Особенности организации профилактической работы в сети Интернет на региональном и муниципальном уровнях
(подбор специалистов, подготовка и размещение антитеррористического контента в социальных сетях, блогах, форумах, создание и продвижение специализированных информационных ресурсов)
Хажуев Марат Владимирович - главный советник аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
Обстановка по линии противо- ноклассники», «ВКонтакте»,
действия терроризму на террито- «Instagram», «AirWayChat»,
рии СКФО остается сложной, но «Mobimeet», «Скайп», «Мульти-
подконтрольной органам власти фон», «WhatsApp», «^Швг») и дру-
и правопорядка. гих интернет - сервисов для рас-
Анализ состояния правопо- пространения экстремистских
рядка и законности в регионе по- материалов, пропаганды идеоло-
казывает, что терроризм и экс- гии терроризма и радикального
тремизм по-прежнему являются ислама.
одной из основных угроз наци- В социальных сетях растет
ональной безопасности Россий- количество групп, освещающих
ской Федерации. «подвиги» убитых в Сирии боеви-
Угрозу представляет продол- ков, выходцев из РФ. Звучат при-
жающаяся активная вербовочная зывы присягнуть международной
деятельность со стороны модера- террористической организации
торов радикального ислама. «ИГИЛ», а также к сбору денег
Анализ обстановки в регио- для приобретения проездных до-
нальном сегменте сети Интер- кументов, одежды и обмундиро-
нет характеризуется активным вания для будущих террористов.
использованием социальных Правоохранительными органа-
сетей и мессенджеров («Од- ми выявлено около 3000 жителей
округа, выехавших за рубеж для участия в деятельности международных террористических организаций.
По факту участия в МТО выходцев из Северо- Кавказских республик возбуждено свыше 1500 уголовных дел. При этом следует отметить, что изначально указанные лица были «обработаны» так называемыми идеологами радикального ислама, в т.ч. с использованием сети Интернет.
В этой связи аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, при непосредственном участии руководителей Северо-Кавказских республик, последовательно реализуется ряд магистральных проектов, обеспечивающих единство информационного пространства Северного Кавказа, и дающих возможность в определенной степени регулировать его и влиять на него.
В целях предупреждения распространения идеологии терроризма среди населения, недопущения вовлечения жителей региона в деятельность МТО, проведена значительная работа по реализации на региональном и муниципальном уровнях мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, в т.ч. пресечения попыток использования сети Интернет для распространения религиозно-экстремистских идей, разжигания межконфессиональной и межнациональной розни среди жителей округа. Повышенное внимание данной работе уделялось во всех субъектах СКФО, основные усилия
которых при организации работы по противодействию идеологии терроризма, были направлены на реализацию региональных планов и программ, принятых во исполнение комплексного плана, активизацию взаимодействия с общественными объединениями, повышение эффективности деятельности экспертных советов по выработке политики в сфере информационного противодействия идеологии терроризма, а также рабочих групп пропагандистов из числа представителей общественных и религиозных деятелей.
В ходе проводимой профилактической, в том числе адресно-ориентированной, работы с лицами, наиболее подверженными воздействию данной идеологии, проведено более 6 тыс. целенаправленных мероприятий. В результате в 2016 году склонено к отказу от противоправной деятельности 23 (РД - 7, РИ - 2, КБР - 2, КЧР - 5, ЧР - 7) члена бандподполья и их пособников.
Можно отметить, что широко используется практика подготовки и размещения в СМИ и сети Интернет материалов антитеррористической тематики (всего свыше 18 тыс. материалов). Так, подготовлены телепередачи и размещены в сети Интернет в РД - «ИГИЛ: бегство в никуда», «Служба длиною в жизнь», «Край предков», «Герои России», «Работайте, братья!» «Не ведая того», «Плата за ошибки», «Выбери мирную жизнь»; в КБР и КЧР - документальные фильмы: «Современная вербовка» и «Трагедия Сирии», «Антитеррор», «Акция», «Общество и религия», «Закон»,
«Внимание»; в Ставропольском крае - цикл передач «Выезд молодежи в Сирию», «Ушедшие в ИГИЛ», «Подумай о близких. Выбери жизнь!», «Не верь стереотипам. У террора нет национальности!», «В семье нет места террористу», «Вместе против террора», «Как спасти человека от терроризма», «Мать» и т.д.
Кроме того, в республиках СКФО активно используются в контрпропагандистских мероприятиях факты осуждения жителей региона, принимавших участие в боевых действиях в Сирии в составе МТО «Исламское государство». Представителями центральных и региональных телевизионных каналов при содействии правоохранительных органов организуется интервьюирование осужденных, которые в своих интервью раскрывают механизмы вовлечения жителей СКФО в террористическую деятельность, отмечают реальную опасность, которую представляет идеология «джихадизма» для каждого, кто попал под ее влияние. Интервью в последующем так же размещаются на видеохостинге Youtube.
В каждом муниципальном образовании сформированы группы пропагандистов из числа авторитетных представителей общественных и религиозных деятелей, сотрудников правоохранительных и административных органов.
С учетом важности, вопрос «О состоянии и мерах по совершенствованию работы по подбору квалифицированных специалистов, в том числе постоянно работающих в сети Интернет, в
целях адресного профилактического воздействия на лиц, наиболее подверженных или уже попавших под влияние идеологии терроризма» по рекомендации НАК рассмотрен во всех субъектах СКФО на совместных заседаниях АТК и ОШ.
Также Министерствами образования, науки и по делам молодежи проводится мониторинг организации контроля доступа учащихся образовательных организаций к интернет-ресурсам.
Во всех субъектах округа проводится обучение специалистов ОМС, задействованных в сфере профилактики терроризма. В этих целях используются возможности региональных образовательных организаций, к семинарским занятиям привлекаются представители аппарата НАК. Всего в 2016 году прошли стажировку, обучение и повышение квалификации 486 государственных и муниципальных служащих.
Как положительный пример можно привести успешную реализацию в течение последних трех лет в Ставропольском крае проекта «Школа блогеров», участие в котором принимали учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ и группа «Блогерский ликбез. Ставропольский край».
Отдельно хотел бы остановиться на вопросе состояния работы правоохранительных органов округа по противодействию использованию интернет-ресурсов для распространения идеологии терроризма и экстремизма и мерах по ее совершенствованию.
В 2016 году правоохранительными органами в СКФО в рамках реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов
Министерствами образования, науки и по делам молодежи проводится мониторинг организации контроля доступа учащихся образовательных организаций к интернет-ресурсам.
через возможности Роскомнад-зора и органов прокуратуры заблокировано 287 сайтов террористической и экстремистской направленности, ограничен доступ к 754 материалам экстремистского содержания. По направленным Роскомнадзором материалам в судебные органы вступило в силу 113 судебных решений.
Двадцать один житель СКФО привлечен к административной ответственности по ст. 20.29 КОАП по фактам распространения экстремистских материалов в социальных сетях и мобильных мессенджерах.
Следственными подразделениями возбуждено 172 уголовных дела (ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.2, 205.1, 205.2, 205.5, 278 УК РФ) по фактам размещения в сети Интернет информационных материалов террористической и экстремистской направленности.
Вместе с тем, проведенным анализом были выявлены ряд проблемных вопросов.
1. Проблемой выявления на интернет-ресурсах материалов экстремистской и террористической направленности остается определение содержимого сайтов с противоправным контентом.
Решением может стать разработка автоматизированных систем мониторинга, проверяющих интернет-ресурсы на наличие содержащей признаки экстремизма информации, а также содержащих базу соответствующих материалов, лозунгов и высказываний.
2. Нерешенным остается вопрос распространения на территории Российской Федерации программных продуктов, предоставляющих возможность анонимного доступа пользователей к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В этой связи представляется необходимым принятие законодательных актов в сфере создания и распространения вышеуказанных программных продуктов с целью запрета данного вида деятельности.
Указанные предложения нами были направлены в НАК, думаю, их реализация, в т.ч. путем внесения изменений в законодательство, позволит активизировать работу по противодействию пропаганде идеологии терроризма и экстремизма в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.