategies (E. Haim).
The results of the empirical studies have shown that successful adoptive mothers have higher (compared to the unsuccessful mothers) tangible incentive for starting of a foster family, they have a more pronounced protective mechanism of intellectualization and optimal emotional contact with the child (in the aspect of verbalization), when self-evaluating their correspondence to the image of a good foster mother they demonstrate higher rates of education, punishment, responsibility, personal growth, they have higher rates of total internality, internality in failures and in industrial relations; they are much more likely to use productive coping strategies: problem analysis, optimism, cooperation. The results can be used in preparing women for setting up a foster family.
Key words: the I image of the adoptive mother, successful experience in upbringing, motivation, self-esteem, locus of control, psychological defense mechanisms, coping strategies.
References
1. Varga, A. Y. (2001). Sistemnaja semejnajapsihoterapija [Systemic family therapy]. Saint-Petersburg: Rech.
2. Gusarova, G. I. & Shasharina, E. B. (2002). Opyt Samarskoj oblastipo reshenijuproblem social'nogo sirotstva detej.: nauchno-metodicheskoeposobie [Samara Region experience in solving problems of social orphanhood of children: methpdological handbook]. Samara: Publishing house of Samara State University.
3. Dubrovina, I. V., Ruzskaya, A. G. (1990). Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma [Mental development of foster children in orphanage]. Moscow: Prosveschenie.
4. Zaharov, A. I. (1982). Psihologicheskie osobennosti vosprijatija det'mi roli roditelej [Psychological features of children's perception of parents' roles]. Voprosyi psihologii [Issues of psychology], 1, 59-68.
5. Zobkov, V. A. (2011). Psihologija otnoshenija cheloveka k dejatel'nosti: teorija ipraktika. [The psychology of a man's attitude towards the activity: theory and practice]. Vladimir: Vladimir State University.
6. Isaev, D. N. (2005). Jemocional'nyj stress, psihosomaticheskie i somatopsihicheskie rasstrojstva u detej [Emotional stress, psychosomatic and somatopsychic disorders in children]. Saint-Petersburg: Rech.
7. Kis, O. (2003). Materinstvo i detstvo v ukrainskoj tradicii: dekonstrukcija mifa [Motherhood and childhood in the Ukrainian tradition: deconstruction of the myth]. V N.L. Pushkareva (editor). Sotsialnaya istoriya. Ezhegodnik 2003. Zhenskaya Igendernaya istoriya [Social history. Yearbook 2003. Women's and gender history] (pp. 156-172). Moscow: Rossiyskaja politicheskaja enciklopediya.
8. Minevich, O. K. (2008). Psihologicheskie osobennosti razvitija otnoshenij v priemnoj sem'e [Psychological features of development of relations in a foster family]. Vestnik Tambovskogo universiteta [Bulletin of Tambov University], 8, 126-128.
9. Myasischev, V. N. (1995). Psihologija otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of relations. Selected psychological works]. Moskva-Voronezh: MODEK.
10. Prihozhan, A. M. & Tolstyih, N. N. (2007). Psihologija sirotstva [Psychology orphanhood]. Saint-Petersburg.: Piter.
11. Stolin, V. V. (1981). Sem'ja kak ob'ekt psihologicheskoj diagnostiki i nevrachebnoj psihoterapii [Family as an object of psychological diagnosis and non-medical psychotherapy]. V A.A. Bodalev (editor). Sem'ja iformirovanie lichnosti [Family and personality formation] (pp. 26-38). Moscow: Research and Development Institute of General Pedagogy of the USSR Academy of Pedagogic Science.
12. Filippova, G. G. (2001). Materinstvo i osnovnye aspekty ego issledovanija v psihologii [Motherhood and the main aspects of its studying in Psychology]. Voprosyi psihologii [Issues of Psychology], 2, 22-37.
13. Freyd, A. (1991). Vvedenie v detskiypsihoanaliz [Introduction to child analysis]. Moscow: Prosveschenie.
14. Hellinger, B. (2001). Porjadki ljubvi. Razreshenie sistemno-semejnyh konfliktov i protivorechij [The orders of love. Resolving of systemic-family conflicts and contradictions]. Moscow: Publishing house of Psychotherapy Institute.
15. Chernyishova, L. A. (2004). Social'no-psihologicheskaja adaptacija rebenka v priemnoj sem'e ipsihokorrekcionnajapomoshh'priemnym semjam [Socio-psychological adaptation of a child in a foster family and psycho-correctional support to foster families]: dissertation ... candidate of Philosophy. Samara.
16. Japarova, O. G. (2007). Psihologicheskie social'nye osobennosti semej, berushhih na vospitanie priemnyh detej [Psychological social characteristics of families adopting children]. V Processy modernizacii otechestvennogo obrazovanija. Materialy HIV mezhdunarodnoj konferencii "Rebenok v sovremennom mire. Obrazovanie i detstvo" [The processes of modernization of national education. Proceedings of the XIV International Conference "Child in the modern world. Education and Childhood"] (pp. 405-408). Saint-Petersburg: Publishing house of Polytechnic University.