СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васин, А.С. Моделирование и оценка параметров распределения длительности обслуживания клиентов банка [Текст] / А.С. Васин, В.В. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2004. - № 12(150). - С. 19-21.
2. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей [Текст] : учебник для студентов вузов / Е.С. Вентцель. - 9-е изд. -М.: Академия, 2003. - 576 с.
3. Вентцель, Е.С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения [Текст] / Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. - М.: Наука, 1991. - 384 с.
4. Колосова, М. Методы оптимизации численности персонала: четыре подхода [Текст] / М. Колосова // Управление персоналом. - 2008. - № 16. - С. 70-74.
5. Одегов, Ю.Г. Банковский менеджмент: управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. - М.: Экзамен, 2005. - 448 с.
6. Математика для экономистов [Текст] / под ред.
A.Ф. Тарасюка. - В 6 т. - М.: Инфра-М, 2000. - Т. 6:
B.П. Чернов, В.Б. Ивановский. Теория массового обслуживания. - 158 с.
УДК 332.8
С.А. Шулепина
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В ЖКХ
Сегодня большое внимание со стороны государства уделяется вопросам управления многоквартирными жилыми домами. Увеличилась доля частного бизнеса на рынке предоставления и оказания жилищно-коммунальных услуг. У управляющих компаний возникает необходимость вести бухгалтерский учет и представлять отчетность о своей хозяйственной деятельности. Рассмотрим, что представляет собой управляющая компания, какими законодательными актами регулируется ее деятельность и на основании каких нормативно-правовых актов осуществляется постановка и ведение бухгалтерского учета.
Управляющая организация - это юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом [1].
Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), утвержденным Федеральным законом № 188-ФЗ от 29.12.2004 г.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 2
ст. 161 ЖК РФ избрание способа управления многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая компания или самостоятельное управление) является исключительным правом и обязанностью собственников жилья, на что также имеется ссылка в судебной практике [6].
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления одна сторона, управляющая организация, по заданию другой стороны - собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия договора управления многоквартирным домом согласно п. 4 ст. 162 ЖК РФ ус-
танавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет.
Если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, что установлено пп. 5 и 6 ст. 162 ЖК РФ.
На основании положений договора управления и учетной политики строится система бухгалтерского учета управляющей компании. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета [2]. Формированием приказа об учетной политике, с учетом структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности организации, занимается, как правило, главный бухгалтер. Приказ об учетной политике организации по финансовому учету утверждается ее руководителем. Одновременно с учетной политикой, регламентирующей методологию отражения фактов хозяйственной деятельности, состояние и использование имущественного комплекса организации, утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок организации внутрихозяйственного контроля, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Аналогичный приказ разрабатывается по налоговому учету.
При отражении операций на счетах бухгалтерского учета управляющим организациям следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г.
В приказе об учетной политике управляющей компании следует представить:
- порядок отражения начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и услуги по договорам социального найма на счетах бухгалтерского и налогового учета, аналитический учет таких операций;
- порядок отражения поступлений денежных средств в качестве оплаты ЖКУ и найма на счетах бухгалтерского и налогового учета, аналитический учет таких операций;
- порядок отражения начислений и поступлений пени за нарушение сроков оплаты ЖКУ;
- порядок отражения госпошлины, уплаченной за подачу исковых заявлений в суд на неплательщиков;
- порядок формирования и использования резервов (в частности, резерва по сомнительным долгам) в целях бухгалтерского и налогового учета;
- порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
- порядок бухгалтерского и налогового учета операций по проведению работ по капитальному ремонту как за счет средств собственников, так и за счет субсидий из бюджетов разных уровней.
Кроме вышеперечисленного, исключительно для целей налогового учета следует представить следующие сведения:
- выбранная система налогообложения и, соответственно, перечень налогов, начисляемых и уплачиваемых управляющей компанией;
- применяет ли компания налоговую льготу по НДС в соответствии с пп. 29-30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), каков перечень услуг, облагаемых и необлагаемых НДС.
Как следует из п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г., вместе с учетной политикой утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации. Аналогичное требование содержит и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ (1/2008), утвержденное Приказом Минфина России № 106н от 6.10.2008 г.
При разработке правил документооборота организации в первую очередь определяют виды первичной учетной документации, которая будет использоваться для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.
Первичные учетные документы являются основанием для ведения бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется
в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания. Первичные учетные документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все необходимые реквизиты, перечень которых закреплен российским законодательством.
Если управляющая организация принимает решение об использовании только унифицированных форм первичной документации, то это положение просто закрепляется в учетной политике. Если же в работе будут использоваться самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то решение об их использовании следует закрепить в учетной политике, а конкретные формы документов оформить отдельным приложением к приказу по учетной политике.
Как правило, в управляющих компаниях нестандартные первичные документы применяются при оформлении выручки. Основанием для начисления выручки служит, например, акт выполненных работ по каждому жилому дому, подписанный уполномоченным представителем. Покупателем в таком случае, как правило, является жилой дом без каких-либо данных: у контрагента нет ИНН и КПП, юридического адреса и прочих обязательных реквизитов. Предприятию нужно либо самостоятельно разработать формы акта и счет-фактуры в соответствии с вышеперечисленными особенностями, либо использовать унифицированные формы, не заполняя часть данных контрагента.
Документы по учету выручки будут составлены на основании аналитических регистров специализированных программ по учету начислений и поступлений платежей за ЖКУ по каждому лицевому счету.
Счетом можно считать предъявленную собственникам помещений многоквартирного дома счет-квитанцию на оплату ЖКУ. Кроме того, на практике управляющие компании часто используют бухгалтерские справки, например для на-
числения платы за найм по договорам социального найма. Бухгалтерские справки будут приниматься к учету только при наличии всех оговоренных законодательством реквизитов, как и было сказано выше.
После того как организация определилась с видами используемых документов, ей следует разработать и утвердить график документооборота, основываясь на Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 г. (Положение № 105). Данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 5.2 Положения № 105 работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации. Управляющие организации, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Ответственность за сохранность первичных документов, учетных регистров и отчетности, за оформление и передачу документов в архив возложена на главного бухгалтера. В то же время ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации [3].
В составе учетной политики организации также утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации [2].
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году и даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них, и т. д.) определяется руководителем управляющей организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [4].
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители управляющих организаций [3].
Если в управляющей организации введена должность главного бухгалтера (бухгалтера), то в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ именно данное лицо несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Если управляющая организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то согласно ст. 18 Федерального закона № 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неведение бухгалтерского учета управляющие организации могут быть привлечены и к налоговой ответственности. Так, в случае
непредставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ к организации может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, на что указывает Минфин России в Письме № 03-02-07/1-436 от 29.10.2008 г. Напоминаем, что согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, для организации бухгалтерского учета в управляющих компаниях прежде всего необходимо разработать адаптивную учетную политику, которая соответствовала бы как требованиям действующего российского законодательства, так и условиям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Текст] : Пост. Правитель-ства РФ № 307 от 23.05.2006 г.
2. Учетная политика организации [Текст] : Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) : утв. Приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.
3. О бухгалтерском учете [Текст] : Федер. закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст] : утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст] : утв. Федер. законом № 188-ФЗ от 29.12.2004 г.
6. Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-191-2010 от 08.02.2010 г.