Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)
УДК 377
Чувина Мария Андреевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОСТРОМСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ (1944-1960 годы)
В статье впервые подробно рассматривается организация и содержание учебного процесса в Костромском художественном училище в 1944-1960 гг. Основанное Н.П. Шлеиным в 1905 г. как «Художественный класс живописи и рисования», учебное заведение получило статус училища в 1944 г. в связи с преобразованием города Костромы в административный центр области. Училище давало среднее специальное художественно-педагогическое образование, выпускникам присваивалась квалификация «учитель рисования и черчения общеобразовательной школы» до создания на его базе в 1960-м г. художественно-графического факультета (худграф) педагогического института. Автором рассматриваются особенности отбора абитуриентов в училище в послевоенные годы, оснащенность натюрмортного фонда, выставочная деятельность училища, процесс выполнения дипломных работ и их тематика, система трудового распределения выпускников, проводится гендерный анализ состава учащихся. В статье приводятся ранее не опубликованные данные о руководителях и кадровом составе училища.
Ключевые слова: художественное училище, образование, учебный процесс, дисциплины, рисование, студенты, преподаватели, Н.П. Шлеин.
В 1905 г. выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургской Академии художеств Николай Павлович Шлеин открыл в своем частном доме «Художественный класс живописи, рисования и лепки». В 1919 г. отдел ИЗО Наркомпроса утвердил единый тип нового Высшего художественного учебного заведения в виде Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Поэтому осенью 1919 г. в Костроме на базе художественной школы Н.П. Шлеина были созданы КГСХМ [13, с. 101]. В 1920-х годах ГСХМ в столичных городах слились во ВХУТЕМАС, а в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде и других городах на их базе создавались художественные школы, студии и училища.
В 1944 году Кострома стала административным центром области, и школа Н.П. Шлеина получила статус Костромского художественного училища (КХУ). Поступить в училище можно было, только имея свидетельство об окончании семилетней общеобразовательной школы. Продолжительность обучения составила пять лет. Выпускники получали квалификацию «учитель рисования и черчения общеобразовательной школы» [10].
Абитуриенты сдавали вступительные экзамены: по рисунку и живописи, выполняли несложный натюрморт, по композиции - свободное задание. Благодаря устным свидетельствам Василия Александровича Баракова, который обучался в училище с 1949 по 1954 гг., известно, что в послевоенные годы конкурсов практически не было -брали почти всех, кто подавал документы. Не все поступившие заканчивали училище. В1949 г. набор составил 20 человек, а диплом из них получили - 14, остальные отсеялись в ходе учебы [3]. Постепенно количество выпускников росло, так в 1960-м г. из училища вышло 26 человек [7]. Студенты КХУ занимались в мастерских дома N° 52 на ул. Ленина, построенном Шлеиным в 1910-м г., на
1-м этаже располагались младшие курсы, на 2-м -старшие. В 1950-м г. заведение перевели в здание на ул. Кооперации, д. 8.
В учебном плане КХУ в 1950-х гг. значилось 19 дисциплин, из них в блок специальных дисциплин входили: рисунок, живопись, композиция, пластическая анатомия, черчение, перспектива, история искусств, декоративное оформление. Педагогическую направленность учебного заведения определяли следующие курсы: педагогика, методика преподавания черчения, методика преподавания рисунка и педпрактика. Перечень общеобразовательных предметов был таков: история СССР, новая история, русский язык и литература, немецкий язык, математика, химия, физика [10].
Наибольшее количество часов в учебном плане отводилось специальным дисциплинам, которые начинались с 1-го года обучения. Общеобразовательные предметы преподавались на первых трех курсах, а на 4-м и 5-м - студенты занимались в основном рисунком и живописью, которые стояли в расписании с 9.00 до 15.30 (4 академ. часа рисунка и столько же живописи). Эскизы по композиции студенты выполняли дома, чтобы во время занятий по рисунку и живописи обсудить их с преподавателем [3].
Программа по рисунку была следующая: на 1-м курсе рисовали гипсовые орнаменты и натюрморты из бытовых предметов; на 2-м и 3-ем годах обучения переходили к изучению человека: рисовали гипсы (голову, кисть руки, стопу, части фигуры человека), а также портрет; на 4-м и на 5-м курсах -обнаженную и одетую натуру. О задачах и технике рисунка можно судить по сохранившимся работам студентов училища. Ставились задачи: выполнить реалистичный, объемно-теневой рисунок, передать пространство средствами воздушной перспективы, используя основной технический прием - штрих, положенный по форме. В основном учащиеся выполняли рисунки простым грифельным каран-
© Чувина М.А., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
253
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
дашом, иногда использовали мягкие материалы, в частности - угольный карандаш [3].
В программе по живописи гипсовых слепков не было, студенты писали натюрморты, затем - голову и фигуру человека. Живописный портрет начинался с 3-го, фигура - с 4-го курса. На самую длительную постановку - обнаженную натуру могло отводиться 60 часов. Мастерские были не очень просторные. Существовала система распределения мест за мольбертами вокруг натуры по жребию: студенты сворачивали бумажки с номером, кому доставался № 1, тот первый выбирал место, № 2 выбирал вторым и т.д., никаких споров не было. Учащиеся работали масляными красками. На первом этапе работы над постановкой студенты делали рисунок под живопись углем или сразу кистью и краской, на втором - прописывали весь холст жидкой краской, затем прорабатывали формы корпусными мазками [3].
Натюрмортный фон в училище был достаточно большой, все необходимое для учебного процесса закупалось даже в тяжелые послевоенные годы. Об этом свидетельствуют не только устные воспоминания выпускников, но и единственный архивный документ, сохранившийся по КХУ - «Авансовые отчеты об израсходовании средств, написанные Шлеиным». В счете от 1947 г. содержится 23 наименования учебных пособий на сумму 2197 рублей. В тот год были закуплены гипсовые слепки: античный бюст, анатомическая голова, анатомическая рука, кисть руки (2 шт.), стопа ноги, ухо, нос, маски Давида, Антиноя, Люция Вера, льва, гипсовые кронштейны (2 шт.) и орнаменты (6 шт.); а также - синий металлический чайник, 2 кувшина металлических, ассирийский кувшин, медный умывальник, кальян, и 4 чучела - гаги, сороки, вороны и селезня. [6]
На занятиях по пластической анатомии главное задание заключалось в рисовании скелета целиком на большом листе, причем учащиеся должны были прорисовать каждую мельчайшую косточку. На выполнение этого задания отводилось много занятий, на протяжении которых преподаватель рассказывал о строении человеческого тела. Были также задания по рисованию экорше [3]. В 1950-х гг. эту дисциплину в училище вел врач-хирург из Костромского «Красного креста» Марк Сигизмундович Райзан-райнс, назначенный на должность преподавателя приказом № 153 от 16 мая 1948 г. с поурочной оплатой [11].
Кроме рисунка и живописи на старшем курсе преподавалось «Декоративное оформление». Педагогическая практика проходила в общеобразовательных школах, студенты проводили всего 2-3 урока рисования. Методика преподавания давалась довольно сжато [3]. Черчение начиналось со 2-го курса и стояло в расписании каждую неделю. В рамках черчения студенты изучали также азы
архитектуры, в частности античные ордера. Изучалась и такая дисциплина как «Перспектива». Ее вел Аркадий Дмитриевич Жигалов, принятый согласно приказу № 145 в 1947 г. на должность преподавателя черчения и перспективы [11].
При работе над заданиями по дисциплине «Композиция» студент сам выбирал тему, делал эскиз и показывал преподавателю. После утверждения эскиза он выполнял небольшую картину масляными красками. Работы по композиции готовили будущих выпускников к выполнению дипломной работы. Сбор материала к выпускной работе - наброски, эскизы, этюды студенты начинали еще в летние каникулы после 4-го курса и продолжали самостоятельно весь последний год обучения. Заключительный учебный семестр продолжался до мая. В апреле старшекурсники еще писали последнюю постановку - обнаженную модель, параллельно проходил предварительный просмотр дипломных эскизов, кроме того в этот период утверждалась тема дипломной работы [7]. В мае завершались сами выпускные работы, а их защита проходила в первых числах июня [2]. Размер холста не оговаривался, все выбирали разные форматы. Во время защиты работ студенты представляли на суд комиссии саму картину и подготовительный материал, рассказывая о теме и об этапах работы. В комиссии наряду с преподавателями были представители из художественного фонда Костромы: А.И. Яблоков, Н.Ф. Назаров и др.
На основе анализа прессы тех лет и воспоминаний выпускников тематику дипломных работ студентов КХУ, в общем типичную для советской живописи 1940-1950-х гг., можно условно разделить на несколько групп: первая группа - Великая отечественная война и ее герои (Иван Лебедев «Встреча победителей» 1948 г.) [5]; вторая группа - годы гражданской войны (Л. Тихомиров «Ремонт путей. 1920 год» 1959 г.) [2]; третья группа - знаменитые личности (Георгий Вопилов «Горький в молодости», 1948 г.) [5]. В отдельную группу можно выделить исторические и литературные темы (А. За-багрин «Древнее предание», по мотивам «Песни о вещем Олеге» Пушкина 1957 г.) [12]. Наибольшее количество дипломов, однако, посвящалось окружающей жизни - трудовым будням и праздникам (В. Грачев «Концерт агитбригады», Н. Кашицина «Благоустройство города» 1959 г.) 2], детям и молодежи (Владимир Кутилин «Первый экзамен» 1952 г. [9], Хакимов «Юность, весна» 1957 г.) [12].
Просмотры по дисциплинам «рисунок», «живопись», «композиция» всегда проходили в конце полугодия, работы учащиеся развешивали на стены в аудитории. Затем комиссия, состоявшая из преподавателей училища, выставляла оценки.
В училище была постоянная экспозиция учебных работ - около сотни рисунков, заданий по живописи и композиции, выполненных учащимися
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)
всех пяти курсов [8]. Изредка проходили выставки работ учащихся вне стен заведения, например, в июле 1948 г. в читальне Дома искусств была организована выставка, на которой демонстрировалось 220 работ [5]. В 1956 г. в картинной галерее проходила юбилейная выставка дипломных и ученических работ, посвященная 50-летию учебного заведения. Лучшие работы направлялись в Москву на Всесоюзные выставки картин учащихся художественных училищ [5].
В 1950-х годах в училище среди студентов было больше юношей, чем девушек. Так в группе набора 1949 г. из 20-ти человек было только две девушки: Римма Цветкова и Татьяна Шувалова (до замужества Котрусова), остальные - юноши, из которых четверо - фронтовики. Разница в возрасте между фронтовиками и остальными студентами составляла 7-8 лет. Атмосфера была творческая, студенты воодушевленно работали на занятиях, но за дисциплиной следили строго. Староста каждый день подавал сведения о том, кто отсутствовал на занятиях, за пропуски снимали со стипендии [3].
После окончания училища существовала система распределения на работу (в школу) - выпускники отрабатывали не менее трех лет на том рабочем месте, куда их направили. До 1948 г. полагалось работать 5 лет. Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1948 г. № 1840 «Об упорядочении распределения и использования молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» обязательный срок отработки в течение пяти лет был заменен на трехлетний. География мест, куда направлялись выпускники, была широкой. Из газеты «Молодой ленинец» от 7 июня 1959 г. узнаем: «По окончании учебы все выпускники выезжают на педагогическую работу. В Казахстан едут А. Никитин, Т. Щапкова, в Алтайский край - Н. Кашицына, в Коми АССР - Е. Смирнов, в сельские школы нашей области - А. Долматов, В. Зайцева и др.» [2]. Однако, студенты, показавшие лучшие результаты по специальности, получали направление в художественный ВУЗ, в случае поступления в который, они могли не отрабатывать по распределению. Так, Николай Шувалов в своей книге «Прямая речь» писал: «Мне выдали справку, которая дает право сразу, не отрабатывая три года после окончания училища, поступать в институт» [14, с 13]. Многие студенты поступали в КХУ, чтобы стать художниками, а не учителями рисования в школе.
Желание студентов стать художниками естественно вытекало из атмосферы училища, пропитанной искусством, и в этом - главная заслуга Н.П. Шлеина как педагога и художника. Эта особая атмосфера создавалась и поддерживалась Шлеи-ным в течение почти 30-ти лет до преобразования его школы-студии в училище. К 1944 г. Шлеину - 71 год, в силу возраста и состояния здоровья его педа-
гогическая деятельность была уже не так активна. Он вел занятия на старших курсах, но в аудитории находился недолго, «скупо, выразительно делал замечания», как отмечает Шувалов: «Учил он кратко, как и его учитель В. Серов: «кирпич», «зажарил» - вот замечания, выслушиваемые нами» [14, с. 8]. Большая заслуга Шлеина состоит еще и в том, что, будучи последователем академической школы в искусстве, он готовил и находил достойных преемников, и когда его силы начали угасать рисунок, живопись, композицию вели и его ученики.
Дольше всех работал и много сделал на этом поприще Михаил Сергеевич Колесов. Он сам обучался в школе Шлеина в 1923-1926 гг., что помогло ему поступить на рабфак искусств в Москве, а затем в Ленинградский художественный институт [1, с. 173]. После обучения в столицах Колесов вернулся в Кострому, и согласно приказу № 23 от 10 марта 1938 г. был назначен преподавателем рисования и живописи 2-го курса [11]. Колесов заменял Шлеина, когда тот был в отпуске или командировке. В сентябре 1941 г., когда в связи с войной был распущен почти весь штат школы, Колесов был уволен по сокращению штатов, а 1 сентября 1942 г. приказом № 71 он вновь был назначен преподавателем живописи и рисования [11], и уже работал непрерывно, став в 1960-м г. преподавателем худграфа (вместе с изменением статуса заведения). Методы и приемы преподавания Колесова были сходны с теми, какие использовал в своей работе Шлеин. Ученики уважали Колесова и ценили те знания, которые он давал. Н. Шувалов в своей книге писал: «Учил нас добросовестно, обходил каждого, садился за наши рисунки, исправлял, показывал законы построения» [14, с. 10]. Учитывая, что Шувалов был скуп на положительные отзывы, такая оценка Колесова как педагога много говорит о его заслугах: «Я учился четыре года у М.С. Колесова и благодарен ему. За годы ученья он много дал мне в рисунке, меньше в живописи и еще меньше в художественном мышлении. Мы очень уважали его как художника и как человека» [14, с. 11].
В числе преподавателей, начавших работать в училище почти сразу после войны, следует выделить Ивана Александровича Козлова. После получения диплома КХУ в 1946 г., Козлов как один из лучших выпускников был взят на работу в училище: приказом № 143 от 1 сентября 1947 г. его назначили на должность преподавателя 3 курса [11]. О работе Козлова со студентами сохранились замечания А.И. Бузина, который в тот момент был директором училища: «У него была своя методика проведения занятий: обычно в середине отведенного времени на учебную постановку по живописи он брал тонкую кисть, выдавливал на палитру краплак и обходил всех учеников, исправляя ошибки в рисунке. Следы его исправлений ядовитой просвечивающей краской надолго сохранялись на хол-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
255
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
стах, даже после новых прописок, и ученики стремились меньше делать ошибок. Козлов не любил засиживаться в учительской, его часто можно было видеть в мастерской, работающим вместе с учащимися» [1, с. 171]. Активным и творческим педагогом была Полина Ивановна Морозова (супруга И.А. Козлова), также выпускница училища. Она была назначена на должность преподавательницы 1 курса училища согласно приказу № 144 от 1 сентября 1947 г. [11]. На первом курсе она преподавала рисунок, живопись и композицию до 1950-го г., позже Морозова вела занятия с детьми в открывшейся при училище в 1946 г. детской художественной школе.
Около 1950-го г. пришли новые педагоги специальных дисциплин: Кирилл Иванович Ильин, закончивший Пензенское художественное училище в 1950-м г., и затем посвятивший преподаванию около 20-ти лет [1, с. 165], а также Александр Васильевич Саврасов, сведений о котором почти не сохранилось, кроме отдельных упоминаний в прессе за 1952 г.: «Картины молодых художников свидетельствуют об умелом использовании традиций лучших мастеров русской живописи. И в этом большая заслуга, преподавателей училища - заслуженного художника РСФСР Н.П. Шлеина, талантливого художника М.С. Колесова, А.В. Саврасова и других» [9].
В 1958 г. в училище начал работать художник-педагог Алексей Павлович Белых. Белых заканчивал Московский художественный институт им. Сурикова, когда директор училища Бузин в 1958 г. «дал запрос в ректорат института с просьбой прислать талантливого выпускника» [1, с. 126]. Белых начал вести занятия на 4-ом курсе и в 1960-м г. выводил эту группу на диплом. Газета «Молодой ленинец» от 10 апреля 1960-го г. писала: «На днях в группе 5 «а» (преподаватель А.П. Белых) состоялся предварительный просмотр и утверждение тем дипломных работ» [7].
Талантливый художник Николай Васильевич Шувалов начал работать в училище в 1954 г. после учебы в ВУЗах Москвы и Петербурга. Он увлекал студентов своим творческим подходом, на занятиях звучала музыка, предлагались необычные задания. Находясь в постоянном поиске новых живописных приемов, Шувалов «советовал ученикам делать цветные локальные подкладки», разрешал студентам более свободно компоновать фигуру и портрет, например «мог срезать половину лба» [3]. Преследуя положительные цели: «научиться компоновать холст, выражать мысль» [14, с. 18], Шувалов, тем не менее, выходил за рамки чисто учебных задач. Такие эксперименты не приветствовались, на него стали оказывать давление, и около 1957-1958 гг. он вынужден был уйти из училища.
Что касается руководства КХУ, Шлеин был его директором с момента основания по 1950 г. Долж-
ность заведующей учебной частью занимала жена Шлеина - Лидия Константиновна. В связи с тяжелым заболеванием Н.П. Шлеина в 1950 году директором был назначен Крошкин (преподаватель истории), который работал в этой должности до 1952 - года смерти Н.П. Шлеина. После ухода Крошкина до 1954 г. этот пост занимал выпускник Рижской Академии художеств, преподаватель рисунка, живописи и композиции Волков. В 1953 г. в Кострому приехала выпускница Ленинградского художественного института им. Репина, искусствовед Елена Николаевна Закатимова. Она сменила Волкова и была директором с 1954 г. по 1955 г., затем вышла замуж за выпускника Елизарова и с ним уехала в Ленинград. В 1956 году директором училища был назначен Александр Иванович Бузин, который с 1954 г. занимал пост завуча. В 1960 г. на базе училища создается художественно-графический факультет педагогического института. А.И. Бузин стал деканом факультета и одновременно завучем училища, так как надо было завершить учебу старшего 5-го курса до 1962 года [4].
Таким образом, Костромское художественное училище, несмотря на то, что оно существовало в таком статусе всего 16 лет (с 1944 по 1960 гг.), заложило основы художественного образования в Костромском крае, выпустило многих профессиональных и талантливых художников-педагогов и стало базой дальнейшего развития художественно-педагогического образования уже в стенах художественно-графического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова.
Библиографический список
1. Бузин А.И. Костромские художники-ветераны войны и труда. - Кострома: Издание Костромской организации художников и администрации Костромской области, 1995. - 296 с.
2. Бузин А. Дипломные эскизы молодых художников // Молодой ленинец. - 1959. - 7 июня.
3. Воспоминания В.А. Баракова записаны на диктофон 8.10.2012 (Личный архив автора).
4. Воспоминания А.И. Бузина (Личный архив А.И. Бузина).
5. Выставка работ художественного училища // Северная правда. - 1948. - 13 июля.
6. ГАКО. - Ф. р.3060. - Оп. 1. - Д. 17. - Л 21.
7. Голубев Е. В Костромском художественном (репортаж) // Молодой ленинец. - 1960. - 10 апреля.
8. Грачев Н. У будущих художников // Северная правда. - 1952. - 1 февраля.
9. Гречнева Л. Молодые художники // Северная правда. - 1952. - 4 июня.
10. Документ об образовании (диплом № 356001, выданный гражданину Баракову Василию Александровичу в том, что он в 1949 г. посту-
256
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая
пил в КХУ, а в 1954 г. окончил полный курс КХУ по специальности художественно-педагогической) с приложением.
11. Книга приказов по Костромской художественной школе 1935-1949 гг. (Личный архив А.И. Бузина)
12. Рассыпное В. Молодые художники // Северная правда. - 1957. - 30 июля.
13. Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг.: На материалах Верхнего Поволжья: Дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 1999. -220 с.
14. Шувалов Н. Прямая речь. - Кострома, 2008. - 82 с.
УДК 378(510)
Соломатина Мария Николаевна
Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китай
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ВУЗАХ КИТАЯ
В статье рассматриваются особенности управления образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая. Являясь сложной интегрированной системой, образовательный процесс требует хорошо организованного управления и слаженной работы всех подразделений. В вузах Китая управление образовательной деятельностью реализуется через структуры партийного управления, административного управления и академического управления. Сосуществование трех ветвей управления вызывает немало противоречий. С одной стороны, влияние государства и развитая система административного управления по-прежнему имеют значительное влияние на принятие решений, с другой стороны, модернизация образования требует развития академических и коллегиальных форм управления. Выбранный Китаем исторический и политический курс развития страны обуславливает наличие партийного или идеологического управления, что накладывает на образовательную деятельность определенные ограничения. В то же время, подчеркивается роль академического управления в структуре управления вузом, как гарантия реализации академических свобод и эффективной организации образовательной деятельности.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, Китай, управление вузом, партийное управление, административное управление, академическое управление.
Современные высшие учебные заведения выполняют функции образовательных центров, своей целью ставящих воспитание высококвалифицированных специалистов, и функции научных центров, осуществляющих исследовательскую и поисковую деятельности. Суть образовательного процесса на данный момент заключается не только в получении и увеличении знаний. Являясь динамично развивающейся структурой, высшие учебные заведения находятся в постоянном поиске, порождают информацию, и эту же информацию, с использованием инновационных принципов, адаптируют под передаваемые знания, несут полную ответственность за передачу учащимся собственных научных достижений и результатов собственных исследований. В результате в вузе формируется среда, в которой интегрированы учебный процесс и исследовательская деятельность.
Такому сложному механизму необходимо хорошо организованное управление, с помощью которого можно регулировать работу всех структур, вовремя реагировать на возникающие проблемы, получать высокие результаты работы, а также налаживать те взаимоотношения, которые сложились у вуза с обществом, государством и другими организациями.
Управление высшим учебным заведением является многокомпонентным живым механизмом. В его структуре можно выделить управление учеб-
ной деятельностью, управление воспитательной деятельностью, управление научной деятельностью, управление материально-технической базой, управление экономической деятельностью вуза и т.д.
Однозначно, центральное место занимает управление образовательной деятельностью. Остальные, будучи неразрывно связаны, служат и гарантируют планомерное ее осуществление, так сказать, формируют базу и условия научного и учебного процессов. Управление образовательной деятельностью нацелено на планирование, регулирование и контроль таких видов деятельности как, научно-исследовательская деятельность, воспитательная и учебная деятельности вуза. Именно, управление образовательной деятельностью способно отразить сущность управления высшими учебными заведениями.
В связи с особенностями исторического развития, политических процессов, культуры народов, каждая страна имеет свои особенности, в том числе особенности управления. Так, один из исследователей отмечает, что на управление оказывают влияние система ценностей, учение о нравственности и морали, нормы поведения, традиции и обычаи общества, если привнести данную модель управления в иную культуру, то это положит начало формированию совершенно иной культуры управления, другим стилю и манере управления [6, с. 50].
© Соломатина М.Н., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
257