УДК 159.5: 355
Т. В. Маркелова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ
ЗАПАСА
Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Важная миссия целенаправленной подготовки мобилизационного резерва возложена на факультеты и кафедры военного обучения гражданских вузов, где из числа студентов, не служивших в рядах Вооруженных Сил, готовятся офицеры запаса. Их обучение является частью общей системы военно-профессиональной подготовки, в ходе которой формируется и развивается психологическая готовность офицеров запаса к военной службе.
Под психологической готовностью офицеров запаса мы понимаем психическое состояние, имеющее сложную динамическую структуру, выступающее в единстве мотивационного, эмоционального, волевого, когнитивного и операционального компонентов, содержательно определяющееся внешними условиями воинской деятельности и обеспечивающее успешность ее выполнения. К сущностным особенностям психологической готовности относятся целостность, активность, интегративность, иерархичность строения и динамичность.
Целью нашего исследования является разработка концепции психологического обеспечения формирования и развития психологической готовности и ее реализация в ходе подготовки военных специалистов в гражданском вузе. Работа проводилась в период 2000-2007 годов на базе факультета военного обучения Нижегородского государственного университета им.
Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород).
Под психологическим обеспечением подготовки военных специалистов в гражданских вузах нами понимается практическая область военной психологии, направленная на создание оптимальных условий для формирования и развития психологической готовности к воинской деятельности и личностного развития студентов.
Концепция психологического обеспечения военной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования основана на принципах гуманизма, личностно-деятельностного подхода, комплексности, системности и профессиональной компетентности.
Объектом психологического обеспечения является система отношений
«субъект - образовательная среда», предметом - процесс формирования и развития психологической готовности к военно-профессиональной деятельности. Концептуально-технологическая схема реализации процесса психологического обеспечения представляет собой комплекс мероприятий по профессионально-психологическому отбору и психологическому сопровождению субъектов учебно-воспитательного процесса.
Приоритетность данных направлений деятельности определяется особенностями воспроизводства военных специалистов в гражданских вузах, которые связаны с низкой военно-профессиональной мотивацией молодежи, требующей гуманизации дисциплинарно-административной модели взаимоотношений «студент - образовательная среда», недостаточно высоким уровнем психологического компонента учебных программ.
Психологическое сопровождение является одним из важных направлений работы по психологическому обеспечению процесса формирования и развития психологической готовности к воинской деятельности. Под психологическим сопровождением нами понимается работа по обеспечению эффективного функционирования всех субъектов учебно-воспи-тательного процесса, включающая контроль за динамикой формирования и развития психологической готовности и психологическую подготовку. Основными способами реализации психологического сопровождения являются психологическая диагностика, консультирование, профилактика, коррекция и развитие. К субъектам военной подготовки относятся все участники учебно-воспитательного процесса - студенты базовых факультетов гражданских вузов и профессорско-преподавательский состав военной кафедры.
Содержание психологического сопровождения студентов в ходе военной подготовки базируется на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и понимании личности как системы взаимоотношений с окружающей средой В. Н. Мясшцева, Рассматривая адаптацию и развитие составляющими единого процесса социализации личности, можно сказать, что адаптация студентов к условиям военной подготовки является этапом социализации, в ходе которого формируется психологическая готовность к личностному и профессиональному развитию. Поэтому особое значение в организации психологического обеспечения военной подготовки имеет психологическое сопровождение адаптации студентов.
Наибольшего внимания в плане психологического сопровождения требуют студенты, чьи личностные потенциалы дают основания для прогнозирования неблагоприятного развития адаптационного процесса. В большей степени это относится к группе лиц с невысокими адаптационными способностями. Их выявление имеет смысл как на этапе прибытия студентов на военную кафедру, так и на всех последующих этапах обучения. Если в первом случае это будет оценка адаптационных способностей, то в последующем - это оценка уровня адаптированности к
реальным условиям среды. Этот вид дйагностики целесообразен по истечении первых пяти - шести месяцев пребывания студентов на военной кафедре, при резком изменении условий среды (при усложнении ее задач и повышении их значимости) и при неблагоприятном стечении обстоятельств в личной жизни студентов.
Учитывая низкий уровень военно-профессиональной направленности , контингента обучающихся на военных кафедрах, в качестве важной задачи психологического сопровождения военной подготовки студентов является работа по формированию военно-профессиональной мотивации. Результаты профессионально-психологического отбора и дальнейшего углубленного социально-психологического исследования студентов позволяют выявить группу лиц с наиболее низкими показателями военно-профессиональной направленности. Анализ успеваемости и отчисляемости данной группы студентов говорит о неблагоприятном прогнозе в плане успешности военного обучения.
Повышение общей психологической культуры и формирование минимального запаса специальных знаний, умений и навыков в области военной психологии - еще одна важная задача психологического сопровождения студентов. Выпускники военных кафедр, несмотря на обязательность изучения дисциплины «Педагогика и психология» обще-профессионального блока, определяемого Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по базовой специальности, проигрывают в этом вопросе по сравнению с выпускниками военных учебных заведений.
Поскольку военная служба сопряжена с повышенными психическими нагрузками, требующими быстрой адаптации к условиям армейской среды, отношениям в коллективе, действию экстремальных факторов, большим физическим нагрузкам и другим стрессогенным факторам, исключительно важное значение имеет специально организованный процесс психологической подготовки к ней. Опыт показывает, что специалисты с разносторонней подготовленностью (специальной, боевой, физической) проявляют значительно большую устойчивость к действиям в неблагоприятных условиях. Однако особую роль в процессе подготовки к эффективной деятельности в неблагоприятных ситуациях специалисты отводят развитию эмоциональной устойчивости.
Под эмоциональной устойчивостью мы понимаем интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимально успешное достижение цели деятельности, осуществляемой в эмоциогенных условиях.
Формирование эмоциональной устойчивости, способности выдерживать эмоциональные и физические нагрузки, повышение надежности психики
способствует сохранению целесообразной активности и результативности деятельности. Эмоции неразрывно связаны с оценкой значимости действующих на человека факторов, со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.
Широко известным фактом является влияние эмоциональных состояний, переживаемых человеком, на мотивационную готовность к определенной деятельности. Так, удовлетворенность результатами своей деятельности и положением в коллективе является одним из внешних критериев оценки мотивационной готовности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные.
В случае дезорганизации эмоционального состояния деятельность осуществляется неэффективно несмотря на высокий уровень развития мотивации. Значит, способность к самопобуждению должна сопровождаться навыками саморегуляции. Поэтому в процесс психологического сопровождения военной подготовки студентов целесообразно включать мероприятия по развитию эмоциональной устойчивости обучающихся. Мотивационный компонент, являясь приоритетным в структуре психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, способен к развитию в ходе повышения эмоциональной готовности. Развитие положительной мотивации к воинской деятельности через создание ситуаций эмоциональной вовлеченности в процесс военной подготовки может быть одним из вариантов работы по формированию психологической готовности к выполнению воинского долга и военно-профессиональной деятельности.
Кроме этого необходимость работы по формированию эмоциональной устойчивости обусловлена тем, что качества эмоционально-волевой сферы играют ведущую роль в успешной военной подготовке. Обучение студентов использованию резервов психики и навыкам саморегуляции способствует профилактике военно-учебной дезадаптации, которая может возникать в результате неразвитых коммуникативных навыков, неуверенности в своих силах, неумении справляться с излишним волнением, раздражительностью и переутомлением.
В общем смысле использование методов саморегуляции необходимо для повседневной психогигиены - сознательном контроле своей мыслительной деятельности. Развитые качества и навыки управления собой ценны не только для армейской, но и для любой другой деятельности и жизненной ситуации. Психологические знания, умения и навыки помогают выполнить задачу в служебной, боевой или другой экстремальной обстановке. Поэтому занятия по обучению элементарным приемам саморегуляции являются обоснованными, востребованными, носящими психолого-просветительский характер и способствующие профессиональному и личностному развитию будущих специалистов.
Обеспечение эмоциональной устойчивости выпускников военных кафедр может осуществляться различными путями. Прежде всего к ним относятся обучение управлению эмоциональными состояниями и строгий профессионально-психологический отбор по параметрам нервно-психической устойчивости и личностного адаптационного потенциала. Обучение управлению эмоциональными состояниями предполагает активное участие самого субъекта в процессе изменения своего состояния - самоуправлению, саморегуляцию.
Методы саморегуляции направлены на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению состояния. Задачами саморегуляции являются снятие выраженных состояний эмоциональной напряженности и стрессовых реакций или активизация мобилизационных ресурсов для повышения работоспособности. К методам, направленным на решение этих задач, относятся техники активной мышечной релаксации, аутогенной тренировки, приемы самогипноза, идеомоторной тренировки и другие.
Технологическим воплощением психологического сопровождения военной подготовки студентов на ФВО ННГУ служат специально организованные занятия в режиме социально-психологического тренинга, в ходе которых осуществляется психологическое воздействие, направленное на развитие трех составляющих самосознания - самопонимания, отношения к себе к саморегуляции. Востребованность их актуализации определяется обостренной потребностью в самопознании, характерной для юношеского возраста. Данные занятия способствуют формированию мотивов саморазвития личности, обретению потребности в самореализации, способности к самоопределению, что рассматривается нами как предпосылка психологической готовности будущего специалиста к более высокому уровню личностного и профессионального развития.
Нами разработан и апробирован на практике на факультете военного обучения ННГУ спецкурс «Основы саморегуляции психических состояний». Целью данного курса является повышение эмоциональной устойчивости студентов как условия эффективной реализации деятельности. В ходе освоения курса развитию подвергаются эмоциональный, волевой, мотивационный, когнитивный, операциональный компоненты психологической готовности к деятельности. Данный курс предполагает не только теоретическое освоение программы, ио и развитие практических умений и навыков в области саморегуляции. В процессе освоения программы студенты приобретают навыки управления собственными психическими процессами и разрядки негативных эмоциональных состояний, волевой мобилизации, снятия болевых ощущений, вывода пострадавших из обморочных состояний. В процессе овладения приемами саморегуляции может быть полезным разработанное нами учебно-методическое пособие, содержащее материалы и
методики по управлению собственными психическими состояниями. Предлагаемые формы и методы работы представляют собой лекционно-практи-ческие занятия с элементами тренинга.
На создание предпосылок для благополучной адаптации военных специалистов к будущей воинской службе направлены занятия по развитию мотивации к военно-профессиональной деятельности, также организованные в режиме социально-психологического тренинга. Данные занятия позволяют развивать личностную заинтересованность в качественном выполнении обязанностей через категории нравственности и долга, вооружать будущих офицеров знаниями и умениями мотивирования подчиненных, создают условия для высокой воинской и должностной дисциплины.
Повышению общей и психологической культуры военного специалиста, формированию целостного представления о психологических особенностях человека, умению самостоятельно принимать решения и использовать знания в области конфликтологии в непредвиденных ситуациях военнопрофессиональной деятельности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей способствует освоение студентами ВК и ФВО курса «Основы конфликтологии». Данный курс тесным образом связан с профилактикой неуставных взаимоотношений в воинском подразделении, где данная проблема не потеряла своей актуальности до сих пор. Неуставные взаимоотношения вносят существенные деформации в систему боевой и повседневной жизни войск. Одним из путей выхода из проблемных ситуаций неуставных взаимоотношений является овладение умениями и навыками урегулирования конфликтов.
Результаты экспериментального исследования позволили подтвердить положительный опыт реализации данных мероприятий и доказать жизнеспособность разработанной концептуально-технологической модели психологического обеспечения, которая является необходимым условием эффективной подготовки военных кадров в гражданских вузах. В ходе формирующего эксперимента по развитию психологической готовности с помощью специально организованных занятий зафиксированы значимые изменения в экспериментальной группе по параметрам нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, личностному адаптационному потенциалу и военно-профессиональной направленности в сторону их увеличения.
В качестве характеристик, отражающих психологическую готовность к военно-профессиональной деятельности, нами рассмотрены показатели шкал многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина (нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности и личностный адаптационный потенциал) и показатели методики оценки военнопрофессиональной направленности Б. В. Овчинникова и А. Ф. Боровикова.
Оценка достоверности отличий данных психологических показателей в экспериментальной и контрольной группе в начале эксперимента показывает отсутствие значимых различий по данным показателям между экспериментальной и контрольной группами до начала эксперимента.
В конце учебного года измерения по тем же тестам показали значимые изменения в экспериментальной группе по параметрам нервно-психической устойчивости (1=4,304 при р<0,01), коммуникативных способностей (*=6,223 при р<0,01), личностному адаптационному потенциалу (£=3,052, при р<0,05) и военно-профессиональной направленности (1=7,245 при р<0,01) в сторону их увеличения.
Уровень моральной нормативности не подвергся значимому изменению, а нервно-психическая устойчивость, несмотря на выраженную биологическую основу, определяемую типом высшей нервной деятельности, способна к развитию.
За текущий период в контрольной группе также произошли изменения, однако их достоверная значимость отличает один из них - коммуникативные способности (1=2,095, при р<0,05).
Анализ достоверности отличий психологических показателей в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента указывает на достоверные отличия по показателю военно-профессиональной направленности (1=2,369, при р<0,05). Эго говорит о том, что военнопрофессиональная мотивация как социально-психологическая характеристика, обладающая большими потенциальными возможностями, способна к интенсивному развитию. Потенциалы военно-профессиональной мотивации реализуются в условиях системы целенаправленного воздействия на личность методами, способными пробудить высшие патриотические чувства; активизировать интерес к военной деятельности как к традиционной гендерной роли мужчины-защитника; вооружить военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, являющимися условием перехода от ситуативно-импульсивного уровня саморегуляции к сознательно-волевому.
Таким образом, специально организованные занятия в рамках психологического сопровождения студентов в ходе военной подготовки повышают эффективность формирования и развития компонентов психологической готовности студентов к военно-профессиональной деятельности через развитие эмоциональной устойчивости, повышение уровня военно-профессиональной направленности, коммуникативных способностей. Способность к управлению развитием военнопрофессиональной направленности через повышение эмоциональной устойчивости имеет большое значение в условиях негативного отношения к военной службе.
О положительных результатах психологического сопровождения военной
подготовки офицеров запаса свидетельствует повышение показателей выполнения госзаказа за счет снижения отчисляемости с ФВО ННГУ на 14,55% и повышение успеваемости студентов по результатам госэкзамена, где отмечается увеличение количества получивших оценку «отлично» на 7,9% и уменьшение числа студентов, имеющих оценку «удовлетворительно» - на 6%.
Библиографический список
1. Гандер, Д. В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика / Д. В. Гандер: Автореф. дисс... д-ра психол. наук. - М., 1997. - 44 с.
2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко. - Минск: БГУ, 1976. - 175 с.
3. Караяни, А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах / А. Г. Караяни: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М., 1998. - 41 с.
4. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих / А.Г. Маклаков: Автореф. дис... д-ра психол. наук. -СПб, 1996.-43 с.
5. Маркелова, Т. В. Формирование психологической готовности к военнопрофессиональной деятельности в системе высшего профессионального образования России / Т. В. Маркелова. Монография. -Воронеж: ВГАУ, 2007. — 232 с.
6. Маркелова, Т. В. Психологическое обеспечение подготовки офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях / Т. В. Маркелова // Сборник научных трудов «Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования». - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 256-259.
7. Мощенко, А. В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в вузах Вооруженных Сил / А. В. Мощенко: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 2003. - 43 с.
УДК 159.5
Н. Л. Гумерова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Актуальность представляемой темы обусловлена объективной необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки учителя на современном этапе реформирования системы образования. Готовность к целеполагающей деятельности выступает важнейшим ком-