Научная статья УДК 342.9:343.8
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-196-200 NIION: 2003-0059-2/22-246 MOSURED: 77/27-003-2022-02-445
Особенности организации работы правоохранительных органов по предупреждению экстремистской деятельности на современном этапе: административно-правовой и уголовный аспекты
Николай Викторович Румянцев1'2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты применения административно-правовых норм за участие в экстремистской деятельности криминальных субкультур и организации работы подразделений правоохранительных органов по их применению, а также возникающие при этом проблемные вопросы. Особо отмечается деятельность экстремистских сообществ, признанных на территории Российской Федерации экстремистской организацией и принимаемые правоохранительными органами в отношении их мер законодательного (административного и уголовного) характера. Отдельно обращено внимание на актуальные проблемы квалификации деятельности международного молодежного движения «АУЕ», признанного решением Верховного суда Российской Федерации экстремистским.
Ключевые слова: криминальная субкультура, молодежное экстремистское движение, учреждения, экстремистская организация, АУЕ, «Арестантское уркаганское единство», «А.У.Е.», правоохранительные органы, уголовно-исполнительная система, места лишения свободы
Для цитирования: Румянцев Н. В. Особенности организации работы правоохранительных органов по предупреждению экстремистской деятельности на современном этапе: административно-правовой и уголовный аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 2. С. 196-200. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-196-200.
Original article
Features of the organization of the work of law enforcement agencies to prevent extremist activity at the present stage: administrative, legal and criminal aspects
Nikolay V. Rumyantsev1,2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
2 Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The certain aspects of the application of administrative and legal norms for participation in extremist activities of criminal subcultures and the organization of work of law enforcement units on their application, as well as problematic issues arising in this case are considered. The activities of extremist communities recognized as an extremist organization on the territory of the Russian Federation and taken by law enforcement agencies in relation to their legislative (administrative and criminal) measures are particularly noted. Separately, attention is drawn to the actual problems of qualification of the activities of the international youth movement «AUE», recognized by the decision of the Supreme Court of the Russian Federation as extremist.
Keywords: criminal subculture, youth extremist movement, institutions, extremist organization, AUE, «Convict Urkagan unity», «A.U.E.», law enforcement agencies, penal enforcement system, places of imprisonment
For citation: Rumyantsev N. V. Features of the organization of the work of law enforcement agencies to prevent extremist activity at the present stage: administrative, legal and criminal aspects. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):196-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-196-200.
© Румянцев Н. В., 2022
Во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации, возрастает угроза террористической опасности на фоне распространения различных видов экстремизма, вызывающего существенную угрозу не только в отношении отдельных граждан, но и в целом для всего общества. Организация эффективного противодействия экстремистской деятельности постоянно находится в центре внимания ученых и практических работников органов правопорядка, однако до настоящего времени остается недостаточно изученной, а применяемые формы и методы по профилактике и пресечению этих противоправных деяний не всегда достигают необходимой результативности и поставленных целей. Не секрет, что экстремизм, создавая условия для возникновения конфликтов, непосредственно угрожает федеративному устройству страны, вносит расколы по национальному и конфессиональному признаку, дестабилизирует социально-политическую ситуацию. Поэтому на современном этапе разработка эффективных мер противодействия экстремистской деятельности на государственном уровне, постановка задач и их реализация по профилактике этих противоправных явлений и представляется важнейшей задачей.
Криминальная деятельность, как отдельных лиц, так и различных формирований (групп) экстремистского характера, в последнее время имеет тенденцию на активизацию и вынуждает все структуры государственной власти нашей страны и, в первую очередь, правоохранительных органов, принимать необходимые меры по пресечению данной противоправной деятельности и обеспечению общественного порядка и безопасности. В этой связи деятельность правоохранительных органов и силовых структур: ФСБ России, ФСИН России, МВД России и др., несомненно, должна быть направлена на усиление профилактических мероприятий, способствующих пресечению и недопущению распространения экстремистской идеологии и нейтрализацию движения радикальных организаций.
На территории Российской Федерации в настоящее время существуют экстремистские организации, нередко финансируемые из-за границы, с выработкой определенной идеологии, деятельность которых направлена на противоправные деяния. Расширяясь в разнообразных формах своего проявления и представляя серьезную опасность, экстремистское движение все активнее проникает во многие сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим возросла потребность в изучении сущности причин этого социального явления [1], его правовой оценки и необходимости определения форм и методов, способствующих его противодействию. Вместе с тем, призванные противостоять экстремистской деятельности, правоохранительные структуры в своей практической работе, должны обеспечивать, в целом и, принцип неотврати-
мости наказания за противоправные деяния. Данная деструктивная деятельность отражает взгляды и позиции, которые можно рассматривать как понятия «правонарушение экстремистского характера» и позволяет выделить суть противоправных действий, представляющих различную степень общественной опасности.
В настоящее время за преступления террористического характера и экстремистской деятельности в местах лишения свободы отбывают наказание свыше 2,7 тыс. обвиняемых и осужденных и, к сожалению, преступления указанной категории и количество совершающих их лиц имеют тенденцию к значительному росту [2]. Об этом свидетельствуют и данные МВД России, согласно которым на территории Российской Федерации с января по декабрь 2021 года зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, что составило рост данного показателя на 26,9 %. Не может не вызывать озабоченность и то, что среди фигурантов, участвующих в экстремистской деятельности, большое количество граждан государств СНГ.
В целях обеспечения эффективной работы с лицами, имеющими намерения, либо совершившими противоправные действия экстремистского характера, подразделениями МВД и уголовно-исполнительной системы (УИС), совместно с другими правоохранительными органами разрабатываются и реализуются комплексные мероприятия по профилактике и противодействию как административных правонарушений, так и преступлений экстремистской направленности, а также по пресечению вовлечения граждан и лиц, в том числе, отбывающих наказание в учреждениях УИС, в преступную деятельность и организацию профилактической работы по их отказу от экстремистской идеологии. Среди некоторых основных мер профилактического характера по предупреждению правонарушений и преступлений, в отношении граждан, в том числе обвиняемых и осужденных, создающих условия для совершения указанных противоправных деяний, используются такие как официальные предостережения об их недопустимости, а в случае неисполнения, привлечение виновных к административной, либо уголовной ответственности. К примеру, результаты работы некоторых территориальных подразделений и органов МВД и ФСИН России, свидетельствуют о проведении оперативных мероприятий по документированию преступной деятельности криминальных элементов по созданию объединений и призывам к экстремистской деятельности, что стало основанием привлечения их к уголовной ответственности за совершение преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ. За осуществление указанной противоправной деятельности, на наш взгляд, более активно и наступательно должна применяться установленная законодательством Российской Федерации администра-
тивная форма ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций и по ст. 20.29 вышеуказанного кодекса, предусматривающей ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство, либо хранение в целях распространения.
Из различных регионов страны в последнее время поступают сведения об активизации и распространении противоправной деятельности формирований и движений, представляющих криминальную субкультуру и пропагандирующих идеи экстремистского толка. Особое внимание обращено на деятельность молодежного движения, активно пропагандирующую так называемый «тюремный уклад и образ жизни». Участники данного движения имеют склонность к признанию и поддержке авторитетов преступного мира, навязыванию окружающим мнения о превосходстве антисоциального образа жизни и криминальной романтики. При этом указанная субкультура, с целью пропаганды «криминального образа поведения», использует своеобразную символику и аббревиатуру («А.У.Е.», «Арестантское уркаганское единство» или «Арестантский уклад един»). При этом отношение к данной проблеме отдельных сотрудников государственных, общественных и научных организаций неоднозначно и некоторые считают, что имеют место лишь отдельные эпизоды вербовки подростков среди криминалитета [3].
Но серьезности активизации криминального поведения сторонников движения «А.У.Е.» свидетельствуют такие вопиющие факты как: истязание сверстников и поборы с них на «общак»; вовлечение в деструктивную деятельность подростков и молодежи; участие в массовых беспорядках; насильственные действия в отношении граждан; нападения на сотрудников правоохранительных органов; неподчинение администрации и грубейшие нарушения режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в том числе для несовершеннолетних) и др.
Не может не вызывать серьезного беспокойства устойчивое участие в противозаконной деятельности и активные призывы сторонников «А.У.Е.» к ведению криминального образа жизни и экстремистской деятельности органов государственной и исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных организаций, считавших, что деятельность активистов АУЕ представляет реальную угрозу гражданам, обществу и государству. Только в социальной сети «Вконтакте» насчитывается около 50 групп «АУЕ» с общим числом участников более 2 миллионов человек, в «Однокласниках» не менее одного миллиона, а количество просмотров видеозаписей каналов данной тематики более 25 миллионов [4]. Все это спо-
собствовало принятию срочных мер по дальнейшей нейтрализации экстремистской деятельности данной субкультуры. Так 17 августа 2020 года Верховный суд Российской Федерации по иску Генеральной прокуратуры России признал международное общественное движение «АУЕ» экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации. В том числе в судебном заседании было установлено, что «АУЕ» является хорошо структурированной и управляемой организацией — молодежным движением экстремистской направленности, в рамках которого и в интересах участников «А.У.Е.», совершались экстремистские правонарушения.
После принятия Верховным судом России решения о признании молодежного движения «А.У.Е.» экстремистским, правоохранительными органами приняты активные меры по пресечению противозаконной деятельности их участников. Так в феврале 2021 года УФСБ России по Республике Калмыкия возбуждено 2 уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ за организацию и участие в деятельности экстремистской организации в отношении двух руководителей и четырех активных участников «А.У.Е.». В ходе расследования данного уголовного дела установлено, что целью указанной организации было превознесение идей «воровской власти» и применение «воровских понятий». Ими же проводилась активная пропаганда возбуждения ненависти и вражды к представителям власти и сотрудникам правоохранительных органов. Нарабатывается практика привлечения членов движения экстремистской направленности «А.У.Е.» к административной ответственности [5]. В феврале текущего года оперативники ЦПЭ МВД России задержали жителя Кызыла, освободившегося из мест заключения, у которого на предплечье и кисти руки имелись татуировки «А.У.Е.», за что городским судом, за публичную демонстрации символики экстремистской организации, был признан виновным и привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ и оштрафован. В Костромской области, сотрудниками МВД России в соцсетях ранее судимого 17 летнего подростка выявлены страницы, пропагандирующие криминальные отношения в обществе, за что он помещен в социально-реабилитационный центр и, комиссией по делам несовершеннолетних, привлечен к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ.
В настоящее этому направлению по противодействию деструктивной деятельности правоохранительными органами, в т.ч. подразделениями ФСИН России уделяется особое внимание. Так в 2021 году при взаимодействии с УФСБ и ЦПЭ ГУ МВД России по Волгоградской области, учреждениями региона за публичную пропаганду идеологии международной экстремистской организации «А.У.Е.», подготовлены и направлены 7 материалов в отношении осужденных
по ст. 20.3 КоАП РФ, из которых 5 направлено в Волгоградскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и 2 направлены в отделы полиции по территориальности. В том числе к административной ответственности в виде штрафа (1000 руб.) за совершение правонарушения предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ привлечены осужденные, находящиеся в камерах ПКТ, за осуществление выкриков, тематически относящихся к идеологии экстремистской организации «А.У.Е.» и написание т. н. «прогона», текст которого начинался со слов «А.У.Е. жизнь ворам», и который был изъят сотрудниками учреждения.
Так следственным подразделением одного из ГСУ СК России по Московской области возбуждено уголовное дело по ст. 163 УК РФ. Основанием для привлечения по данному уголовному делу к ответственности осужденного «Б», отбывающего наказание в одном из СИЗО и являющегося активным участником запрещенного международного экстремистского движения «А.У.Е.», имеющего криминальный статус «по-ложенца» в уголовной среде, явилось совершение им преступного умысла, направленного на незаконное завладение чужим имуществом путем вымогательства с угрозой применения насилия, а также на поддержание идеологии «А.У.Е.».
Работа правоохранительных органов по пресечению экстремистской деятельности продолжается. Несмотря на то, что уголовный кодекс Российской Федерации вполне структурирован и юридически обоснован, вопрос квалификации преступлений, наказание за которые закреплены в уголовном законодательстве Российской Федерации, становится весьма деликатен. В связи с принятием решения Верховного суда о признании движения «А.У.Е.» экстремистским, вопрос квалификации, оформления и привлечения к уголовной и административной ответственности за совершаемые сторонниками данного движения преступления и правонарушения, остается проблематичным. Зачастую возникают проблемные вопросы и при документировании противоправной деятельности и привлечении к уголовной и административной ответственности лиц, активных участников «А.У.Е.» за осуществление публичных призывов к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти, либо вражды и унижение человеческого достоинства, организацию деятельности экстремистского сообщества и его финансирования. Это связано не только с отсутствием опыта сотрудников подразделений силовых структур, но и отсутствием четкой правовой регламентации и незначительным объемом, имеющейся на сегодняшний день, судебной практики в данном направлении в отдельных регионах субъектов Российской Федерации. Одним из решений этих проблем, на наш взгляд, является практика проведения совместных совещаний
органов внутренних дел, органов исполнения наказания, прокуратуры, следственных и судебных органов, на которых детально должны обсуждаться и рассматриваться вопросы квалификации и проблемы документирования фактов противоправной деятельности, связанной с распространением экстремистской идеологии. В ходе таких совещаний необходимо проработать единый алгоритм привлечения сторонников экстремистского движения «А.У.Е.» к ответственности и выработать пути решения возникающих проблем. К примеру, в разрешении таких проблем явились, состоявшиеся недавно: рабочая встреча сотрудников и руководителей правоохранительных структур в г. Ногинске Московской области; совместное совещание руководителей правоохранительных органов в г. Волгограде (с участием представителей учреждений региональных УФСИН и ФКУ НИИ ФСИН России) и др.
Немаловажным основанием фактов противоправной деятельности отдельных граждан при документировании об их причастности к деятельности экстремистской направленности и принадлежности к молодежному движению «АУЕ», а также к иным организациям, признанными экстремистскими, могли бы активно содействовать в закреплении доказательств при производстве административных и уголовных дел, проводимые по запросу правоохранительных органов экспертные заключения.
Необходимо отметить, что противодействие угрозе экстремизма не является исключительной задачей правоохранительных органов, а требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических и воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций [6]. Только совместно активная позиция и оперативная заинтересованность правоохранительных органов и силовых структур, государственных и общественных организаций по противодействию распространению экстремистской идеологии будет способствовать одной из важнейших приоритетных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Список источников
1. Петрянин А. В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности : теоретико-прикладное исследование. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Нижний Новгород, 2015.
2. Гробивкин М. Л. Организация работы в местах лишения свободы в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера // Материалы IX региональных экспертных консультаций представителей подразделений
органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств — участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма // г. Ош, 2019.
3. Шпак С. В. Криминальная субкультура молодежи в условиях современного общества//со-циально-философский аспект // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012.
4. Административное право Российской Федерации. Практикум / под ред. Алехина А. П. М. : Зерцало, 2020.
5. Административные преследования и демонстрирование символики А.У.Е. https://www. sova-center.ru/misuse/news/persekution/2020.
6. Казанцев С. А. Экстремизм, методы информационного противодействия, распространения экстремизма, выявление лиц, содержащихся в учреждениях УИС, склонных к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности // Сборник материалов Петербургские пенитенциарные конференции. 2021. Т. 2.
References
1. Petryanin A.V. Conceptual foundations of countering extremist crimes : theoretical and
applied research. Dissertation for the degree of Doctor of Law. Nizhny Novgorod, 2015.
2. Grobivkin M. L. Organization of work in places of deprivation of liberty in relation to persons convicted of committing crimes of a terrorist and extremist nature // Materials of the IX regional expert consultations of representatives of security agencies, special services and law enforcement agencies of the CIS member states on combating terrorism and other violent manifestations of extremism // Osh, 2019.
3. Shpak S. V. Criminal subculture of youth in the conditions of modern society//socio-philosophical aspect // Historical and Socio-educational Thought, 2012.
4. Administrative Law of the Russian Federation. Practicum / ed . Alyokhina A. P. M. : Mirror, 2020.
5. Administrative persecution and demonstration of symbols of A.U.E. https://www.sova-center.ru/ misuse/news/persekution/2020.
6. Kazantsev S. A. Extremism, methods of information counteraction, spread of extremism, identification of persons held in penal institutions prone to commit crimes of extremist and terrorist orientation // Collection of materials of the St. Petersburg penitentiary conferences. 2021. Vol. 2.
Информация об авторе
Н. В. Румянцев — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author
N. V. Rumyantsev — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Chief Researcher of the Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 21.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.
The article was submitted 21.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.