ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
211
2014. Вып. 1
УДК 342.4 М.Б. Уаге
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ-ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Приводится анализ изменений законодательства в части государственного надзора за использованием и охраной водных объектов. Сформулировано понятие государственного надзора за использованием водных объектов промышленными предприятиями. Рассматриваются особенности осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов, которые предоставляются в пользование промышленным предприятиям на основании решения или договора водопользования. Анализируются полномочия основного органа государственной власти по осуществлению функции надзора за использованием и охраной водных объектов -Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Подчеркивается, что в процессе использования водных объектов промышленные предприятия воздействует и на иные компоненты окружающей среды. Поэтому на водопользователя возлагаются обязанности не осуществлять действия, приводящие к причинению вреда окружающей среде. Указывается на необходимость разработки методических рекомендаций, касающихся особенностей осуществления государственного надзора в зависимости от целей водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование.
Ключевые слова: водный объект, промышленное предприятие, государственный надзор, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, охрана водных объектов.
Среди принципов водного законодательства выделяется приоритет охраны водных объектов перед их использованием. При этом использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду1. Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов является одним из самых действенных инструментов, направленных на реализацию указанного принципа водного законодательства.
Ввиду того, что промышленность является одним из основных потребителей водных ресурсов, вопрос об охране водных объектов и содержащихся в них водных ресурсов является актуальным. Предприятия промышленности негативно воздействуют на водные объекты посредством сброса загрязненных сточных вод, увеличения объемов забора водных ресурсов, подключения новых водопользователей.
Статья 36 Водного кодекса Российской Федерации, регламентирующая государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, подверглась кардинальным изменениям в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ2. В соответствии с данными изменениями законодатель исключил из функций органов государственной власти проведение контроля за использованием и охраной водных объектов, оставив только функцию надзора. В настоящее время основным органом, осуществляющим надзор за использованием и охраной водных объектов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальные органы. Административный регламент по осуществлению Росприроднадзором функций государственного надзора за использованием и охраной водных объектов3 предстоит привести в соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признать утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»4. При этом под государственным надзором в области использова-
1 Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
2 Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590.
3 Приказ Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 45.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.
212
МБ. Уаге
2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ния и охраны водных объектов промышленными предприятиями подразумевается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений промышленными предприятиями, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов. Порядок осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов регламентируется Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов5.
Органы власти осуществляют надзор посредством организации и проведения проверок деятельности промышленных предприятий, проведения мероприятий по надзору на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении промышленными предприятиями своей деятельности.
Предметом проверок промышленных предприятий является соблюдение ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований, установленных действующим законодательством, а также разрешительной документацией. Особенности государственного надзора за использованием и охраной водных объектов промышленными предприятиями могут зависеть от оснований предоставления водного объекта в пользование конкретному предприятию для определенной цели.
Часть 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень случаев, когда водный объект или его часть предоставляются в пользование на основании административно-правового акта. В данном случае имеется в виду решение о предоставлении водного объекта или его части промышленному предприятию в пользование. Промышленные предприятия, как правило, используют водные объекты (их части) на основании решений для целей сброса сточных или дренажных вод. При осуществлении проверки объектов, используемых на основании решения о предоставления водного объекта (его части) в пользование уполномоченные органы должны руководствоваться ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации в части выполнения промышленными предприятиями своих обязанностей как водопользователей. Особое внимание следует уделять следующим вопросам:
- содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых промышленным предприятием гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта;
- своевременное осуществление промышленным предприятием мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте;
- ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;
- отказ от проведения работ на водном объекте, приводящих к изменению его естественного водного режима.
На основании договоров водопользования водные объекты (их части) предоставляются в пользование промышленным предприятиям для следующих целей:
- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
При осуществлении надзора за использованием водного объекта (его части) на основании договора водопользования уполномоченный орган должен проверять:
- выполнение промышленным предприятием условий договора водопользования;
- приступило ли данное предприятие к водопользованию в срок, указанный в договоре;
- осуществление промышленным предприятием регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
- содержание в исправном состоянии эксплуатируемым предприятием очистных сооружений и расположенных на водном объекте гидротехнических и иных сооружений;
5 Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 // СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.
Особенности осуществления государственного надзора.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
213
2014. Вып. 1
- ведение в установленном порядке учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, их качества;
- внесение платы за пользование водным объектом;
- представление промышленным предприятием отчетов и проектов плана водоохранных мероприятий по договору водопользования.
В процессе использования водных объектов и содержащихся в них вод водопользователь - промышленное предприятие воздействует и на иные компоненты окружающей среды. На водопользователя возлагаются обязанности не осуществлять действия, приводящие к причинению вреда окружающей среде в целом, ухудшению экологической обстановки на предоставленном предприятию водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Поэтому крайне важно, что государственный надзор за использованием водных объектов в настоящее время является частью экологического надзора. В связи с этим при заключении договора водопользования с промышленными предприятиями предлагается в текст договора включать положения, предусматривающие мероприятия по восстановлению природной среды, охране окружающей среды, рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности. В частности, принимая за основу примерный договор водопользования6, дополнить п. 19 данного договора обязанностями водопользователя осуществлять мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия деятельности водопользователя на окружающую среду и рациональному использованию смежных природных ресурсов, а именно разрабатывать и реализовывать программу производственного экологического контроля за характером изменения всех компонентов экосистемы при эксплуатации промышленного предприятия, а также при авариях. Соответственно, это поможет обеспечению комплексного подхода при регулировании водных отношений промышленных предприятий.
Для того чтобы институт государственного надзора за использованием и охраной водных объектов был действительно эффективным и выполнял поставленные перед ним задачи, чтобы не было разночтений при правоприменении, необходимо внести изменения в подзаконные акты, принятые до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476, разработать методические рекомендации, касающиеся особенностей осуществления государственного надзора в зависимости от целей водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование.
Поступила в редакцию 21.10.13
M.B. Uage
DISTINCTIVE FEATURES OF STATE SUPERVISION OVER THE USE AND PROTECTION OF WATER BODIES BY THE EXAMPLE OF INDUSTRIAL ENTERPRISES - WATER USERS
This article provides an analysis of changes in the legislation of the state supervision over the use and protection of water bodies. The definition of state supervision over the use of water bodies by industrial enterprises is formulated. The peculiarities of the state supervision over the use and protection of water bodies according to administrative determination or water use agreement are considered. The article characterizes the main powers of public authority to implement the functions of supervision over the use and protection of water bodies - the Federal Supervisory Natural Resources Management Service. The author stresses that industrial enterprises impact other natural resources by using water bodies. Therefore, a water user is responsible for making no harm to the environment. The article also touches upon the problems of necessity to develop methodic recommendations concerning peculiarities of the state supervision over the use and protection of water bodies according to water use purposes and grounds for granting of the water bodies for the use.
Keywords: water body, industrial enterprise, state supervision, Federal Supervisory Natural Resources management Service.
Уаге Мария Байрамалиевна, ассистент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Uage M.B., assistant Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
6 Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» // СЗ РФ. 2008. № 11 (1 ч.). Ст. 1033.