ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Е.А. Ерохин, аспирант
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В данной статье рассматриваются особенности организации служб технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях в современных экономических условиях. Приведены понятия сервисного обслуживания, организации, структуры и общее содержание организации технического обслуживания, ремонта оборудования на предприятии. Представлены виды и содержание структур служб технического обслуживания, проанализированы их основные преимущества и недостатки
Организация технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях играет важнейшую роль в современных экономических условиях, характеризующихся кризисными явлениями и высоким уровнем конкуренции. Любые неисправности и поломки оборудования - это вынужденные простои, выпуск некачественной продукции и дополнительные потери времени, денежных средств. Поэтому рациональная организация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно для предприятий с крупносерийным и поточным производством, играет важнейшую роль в обеспечении успешной хозяйственной деятельности.
Итак, отметим, что термин «организация» в широком смысле означает устройство, сочетание чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата [1]. В свою очередь предприятие, отдельные его службы и подразделения имеют собственную структуру. По мнению О. Г. Ту-ровца, структура представляет собой взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри организации; элементы системы, их связи и целостные свойства, если они обеспечивают устойчивое состояние системы. Структура должна соответствовать целям, задачам организации, подразделения и должна быть приспособлена к ним.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии предполагает создание и функционирование специализированных структурных подразделений, реализующих функции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, а также необходимой документации (стандартов, нормативов, правил.), регламентирующей создание и работу данных подразделений. Структура служб технического обслуживания и ремонта на современных предприятиях должна соответствовать их размерам, специализации, масштабам деятельности, имеющимся ресурсам и специфическим особенностям. В зависимости от параметров предприятия (масштаб, специализация, форма организации производства), на нем может быть организован как небольшой отдел технического обслуживания, так и достаточно крупная служба оборудования. В большинстве случаев, на малых и некоторых средних предприятиях техниче-
ское обслуживание и ремонт оборудования (обычно за исключением текущих обслуживающих операций и мелкого ремонта) осуществляют специализированные сторонние организации, а также поставщики оборудования (гарантийный и послегарантийный ремонт). На крупном машиностроительном предприятии для реализации функций по техобслуживанию и ремонту организуются общезаводские и цеховые обслуживающие и ремонтные подразделения. Среди них выделим отдел главного механика, который включает в себя конструкторское бюро по ремонту оборудования, производственно-плановое бюро, ремонтный и инструментальный цеха, отдельные склады запасных частей и материалов, ремонтные участки в отдельных цехах, диспетчерское бюро и некоторые другие подразделения (в зависимости от специфики предприятия). Данный отдел выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хозяйства предприятия [2, 3, 4, 5]. В ремонтном цехе формируются бригады по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Их основные задачи - осуществлять профилактическое обслуживание оборудования и в случае поломки оборудования и его остановки - явиться на участок сразу после вызова и как можно быстрее устранить выявленные неисправности.
Действующие в настоящее время организационные структуры ремонтных служб промышленных предприятий в основном были сформированы еще в 60-70 годах прошлого века и с тех пор практически не претерпели изменений. В современных литературных источниках, например, трудах Туровца О. Г., Козловского В. А., Радневского М. В., Зайцева Е. И., Митю-шина В. [1,5,6,7] представлены различные варианты организационных структур служб технического обслуживания и ремонта оборудования. Исторически сложились три принципиальные схемы организации ремонтных служб предприятия [7,8,9]: централизованная, децентрализованная и смешанная.
При использовании централизованной организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования, представленной на рис. 1, все виды работ выполняются силами специализированных цехов, которые входят в состав основного производства.
Рис. 1. Типовая централизованная организационная структура ремонтных служб предприятия
При децентрализованной структуре (рис. 2) все обслуживающих подразделений (отделов и участков), виды работ по техническому обслуживанию и ремон- входящих в состав цехов основного производства. ту оборудования производятся силами ремонтных и
Рис. 2. Типовая децентрализованная организационная структура ремонтных служб предприятия
Соответственно при смешанной структуре дан- ными и обслуживающими подразделениями, в составе ных служб (рис. 3) часть работ выполняется силами цехов основного производства. специализированных цехов, а другая часть - ремонт-
Рис. 3. Типовая смешанная организационная структура ремонтных служб предприятия
Стоит отметить, что инженерно-технические в большинстве случаев, имеют смешанную структуру. службы, занимающиеся техническим обслуживанием При наличии централизованных служб (управление и ремонтом оборудования в отечественной практике, главного механика, управления главного энергетика и
т.д.) в каждом подразделении основного производства существуют аналогичные им службы.
По мнению В. Митюшина и А. Тарасова [9] использование смешанной организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования в настоящее время на российских машиностроительных предприятиях связано с тем, что системы технического обслуживания и ремонта изначально выстраивались по функциональному признаку. Поэтому их организационная структура формировалась по соответствующим функциональным направлениям, которые определялись, в первую очередь, видами оборудования (технологическое, энергетическое и др.). Подобная структура имеет свои преимущества и недостатки. Среди ее преимуществ выделим:
1. четкое распределение полномочий и ответственности за выполнение отдельных функций (например, за работоспособность технологического оборудования отвечает главный механик, энергетического - главный энергетик и т.п.);
2. оперативность принятия и реализации решений, так как любой линейный руководитель каждого уровня управления обладает всеми необходимыми ресурсами для принятия и реализации практически любых решений, связанных с обеспечением работоспособности оборудования;
3. функциональную специализацию обслуживающих и ремонтных подразделений, которая предусматривает четкое разделение подразделений для быстрого решения определенного вида задач.
К недостаткам смешанных организационных структур служб технического обслуживания и ремонта оборудования относят:
1. разрыв между службами главных специалистов и соответствующих им инженерно-технических работников в цехах основного производства;
2. проблему контроля за деятельностью специалистов в цехах основного производства со стороны главных специалистов (отдел главного механика);
3. функциональную специализацию, которая затрудняет персонификацию ответственности за решение комплексных задач;
4. недостаточную управляемость процессом технического обслуживания и текущего ремонта оборудования из-за двойного соподчинения;
5. большой разрыв в уровнях механизации, автоматизации и технической оснащенности ремонтных служб и подразделений основного производства.
Становится понятно, что, несмотря на преимущества смешанной формы организации обслуживающих и ремонтных служб современных машиностроительных предприятий, ее недостатки приводят к существенным материальным потерям и снижению эффективности работы данных служб. Для устранения вышеназванных структурных недостатков в общем случае необходим комплекс мероприятий, связанных с разделением задач по управлению производственными процессами и обеспечению работоспособности
оборудования, а также организацией и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования по принципу сервисного обслуживания. Заметим, что сервисное обслуживание предполагает выполнение комплекса работ (услуг), направленных на поддержание оборудования в рабочем состоянии при сохранении его технических параметров, как в течение гарантийного срока, так и в течение всего срока эксплуатации, и выполняется у заказчика специализированными организациями. В завершение отметим, что существует достаточно много альтернативных форм организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования. Представленные нами варианты отражают общие принципы их организации, которые могут быть использованы на различных производствах для создания собственных эффективных служб технического обслуживания оборудования.
Литература
1. Туровец О.Г. Организация производства: учеб. для ВУЗов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, В.Б. Родионов и др.; под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное. М.: «Экономика и финансы», 2002. 452 с.
2. Управление ремонтами и ТО оборудования / Электронное издание / http://www.bitec.ru, 2008.
3. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов 4-е изд., пере-раб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 492 с.
4. Дубровин И. А. Организация производства на предприятиях: учеб. пособие / И.А. Дубровин. М: Колосс, 2004. 359 c.
5. Радневский М.В. Организация производства: инновационная стратегия ускоренного развития предприятия: учеб. пособие/ М.В. Радневский. Мн.: НЧ ЧУП «Управленец», 2006. 430 с.
6. Козловский В.А. Производственный менеджмент: учебник / В.А. Козловский. М.: ИНФРА-М, 2005. 574 с.
7. Зайцев Е.И. Организация производства на предприятиях автомобильного транспорта: учеб. пособие / Е.И. Зайцев. М: Academia, 2008. 176 c.
8. Дубровин И.А. Организация производства на предприятиях: учеб. пособие / И.А. Дубровин М: Колосс, 2004. 359 c.
9. Митюшин В.С. МИФ 5: Организация ремонтных и инженерно-технических служб предприятия, нет путей для повышения эффективности / В.С. Митюшин // Компас промышленной реструктуризации , 2005. С. 25-33.
& (0732) 67-07-22
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: организация, децентрализованная структура, техническое обслуживание, служба обслуживания, ремонт оборудования, централизованная структура