Научная статья на тему 'Особенности организации психопрофилактической и психотерапевтической помощи'

Особенности организации психопрофилактической и психотерапевтической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
894
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попов И. А., Дубова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации психопрофилактической и психотерапевтической помощи»

Редакционный портфель

тимуса показало наличие донорских маркированных лимфоцитов в просвете сосудов (рис., В). В ряде сосудов имелось краевое стояние лимфоцитов. В дольках тимуса были единичные донорские лимфоциты. В микропрепаратах селезенки - единичные маркированные лимфоциты, располагавшиеся диффузно в трабекулах или по два-три лимфоцита (рис., Г). В ряде полей зрения имелись сосуды с разрыхлением эндотелия стенок и донорскими лимфоцитами в просвете. При анализе этих же микропрепаратов тимуса и селезенки под световым микроскопом расположение лимфоцитов аналогично. Надпочечники, как в группе интактных особей, так и при формировании ТОНГМ недоступны для проникновения донорских маркированных лимфоцитов.

Рис. А) ТОНГМ, лев. п.: единичные атаки лимфоцитов на нервные клетки. Б) КОНГМ - модель, лев. п.: эндотелиоз сосуда, выход лимфоцита за пределы сосуда. В) ТОНГМ, тимус: сосуд с явлениями эндотелиоза и краевое стояние лимфоцитов. Г) ТОНГМ, селезенка: единичные лимфоциты около сосудов. Д) ТОНГМ, лев. п. (тимоген 7,5 мкг/кг): незначительный эндотелиоз сосудов, выход лимфоцита за пределы сосуда. Е) ТОНГМ, селезенка (тимоген 7,5 мкг/кг): единичные лимфоциты в тканях. Окраска: акридин-оранжевый (ув. х900).

Для фармакологической коррекции ОНГМ применяли тимоген, обладающий иммуностимулирующими свойствами и дозозависимым противоотечным действием (при моделировании ТОНГМ). В дозе 10 мкг/кг препарат нормализует влажность и плотность мозговой ткани. Введение препарата в дозе 7,5 мкг/кг ведет к росту влияния эдематозного фактора по исследованным физическим параметрам. Морфологические исследования ткани головного мозга, тимуса, селезенки и надпочечников проводили под влиянием этих доз тимогена. Под влиянием тимогена в дозе 10 мкг/кг при люминесцентной микроскопии сосуды мозга в обоих полушариях проходимы, а их стенки структурны. Но ближе к мягкой мозговой оболочке эндотелий ряда сосудов утолщен. Во всех сосудах обоих полушарий и за их пределами нет краевого стояния донорских маркированных лимфоцитов. При введении тимогена, в отличие от интактных особей, было более интенсивное свечение морфологических элементов ткани мозга. По сравнению с моделью ТОНГМ интенсивность свечения меньше. Т.е. при действии тимогена в противоотечной дозе 10 мкг/кг предупреждается проникновение донорских маркированных лимфоцитов через барьеры головного мозга.

Под влиянием тимогена в дозе 7,5 мкг/кг при люминесцентной микроскопии в ткани головного мозга выявлены диффузно расположенные единичные маркированные лимфоциты. В некоторых полях зрения вокруг них наблюдался литический ободок просветления. Отдельные лимфоциты имели тесные контакты с нервными клетками. При сравнении с моделью ТОНГМ обращает на себя внимание снижение литической активности лимфоцитов и уменьшение эндотелиоза сосудов (рис., Д). Больше сосудов становятся проходимыми за счет снижения набухания эндотелия, но сохраняется возможность выхода маркированных лимфоцитов за пределы сосуда. Световая микроскопия не выявила различий в расположении и количестве таких лимфоцитов в структурах мозга. При действии неэффективных противоотечных доз тимогена идет спад реакции паренхимы мозга и сосудов на эдематозный фактор. Уменьшилась возмож-

ность атаки маркированных лимфоцитов на нервные клетки при явном снижении эндотелиоза в сосудах. Барьерная функция головного мозга, как и на модели ТОНГМ, остается нарушенной.

При люминесцентном исследовании тканей тимуса и селезенки под влиянием тимогена в дозах 10 мкг/кг и 7,5 мкг/кг наблюдались единичные донорские маркированные лимфоциты. В ткани и сосудах тимуса под влиянием противоотечной дозы число лимфоцитов уменьшилось по сравнению с введением дозы препарата 7,5 мкг/кг. Большинство сосудов тимуса при действии противоотечной дозы тимогена были проходимы. Под влиянием дозы 7,5 мкг/кг эндотелиоз в ряде сосудов более выражен по сравнению с дозой 10 мкг/кг. В сосудах и паренхиме селезенки при действии тимогена встречались единичные маркированные лимфоциты. Число их меньше, чем на модели ТОНГМ (рис., Е). Под влиянием препарата на модели ТОНГМ происходит неполное восстановление барьерных функций тимуса и селезенки.

Заключение. Анализ полученных данных показал, что ОНГМ сопровождается порозностью иммунного барьера ЦНС: лимфоциты из общей иммунной системы проникают в головной мозг. Влияние эдематозных факторов ведет к дистантному нарушению органоспецифических барьеров: изменения наблюдали не только в головном мозге, но и в тимусе и селезенке.

Под влиянием тимогена, имеющего противоотечное действие, сохраняется нормальная структура нервной ткани и предупреждается проникновение донорских маркированных лимфоцитов в головной мозг. Это говорит о том, что под влиянием имму-нотропного препарата идет полное восстановление барьерных функций головного мозга. Проведенный анализ позволяет считать, что именно иммуностимулирующий компонент является ведущим в противоотечном действии препаратов при моделировании ОНГМ. Проведенные морфологические исследования позволяют определить одну из точек приложения в механизме противооотечного действия иммунотропных препаратов, а именно, барьеры: ГЭБ, клеточные мембраны и иммунологический барьер головного мозга и иммунокомпетентных органов. Под влиянием тимогена нормализуются и барьерные функции тимуса и селезенки, заинтересованные в развитии ОНГМ. Несмотря на участие надпочечников в регуляции иммунного статуса, проницаемость барьерных структур надпочечников, изученных этим методом, не изменилась на модели ТОНГМ и под действием тимогена. Это связано с выработкой надпочечниками иммуноде-примирующего фактора - кортикостероидов. Биологические барьеры головного мозга и иммунокомпетентных органов являются ведущим звеном в патогенезе и коррекции ОНГМ.

Литература

1. Андреева Т.А. Сравнительное действие иммунотропных препаратов на развитие отека-набухания головного мозга: Дис... канд. мед. наук.- Смоленск, 2000.

2. Ганнушкина И.В./ Ж. невр. и психтр.- 1996.- №1.- С. 14.

3. МалашхияЮ. и др.//Ж.невр. и психтр.-1999.- №9.- С.62.

4. Попова Э.Н. Морфология приспособительных изменений нервных структур.- М, 1976.

5. Платонов И.А. Вопросы мед. химии.- 1993.- № 2.- С. 25.

6. Платонов И.А. Фармакологическое обоснование применения ряда нейролептиков и регуляторных пептидов при отеке-набухании головного мозга: Дис... докт. мед. наук.- М., 1995.

7. Платонов И.А., Андреева Т.А. // Междун. науч. конф., посв. 40-летию Гродненского госмединститута: Сб. мат-лов, Ч. 1., Гродно, 1999.- С.48-49.

8. LaboritH., WeberB. // Agressol.- 1965.- Vol. 6.- P. 743.

УДК 616; 159.9.01

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

И.А. ПОПОВ, Т.Г. ДУБОВА *

Введение. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране, современные темпы жизни, проведение реформ, спад демографических показателей являются основными факторами психоэмоционального стресса, ухудшающего состояние здоровья и качество жизни. Отсюда повышенный рост

* ГУЗ Тульский областной центр медицинской профилактики

Редакционный портфель

психосоматических заболеваний. Почти 90% россиян нуждаются в помощи психотерапевта; около 6% населения страны (>7 млн. чел.), получают психиатрическую помощь в спецучреждениях; от призыва на военную службу по состоянию психического здоровья освобождается около 20-30% юношей; число суицидов в России в 2,5 раза больше, чем в экономически развитых странах. По прогнозам, к 2020 г. психические расстройства с 5 места, которое они ныне занимают, могут подняться на 2-е, уступив первенство лишь сердечно-сосудистой патологии.

Значительное место в решении проблем пограничных психических расстройств должна занять клиническая психология. И важнейшая задача медиков и психологов - разъяснение роли социально-психологической адаптации как средства профилактики заболеваний. Внимание должно быть обращено на внедрение в жизнь социально-психологического направления, включающего использование психологических концепций, концепции о социальной дизадаптации и «болезней цивилизации»», учения о психосоматической целостности организма, здоровом образе жизни и психологической защите. В профилактике заболеваний, вызванных психогенными факторами, важную роль играет психологическая диагностика и психотерапия, которые являются практически единственным адекватным методом психопрофилактики.

Огранизационно-методическая работа. ГУЗ Тульский областной центр медицинской профилактики (ТОЦМП) входит в систему Департамента здравоохранения (ДЗ) Тульской области. В 1998 году на базе ТОЦМП был открыт отдел социальнопсихологической и психотерапевтической помощи населению (ОСПиПП) с целью раннего выявления лиц с признаками психологической дизадаптации и имеющих тенденцию к употреблению психоактивных веществ. Отдел работает в рамках реализации приказов Минздрава РФ от 30 октября 1995 года № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», от 16.09. 2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи», а также на основании нормативных документов администрации Тульской области, в частности Закона Тульской области «Об областной целевой программе «Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2001-2003 годы», нормативными актами Минзлрава и администрации Тульской Области, Областной Думы, в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Тульской Области № 8 от 23 января 2004 г.

ОСПиПП имеет бюджетное финансирование, в 1997-2000 и 2001-2003г. было дополнительное финансирование из областной целевой программы по профилактике наркомании. Штатное расписание отдела: зав. отделением (врач-психотерапевт) - 1,0 ставка; психолог медицинский - 2,0 ставки; средний

медицинский персонал - 2,0 ст. Направления работы:

организационное,информационно-методическое, психологическое (психогигиеническое обучение и воспитание, психодиагностическое, консультативное, психокоррекционное и психотерапевтическое). Методическое руководство отделом осуществляет главный психиатр области, областной психотерапевт Департамента здравоохранения администрации Тульской области. В ТОЦМП куратором отдела является зам. главного врача по профилактической работе. ТОЦМП взаимодействует с ЛПУ г. Тулы, районными больницами Ефремовского, Алексинского, Щекинского, Арсеньевского и др. районов Тульской области. На межсекторальном уровне отделение взаимодействует с психологическими Центрами, учреждениями системы образования и УВД области.

В ОСПиПП приобретены и внедрены в работу 10 компьютерных психодиагностических методик, в т.ч.: интеллектуальные тесты Айзенка - Горбова (3 теста); метод портретных выборов (модифицированный тест Сонди); метод цветовых выборов (модифицированный тест Люшера); метод исследования индивидуально-типологических свойств (ИТО); программный комплекс «Психологическая автоматизированная экспертная система» (ПАЭС) (3 теста): стандартизованный метод исследования личности (СМИЛ), диагностика межличностных отношений (ДМО), метод цветовых выборов

(модифицированный тест Люшера). С 1998 года в Государственном научном Центре социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского, а также на выездных семинарах Л.Н. Собчик проводила обучение специалистов отдела по вопросам психологической диагностики. В кабинетах ТОЦМП имеется оборудование: кресла, видео- и аудио-аппаратура и программы для проведения индивидуальной и групповой психологической и психотерапевтической работы, закупленные по целевой областной программе профилактики наркомании.

Два психолога отдела прошли переподготовку по специальности «медицинская психология» в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования в 2002-2003г., а также на сертификационном цикле по медицинской психологии. Специалисты отдела постоянно проходят курсы усовершенствования. Они участвуют в совещаниях и конференциях по оказанию психиатрической, психотерапевтической, социально-психологической помощи, проводимых в области, организации здравоохранения и образования. Подготовлена база данных с методическим блоком для служб и ведомств. Даны рекомендации в проект приказа МЗ РФ «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» по вопросам профилактики девиантных форм поведения. Подготовлены предложения в проект областной целевой программы по профилактике наркомании на 20042006 г. по психогигиене и психопрофилактике пограничных психических расстройств среди детей и подростков, лежащих в основе наркомании, предложения в проект Закона Тульской области об областной целевой программе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на 2006-2009 годы».

Особенностью отдела является отлаженный механизм взаимодействия между специалистами внутри отдела и со специалистами ЛПУ, психологических и социальнопсихологических Центров. В своей деятельности специалисты основываются на концепции патогенетической психотерапии, ориентируются на психогигиенические и

психопрофилактические массовые мероприятия, проведение психодиагностических массовых обследований и оказание консультативной помощи лицам групп риска.

В табл. 1 отражена работа ОСП и ПП для врачей, педиатров и специалистов различных служб и ведомств.

Таблица 1

Подготовленные материалы и семинары

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004 итог о

Подготовлено справочных, информац. и методических материалов 3 3 6 12 21 45

Семинары, всего 12/ 60 чел. 15/ 64чел 16/ 120чел 16/ 357чел 11/ 207чел 70/ 808ч ел

Важным разделом деятельности является проведение психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Функция профилактического информирования в том, чтобы восполнить недостаток знания, релевантный для здоровья, добиться осознания проблемы и создать мотивацию к приобретению новых способов поведения. Содержание психогигиенического обучения и воспитания разрабатываются специалистами отдела с учетом потребностей целевых аудиторий (дети и подростки, родители, педагоги и воспитатели, врачи и средний медицинский персонал, студенческая молодежь).

Проведен социологический опрос среди населения. На базе анализа данных разработали система психогигиенического обучения и воспитания. С 2002 г. новой формой работы по этому направлению были циклы занятий по общей тематике. Основная цель: повышение психологической компетентности населения для сохранения психического здоровья.

Результатом мероприятий среди населения явился значительный рост информированности по проблемам социально-психологической дизадаптации, мотивации на применение полученных знаний в жизни для сохранения психического здоровья и здоровья детей. Акцент, сделанный на профилактике и просвещении, позволил увеличить число обращений за консультативной помощью. При проведении психогигиенического обучения используются лекции, беседы, дискуссии, проблемные ринги, ток-шоу, деловая игра, обсуждения в малых группах и т.д. Взаимодействие специалистов ОСПиПП с другими отделами Центра позволило увеличить объем и качество проводимых мероприятий. С участием психологов за 2004 год было проведено: 102 лекции, которыми охвачено 688 чел., 9 бесед - 244 чел., 17 тематических занятий -512 чел., 20 дискуссий - 30 чел., 2 проблемных ринга - 61 чел., 1 викторина, два праздника здоровья - 300 чел., 4 конкурса рисунка и плаката - 117 чел., в школе №65 работало 3 кружка для учащихся 8-10 кл., в которых обучался 51чел., 26 деловых и ролевых игр - 68 чел., обсуждения в малых группах 21 (46 чел.),

Редакционный портфель

др. Всего проведено 288 массовых мероприятий, которыми охвачено 3334 чел. Значительная группа обучаемого населения -это пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска. Для них на базе ТОЦМП организованы 3 школы: для пациентов с артериальной гипертонией, с сахарным диабетом, школа аутотренинга. Психологи отдела обеспечивают информационную, методическую и психологическую поддержку деятельности школ. Разрабатывают методические пособия и рекомендации по психологическим аспектам, буклеты и памятки для участников школ, ведут психологическую диагностику и консультирование пациентов. Для специалистов-врачей

проводятся специально организованные занятия, на которых раскрываются закономерности общения, особенности психологии больного артериальной гипертонией, сахарным диабетом. В ходе таких занятий вырабатывается ценностное отношение к личности пациента, проводится работа по профилактике эмоционального выгорания среди врачей. Важную роль в профилактическом информировании населения играет СМИ. В целях налаживания системы взаимодействия ТОЦМП со средствами массовой информации, Центром подготовлены проекты: «Договор о сотрудничестве ТОЦМП и Комитета печати, информации и телерадиовещания администрации Тульской области», «Программа совестной деятельности ТОЦМП и Комитета печати, информации и телерадиовещания по формированию здорового образа жизни населения Тульской области», «Проблемы СМИ, учреждений здравоохранения и ТОЦМП при взаимодействии по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения». Проведены совещания с журналистами, корреспондентами областного радио и местных каналов телевидения по вопросам медицинской профилактики в СМИ. В городской и областной прессе по материалам ТОЦМП опубликовано 17 статей. За 2003 год по областному радио прозвучало 88 передач по профилактике заболеваний, из них 15 были организованы специалистами ТОЦМП (в 2002г. - 78 радиопередач), в 4 из них приняли участие врачи Центра. Использовались такие формы работы, как организация «Прямых эфиров»; организация радиошкол здоровья. По областному телевидению в 2004 году в эфир вышло 59 передач, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2003 году (26), из них 35 было организовано врачами ТОЦМП, и в 8 передачах приняли непосредственное участие врачи и психологи Центра. В областных и городских газетах было опубликовано 200 статей (в 2002 г. - 158), из них 29 по материалам ТОЦМП. Для журналистов специалистами ТОЦМП подготовлено и направлено 29 информационных писем с приложением методических материалов (в 2000 году - 22).

Таблица 2

Используемые методики

Используемая методика 2000 г 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г Всего

СМИЛ 297 300 308 639 597 2141

МЦВ 2100 2100 2115 2842 3014 12171

МПВ 200 280 193 344 325 1342

ДМО 78 100 104 144 98 524

Экспертная оценка 46 75 60 181

Лечебно-диагностическая работа отдела. Специалистами отделения с 2000г. ведется массовое психодиагностическое обследование детей и подростков средних школ и студенческой молодежи. Всего за 2000-2004 г. обследовано и проконсультировано 2100 подростков и студенческой молодежи. По результатам психодиагностического обследования проведены консультации каждого подростка и родителя, даны индивидуальные рекомендации. Специалисты отдела консультируют педагогов и родителей для улучшения микросоциального климата в школе и в семье.

В психопрофилактической работе внимание уделяются группам «повышенного риска», критерием для выявления которых служит социально-психическая дизадаптация, повышенная заболеваемость нервно-психическими болезнями и психосоматическими расстройствами. К ним относятся дети с дефектами воспитания, конфликтующие семьи, профессии, связанные с эмоциональным напряжением. Для выявления степени выраженности социально-психологической дизадаптации используются методики Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП)

им.В.П.Сербского: метод цветовых выборов (цветовой тест Люшера), метод портретных выборов (модифицированный тест Сонди), метод исследования индивидуально-типологических свойств (ИТО), стандартизированный многофакторный метод

исследования личности (СМИЛ). На психотерапевтическое лечение направляются пациенты от ЛПУ, обратившиеся за помощью и выявленные при массовых психодиагностических обследованиях. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий ведется под руководством врача-психотерапевта.

На первом этапе медицинскими психологами проводится клинико-психологическое исследование. Задачи его - изучение личности пациента. Проводится экспериментально- и клиникопсихологическое исследование. Психодиагностическое

исследование выполняет информационную функцию, осуществляя поиск психотерапевтических мишеней.

При организации и проведении психодиагностического исследования психолог знакомится с медицинской документацией и беседует с врачом. На основе анализа клинико-и экспериментально-психологического исследования

составляется психологическое заключение. Результаты обсуждаются с врачом с целью выработки стратегии и тактики дальнейшей работы. Если психодиагностическое исследование является шагом психотерапевтического процесса, то врачом-психотерапевтом совместно с медицинским психологом разрабатывается стратегия и тактика психотерапевтической работы. Подбираются техники, определяется этапность работы, задачи каждого этапа, интенсивность занятий и т.д. Реализуется программа под руководством врача-психотерапевта. Проводится этапная и заключительная оценка эффективности лечения.

В психотерапевтическом процессе принимают участие медицинские психологи, осуществляя клинико-психологическую или клинико-психопатологическую диагностику. Совместно с врачом-психотерапевтом разрабатывают развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов направленные на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности выявляя условия формирования этих отклонений.

Таблица 3

Контингенты, получившие социально-психологическую и психотерапевтическую помощь

годы 2000 2001 2002 2003 2004 Всего %

Мужчины

0-14 лет 54 48 56 23 41 222 7

15-18 лет 73 65 78 79 68 363 10,7

19-25 лет 65 58 65 67 82 337 10,3

26-45 лет 75 69 91 72 95 402 13,2

46-60 лет 48 44 46 41 38 217 6,8

Женщины

0-14 лет 58 59 65 62 58 302 8,9

15-18 лет 76 72 86 85 95 414 13,1

19-25 лет 62 56 73 69 69 329 10,5

26-45 лет 65 73 72 76 106 392 12,8

46-60 лет 48 45 52 43 35 223 7,2

Итого 624 598 654 705 687 3201 100

Оценка эффективности психотерапевтического процесса ведется по критериям: степень удовлетворенности пациента, субъективная оценка состояния пациентом, оценка состояния и объективные данные экспериментально-психологического исследования. По стойкости эффективность отслеживается спустя полгода и год после курса психотерапии: учитывается степень негативных эффектов (побочное воздействие, отказ от терапии, число пациентов, прервавших терапию до ее окончания, рецидивы за небольшой промежуток времени).

Понимание роли психотерапии в профилактике и лечении заболеваний у населения еще низка. Это зависит от социальнокультурных и социально-экономических факторов. За консультативной помощью обращаются лица 26-45 лет, у которых накопление биографических факторов риска, а также степень выраженности психоэмоционального напряжения достигает максимума, имеется высокая степень осознания имеющихся проблем. Отмечаются обращения за консультацией родителей подростков. Степень выраженности социальнопсихологической дизадаптации у подростков велика, родители обеспокоены проблемами поведенческими реакциями детей, связанными с эмоциональной неустойчивостью, алкоголизмом.

За последние 5 лет отмечается относительно стабильное количество проведенных консультаций, рост числа лиц, которым рекомендована консультация нарколога и психиатра. Более 40% из числа всех обратившихся за помощью составляют те, которым рекомендовано психотерапевтическое лечение (с 2000 г. - в 1320 случаях). Из них 678 чел. отказались от психотерапии и

Редакционный портфель

Таблица 4

Виды психотерапевтической помощи

2000 2001 2002 2003 2004 всего %

Всего обращений 624 598 654 705 687 3268 100

Консультативные мероприятия 624 598 654 705 687 3268 100

Рекомендовано психотерапевтическое лечение / пролечено в отделе 249/25 204/37 278/46 325/48 264/43 1320/ 199 40,4

Рекомендована кон- сультация психиатра 126 115 131 125 144 641 19,6

Рекомендована кон- сультация нарколога 97 103 89 114 129 532 15,8

Рекомендована консультация др.спец-ов 152 176 156 141 150 775 24,2

предпочли медикаментозное лечение. Причиной отказа является отсутствие намерения менять свое поведение, недостаток понимания проблемы, отсутствие ответственности за свой выбор терапии. Из 642 чел., выбравших психотерапевтическое лечение, 199 пациентов успешно прошли лечение, прочие прервали лечение по не зависящим от врачей обстоятельствам.

Заключение. Необходимо на уровне правительства разработать и принять основные концептуальные направления по охране психического здоровья населения, профилактики наркологических и психических

заболеваний, а также соответствующую федеральную Программу. Реально создание единого Российского информационно-аналитического Центра по интеграции всех профилактических программ с предварительной их экспертизой, для чего должны быть организованы на федеральном и региональных уровнях экспертные комиссии. Важно обеспечить лицензирование и контроль работы психологических центров, оказывающих населению психотерапевтическую помощь. В связи с

ростом пограничных психических расстройств, нарушением адаптации населения есть необходимость в создании системы оказания психопрофилактической и психотерапевтической помощи. Психологическое

обследование позволяет прогнозировать спектр отклонений в состоянии здоровья, выявить ведущие личностные факторы в возникновении и поддержании заболевания, определить стратегию и тактику оказания психопрофилактической и психотерапевтической помощи. Более чем 15-летний опыт организации

психотерапевтической помощи в ТОЦМП и накопленный материал доказывают, что психотерапевтическая помощь обеспечивает профилактику стресса, психогенных нервно-психических нарушений, посттравматических стрессовых, психосоматических заболеваний.

УДК 616; 159.9.01

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ДИНАМИКА ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. АГЛИЧЕВА, В.Л. МАЛЫГИН*

Введение. В современных научных исследованиях большое значение придается изучению факторов, обуславливающих развитие психогенных психических расстройств и нарушение процессов адаптации [2, 3]. Перемены, идущие в обществе, привели к ухудшению уровня жизни, здоровья людей. Если в 1996 г. низкий уровень здоровья имели 88,7% студентов, то в 1998 г. их

было 92,2%, в 1999 г. - 93% [6]. Среди 642 учащихся гуманитарных специальностей треть составляют студенты с трудностями в адаптации [4]. На процесс адаптации влияют: недостаточный уровень подготовки к программе высшей школы, слабо выраженные навыки, недостаточное развитие словесно-логического мышления, слабость волевой регуляции, пассивная роль, привычная для школы [5]. В период учебной деятельности значительная часть учащихся находится в состоянии напряжения и перенапряжения, и даже - в состоянии срывов адаптационных процессов [5].Это сопровождается уменьшением функциональных резервов организма. Подобные состояния возникают в результате напряжения механизмов регуляции в ситуациях, требующих для обеспечения процессов уравновешивания со средой больших затрат, чем обычно. У молодых людей резерв адаптационноприспособительных возможностей достаточно велик, поэтому ухудшение умственной и физической работоспособности обратимо [5, 7].

Обследования показали, что уже при поступлении на 1 курс 30,8% абитуриентов имеют хронические заболевания, а у части первокурсников имеется по 2 и более заболеваний. При этом студенты-первокурсники имеют низкий индекс здоровья [1]. Отмечено снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем, значительное истощение гормональных механизмов, увеличение частоты хронической патологии от курса к курсу [8, 9]. Необходимо отметить отсутствие комплексного подхода, и минимальную разработанность коррекционно-профилактических мероприятий на тему адаптации студентов.

Цель - изучение социальных и личностных факторов, нарушающих процесс адаптации к обучению среди студентов-медиков. Надо выявить распространенность нарушений адаптации среди студентов 1-3-х курсов медфакультета; изучить влияние факторов в формировании процесса дизадаптации.

Материал и методы. Анализ основан на результатах экспериментально-психологического, патопсихологического методов исследования и описания поведения 226 студентов 1-3 курсов медицинского факультета в 2002-2005 гг. Применяемый междисциплинарный подход появился на стыке медицинской, социальной и гендерной психологии. Это позволяет изучить процесс адаптации с точки зрения профилактики психогенных расстройств у студентов. Исследование проводились во время занятий, в дневные часы. Студенты, принявшие участие в обследовании, были в возрасте 18-23 года, 151 девушка и 75 юношей.

146 студентов 1-3 курсов участвовали в сплошном, не выборочном обследовании, которое носило лонгитюдный характер, исследования проводились в динамике: осенью, весной, до и после сессии. На 1-м курсе в обследовании принимало участие 37 девушек и 16 юношей, на 2-м - соответственно 41 и 16, 3-м - 22 и 14. Для надежности результатов обследование имело добровольный характер. 80 студентов (51 девушка, 29 юношей) участвовали в сплошном не выборочном обследовании, направленном на выявление биологических и личностных характеристик, гендерных особенностей, детерминирующих процесс дизадаптации. Для выявления дизадаптации в обеих выборках использовался опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики 8СЬ-90-Я, адаптированный для России Тарабриной Н.В. (институт психологии РАН), включающий 9 синдромальных шкал (соматизация, обсессивность-компульсивность, межличностная сенситивность, депрессивность, тревожность, враждебность, фобии, паранойяльность, психотизм), а также шкалу тяжести симптоматики. Здесь уровень симптоматики определялся путем сравнения статистических результатов с показателями норм.

Таблица!

Результаты методики с точки зрения адаптивности

Среднее Значение Р8БІ (условная норма =1,45) л е V з 3 о Ї $ Девушки чел.) >я У і ^ 2 и о се іп * Ю о Ап Процентный показатель

Адаптированные 1,1 19 34 53 66%

Неадаптированные 1,9 10 17 27 33%

* ТулГУ

Для исследования субъективных факторов стресса был разработан и предварительно апробирован опросник «Факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.