Научная статья на тему 'Особенности организации учебного процесса в китайских вузах'

Особенности организации учебного процесса в китайских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ADAPTATION / MOTIVATION / EDUCATIONAL COMMUNICATION / EDUCATIONALPSYCHOLOGICAL AND PERSONAL-COMMUNICATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будажапова Бальжима Базаровна, Шисюань Фен, Тинтин Ли

Рассматриваются факторы, влияющие на эффективность процесса обучения иностранных студентов. Проанализирован учебный процесс на специальностях в китайских вузах для российских студентов. Анализ процесса обучения показывает, что важную роль в межкультурной коммуникации играет педагогическая система вуза, где обучаются российские студенты. Результаты исследования демонстрируют, что существенную роль для эффективности образовательного процесса играет мотивация студентов и процесс адаптации в вузе. Основными факторами адаптации российских студентов в китайских вузах являются учебная коммуникация, учебно-психологическая и личностно-коммуникативная составляющие. По результатам исследования выявлены преимущества и недостатки процесса обучения в китайских вузах и сформулированы пути решения к улучшению организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CHINESE UNIVERSITIES

This article discusses the factors that affect the efficiency of the process of teaching foreign students. Analized the educational process on specialties in Chinese universities for Russian students. Analysis of the learning process shows that the important role is played by the university educational system, where Russian students are trained in intercultural communication. The results show that the motivation of students and the process of adaptation in higher school play an important role in the effectiveness of the learning process. The main factors of Russian adaptation of students in Chinese universities are educational communication, educational and psychological and personalitycommunicative components. Based on the results of the study, the advantages and disadvantages of the educational process in Chinese universities were identified and the ways of solving the problems to improve the organization of the educational process were formulated. The current trend in the development of international educational space allows you to highlight the most important ways of improving the educational process. The article formulates solutions to improve the educational process. In the development of educational programs and the organization of the learning process for Russian students, administration and faculty must take into account the mentality of Russian students. Intercultural communication in the organization and in the process of teaching Russian students played a huge and one of the most important roles. For many Russian students the process of adaptation is difficult, there is the influence of both climatic conditions, and educational and communication factors. Successful adaptation depends on many factors of the environment and on the man himself. The more complex is the new environment, the more it differs from the usual environment for the student, the more difficult is the process of adaptation.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебного процесса в китайских вузах»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-123-127

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КИТАЙСКИХ ВУЗАХ

Б. Б. Будажапова1, Фен Шисюань2, Ли Тинтин2

1 Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления, Улан-Удэ, Россия

2 Даляньский университет информатики ЫешоА, Китай

Рассматриваются факторы, влияющие на эффективность процесса обучения иностранных студентов. Проанализирован учебный процесс на специальностях в китайских вузах для российских студентов. Анализ процесса обучения показывает, что важную роль в межкультурной коммуникации играет педагогическая система вуза, где обучаются российские студенты. Результаты исследования демонстрируют, что существенную роль для эффективности образовательного процесса играет мотивация студентов и процесс адаптации в вузе. Основными факторами адаптации российских студентов в китайских вузах являются учебная коммуникация, учебно-психологическая и личностно-коммуникативная составляющие. По результатам исследования выявлены преимущества и недостатки процесса обучения в китайских вузах и сформулированы пути решения к улучшению организации учебного процесса.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, адаптация, мотивация, учебная коммуникация, учебно-психологический, личностно-коммуникативный подход.

Современные темпы технического развития не только тесно связаны с коммерческими и деловыми структурами, но и все больше затрагивают образовательную систему. Одним из важнейших моментов развития высшего образования является сопоставимость национальных и международных систем высшего образования, которые являются важным инструментом для повышения качества образовательных программ и исследований. Вопросы интеграции отечественных вузов в международную систему высшего образования являются весьма актуальными.

Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления активно развивает международную сферу деятельности. С 2008 г. совместно с Даляньским университетом информатики №шой (КНР) университет готовит бакалавров по программе двойного дипломирования. Эта программа подготовки бакалавров по двум направлениям «Бизнес-информатика» (Россия, ВСГУТУ) и «Электронная коммерция» (КНР, Кешой), а также «Программная инженерия» (ВСГУТУ) и «Инженерия программного обеспечения» (№шой). Программа работает по схеме обучения 2,5 + 2,5 года, где в первый год обучения в Китае студенты изучают китайский язык, затем дисциплины по введению в специальность, а во второй половине обучения уже в России дисциплины по направлениям бакалавриата и защита дипломной работы. Российская и китайская системы образования са-

мым удачным образом дополняют друг друга. В России можно получить глубокие фундаментальные и теоретические знания, а в Китае - узнать, как их применять на практике [1]. В связи с этим актуальной задачей для университета является организация эффективного процесса обучения студентов, которая позволит обеспечить высокое качество образовательных услуг и эффективно реали-зовывать современные методы обучения в образовательную среду.

В данной статье рассматривается анализ особенностей организации учебного процесса для российских студентов по специальностям в китайском вузе на примере Даляньского университета информатики №шой, который позволит определить недостатки и преимущества процесса обучения и пути их решения для улучшения учебной деятельности. Задачи для исследования:

1) проанализировать факторы, которые влияют на эффективность процесса обучения иностранных студентов;

2) проанализировать учебный процесс на специальностях для иностранных студентов;

3) выявить преимущества и недостатки процесса обучения;

4) сформулировать пути решения к улучшению организации учебного процесса.

Расширение и развитие возможностей для сотрудничества с зарубежными вузами по программе двойного дипломирования предполагает ряд меро-

приятий по использованию всех доступных путей сотрудничества. Программы двойного дипломиро-вания основаны на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров и характеризуются принятием сторонами общих обязательств по вопросам определения целей программы, подготовки учебного плана, организации учебного процесса и присвоения квалификации [1].

Выбрав иностранный вуз для обучения, очевидно, что процесс обучения российского студента в китайском вузе не протекает изолированно от внешней социокультурной среды. Именно по данной причине существенным фактором, влияющим на эффективность обучения российских студентов, является успешность их адаптации к новым условиям этой среды.

Адаптация российского студента - сложный процесс, раскрывающий активное приспособление к новой социокультурной среде на основе понимания ими социокультурных представлений новой среды и умения соответствовать им в своем поведении в условиях конкретной ситуации [2, 3].

На протяжении нескольких лет проводилось комплексное исследование по адаптации российских студентов в Даляньском университете информатики №шой. Были проведены исследования среди студентов из шести регионов, таких как Дальний Восток, Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Алтайский край и Московская область, в виде анкетирования. На взгляд авторов, первостепенным фактором для эффективного начала процесса обучения в китайском вузе является успешная адаптация студентов в новых условиях, а именно за границей. В ходе анализа были получены факторы, влияющие на адаптацию российских студентов в китайских вузах. Результаты анализа представлены в таблице.

Факторы, влияющие на процесс адаптации в Даляньском университете информатики Neusoft

Фактор Число ответивших, %

Учебно-коммуникативный 83,3

Учебно-психологический 72,2

Л Лично стно-коммуникативный 71,8

Социально-бытовой 65,4

Климатический 61,4

Как видно из результатов опроса, для успешной адаптации российским студентам необходимы коммуникативные составляющие, учебно-коммуникативные, учебно-психологические и личностно-коммуникативные факторы. Именно социокультурные несоответствия вызывают у российских студентов трудности адаптационного характера и переживания в ходе приспособления к новым усло-

виям жизнедеятельности. Адаптация российских студентов в китайском вузе с этой точки зрения предполагает достижение психологического комфорта в новой культуре, которая выражается в развитии взаимоотношений с людьми. Студентам необходимо адаптироваться к новым социокультурным особенностям, выстраивая свое поведение в рамках требований и предписаний, принятых новым социумом.

Обзор статей [4-8] и исследований показывает, что языковой барьер упоминается во всех исследованиях, и в данном исследовании студенты отмечают, что у них возникают сложности, связанные с коммуникацией на китайском языке. По результатам проведенных исследований языковой барьер выходит на первый план: он упоминается в качестве основной трудности, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения. Барьер связан с тем, что, приезжая в Китай, российские студенты далеко не всегда подготовлены к обучению на китайском языке, результаты опроса показали, что в основном они рассчитывают на англоязычное обучение. Но, к сожалению, не во всех китайских вузах готовы вести процесс обучения специальных предметов на английском языке. К тому же студенты, приезжающие получать образование в Китай, обязаны сдать ИБК, уровень знания китайского языка, для получения диплома китайского вуза.

Во всех вузах Китая проходят курсы китайского языка, например, в Даляньском университете информатики №шой студенты на протяжении года обучаются китайскому языку. Результаты опроса студентов показали, что это малый срок для дальнейшего обучения в вузе по специальности. Знание языка, полученное за это время, не позволяет в достаточной мере воспринимать и перерабатывать материал, предлагаемый в процессе изучения специальных дисциплин, например программная инженерия и электронная коммерция. Языковой барьер возникает в первую очередь в связи с необходимостью усвоения учебной информации на китайском языке. Как правило, студенты чаще упоминают трудности, связанные с налаживанием учебной коммуникации с целью получения будущей профессии, нежели коммуникации с другими студентами.

Таким образом, для успешной адаптации российских студентов в Китае и для успешного протекания процесса обучения большое значение имеет учебная коммуникация и учебно-психологическая составляющие.

Также кроме проведения исследования по адаптации студентов в вузах Китая был проведен опрос по мотивации обучения в китайских вузах [9-11]. Опрос студентов показал, что основная масса ориентирована на продолжение работы в Китае жела-

тельно в российско-китайских компаниях. В основном это желание связано с политической обстановкой между Россией и Китаем. Как отмечают респонденты, нынешняя политическая обстановка в отношении между Россией и Китаем принимает более масштабные планы, что способствует изучению китайского языка и получению новых знаний и навыков. Среди мотивов обучения в китайском вузе у российских студентов можно выделить следующие:

1) получение новых знаний и навыков для становления высококвалифицированного специалиста;

2) расширение кругозора, желание узнать менталитет китайского народа, познакомиться с культурой Китая;

3) общение и знакомство со студентами других стран.

Анализ учебного процесса на специальностях в университетах Китая показывает, что трудность для российских студентов составляет переход от разговорной и литературной речи к специализации, дисциплинам по специальностям. Проблемы возникают, когда студенты переходят на язык терминологии по своим специальностям. Опрос студентов показал, что после адаптации личностно-коммуникативной, социально-бытовой и климатической идет второй этап адаптации - учебно-коммуникативный. Этот фактор проявляется при изучении специальных дисциплин и меньше всего влияет на процесс адаптации в том случае, если преподаватели ведут занятия на английском языке, но, как показывает практика, основная часть специальных дисциплин ведется на китайском языке. Обучение на английском языке существенно снижает уровень стресса, связанного с языковым барьером, и позволяет российским студентам в большей степени сосредоточиться на содержании изучаемых дисциплин.

Подводя итоги опросов, можно выявить следующие основные факторы процесса обучения:

1. Особенности педагогической системы вуза сильно влияют на учебный процесс российских студентов.

2. Важную роль в процессе обучения играет мотивация российских студентов.

3. Для эффективности образовательного процесса за границей важную роль играет процесс адаптации российских студентов.

4. Существенными факторами адаптации российских студентов являются учебная коммуникация, учебно-психологическая и личностно-комму-никативная составляющие.

Исходя из вышеизложенного, можно выявить основные недостатки и преимущества обучения в китайских вузах.

Преимущества:

1. Роль Китая на мировой арене только укрепляется, поэтому получить образование в Китае и выучить китайский язык - очень дальновидный шаг для молодежи.

2. В подавляющем большинстве случаев студенты по программе двойного дипломирования получают возможность устроиться на работу как в России, так и за ее пределами.

3. Опыт совместной учебы со студентами из других стран ведет к пониманию особенностей чужого мышления, привносит широту восприятия, обеспечивает лучший контакт с иностранными партнерами в будущем.

Недостатки:

1. Важную и трудную роль в получении образования в Китае играет процесс адаптации в связи с особым менталитетом этой страны и трудностями изучения китайского языка.

2. Проблема снижения мотивации, в случае если обучающийся не смог преодолеть учебно-коммуникативный фактор.

Современная тенденция развития в международном образовательном пространстве позволяет выделить наиболее важные направления совершенствования организации учебного процесса.

При разработке образовательных программ и организации процесса обучения для российских студентов администрации и профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать менталитет российских студентов.

Межкультурная коммуникация в организации и в процессе обучения российских студентов играет огромную и одну из важных ролей.

Для многих российских студентов процесс адаптации проходит с трудом, здесь влияют как климатические условия, так и учебно-коммуникативные факторы. Успешность адаптации зависит от разных факторов окружающей среды и самого человека. Чем сложнее новая окружающая среда, чем больше она отличается от привычной для студента среды, тем труднее проходит процесс адаптации.

Список литературы

1. Фэн Б., Будажапова Б. Б. Взаимодействие университетов-партнеров по программе двойного дипломирования // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 100-105.

2. Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов в высшей школе. СПб.: Нестор, 2000.

3. Гребенникова И. А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 98-100.

4. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44-48.

5. Аннамурадова А. А. Проблемы адаптации и пути их решения в ШПГУ // Материалы V Междунар. студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум». 2013. URL: http://www.scienceforum. ru/2013/pdf/6241.pdf (дата обращения:16.11.2016).

6. Вадутова Ф. А., Кабанова Л. И., Шкатова Г. И. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. № 12. С. 123-126.

7. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2 (1). C. 111-115.

8. Петров В. Н. и др. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2 (2). С. 117-121.

9. Иванова М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.

10. Кравцов А. В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 130 с.

11. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. 2010. № 4. С. 123-136.

Будажапова Бальжима Базаровна, кандидат технических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления (ул. Ключевская, 40а, Улан-Удэ, Россия, 670013). E-mail: tanyul2008@rambler.ru

Фен Шисюань, заместитель директора международного департамента, Даляньский университет информатики Neusoft (Китай) (No 8 Software Park Road, Dalian, 116023). E-mail: fengshixuan@neusoft.edu.cn

Ли Тинтин, заведующий кафедрой русского языка, Даляньский университет информатики Neusoft, Китай (No 8 Software Park Road, Dalian, 116023). E-mail: litingting_gh@neusoft.edu.cn

Материал поступил в редакцию 19.11.2016.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-123-127

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CHINESE UNIVERSITIES

B. B. Budazhapova1, Feng Shixuan2, Li Tingting2

1 East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russian Federation

2 Dalian Neusoft University of information, Dalian, China

This article discusses the factors that affect the efficiency of the process of teaching foreign students. Analized the educational process on specialties in Chinese universities for Russian students. Analysis of the learning process shows that the important role is played by the university educational system, where Russian students are trained in intercultural communication. The results show that the motivation of students and the process of adaptation in higher school play an important role in the effectiveness of the learning process. The main factors of Russian adaptation of students in Chinese universities are educational communication, educational and psychological and personality-communicative components. Based on the results of the study, the advantages and disadvantages of the educational process in Chinese universities were identified and the ways of solving the problems to improve the organization of the educational process were formulated.

The current trend in the development of international educational space allows you to highlight the most important ways of improving the educational process. The article formulates solutions to improve the educational process.

In the development of educational programs and the organization of the learning process for Russian students, administration and faculty must take into account the mentality of Russian students.

Intercultural communication in the organization and in the process of teaching Russian students played a huge and one of the most important roles.

For many Russian students the process of adaptation is difficult, there is the influence of both climatic conditions, and educational and communication factors. Successful adaptation depends on many factors of the environment and on the man himself. The more complex is the new environment, the more it differs from the usual environment for the student, the more difficult is the process of adaptation.

Key words: intercultural communication, adaptation, motivation, educational communication, educational-psychological and personal-communicative approach.

References

1. Fen S., Budazhapova B. B. Vzaimodeystviye universitetov-partnerov po programme dvoynogo diplomirovaniya [Interaction of partner universities under the program of dual certification]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Peadagogika i psikhologiya" - Tver state university Bulletin. Series: "Pedagogy and Psychology", 2015, no. 1, pp. 100-105 (in Russian).

2. Ivanova M. A. Psikhologicheskiye aspekty adaptatsii inostrannykh studentov v vysshey shkole [Psychological aspects of adaptation of foreign students in higher education]. St. Petersburg, Nestor Publ., 2000 (in Russian).

3. Grebennikova I. A. Adaptatsiya inostrannykh studentov: mekhanizm i faktory [Adaptation of foreign students: mechanism and factors]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke - Humanities Research in the Russian Far East, 2011, no. 3, pp. 98-100 (in Russian).

4. Bogoslovskaya O. Motivatsiya polucheniya vysshego obrazovaniya v kontekste vybora professii [The motivation for higher education in the context of the choice of profession]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2006, no. 5, pp. 44-48 (in Russian).

5. Annamuradova A. A. Problemy adaptatsii i puti ikh resheniya v ShPGU [Adaptation problems and their solutions in SHPSU]. Materialy V Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy nauchnoy konferentsii "Studencheskiy nauchnyy forum". 2013 [Materials of the V International sttudent e-science conference "Student Scientific Forum". 2013] (in Russian). URL:http://www.scienceforum. ru/2013/pdf/6241.pdf (accessed 16 November 2016).

6. Vadutova F. A., Kabanova L. I., Shkatova G. I. Otsenka i prognozirovaniye adaptatsii inostrannykh studentov k usloviyam obucheniya v rossiyskikh vuzakh [Assesment and prediction of adaptation of international students to study in conditions of Russian universities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 12, pp. 123-126 (in Russian).

7. Modnov S. I., Ukhova L. V. Problemy adaptatsii inostrannykh studentov, obuchayushchikhsya v tekhnicheskom universitete [Problems of adaptation of foreign students studying at technical university]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2013, no. 2 (1), pp. 111-115 (in Russian).

8. Petrov V. N. et al. Osobennosti adaptatsii inostrannykh studentov [Features of adaptation of foreign students]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological research, 2009, no. 2(2), pp.117-121(in Russian).

9. Ivanova M. I. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshey shkole Rossii. Dis. dokt. psikh. nauk [Socio-psychological adaptation of foreign students in Russian higher education. Diss. doct. of psych. sci.]. St. Petersburg, 2001, 353 p (in Russian).

10. Kravtsov A. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshey shkole Rossii. Dis. kand. psikh. nauk [Socio-psychological adaptation of foreign students in Russian higher education. Diss. cand. of psych. sci.]. Moscow, 2008, 130 p (in Russian).

11. Rahimov T. R. Osobennosti organizatsii obucheniya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze i napravleniye ego razvitiya [Features of the organization of foreign students studying in Russian universities and the direction of its development]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2010, no. 4, pp. 123-136 (in Russian).

Budazhapova B. B., East Siberia State University of Technology and Management (ul. Klyuchevskaya, 40a, Ulan-Ude,

Russian Federation, 6700130). E-mail: tanyul2008@rambler.ru

Feng Shixuan, Dalian Neusoft University of Information (Software Park Road, 8, Dalian, China, 116023).

E-mail: fengshixuan@neusoft.edu.cn

Li Tingting, Dalian Neusoft University of Information ( Software Park Road, 8, Dalian, China, 116023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: litingting_gh@neusoft.edu.cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.