ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
И.В. КУЛАМИХИНА
Среди всего многообразия проблем, связанных с повышением качества профессиональной подготовки, проблема развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического вуза представляется весьма значимой, т.к. характер будущей профессиональной деятельности предъявляет особые требования к уровню коммуникативной компетентности специалистов в области торговли и экономики.
Коммуникативная компетентность будущего специалиста - экономиста - это его способность ценностно и осмысленно достигать общности позиций с коллегами и клиентами в сфере торговли и экономики по коммерческим и финансовоэкономическим вопросам на основе информационного обмена, выработки стратегии взаимодействия, принятия и понимания другого человека. Эта способность интегрирует в себе коммуникативно-знаниевую основу, личностные коммуникативные качества и коммуникативно-рефлексивные операционально-деятельностные свойства, которые в своей целостности и обеспечивают высоко эффективную коммуникативную деятельность специалиста.
Особое место в развитии коммуникативной компетентности студентов торговоэкономического вуза занимает иностранный язык с его коммуникативным потенциалом.
Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе вуза является эффективным и результативным, если на занятиях по иностранному языку преподавателем целенаправленно создаются определенные организационно-педагогические условия.
По мнению М.Т. Громковой в образовательном процессе эти условия создаются через выбор форм и методов организации образовательного процесса, предназначенных для развития определенных способностей субъекта. «Именно методы в педагогическом процессе определяют способ деятельности обучающихся и развивают те или иные способности» [2, С. 223]. В авторской концепции метод рассматривается как способ совместной деятельности преподавателя и студентов, направленный на достижение цели образовательного процесса. В этой совместной деятельности студенты наряду с преподавателями - это активно действующие субъекты. Метод в образовании связан с осознанием способов деятельности, обусловленных культурой и способностями субъекта культуры [2, С. 255, 257].
Для обеспечения результативности развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического вуза выбор форм и методов обучения иностранному языку должен отвечать критерию эффективности. В данном случае эффективность форм и методов определяется их направленностью на развитие иноязычной коммуникативной компетентности, соответствием будущей профессиональной деятельности студентов и социокультурным нормам коммуникации и рефлексии, соответствием целям и содержанию образовательного процесса.
Посредством использования «активных форм, методов и средств обучения» достигается активизация студентов в образовательном процессе [1, С. 24].
Важным фактором порождения личностной активности студентов в процессе профессионального образования играет контекст жизни и будущей профессиональной деятельности. Контекст будущей профессиональной деятельности, заданный преподавателем с помощью организационных форм и методов, наполняет деятельность студентов по усвоению лингвистических знаний, управлению своими коммуникативными потребностями и выращиванию своих управленческих и коммуникативно-рефлексивных умений личностным смыслом, что и повышает уровень их личностной активности.
Использование преподавателем иностранного языка форм и методов обучения
контекстного типа с целью развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов обеспечивает творческую, продуктивную коммуникативную деятельность студентов, что в целом позволяет преподавателю управлять данным развитием в образовательном процессе более эффективно. Отсюда вытекает необходимость выбора преподавателем форм и методов обучения контекстного типа.
«Знаково-контекстное обучение - это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности» [1, С. 32].
Следует подчеркнуть, что контекстное обучение ориентируется на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста.
Таким образом, согласно теории контекстного обучения целью деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе торгово-экономического профиля становится не овладение системой компетенций (языковой, речевой, межкультурной, социально-коммуникативной), а развитие иноязычной коммуникативной компетентности как интегративной способности субъекта культуры ценностно и осмысленно решать профессиональные задачи на основе коммуникации на иностранном языке. Следовательно, овладение компетенциями (нормами) занимает структурное место цели деятельности студента лишь до определенного момента, а затем освоенные компетенции (нормы) должны получить развитую практику применения в качестве средства решения коммуникативных ситуаций, все более приобретающей черты профессиональной.
Следуя этой логике можно утверждать, что развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического вуза является предметом деятельности, на который направлена активность студентов. В профессиональной же деятельности иноязычная коммуникативная компетентность специалиста-экономиста становится ее средством.
В контекстном обучении учение и труд рассматриваются не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности в генезисе. На основе данного положения А.А. Вербицкий выделил три базовые формы деятельности студента в образовательном процессе вуза: учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную [1].
В учебной деятельности студент целенаправленно осуществляет определенные виды активности по развитию языковых, речевых, межкультурных, психологических знаний, умений и навыков и практического опыта их применения в учебных коммуникативных ситуациях. В квазипрофессиональной деятельности учебные коммуникативные ситуации наполняются торгово-экономическим контекстом, моделируются действия специалистов торгово-экономического профиля. В учебнопрофессиональной деятельности коммуникативная компетентность студентов вуза выступает средством выполнения коммерческих, внешнеэкономических, финансовых и др. задач.
При условном выделении форм деятельности студентов можно предположить, что в результате учебной деятельности преимущественно развивается нормативная составляющая коммуникативной компетентности студентов, в квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности доминирует развитие ценностносмысловой и операционально-деятельностной сферы. В процессе деятельности изменяются и реализуются коммуникативные потребности студентов, меняются ценностные отношения, а также развивается способность к рефлексии и самоуправлению своей коммуникативной деятельностью. Таким образом, овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного разрешения «профессионально-подобных» коммуникативных ситуаций, студент развивается и как специалист, и как языковая личность, вместе с этим развиваются его коммуникативные, личностные и профессионально-важные качества и способности. Моделирование в организационных
формах реальных ситуаций профессиональной деятельности, межличностных трудовых отношений позволяет реализовывать единство обучения, воспитания и развития в образовательном процессе вуза.
Итак, организация процесса обучения иностранному языку в вузе торговоэкономического профиля на основе контекстного обучения позволяет наиболее эффективно и результативно развивать коммуникативную компетентность студентов
Литература:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. -
М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.