166
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 3, с. 166-170
УДК 347.1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
© 2016 г. Е.С. Сергеева
Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород
Поступила в редакцию 08.04.2016
Излагается авторский подход к установлению организационных отношений в гражданском праве, обозначаются статусные и режимные организационные отношения в гражданском праве, выявляются ключевые особенности базовых организационных отношений, связанные с императивным характером организационных норм и отражающие межотраслевые связи гражданского права.
Ключевые слова: организационные отношения в гражданском праве, особенности гражданско-правовых организационных отношений, публично-правовой субъект, императивный метод правового регулирования, межотраслевые связи в гражданском праве, неимущественный характер.
Организационными отношениями в гражданском праве принято считать отношения, возникающие из организационных договоров, через которые опосредуется система связей, направленных на организацию имущественных отношений [1, с. 851]. Большинство авторов, занимающихся проблематикой организационных отношений в современном гражданском праве, рассматривают таковые исключительно либо преимущественно через анализ организационных договоров, что значительно сужает круг данных отношений и не прибавляет объективной теоретической значимости в аспекте выявления особенностей организационных отношений в гражданском праве [2-6]. Некоторые юристы изучают отдельно представительство [7], порядок заключения договора либо акцентируют внимание на процедурной составляющей [8], не ставя себе цели в целом уяснить особенности организационных отношений в гражданском праве.
На наш взгляд, организационные отношения пронизывают практически все институты гражданского права, сами при этом образуя самостоятельную подотрасль цивилистики, что изначально предопределяет их специфику. В настоящей статье мы не ставим цели обозначить особенности всех заложенных в гражданском праве организационных отношений, нас интересуют только те, которые имеют самостоятельное значение и не связаны с иными гражданскими отношениями. Первоначально необходимо обозначить круг тех отношений в гражданском праве, которые мы считаем таковыми. В этой связи показательным источником регламентации организационных отношений служит Гражданский кодекс РФ.
Отношения, в которых присутствуют признаки организационных, усматриваются при наделении гражданина именем (ст. 19); при государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23); при банкротстве гражданина (ст. 25); при ограничении или лишении дееспособности несовершеннолетнего (п. 4 ст. 26); при эмансипации (ст. 27); при признании гражданина недееспособным (п. 1 ст. 29); при ограничении дееспособности гражданина (ст. 30); при установлении опеки и попечительства (ст. 31, 32, 33); при назначении опекуна или попечителя (п. 1 ст. 35); при установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином (ст. 41); при признании гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42), объявлении его умершим (ст. 45); при установлении регистрации актов гражданского состояния (ст. 47); при государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, при предоставлении сведений из единого государственного реестра юридических лиц либо при возражении заинтересованных лиц (ст. 48, ст. 51), при определении правоспособности юридического лица (ст. 49); при реорганизации (ст. 57), ликвидации юридического лица (ст. 61); при установлении очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64); при представительстве (ст. 182).
Обозначенные отношения связаны с обеспечением правосубъектности граждан и юридических лиц, так или иначе касаются определения правового положения субъектов гражданского оборота, поэтому целесообразнее их объединить в одну общую группу организационных
отношений. В исследовательских целях мы подобрали название данной группе организационных отношений - «статусные организационные отношения».
Далее, признаки организационных отношений усматриваются при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и предоставлении информации из единого государственного реестра (ст. 131); при государственной регистрации выпуска или выдачи ценных бумаг (ст. 142); при уклонении от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки (ст. 165); при направлении юридически значимых сообщений (ст. 165.1); при оспаривании сделок (нормы параграфа 2); при определении общего порядка принятия и оспаривания решения собраний для участников гражданско-правовых сообществ (нормы главы 9.1.); при применении исковой давности (ст. 199); при восстановлении срока исковой давности (ст. 205).
Данные организационные отношения направлены на определение правового режима объектов гражданских прав и сделок, их мы обозначили как «режимные организационные отношения».
Выделенные нами статусные и режимные организационные отношения являются базовыми организационными отношениями и полноправными гражданско-правовыми отношениями. Именно базовые организационные отношения мы считаем самостоятельными и независимыми гражданско-правовыми отношениями, требующими целостного осмысления и доктринального признания.
Как уже отмечалось, большинство современных юристов, определяя особенности организационных отношений в гражданском праве, не подвергают анализу базовые организационные отношения, а подразумевают в основном организационные договора. В свою очередь базовые организационные отношения и организационные отношения, возникающие из организационных договоров, являются кардинально разными по своей правовой природе и имеют существенные особенности.
По субъектному составу одной из особенностей базовых организационных отношений является присутствие в них публично-правового субъекта: органа опеки и попечительства, органа, уполномоченного на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предприятий, на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Стоит отметить, что присутствие публично-правового субъекта проявляется здесь в несвойственной гражданскому праву форме, так
как не любой представитель публично-правовых образований может быть участником базовых организационных отношений (как, например, в имущественных, вещных отношениях), а конкретно «поименованный» законом. По сути, публично-правовой субъект выступает в качестве «исполнителя», который обычно императивно конкретизирован и уполномочен публичными нормами на выполнение функций, через которые реализуются гражданские организационные отношения.
С другой стороны, в качестве субъекта базисных организационных отношений может выступать любое лицо, по волеизъявлению которого обычно инициируются данные отношения. Полагаем, что именно эта сторона изначально имеет частный (собственный) интерес на воплощение организационных отношений, поэтому эта заинтересованная сторона может быть обозначена как «инициатор».
Так, инициатором выдачи доверенности может быть исключительно представляемый, инициатором государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - физическое лицо, инициатором государственной регистрации перехода права собственности в отношении дома - продавец или покупатель, а, соответственно, на стороне исполнителя выступает конкретный публичный субъект - нотариус, налоговый орган либо территориальный орган Росреестра, которые не вправе отказать инициатору в рассмотрении его инициативы (при соблюдении формальных требований).
Такая четкая расстановка ролей, не свойственна всем организационным отношениям (в частности, возникающим из организационных договоров), и не характерна, в принципе, гражданским правоотношениям. Однако в определенной степени по аналогии с конструкцией публичного договора своеобразная иерархия вписывается в рамки цивилистики в целях обеспечения правосубъектности участникам и стабильности гражданского оборота и, по большому счету, в интересах физического лица.
Рассматривая объект организационных отношений, возникающих из организационных договоров, многие юристы обращают внимание на неимущественный характер [9, 10]. Данная особенность прослеживается и в базовых организационных отношениях: статусные отношения направлены на определение правового положения субъектов гражданского оборота, режимные отношения возникают по поводу установления легитимного режима объектов гражданских прав и сделок.
Мы полагаем, что субъекты гражданского права могут иметь не только имущественные потреб-
ности, но и частный организационный интерес. При этом организация (упорядоченность) правоотношений является таким же благом, как и любая имущественная потребность, поэтому вполне обоснованно служит поводом для вступления в организационные отношения. Учитывая, что имущественный интерес и организационная потребность - это два самостоятельных блага, имущественные и организационные правоотношения не могут совпадать и являются самостоятельными гражданскими правоотношениями.
В этой связи представляется неверным отождествление объекта организационного и организуемого отношения и отнесение к объекту организационного отношения в гражданском праве разнообразных материальных и нематериальных благ, выступающих объектом в основных «организуемых» правоотношениях [11, с. 73; 4, с. 81], в частности рассмотрение организационных отношений в составе имущественных гражданско-правовых [4, с. 86].
На наш взгляд, объектом статусных организационных правоотношений можно считать и сами субъективные права, которые выступают в качестве внешнего предмета. На возможность признания в качестве объекта гражданского правоотношения самих субъективных прав обращают внимание некоторые цивилисты в учебной литературе, с которыми вполне можно согласиться [12, с. 59]. Например, в правоотношении по эмансипации объектом выступает само субъективное право несовершеннолетнего лица, достигшего шестнадцати лет, стать полностью дееспособным.
Существенной особенностью, не свойственной гражданско-правовым отношениям, является императивный характер норм, регулирующих организационные отношения. На наш взгляд, это не умаляет гражданско-правовой сущности данных отношений и не должно считаться исключением из общего правила о дис-позитивном методе правового регулирования. Полагаем, что императивное регулирование, воплощающееся в гражданском праве во многом посредством организационных отношений, -это закономерное и необходимое средство закрепления основных институтов гражданского права: правового положения участников гражданского и правового режима объектов гражданских прав и сделок. Учитывая, что субъекты гражданского права являются обязательными участниками иных гражданских правоотношений, а объекты - неотъемлемым их элементом, без установления единых требований к базовым единицам всего гражданского права невозможно обеспечить стабильный гражданский оборот.
Большинство исследователей считают, что организационные отношения всегда тесно свя-
заны с теми отношениями, на упорядочение (организацию) которых они направлены, эти отношения часто квалифицируют как предпосылки возникновения, развития и реализации имущественных и некоторых неимущественных отношений [13, с. 56; 14, с. 22]. По нашему мнению, базовые организационные отношения не проявляют тесной связи с какими-то иными гражданскими отношениями и напрямую не организовывают иные отношения, поэтому стоит пересмотреть сформулированный подход к определению организационных отношений в гражданском праве.
В определенной степени рассматриваемые отношения имеют направленность на упорядочение (организацию) иных (не только имущественных, как принято считать) гражданско-правовых отношений, поскольку без субъекта, правовое положение которого определяют статусные организационные отношения, не возникнет никакого правоотношения. Но эта направленность достаточно опосредованная.
Особое внимание стоит обратить на межотраслевое свойство организационных отношений, не характерное для гражданских правоотношений. Базовые организационные отношения, на наш взгляд, являются проводником межотраслевых связей в гражданском праве, без которых обойтись никак нельзя.
Подробно изучил и описал межотраслевые связи в гражданском праве М.Ю. Челышев [15], что позволяет нам сегодня со всей уверенностью заявить, что именно организационные отношения в гражданском праве являются тем «мосточком», который позволяет сбалансировать обеспечение частного интереса субъектов гражданского оборота необходимостью установления публичных правил, не входящих в поле деятельности самого гражданского права. И в этом смысле организационные отношения представляют особую ценность и одновременно специфику для гражданского права.
Формальной особенностью базовых организационных отношений является их тесная связь с процедурой, которая, как правило, предполагает следующие условия.
1. Специализированный способ реализации: путем подачи заинтересованным субъектом заявления и предоставления определенных документов и /или выполнения конкретных условий.
2. Письменная форма закрепления - заинтересованному лицу выдается документ на бумажном носителе, содержащий обязательные атрибуты. Например, судебное решение о лишении дееспособности, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предприни-
мателя, свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества и т.п.
3. Четко установленные порядок и сроки реализации.
Следует отметить, что сама процедура детализируется, как правило, в специальных законодательных актах посредством процессуальных либо административно-правовых норм, что не позволяет многим признать организационные отношения гражданско-правовыми. Например, процедуре ограничения дееспособности и признания гражданина недееспособным, ограничения и лишения несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своими доходами посвящена отдельная глава 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [16]. Процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя регламентируется нормами Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [17].
На наш взгляд, не следует отождествлять процедуру осуществления организационных отношений, которая может носить публичный характер, и само гражданское материально-правовое организационное отношение, которое является основанием возникновения данной процедуры и имеет исключительно гражданско-правовую природу. Так, «зарождение» организационных отношений изначально обусловлено частным интересом необходимости определения статуса субъекта или объекта гражданского оборота либо гражданско-правовой сделки. Материально-правовые нормы, закладывающие основу правовой регламентации организационных отношений, изначально имеют гражданско-правовую «прописку». Т.е. процедура осуществления организационных отношений является следствием возникновения гражданско-правовых отношений организационного толка и сама по себе не является для заинтересованного лица самоцелью, а представляет собой средство достижения цели, заложенной изначально на цивилистическом уровне.
Тем не менее, с точки зрения правоприменительной практики, нельзя рассматривать неотъемлемые элементы существующей правовой действительности оторванно друг от друга и расчленять их по отраслевому принципу. Для сбалансированного правового регулирования необходим целостный и системный подход. Поэтому не стоит игнорировать переплетение гражданско-правовых организационных отношений с процедурными организационными отношениями публичного толка и неизбежным проявлением межотраслевых связей в данном правовом явлении.
Таким образом, особенности, обозначенные на примере базовых организационных отношений, нужно принять и учесть при доктриналь-ном поиске особого методологического подхода, обеспечивающего эффективную регламентацию и реализацию цивилистических организационных отношений.
Список литературы
1. Российское гражданское право: Учебник: в 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право.
2. Подузова Е.Б. Организационный договор и его виды: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
3. Тюрина С. А. Договор как регулятор организационных отношений в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
4. Кирсанов К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
5. Данилова Л.Я. Организационные гражданско-правовые договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1.
6. Морозов С.Ю., Юренкова О.С. Отраслевая принадлежность организационных отношений // Право и государство: теория и практика. 2010. № 11.
7. Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975.
8. Давыдова Г.Н. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004.
9. Егорова М.А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 10-21.
10. Ершов О.Г. Объект организационного правоотношения, возникающего при заключении предварительного договора в строительстве // Гражданское право. 2013. № 3. С. 9-12.
11. Мартемьянова А. М. Объект организационного правоотношения // Проблемы обязательственного права: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1989.
12. Гражданское право: В 3 т.: Учебник. Т. 1 / Под ред. С. А. Степанова. М.: Проспект, Институт частного права, 2010. (Автор главы - Степанов С. А.)
13. Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1996. № 10.
14. Данилова Л. Я. Особенности организационных отношений в предмете гражданского права // Тенденции развития частного права в условиях рыночной экономики: Сб. научных трудов (по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию профессора В.А. Тархова. Саратов, 24-25 сентября 2008 г.). Саратов, 2008.
15. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: Дис.... доктора юрид. наук. Казань, 2009.
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 220. 20.11.2002.
17. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2004. «О государственной регистрации юридических лиц и 9. Egorova M.A. Organizacionnoe otnoshenie i or-индивидуальных предпринимателей» (ред. от ganizacionnye sdelki v grazhdansko-pravovom reguliro-
SOME FEATURES OF ORGANIZATIONAL RELATIONS IN CIVIL LAW E.S. Sergeyeva, T.V. Aleksanova
The article presents the authors' original approach to establishing organizational relations in civil law. Status-based and regime-based organizational relations in civil law are identified, as well as some key distinctive features of basic organizational relations connected with the mandatory nature of organizational regulations and reflecting cross-sectoral interrelations in civil law.
Keywords: organizational relations in civil law, distinctive features of civil organizational relations, public law subject, imperative method of legal regulation, cross-sectoral interrelations in civil law, non-property nature.
31.01.2016) // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
References
1. Rossijskoe grazhdanskoe pravo: Uchebnik: v 2 t. / Otv. red. E.A. Suhanov. 2-e izd., stereotip. M.: Statut, 2011. T. 2: Obyazatel'stvennoe pravo.
2. Poduzova E.B. Organizacionnyj dogovor i ego vidy: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
3. Tyurina S.A. Dogovor kak regulyator organi-zacionnyh otnoshenij v rossijskom grazhdanskom prave: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
4. Kirsanov K.A. Grazhdansko-pravovoe reguliro-vanie organizacionnyh otnoshenij: Dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2008.
5. Danilova L.Ya. Organizacionnye grazhdansko-pravovye dogovory // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2009. № 1.
6. Morozov S.Yu., Yurenkova O.S. Otraslevaya prinadlezhnost' organizacionnyh otnoshenij // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2010. № 11.
7. Nevzgodina E.L. Predstavitel'stvo po sovetskomu grazhdanskomu pravu: Dis. ... kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1975.
8. Davydova G.N. Yuridicheskie procedury v grazhdanskom prave. Obshchaya harakteristika: Avtoref.
vanii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2011. № 5. S. 10-21.
10. Ershov O.G. Ob"ekt organizacionnogo pravoot-nosheniya, voznikayushchego pri zaklyuchenii predvaritel'nogo dogovora v stroitel'stve // Grazhdanskoe pravo. 2013. № 3. S. 9-12.
11. Martem'yanova A.M. Ob"ekt organizacionnogo pravootnosheniya // Problemy obyazatel'stvennogo prava: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Sverdlovsk, 1989.
12. Grazhdanskoe pravo: V 3 t.: Uchebnik. T. 1 / Pod red. S.A. Stepanova. M.: Prospekt, Institut chastnogo prava, 2010. (Avtor glavy - Stepanov S.A.)
13. Krasavchikov O.A. Grazhdanskie organizacion-no-pravovye otnosheniya // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1996. № 10.
14. Danilova L.Ya. Osobennosti organizacionnyh otnoshenij v predmete grazhdanskogo prava // Tendencii razvitiya chastnogo prava v usloviyah rynochnoj ehkonomiki: Sb. nauchnyh trudov (po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 95-letiyu professora V.A. Tarhova. Saratov, 24-25 sentyabrya 2008 g.). Saratov, 2008.
15. Chelyshev M.Yu. Sistema mezhotraslevyh svyazej grazhdanskogo prava: civilisticheskoe issledo-vanie: Dis.... doktora yurid. nauk. Kazan', 2009.
16. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj
РеСегасп о1 14.11.2002 в. № 138^ (геС о1 30.12.2015) // Яо88^кауа ва/е1а. № 220. 20.11.2002.
17. РеСегаГпу) /акоп о1 08.08.2001 в. № 129^ «О Во8иСаге11Уеппо) гев181хасп уипа1сЬе8к1Ь 11с 1 тСтсСи-аГпуЬ ргеСрптта1е1е)» (геа. о1 31.01.2016) // Яо8-81)8кауа ва/е1а. № 153-154. 10.08.2001.