Ñ. Н. Хутчев. Особенности организации самостоятельной работы нурсантов
УДК 355.543.2(072.8)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
С. Н. Хутчев
Саратовский военный институт войск МВД РФ E-mail: star196910@mail.ru
На основе сравнения особенностей организации самостоятельной работы студентов гражданских вузов и курсантов МВД России уточняются параметры разрабатываемой модели педагогического управления военно-профессиональным саморазвитием курсантов, которую предлагается в дальнейшем реализовать в образовательном процессе на кафедре огневой подготовки Саратовского военного института внутренних войск МВД. Ключевые слова: самостоятельная работа курсантов, умения и навыки, процесс обучения, выпускник, офицер.
Features of the Organization of the Cadets' Independent Work in Military Educational Establishments of the Higher Professional Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia
S. N. Hutchev
On the basis of the features' comparison of the independent work's organization of students in high civil institutes and cadets VOU VPO the Ministry of Internal Affairs of Russia is specified parameters of developed model of pedagogical management by militaryprofessional cadets' self-development which is offered to realize into the educational process on Firing dill faculty of Saratov military institute the Internal Troops of Ministry of Internal Affairs. Key words: cadets' independent work, skills and drills, process of training, graduate, officer.
Проблема организации самостоятельной работы в высшем военном образовании, как и самостоятельная работа студентов гражданских вузов, всегда была в центре внимания ученых. Сегодня, когда идет непрерывное накопление все новых и новых знаний, очень трудно в программе высшей военной школы охватить весь «горизонт» того, что необходимо знать специалисту. Поэтому важно его не научить науке, а научить учиться. Новейшие разработки в военном деле, поступление новой аппаратуры и вооружения в войска требуют навыков самостоятельной работы специалистов в этой сфере. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы является необходимой предпосылкой качественного усвоения учебной программы и успешного выполнения буду-
щих служебных обязанностей в войсках, учреждениях, заведениях.
Активная самостоятельная учебная работа является служебной обязанностью любого военнослужащего. На это указывал ещё М. В. Фрунзе, обращая особое внимание на постоянное обогащение всеми категориями военнослужащих своих познаний. При этом он указывал на то, что самостоятельная работа над собой, «над увеличением своего военного <...> багажа обязательна для каждого командира Красной Армии», эти слова не потеряли свою актуальность и в настоящее время1.
Наибольший вклад в анализ содержания и организации самостоятельной работы в военном вузе внесли А. В. Барабанщиков, Н. П. Волков, К. А. Воробьев, В. П. Давыдов,
A. И. Конюхов, В. М. Куликов, Ю. И. Лопухов,
B. Ф. Перевалов, А. П. Порохин, Ф. П. Тонких, Ю. Ф. Худолев и др. В педагогической литературе даются различные определения сущности самостоятельной работы и ее основных признаков. Большинство авторов военно-педагогических исследований видят в самостоятельной работе деятельность обучающихся по выполнению учебного задания без посторонней помощи2.
Вместе с тем анализ образовательного процесса военных вузов, проведенный в работе А. А. Порошина, показал, что во многих из них отсутствовала целенаправленная система обучения курсантов основам самостоятельной работы, вследствие чего значительная их часть не владела требуемыми навыками и умениями умственного труда, испытывала трудности после окончания вуза3. В педагогической литературе отмечалось, что некоторые преподаватели считают задание
© Хутчев С. П., 2011
на самоподготовку единственным средством, способным обеспечить глубокое и систематическое изучение учебных вопросов, стремятся давать задания как можно чаще и в возможно большем объёме4.
Значительное место в военно-педагогической литературе уделялось и уделяется совершенствованию планирования самостоятельной работы курсантов, которое является одной из главных предпосылок правильной организации их умственного труда. В военных вузах курсанты ведут личные планы самостоятельной работы, разработаны рекомендации по методике такого планирования, установлены примерные нормы на выполнение различных видов самостоятельной работы, т.е. жёсткая регламентация всей служебной деятельности курсантов предполагает наличие модели педагогического управления процессом самоорганизации познавательной деятельности. Мы провели сравнительный анализ соответствующих моделей гражданского и военного вузов.
В Московском государственном индустриальном университете разработана и внедрена модель педагогического управления профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанци-онно5. В соответствии с ней педагогическое обеспечение управления профессиональным саморазвитием студентов включает организационные формы, методы, средства, педагогические условия и креативные технологии. Усвоение предметного содержания курса включает пять основных этапов: ознакомление, самообучение, саморазвитие, самоконтроль и автоматизированный контроль со стороны преподавателя (мониторинг) за процессом самостоятельной работы студента. В качестве основных показателей, определяющих уровень профессионального саморазвития, рассматриваются: сформированность профессиональных знаний, умений и навыков; владение базисными «квалификациями»; степень освоения компонентов профессиональной культуры (эстетических, этических, творческих, коммуникативных, экологических, правовых).
Анализ подтвердил существование общих подходов к разработке модели педаго-
гического управления военно-профессиональным саморазвитием курсантов и модели педагогического управления профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, однако имеются и существенные отличия, во многом это обусловлено жестким регламентом служебного времени. В соответствии с распорядком дня курсантов для самостоятельной работы отводится три академических часа во второй половине дня: это время может быть использовано для посещения учебной библиотеки, кафедр и интернет-классов. Проблемными вопросами являются отсутствие свободы выбора формы и метода самостоятельной работы, недостаточные навыки работы с научно-техническими и периодическими изданиями, ограниченные коммуникативные способности. К существующим проблемам можно добавить ещё ограничения доступа к системе Интернет, проблему самостоятельной оценки и обработки полученной там информации и ряд других.
Тем не менее процесс обучения в военном вузе в настоящее время все больше основывается на творческой активности и самостоятельности курсантов: без этого в современных условиях сложно успешно усваивать программный материал, научиться совершенствовать свои знания в последующей служебной деятельности. Чтобы всегда быть на уровне современных требований и со знанием дела решать практические задачи в современном бою, офицер должен постоянно пополнять свой запас знаний. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в военном вузе не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний и повседневного самообразования. Исследования показывают, что знания обесцениваются очень быстро, на 10-15% в год, а знания в военной области - еще быстрее. Иными словами, через пять лет у выпускника военного вуза более половины знаний, полученных за годы учебы, не будет соответствовать современным требованиям . Только в процессе самостоятельной работы учебная информация, используемая курсантом для решения конкретной задачи, превращается в устойчивые знания и умения. Если заученная когда-либо учебная информация не будет
С. Н. Хутчев. Особенности организации самостоятельной работы курсантов
востребована, произойдет её ценностная деградация и последующее забывание. Все виды учебных занятий должны быть построены так, чтобы научить курсантов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.
Главный смысл самостоятельной работы курсантов состоит в том, чтобы научиться глубоко, проникать в сущность изучаемых проблем, устанавливать связи и соотношения явлений, событий, понятий науки, уметь анализировать различные составляющие той или иной области знаний, делать обобщения и выводы. Основой самостоятельной работы является восприятие и осмысление, т.е. ана-
7
литико-синтетическая деятельность .
Анализ педагогической и военно-педагогической литературы свидетельствует о том, что «самостоятельная работа курсантов» - понятие емкое и многогранное. Она включает социальный, дидактический, психологический, воспитательный аспекты и является элементом, а иногда и основой процесса обучения. Неоднократно подчеркивалось, что задача высшей военной школы заключается не только и не столько в передаче курсантам очередной суммы знаний, ее основная функция - научить их самостоятельно пополнять свои знания. С учетом проведенного анализа научной литературы и особенностей обучения в военном вузе под самостоятельной работой курсантов понимаются самоорганизация и самоуправление познавательной деятельностью, направленной на планомерное и систематическое восприятие, осмысление, понимание, обобщение, сохранение и применение учебной и научной информации, выполняемые как по заданию, так и по собственному желанию, в целях закрепления, расширения и углубления получаемых знаний, развития когнитивных способностей, готовности к непрерывному самообразованию, формированию собственного стиля умственной деятельности.
Использование передовых технологий построения учебного процесса и самостоятельной работы позволяет максимально повысить процесс усвоения материала за относительно короткий временной промежуток.
На кафедре огневой подготовки Саратовского военного института внутренних войск МВД России была проведена работа по изучению организации плановой самостоятельной подготовки, куда входила и самостоятельная работы курсантов, при помощи новых информационных технологий. При организации этой работы были преодолены основные методические трудности, связанные с созданием обновленной базы знаний по правовой и специальной подготовке. Для повышения эффективности самостоятельной работы применялись тренажеры:
типовой и специализированный тиры со стандартным и специальным оборудованием, обученным персоналом и инструктором с соответствующей подготовкой;
тренажно-имитационное оборудование модульного типа, построенное на современной элементной базе и новых принципах, позволяющее силами обслуживающего персонала моделировать широкий спектр тактических эпизодов.
Использование тренажеров в самостоятельной работе курсантов экспериментальных групп показало, что курсанты с высоким уровнем результатов самостоятельной работы составили 29,2% (35 чел.) и 8,3% (10 чел.) от общего числа испытуемых; со средним -57,5% (69 чел.) и 44,2% (53 чел.); с низким -13,3% (16 чел.) и 47,5% (57 чел.) в экспериментальной и контрольной группах соответственно.
Результаты экспериментальной работы показывают, что в ходе внедрения модели организации самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс количество курсантов экспериментальной группы, достигших высокого уровня, увеличилось на 25%, в то время как в контрольной группе это изменение составляет всего 5%. Количество курсантов, перешедших на средний уровень, увеличилось как в экспериментальной, так и в контрольной группах: на 41,7% и 25% соответственно. Показатели низкого уровня уменьшились в экспериментальной группе на 66,7%, в контрольной - на 30%, разница составляет 36,7%.
Успешное достижение поставленных целей эксперимента во многом зависело от
Педагогика
97
полноты учета требований, предъявляемых к проведению самостоятельной подготовки точности выбранных критериев и их показателей, которые характеризовали эффективность проводимой работы. Вышеизложенное дает основание утверждать, что использованные в ходе эксперимента средства новых информационных технологий для самостоятельной подготовки привели к результативной активизации процесса самостоятельной работы курсантов в военном институте.
Примечания
1 Цит. по : Худолеев Ю. Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М., 1976.
2 См. : Нустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов, 1982.
3 См. : Порошин А. А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000.
4 См. : Барабанщиков А. В., Корочкин Б. П. Научно-педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы // Организация и методика самостоятельной работы студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1979. С. 6-8.
5 См. : Бондарькова А. М. Модель управления профессиональным саморазвитием студента // Высшее образование в России. 2010. № 8-9/10.
6 См. : Калашников В. Р. Методические рекомендации курсанту училища. Голицыно, 1991.
7 См. : Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А. М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вву-зе. Проблемы управления, эффективности и пути их решения. Л., 1990.