БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА
УДК 657.1 С.О. Ачкасов
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В работе представлены точки зрения отечественных и зарубежных ученых по предметной сущности управленческого учета. Отражены особенности организации управленческого учета в ОАО «РЖД» в связи с происходящими структурными изменениями в сфере бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Схема организации бухгалтерского учета и формирования первичной учетной информации в существующей на железнодорожном транспорте модели ОЦО представляет собой порядок движения учетной информации по структурным подразделениям с выходом на формирование показателей бухгалтерской управленческой отчетности. Сформулированы рекомендации по преодолению возникающих рисков в процессе внедрения и реформации общих центров обслуживания. Приведенные в статье направления повышения информационной емкости управленческого учета основаны на реализации единых принципов планирования, оценки, калькулирования, анализа и контроля.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, железнодорожный транспорт, централизация, общий центр обслуживания (ОЦО).
S.O. Achkasov
SPECIAL FEATURES OF ORGANIZING MANAGEMENT ACCOUNTING ON RAILWAY TRANSPORT
The paper presents various approaches of Russian and foreign researches to the problem of the subject of management. The author describes special features of the organization of management accounting in OAO "RZD" taking into account the structural changes in accounting, taxation and management accounting. The existing scheme of accounting and primary management accounting information in railway transport model of SSC is the order of movement of the accounting information through business units with access to indicators of financial management accounting. The author suggest ways to overcome the risks involved in the implementation and reforms in shared services centres. The recommendations given in the paper help raise the information capacity of management accounting, they are based on the implementation of common principles of planning, assessment, calculation, analysis and control.
Key words: accounting, management accounting, railway transport, centralization, shared service center (SSC).
♦
♦
В мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета. Данная система представляет собой информационный фундамент, который позволяет оптимизировать процесс управления компанией. Выделившись из системы бухгалтерского учета в середине XX в., управленческий учет оказался прочно связанным с развитием науки и практики менеджмента, усилением конкуренции, появлением новых технологий в производстве.
Современный управленческий учет в широком смысле представляет собой внутренний процесс в корпорации по представлению необходимой информации нуждающимся в ней менеджерам для осуществления планирования, бюджетирования, анализа и контроля в целях управления организацией [4]. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Объектами управленческого учета являются издержки компании и ее отдельных структурных подразделений - центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен и внешнее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Современный управленческий учет в широком смысле рассматривается как вид деятельности в рамках одной компании, который обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Объектами управленческого учета являются издержки компании и ее отдельных структурных подразделений - центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен и внешнее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Несколько узко трактуется сущность управленческого учета в специальной бухгалтерской литературе. Приведем наиболее распространенные определения управленческого учета. Так, согласно разработанным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации методическим указаниям по организации и ведению управленческого учета в компаниях управленческий учет представляет собой процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и производственной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Это определение отвечает требованиям международных стандартов и наиболее полно характеризует сущность и назначение учета для управления хозяйственными субъектами.
По мнению национальной ассоциации бухгалтеров США, управленческий учет представляет процесс идентификации, изменения, накопления, анализа, под-
готовки, интеграции и подготовки финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов.
Американские ученые определяют управленческий учет как идентификацию, измерение, сбор, систематизацию, анализ, разложение, интерпретацию и передачу информации, необходимой для управления объектами.
А.Д. Шереметом приводится определение, сходное с представленными выше: «Управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций» [10].
Созвучное определение дается М.А. Вахрушиной. Так, управленческий учет трактуется автором как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений [2].
Более широкое определение использует В.Б. Ивашкевич. Как пишет ученый, управленческий учет представляет собой информирование для принятия решений по управлению экономикой предприятия и оценку эффективности выполнения принятых решений [3].
Разработка и внедрение управленческого учета, по мнению М.С. Кузьминой, может осуществляться только в едином комплексе, а никак не по отдельным сферам, методам или конкретным направлениям. Любая потеря времени при разработке и внедрении новых, более современных приемов и методов учета приведет к дальнейшему снижению их конкурентоспособности [6, с. 77 - 78].
Таким образом, изучив точки зрения некоторых ученых, можно сделать вывод, что управленческий учет -это управление экономическим субъектом через планирование, контроль и регулирование управленческой деятельности и процесса принятия решений.
Немаловажным при определении бухгалтерского управленческого учета является выявление таких характерных особенностей, как:
- ориентация на потребности внутреннего управления производственно-сбытовой и финансовой деятельностью организации;
- организация управленческого учета по собственной инициативе предприятия;
- выявление, систематизация и классификация отклонений от заранее заданных параметров наличия запасов, расхода, прихода;
- необязательность документальной обоснованности хозяйственных операций;
- направленность на обеспечение решения значительно большего числа во многом специализированных задач по формированию ассортимента продукции и услуг, определению предельно допустимых затрат на их производство и продажу;
- максимальная оперативность;
- пользователями информации управленческого учета являются руководители организации и ее подразделений от генерального директора (управляющего) до мастера цеха, участка;
- необходимость определения данных как о фактической величине, структуре учитываемых показателей, так и расчетные, плановые и прогнозные величины;
- широкое применение денежных и натуральных измерителей, а также показателей, выраженных в затратах времени и трудоемкости;
- свобода выбора состава учитываемых показателей издержек, расходов и затрат;
Исходя из этого можно утверждать, что управленческий учет является своеобразным дополнением к бухгалтерскому учету. При правильной организации и постановке он обеспечит формирование целевой информации для принятия оперативных и долгосрочных решений по управлению производственно-сбытовой деятельностью и связанную с нею эффективность хозяйствования. Как показали исследования отечественной экономической литературы, для усиления контроля за формированием издержек производства по видам и в разрезе отдельных экономических элементов в хозяйствующем субъекте организуется управленческий учет издержек производства по местам возникновения и центрам ответственности [8]. Однако, поскольку главной целью управленческого учета является ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и тактических целей компании, система управленческого учета должна включать в себя и систему сбора информации по конкурентам, покупателям, качеству оказываемых услуг, методов стимулирования. Основные этапы развития управленческого учета связаны с совершенствованием организационно-правовых форм компании. Так, на начальном этапе ключевыми конкурентными преимуществами являются цена и уровень издержек, поэтому важное место в управленческом учете отводится учету затрат. Далее компания растет, для упорядочения финансовых потоков вводится бюджетирование, выделяются центры финансовой ответственности.
Дискуссионный характер многих вопросов, связанных с организацией управленческого учета, очевиден, особенно когда речь идет о крупных организациях, так как организационно-функциональная структура управления, методы управленческого воздействия на решение функциональных задач организации имеют здесь свою специфику. Так, в транспортных отраслях, в частности на железнодорожном транспорте, наблюдается устойчивый интерес к изучению этой проблемы, особенно в современных условиях. В настоящее время можно констатировать, что в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов недостаточно освещены вопросы управленческого учета, характеризующие специфику бизнес-процессов железнодорожного транспорта.
Важность обозначенных выше вопросов связана с тем, что железнодорожный транспорт является системообразующей отраслью со спецификой технико-экономических процессов и оказывает существенное влияние на развитие отечественной экономики. Ключевыми направлениями повышения эффективности работы железнодорожного транспорта становятся раци-
онализация собственных затрат путем внедрения ресурсосберегающих технологий. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и внедрение в деятельность хозяйствующего субъекта рациональной и оперативной системы управленческого учета, позволяющей в реальном времени отслеживать совершенные хозяйственные операции и реагировать на происходящие изменения.
Одной из задач постановки управленческого учета на железнодорожном транспорте является внедрение раздельного учета затрат, обеспечивающего прозрачность калькулирования себестоимости отдельных видов деятельности, что, в свою очередь, необходимо для принятия управленческих решений в сфере ценообразования, для снижения эксплуатационных затрат и инвестирования в новые технологии.
Кроме того, в холдинговой структуре рассматриваемого общества - ОАО «РЖД» - учетная политика и другие стандарты управленческого учета имеют корпоративный статус. Эти стандарты устанавливают порядок и принципы ведения учета применительно ко всем сегментам и видам деятельности холдинга с учетом их специфики, утверждаются руководством управляющей компании и являются обязательным к применению всеми формирующими холдинг организациями. Только на основе такого подхода можно построить систему управленческого учета холдинга, реально обеспечивающую как менеджмент управляющей компании, так и руководителей, входящих в холдинг структурных единиц.
Для организации управленческого учета в холдинге выделяется понятие «бизнес-единица». При этом бизнес-единица формально может быть самостоятельным юридическим лицом, например обособленное структурное подразделение или производственно-техническая база.
При рассмотрении системы управленческого учета на железнодорожном транспорте следует учитывать и тот факт, что начиная с 2007 г. осуществляется новый этап централизации бухгалтерского, налогового и управленческого учета путем создания Общего центра обслуживания (ОЦО). Поэтому основной целью создания ОЦО в ОАО «РЖД» является снижение затрат и повышение эффективности работы холдинга [1, с. 62 - 65].
Проводимая в ОАО «РЖД» реформа в организации бухгалтерского, управленческого и налогового учета основывается на принципах организационной и функциональной централизации. Так, организация учетного процесса в ОАО «РЖД» осуществляется Бухгалтерской службой и Центром корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиалом компании [9].
Филиал «Желдоручет» имеет вертикальную структуру: ОЦО-центр - ОЦО-регион - ОЦО-узел - ОЦО-СП (структурные подразделения, отделы, секторы), что соответствует новой организационной структуре компании (рисунок).
Приведенная на рисунке система ведения учета и формирования отчетности в ОАО «РЖД» показывает, что в процессе сбора информации, предназначенной для формирования консолидированной отчетности, необходимо рекомендовать единый подход к формированию учетной информации путем разработки единой
♦
♦
Структура движения учетно-аналитической информации, формируемая в ОАО «РЖД» в условиях централизации:
■4— - направление подчинения;
—► - обмен информацией
учетной политики. Это требуется для того, чтобы потенциальные инвесторы могли оценивать финансовые показатели группы в целом.
Кроме того, целью организации и реализации функциональности управленческого учета в ОАО «РЖД» является выявление информации о структуре расходов, доходов и финансовых результатов в разрезах отдельных отраслевых хозяйств, укрупненных видов работ, видов эксплуатации, видов деятельности, статей, видов расходов, тарифных составляющих для принятия своевременных управленческих решений по повышению эффективности работы как компании в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.
Однако процесс реформации бухгалтерского учета в ОАО «РЖД» пока не завершен. Для окончательного формирования единых центров предстоит решить ряд определенных задач организационного и финансового характера, в частности обеспечить подразделения ОЦО помещениями, оснащенными необходимой инфраструктурой. Также в процессе работы данных центров необходимо решать проблему оперативной организации взаимодействия существующих и вновь создаваемых структурных подразделений железной дороги и ОЦО. С учетом значительных различий в деятельности структурных единиц железнодорожного транспорта на практике выбор конкретных схем организации учетного процесса необходимо производить после детального обследования деятельности и документооборота каж-
дого структурного подразделения. Кроме того, нельзя оставлять без внимания тот факт, что само по себе развитие ОЦО в ОАО «РЖД» и совершенствование его функциональности требует от компании значительных инвестиций.
Сформулируем основные практические предложения, которые способствуют преодолению возникающих проблем в связи с внедрением и развитием модели ОЦО в ОАО «РЖД»:
- необходимо создать оперативную и рациональную интегрированную вертикальную систему управления по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета и формированию отчетности;
- разграничить ответственность между структурными подразделениями и подразделениями ОЦО относительно формирования и обработки документов и отчетных форм;
- организовать единое информационное пространство и повысить эффективность внедрения передовых технологий в области учета; так, на сегодняшний день для повышения оперативности обработки первичной учетной информации в ОАО «РЖД» внедрили систему ЕК АСУФР-2;
- повысить достоверность сводной бухгалтерской отчетности, подготовленной как по российскому законодательству, так и по международным стандартам;
- упростить и ускорить интеграции новых дочерних обществ в действующую учетную и управленческую структуру компании;
♦---------------------------------------------------
- повысить гибкость аналитических и учетных функций;
- организовать эффективную систему внутреннего контроля;
- осуществить поддержание высокого уровня квалификации и творческого потенциала руководящего звена всех уровней и персонала в целом. Этого можно достичь, в первую очередь, за счет ежегодной переаттестации и повышения профессионального уровня уже работающих сотрудников компании и привлечения в нее молодых и перспективных специалистов.
Следовательно, в основу образования ОЦО заложен переход от принципа формирования отчетности на основе суммирования балансов многочисленных структурных подразделений и филиалов к принципу формирования отчетности путем централизации процессов учета в разрезе балансовых единиц с сохранением возможности формирования отчетности структурных подразделений.
Таким образом, управленческий учет осуществляет не только фиксирование прошлых затрат и их документальное отражение, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, но и позволяет экономически обосновать процесс принятия управленческих решений. Поэтому не случайно в его сферу входят вопросы, связанные с экономикой, управлением, планированием, анализом и контролем деятельности организаций. Так, для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах.
Правильное управление затратами создает у компании и ее структурных подразделений солидный запас
----------------------------------------------♦
прочности и повышает ее эффективность, а значит усиливает ее способность к защите своих рыночных интересов и способность при прочих равных условиях получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.
1. Аксенов Б.А, Литовченко Д.М., Чоботько А.В. Концепция формирования бухгалтерской и налоговой отчетности ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. 2007. № 8.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Экзамен, 2009.
3. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2006.
4. Ключников С.В. Принципы построения системы управленческого учета в корпорациях // Вестник СГСЭУ. 2007. № 17 (3).
5. Красов А.П., Вовк А.А. и др. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте: учебник для вузов железнодорожного транспорта / под. ред. А.П. Красова. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008.
6. Кузьмина М.С. О развитии методологии управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2007. №1.
7. Резниченко В.Г. Эффективность перехода на общие центры обслуживания бухгалтерий крупных корпораций (на примере ОАО «РЖД»). URL: Ь^р^Лттм.еНЬгап.ш/
8. Садыкова Т.М. Центры ответственности как объекты системы управленческого контроля // Вестник СГСЭУ. 2004. № 8.
9. Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утв. Приказом ОАО «РЖД» от 31.12.2010 г. № 235.
10. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 2005.
11. Официальный сайт ОАО « РЖД». URL: http:// www.rzd.ru.
12. Сайт «Электронные словари». URL: http://slovari.yandex.ru.