ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191061 2019, № 10 (октябрь) УДК 378.147
Особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения
Калинина Надежда Викторовна1
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
nvk5133@mail.ru
Зуев Валерий Андреевич2
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
ship@nntu.ru
Аннотация. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода потребовали новых взглядов на образовательный процесс при подготовке специалистов в области кораблестроения. Поэтому возникла проблема разработки новых учебных планов подготовки бакалавров-кораблестроителей с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования и профессиональных стандартов. Цель статьи - оценить новые учебные планы по образовательной программе подготовки инженеров-кораблестроителей с учетом компетентностного подхода, требований рынка труда и профессиональных стандартов, а также соответствие компетентности выпускников запросам экономики и общества. В статье представлены особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассмотрены проблемы в подготовке бакалавров, вызванные разработкой и введением новых учебных планов при переходе на уровневую систему образования. Рассмотрены особенности учебной и производственной практики. Предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда. Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надёжность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий.
Ключевые слова: уровневая система образования, компетентность^ подход, бакалавр, магистр, учебный план, проблемы и перспективы образования, цикл профессиональных дисциплин, методы обучения, учебная и производственная практика.
Поступила в редакцию Received 23.08.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.09.2019
Принята к публикации Accepted for publication 25.09.2019 Опубликована Published 31.10.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Калинина Надежда Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, Россия
2 Зуев Валерий Андреевич, доктор технических наук, заведующий кафедрой кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, Россия
Введение
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, потребовали серьезного переосмысления подходов к организации образовательного процесса. Для преподавателей и студентов существует сложность понимания сущности компетентностного подхода: преподаватели по-прежнему преимущественно работают в знаниевой парадигме, а студенты имеют слабую мотивацию к обучению. Формулирование результатов образования в форме компетенций требует новых подходов к построению образовательной траектории при подготовке востребованных специалистов [1, 2].
Подготовка современного специалиста в области кораблестроения основывается на освоении многих наук, изучающих эксплуатационные и мореходные качества судна, его архитектурно-конструктивный тип, прочность корпуса, технологию изготовления, судовые устройства и системы, судовую энергетику, а также на практическом опыте, приобретаемом обучающимися во время практики. Выпускник кораблестроительного факультета должен обладать знаниями, соответствующими уровню развития техники не только текущего периода, но и прогнозируемыми на последующие 10-15 лет. Именно поэтому необходимо ответственно подходить к составлению учебных планов на весь цикл обучения [3].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Производство в современных условиях нуждается в специалистах инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и находить нестандартные решения, реализовывать экономически выгодные проекты. Для подготовки таких специалистов необходимо прибегать к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов (Т. А. Канаева [4]).
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы нуждаются в теоретической и методической разработке. Необходимы модели, реализация которых обеспечит возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства, в кораблестроении в том числе.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики (Т. А. Канаева [5]).
Известно три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина [6]) связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики.
Второй подход (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов [7]) при практико-ориентиро-ванном обучении предполагает использование профессионально ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий, подход (Ф. Г. Ялалов [8]) связан с деятельностно-ком-петентностной парадигмой, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компе-тентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
В системе образования произошли значительные изменения: сформирована новая структура образования, реализуется новое поколение образовательных программ, осуществлен переход значительной части высшего образования на двухуровневую систему подготовки кадров (М. Флавин [9], Х. Каатракоски, А. Литтлджон, Н. Худ [10]). Таким образом, для построения практико-ориентированного образования при подготовке инженеров-кораблестроителей необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
Современное кораблестроительное образование развивается в принципиально других, по сравнению с прежними, условиях. Наряду с объективными факторами, приводящими к необходимости новых подходов к проектированию, строительству и эксплуатации судов и кораблей, известны и субъективные факторы, в том числе (С. М. Дмитриев, Е. Г. Ивашкин [11]):
- реформы 90-х годов;
- изменение структуры промышленности, в частности разрушение корпоративных связей;
- недофинансирование;
- сокращение заказов на разработку и выпуск новой техники;
- длительное отсутствие стратегии развития;
- отсутствие политики по закреплению кадров;
- отсутствие сформулированных промышленностью требований к подготовке кадров;
- общее сокращение числа занятых в судостроительной отрасли;
- старение кадров.
Подготовка специалистов по кораблестроительным специальностям определяется состоянием судостроительной промышленности в стране (Т. И. Ермакова [12]). Ее нынешнее состояние является следствием изменения политической и экономической ситуации в России. Кораблестроительная промышленность - одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Она «впитала» все новейшие достижения из многих смежных областей знаний (аэрогидродинамики, материаловедения, прочности, электроники, вычислительной техники и т. д.). В свою очередь, кораблестроение являлось «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства.
Всего за годы работы факультета морской и авиационной техники Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) (сейчас - Институт транспортных систем) было подготовлено более 3700 инженеров по специальности «Кораблестроение» и более 3600 инженеров по специальности «Судовые энергетические установки» (С. Н. Хрунков [13]). С 1992 года в НГТУ ведется подготовка бакалавров и магистров по кораблестроительному направлению.
В НГТУ с 2015 года введены в действие новые образовательные стандарты поколения 3+, согласно которым в области кораблестроения реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлению
подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» для бакалавров (26.03.02) и для магистров (26.04.02) (Т. И. Ермакова, С. В. Ратафьев [14]); их освоение позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию «бакалавр» или «магистр».
Первый уровень - это подготовка бакалавров со сроком обучения четыре года. Второй уровень - подготовка магистров со сроком обучения два года. Весь процесс обучения составляет шесть лет.
Сильной стороной существующей ранее подготовки инженеров-кораблестроителей является их связь с промышленностью. При подготовке только бакалавров и магистров эта связь может нарушиться, привлечение специалистов из промышленности в учебный процесс может ограничиться из-за сокращения объема профилирующих дисциплин. Исключение инженерной подготовки может привести к непредсказуемым последствиям в промышленности.
На наш взгляд, очень важно, чтобы в системе «бакалавр - магистр» не выпало целое звено квалифицированных инженеров. Очевидно, что магистр - это исследователь, из магистров формируются научные и педагогические кадры, которые в большом количестве в промышленности не нужны. Основным звеном при разработке новой техники являются высококвалифицированные инженеры. В этом плане представляется положительным введение новой квалификации «магистр-инженер» и появившаяся возможность дорабатывать учебные планы рядом специальных дисциплин, проектами и практиками.
Можно полагать, что уровень подготовки, который устанавливают предприятия кораблестроительного профиля, может быть реализован на материально-технической базе этих предприятий.
Что касается подготовки бакалавра, то остается неясной его роль на рынке труда. Каким набором знаний, умений, навыков и компетенций он должен обладать, чтобы быть востребованным? До сих пор отсутствует перечень требований для подготовки бакалавров со стороны предприятий. Расширенная часть теоретической подготовки и отсутствие практической подготовки ставят под сомнение их работу на заводах и в конструкторских бюро. К тому же совершенно непонятно соотношение между подготовкой бакалавров и выпускниками средних учебных заведений.
В среде кораблестроительной отрасли бакалавриат воспринимается как промежуточная ступень в образовании. После защиты выпускной квалификационной работы бакалавру предоставляется возможность самостоятельно выбрать дальнейший путь: продолжить обучение в магистратуре или закончить обучение и пойти работать. Второй путь выбирают не более 3% выпускников бакалавриата.
Развитие кораблестроительной отрасли невозможно без подготовки квалифицированных кадров. Поэтому необходимо поднять на должный уровень престиж кораблестроительного образования в России (С. Н. Хрунков [15]).
Методологическая база исследования
Концепция модернизации российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) компетентностей, т. е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических профессиональных задач. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования потребовал новых взглядов на образовательный процесс и разработку новых учебных планов.
Именно тогда возникла необходимость введения в учебный план единого блока профессиональных дисциплин, связанных между собой: «Основы кораблестроения»; «Энергетические комплексы морской техники»; «Основы конструирования судовых устройств»; «Судовые системы»; «Технология создания морской техники».
Это связано с тем, что студенты факультета морской и авиационной техники, обучающиеся по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» по профилям «Кораблестроение» и «Судовые энергетические установки», проходят подготовку по единому учебному плану. Различия имеются лишь в перечне дисциплин по выбору.
Освоение этого блока дисциплин осуществляется по типу «сквозного» проектирования. Эти дисциплины в своей взаимосвязи позволяют выработать у студентов общее представление о судне как о сложном инженерном сооружении, о мореходных и эксплуатационных качествах корабля и его конструкции, составе и принципах работы судовых энергетических установок, судовых устройств и систем, методах проектирования и постройки судов. В связи с этим «Основы кораблестроения» - базисная дисциплина, позволяющая студенту получить знания, необходимые для работы в первичных инженерных должностях или для продолжения учебы в магистратуре.
Дисциплина «Основы кораблестроения» тесно связана с общим циклом профессиональных дисциплин учебного плана и решает задачи обеспечения мореходных и эксплуатационных качеств проектируемого корабля. Основой для ее освоения являются дисциплины, изученные ранее. Это «Морская энциклопедия», «Объекты морской техники», «Инженерная графика», дисциплины математического и естественно-научного циклов и плавательная практика.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
- понимать задачи концептуального проектирования судов;
- знать методы решения внутренних задач проектирования судов, методы оценки мореходных и эксплуатационных качеств;
- владеть методами оценки мореходных и эксплуатационных качеств судов с позиций правил Регистра и Роспотребнадзора;
- приобрести опыт проектирования судов и оценки их мореходных и эксплуатационных качеств.
Дисциплина «Основы кораблестроения» читается в трех семестрах: пятом, шестом, седьмом. Она состоит из лекционных и практических занятий, лабораторных работ, консультаций и включает в себя курсовой проект. В качестве тем курсового проекта каждому студенту выдается индивидуальное задание на проектирование судна. Руководство проектом осуществляется преподавателями выпускающей кафедры «Кораблестроение и авиационная техника». В объем курсового проекта входят расчетная и графическая части.
Расчетная часть оформляется в виде пояснительной записки. При этом студенты используют операционную среду Windows и программное обеспечение Office (Microsoft Word, Microsoft Excel).
При выборе главных размерений судна в начальной стадии курсового проекта уравнения теории проектирования решаются гораздо быстрее и легче с применением пакета MathCAD, с которым студенты уже знакомы на данном этапе обучения.
В задачах прогнозирования сопротивления воды и гидродинамических расчетах движителя можно воспользоваться сертифицированным пакетом PROPUL («Гидродинамика судна»).
При выборе конструкции корпуса расчет элементов набора осуществляется по правилам надзорных органов: Морского или Речного регистра, в зависимости от района эксплуатации судна.
Графическая часть проекта состоит из трех листов чертежей: теоретический чертеж корпуса судна, конструктивный мидель шпангоут, общее расположение судна. Все чертежи выполняются на ПЭВМ в системе AutoCAD, хорошо знакомой студентам.
Трудоемкими являются задачи, связанные с удифферентовкой, балластировкой, проверкой остойчивости и непотопляемости судна. Решение задач статики корабля существенно упрощается и занимает меньше времени, если использовать САПР «ПРОЕКТ-1». Результаты расчетов выдаются в виде пригодном для непосредственного включения в отчетную документацию.
Полученные результаты студенты оформляют в виде отчетного материала в пояснительной записке.
В конце седьмого семестра состоится защита курсового проекта по дисциплине «Основы кораблестроения», по результатам которой выставляется оценка.
Начиная с шестого семестра параллельно изучаются другие специальные дисциплины. Студенты в объеме каждой дисциплины выполняют курсовой проект или курсовую работу для того судна, на которое они получили задание. В восьмом семестре студенты выполняют научно-исследовательскую работу (НИР), связанную с исследованиями, касающимися своего судна.
Проектирование судна длится два года (четыре семестра). Каждый проект или работа защищаются, и студент получает оценку.
В процессе изучения перечисленных дисциплин обучающиеся шаг за шагом осваивают общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
В конце восьмого семестра в учебном плане предусмотрена выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра. Она состоит из совокупности разделов, которые уже выполнил студент в объеме курсовых проектов и НИР за два года обучения (в 5, 6, 7, 8-м семестрах), и дополнительного задания. За время, отведенное на выполнение бакалаврской работы, студент должен:
- согласовать отдельные разделы проектов;
- выполнить дополнительное индивидуальное задание по проектированию этого же судна. Как правило, это рабочий чертеж секции или рабочий чертеж фундамента из раздела «Конструкция корпуса»;
- представить все материалы (текстовые и графические) к защите выпускной работы;
- подготовить доклад и презентацию по ВКР;
- защитить выполненную работу перед членами Государственной аттестационной комиссии.
Общий объем работы составляет 10-11 листов формата А1 с графическим материалом (чертежи) и пояснительной запиской общим объемом в 200-250 листов машинописного текста.
На основании защиты студентам присуждается академическая степень бакалавра техники и технологии по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотех-ника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
Такая система обучения бакалавров позволяет существенно улучшить их подготовку по специальности.
Результаты исследования
Интерактивные методы в преподавании специальных дисциплин
Реализация компетентностного подхода при подготовке кораблестроителей должна предусматривать широкое использование в учебном процессе помимо пассивных методов активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [16, 17]. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов [18-20]. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Остановимся более подробно на интерактивных методах обучения, используемых на младших курсах при изучении специальных кораблестроительных дисциплин.
В новых учебных планах поколения 3+ изучение дисциплины «Морская энциклопедия» предусмотрено на первом курсе в первом семестре и состоит из лекционных и семинарских занятий. Лекционные занятия проводятся в потоке для четырех групп в объеме 34 часов, и 20% этого времени предусмотрены в интерактивной форме. Это просмотр видеофильмов про современные суда и корабли различного назначения. Семинарские занятия в объеме 17 часов проходят только в интерактивной форме обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [21-23].
- Обязательные условия организации интерактивного обучения [24]:
- доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между преподавателем и студентами;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
- включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Преподаватель готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения и выдает их двум-трем студентам на каждое занятие [25]. Студенты зачитывают подготовленные сообщения, а затем с участием преподавателя приступают к их обсуждению. Выявляют недостатки и преимущества представленного материала по теме. Преподаватель контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. При этом обязательно используются мультимедиа-проектор с экраном, а также наглядные пособия (модели судов, модели устройств, плакаты). Так как корабль представляет собой сложное инженерное сооружение, это способствует наилучшему восприятию материала [26].
Обязательным условием является написание реферата. Темы выдаются индивидуально. Во второй половине семестра этот реферат защищается каждым студентом перед группой, обсуждаются его преимущества и недостатки, выставляется оценка.
Интерактивные методы обеспечивают:
- высокую мотивацию;
- прочность знаний;
- творчество и фантазию;
- коммуникабельность;
- активную жизненную позицию;
- командный дух;
- акцент на деятельность;
- взаимоуважение;
- демократичность.
В условиях учебного общения в процессе интерактивного обучения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность другого студента, видеть его мотивы, цели [27, 28].
Преимущества интерактивных методик обучения, прежде всего, в следующем:
- пробуждают у студентов интерес к выбранной специальности;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории).
Интерактивные методы обучения все же не являются универсальными. Они ни
в коем случае не заменяют лекционных форм проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. Их необходимо использовать при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотех-ника, системотехника объектов морской инфраструктуры».
Плавательная практика - важное звено в профессиональной подготовке бакалавров-кораблестроителей.
Практическая деятельность бакалавров является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Поэтому ФГОС по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предусматривает два вида практики: учебную и производственную.
Важным звеном в профессиональной подготовке бакалавров кораблестроительного профиля является учебная практика.
В качестве учебной практики в НГТУ предусмотрена плавательная практика [29]. Она проходит на 3-м курсе в 5-м семестре. Ее трудоемкость составляет четыре недели, или 216 часов, и оценивается она в шесть зачетных единиц.
Остановимся на особенностях организации этой практики. Она состоит из двух этапов: двухнедельных интенсивных занятий в университете и двухнедельного плавания на судах под руководством преподавателей кафедр «Кораблестроение и авиационная техника» и «Энергетические установки и тепловые двигатели».
Целью плавательной практики является ознакомление студентов с общим устройством судна, его мореходными и эксплуатационными качествами, судовыми устройствами, системами и механизмами, условиями судоходства.
Задачей плавательной практики является формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В результате прохождения учебной (плавательной) практики обучающийся должен:
знать общее расположение на судне и функционирование отдельных механизмов, устройств, систем; организацию работы экипажа судна; принципы судовождения и основные сведения о мореходных и эксплуатационных качествах судна;
уметь описать работу механизмов и устройств судна в эксплуатации; оформлять письменный отчет по практике;
владеть терминологией кораблестроения и судоходства.
Во время двухнедельных ежедневных аудиторных занятий студентам сообщаются основные сведения о судне как о сложном инженерном сооружении, его мореходных и эксплуатационных качествах, устройствах, системах, энергетической установке, терминологии в судостроении.
Лекционные занятия проводятся в аудиториях НГТУ с применением интерактивных образовательных технологий. Широко используется дискуссия и просмотр видеофильмов про современные суда и корабли. Сложность и насыщенность графического материала, иллюстрирующего рассматриваемые варианты судов, диктуют необходимость в ходе лекций активно использовать презентации, фотографии, слайды, плакаты, существенно оживляющие восприятие лекционного материала. Все это позволит качественно пройти плавательную практику и подготовить студента к изучению специальных предметов после практики, а главное - подготовиться к плаванию на судне.
На судне со студентами ведется ежедневная работа, которая включает в себя:
- лекционные занятия с преподавателем или капитаном (помощником капитана) - 2 часа;
- практические занятия с преподавателем - 2 часа;
- вахта в машинном отделении, в рубке или на палубе - 4 часа;
- самостоятельная работа студентов - 1 час.
Для удобства несения вахт на судне студенты разбиваются на подгруппы по 34 человека. Место несения вахты меняется по запланированному графику: в рулевой рубке, на палубе, в машинном отделении.
Все студенты получают общие, групповые и индивидуальные задания от руководителя практики, выполняемые во время самостоятельной работы. Сбор материала, анализ конкретной ситуации формируют у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. В это же время выполняется отчет по плавательной практике.
Примерный перечень тем индивидуальных заданий:
- конструкция леерного ограждения;
- конструкция и устройство кранцев;
- планировка каюты;
- расположение оборудования в рулевой рубке;
- конструкция бортовых перекрытий МО;
- конструкция водонепроницаемой переборки;
- планировка ресторана на главной палубе;
- конструкция участка главной палубы в районе носового трюма;
- конструкция кнехта;
- как изменится осадка судна, если на него войдут все пассажиры;
- определить угол крена при скоплении всех пассажиров на одном борту;
- конструкция швартовного клюза;
- конструкция привального бруса и другие.
Интенсивная работа над программой практики при совместном плавании студентов с преподавателями позволяет разобраться во всех сложностях программы, дает опыт общения с судовой администрацией, знакомит с судовыми документами, прививает навыки практической работы на вахтах и самостоятельной работы над отчетом.
Практика заканчивается зачетом с оценкой, который принимается на судне комиссией вместе с капитаном или его помощником по индивидуальным отчетам студентов. Отчет заверяется капитаном судна (с печатью) и руководителем практики.
По итогам плавательной практики в НГТУ проводится студенческая учебно-практическая конференция. В своих докладах студенты делятся впечатлениями о судне, на котором прошли практику, его конструкции, особенностях, о несении вахт, о взаимодействии с экипажем.
В ходе плавательной практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к кораблестроительной специальности.
Студенты получают возможность активно включиться в процесс обучения, учатся владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками практики вне аудиторий вуза: с командой судна, преподавателями и одно-группниками.
Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей
Производственная практика в НГТУ в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров практика предусмотрена на 3-м курсе в 6-м семестре продолжительностью четыре недели (216 часов) и оценивается в шесть зачетных единиц.
Цели производственной практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете по дисциплинам «Объекты морской техники», «Основы кораблестроения», «Судовые системы», «Сварка», «Судостроительные материалы» [30];
- приобретение практических навыков самостоятельной работы на рабочих местах;
- ознакомление со структурой судостроительного завода, с технологией и организацией постройки судов, с конструкцией корпуса строящихся судов;
- освоение методов работы с проектно-конструкторской и технологической документацией, технической литературой, ГОСТами, ОСТами, РД и другой нормативной документацией.
Задачей производственной практики является формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью:
- ознакомление со структурой завода, номенклатурой выполняемых работ и схемой производственных связей его основных цехов;
- освоение современных технических средств выполнения проектных и технологических разработок;
- освоение методов технологической проработки проектируемых судов (кораблей), средств океанотехники, корпусных конструкций;
- освоение отдельных пакетов прикладных программ технологической подготовки производства;
- изучение основных требований, предъявляемых к технической документации, материалам, изделиям;
- изучение действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по составлению и оформлению технической документации.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
знать организацию судостроительного производства; технологические процессы сборки судов; основные проблемы судостроительной отрасли; охрану труда и технику безопасности на предприятии; права и обязанности специалиста среднего звена (бригадира, мастера);
уметь использовать практические знания в сборке деталей, узлов, секций корпуса судна; использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации материалов и изделий;
владеть основами технологии сборки и сварки корпусов судов; методами анализа процессов возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по их предупреждению; методами осуществления технического контроля действующего производства.
В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с уровнем современной науки и техники программой предусматривается более глубокое изучение вопросов технологии и организации постройки судов. Студенты знакомятся с технологическими методами и средствами обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций, особенностями проектирования технологических процессов сборки, сборочной оснастки.
Студенты к моменту начала практики должны знать технологические методы и средства обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций; основы оформления технической документации, стандарты и правила построения и чтения чертежей, схем, способы графического представления пространственных образов; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности; виды и типы морской техники, принципы их действия; основные принципы системного подхода при создании морской техники, современные методы проектирования; назначение, состав, тенденции и сферы применения энергетических комплексов морской техники.
Во время прохождения практики студент обязан:
- ознакомиться со структурой предприятия и его подразделениями, с организацией производственных и технологических процессов, с работой цехов;
- изучить технологическую трудоемкость постройки судов, принципиальную технологию постройки судов, работу технологического отдела;
- составить отчет и выполнить индивидуальное задание.
В качестве тем индивидуальных заданий студентам предлагается одно из направлений:
- технология изготовления узла, секции, блок-секции и т. д.;
- анализ возможности применения промышленных роботов;
- анализ методов борьбы со сварочными деформациями;
- современные компьютерные технологии в управлении и в производстве;
- бесплазовый метод подготовки производства;
- лазерные технологии в судокорпусостроении;
- анализ технологичности судовых конструкций, строящихся судов;
- анализ метода модульного судостроения;
- современные судостроительные материалы;
- экономические показатели работы участка, цеха;
- разработка мероприятий по охране окружающей среды;
- типовой расчет норм выработки, производственных мощностей и загрузки цехового оборудования.
Местом проведения производственной практики являются судостроительные и судоремонтные заводы РФ: ОАО «Завод «Красное Сормово», г. Н. Новгород; ОАО Сокольская судоверфь, пос. Сокольское Нижегородской области; ОАО «Центр Судоремонта "Звездочка"», г. Снежногорск Мурманской области; ОАО «Завод Нижегородский теплоход», г. Бор; ЗАО «Онежский судостроительный завод», г. Петрозаводск и др.
В настоящее время практически на всех базах практики студенты работают на рабочих должностях, а также в должностях помощника мастера, мастера, техника, технолога.
Это было достигнуто путем совместных усилий сотрудников НГТУ и предприятий.
С 2004 года производственная практика при подготовке бакалавров-кораблестроителей сотрудниками кафедры «Кораблестроение и авиационная техника» организована на рабочих местах. До этого времени практика проходила в форме экскурсий на нижегородское предприятие ОАО «Завод "Красное Сормово"». В то тяжелое для промышленных предприятий время, когда заводы не могли платить вовремя заработную плату даже своим сотрудникам, такая форма проведения практики была выходом для ее существования. О производственных практиках с выездом в другие регионы на судостроительные заводы не было и речи.
И вот в 2004 году у ОАО «Завод "Красное Сормово"» появились заказы на строительство судов. Следовательно, потребовались рабочие. И они были найдены в лице студентов.
Но в те годы подготовка бакалавров-кораблестроителей велась по государственным образовательным стандартам (ГОС) второго поколения и производственная практика была предусмотрена в два этапа: после третьего и четвертого курсов по три недели каждая. Заводу брать студентов на время практики на работу было невыгодно. Сначала они неделю устраиваются. Потом неделю овладевают навыками на конкретном рабочем месте, и остается чуть больше недели для работы. Такая организация практики никого не устраивала. Тогда руководство завода вышло с предложением об объединении практик в одну. После обсуждения данного вопроса было принято решение о проведении практики после третьего курса с протяженностью восемь недель.
В том же 2004 году был заключен договор на проведение производственной практики студентов НГТУ на предприятии ОАО «Завод "Красное Сормово"». В договоре оговаривались и дополнительные условия. Одно из них касалось учебного плана. Нужно было адаптировать учебный план к продолжительности производственной практики в восемь недель. Были внесены изменения в учебный план подготовки бакалавров. Завод предоставлял студентам рабочие места, при необходимости организовывал краткосрочную техническую учебу для овладения рабочими специальностями. Оплату труда производил в соответствии с действующими на предприятии расценками и выполнением производственных заданий.
В 2005 году был заключен договор с ООО «Онежский судостроительный завод» на проведение производственной практики для студентов НГТУ, обучающихся по направлению «Кораблестроение и океанотехника». Практика успешно была проведена, и студенты трудились на рабочих местах.
С 2005 года возобновились выездные практики. Ежегодно стали проходить производственную практику студенты на базе ФГУП «Судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежногорск), ОАО «Окская судоверфь» (г. Навашино), ОАО «Городецкий судо-ремонтно-механический завод» (г. Городец), ОАО «Судостроительный завод "Волга"» (г. Н. Новгород) и т. д.
Хотелось бы отметить, что в ООО «Онежский судостроительный завод» все студенты в конце практики на заседании квалификационной комиссии проходят испытания на присвоение им квалификации «Сборщик корпусов металлических судов» 2-го разряда.
По окончании практики обязательно проводится студенческая учебно-практическая конференция. На этой конференции заслушиваются доклады студентов по результатам практики. Они рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями о том, как их встретили, о предприятии, его продукции, о технологическом оборудовании. И конечно, о людях, которые работали рядом с ними, обучали их строить его величество корабль. Чем больше предприятий вовлечено в программу производственной практики, тем интереснее и познавательнее проходят студенческие конференции, тем больше информации по постройке судов получают студенты.
Роль практики с каждым годом только возрастает, поскольку после окончания вуза предприятия желают получать специалистов, которые уже способны работать без дополнительной подготовки и обучения. Поэтому остро встал вопрос о необходимости увеличения количества недель на практику, чтобы все осталось на том же качественном уровне. Возможно, это получится при составлении новых учебных планов при переходе на ФГОС 3++ с учетом требований профессиональных стандартов. Таким образом, можно сохранить существующие базы практик и повысить качество прохождения студентами производственной практики.
На сегодняшний день удалось скорректировать учебные планы так, что предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда.
Важную роль играет правильная организация практики. Она является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.
Заключение
Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надежность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий.
Ссылки на источники
1. Горностаева А. В. Компетентность^ подход в образовательном процессе и проблемы его реализации // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», 1 февраля 2017 г. - Н. Новгород: НГТУ, 2017. - С. 27-31.
2. Горностаева А. В. Качественные характеристики современного образования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности». -Н. Новгород: НГТУ, 2014. - С. 182-188.
3. Ермакова Т. И. Актуальность концепции университетского технического образования уровня бакалавриата // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», 3 февраля 2016 г. Н. Новгород: НГТУ, 2016. - С. 8-11.
4. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12(20).
5. Там же.
6. Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. -№ 6. - С. 43-46.
7. Дмитренко Т. А., Образцов П. И. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2002. -№ 7. - С. 55-56.
8. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 янв. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115.
9. Flavin M. Disruptive Technology Enhanced Learning: The Use and Misuse of Digital Technologies in Higher Education. - L.: Palgrave Macmillan, 2017. - 150 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1057/978-1-137-57284-4.
10. Kaatrakoski H., Littlejohn A., Hood N. Learning challenges in higher education: an analysis of contradictions within Open Educational Practice // Higher Education. - 2017. - Vol. 74. - Issue 4. - P. 599-615. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-016-0067-z.
11. Дмитриев С. М., Ивашкин Е. Г., Хрунков С. Н. Подготовка специалистов в области кораблестроения и авиационной техники в условиях Нижегородского региона // Развитие кадрового потенциала ОПК: федеральные программы и региональная кадровая политика: материалы X Всероссийского совещания. - Н. Новгород, 2017. - С. 42-48.
12. Ермакова Т. И. Указ. соч.
13. Зуев В. А., Хрунков С. Н. Кораблестроительное образование в Нижегородском государственном техническом университете. Развитие и перспективы // Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и производстве», 17-20 ноября 2009 г. - Н. Новгород, 2009. - С. 51-53.
14. Ермакова Т. И., Ратафьев С. В. Профессиональные стандарты в учебном процессе технического университета // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», 1 февраля 2017 г. - Н. Новгород: НГТУ, 2017. - С. 8-13.
15. Зуев В. А., Хрунков С. Н. Указ. соч.
16. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., испр. -М.: Академия, 2006. - 192 с.
17. Effect of Applying Informant on and Communication Technology (ICT) on Learning Level and Information Literacy of Students / H. Maleki, A. Majidi, F. Haddadian, A. M. Rezai, V. Alipour // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 46. - P. 5862-5867. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2012.06.530.
18. Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 476-484.
19. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9. - С. 60-64.
20. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е. В. Соболева, А. Н. Соколова, Н. И. Исупова, Т. Н. Суворова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 7-25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.01.
21. Александров Е. П., Воронцова М. В. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 111-111. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22566444.
22. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54.
23. Остроумова Е. Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 4. - С. 37-40.
24. Смолеусова Т. В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 716. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1606.01.
25. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова С. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 26-39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.02.
26. Pikkarainen E. Competence as a Key Concept of Educational Theory: A Semiotic Point of View // Journal of Philosophy of Education. - 2014. - Vol. 48. - Issue 4. - P. 621-636. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9752.12080.
27. Chung-Ho Su. The effects of students' motivation, cognitive load and learning anxiety in gamification software engineering education: a structural equation modeling study // Multimed Tools Appl. - 2016. - Vol. 75. - Issue 16. - P. 10013-10036. DOI: http://doi.org/10.1007/s11042-015-2799-7.
28. Robert I. V. Major trends of fundamental scientific research, defining development of domestic education informatization // European Journal of Contemporary Education. - 2012. - Vol. 1. - P. 48-53. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2012.L48.
29. Зуев В. А., Калинина Н. В., Спехов П. Л. Плавательная практика - важное звено в профессиональной подготовке бакалавров-кораблестроителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. -№ 10 (октябрь). - URL: http://e-koncept.ru/2013/14270.htm.
30. Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 09 (сентябрь). -URL: http://e-koncept.ru/2013/14233.htm.
Nadezhda V. Kalinina,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Shipbuilding and Aircraft Engineering Chair, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseyev, Nizhny Novgorod, Russian Federation nvk5133@mail.ru Valery A. Zuev,
Doctor of Engineering Sciences, Professor, Head of Shipbuilding and Aircraft Engineering Chair, Nizhny Novgorod State
Technical University named after R.E. Alekseyev, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ship@nntu.ru
Some features of organizing practice-oriented learning in shipbuilding specialists training
Abstract. The transition to the grades system of higher professional education and the implementation of the competence approach principles required new attitude to the educational process in the training of specialists in the field of shipbuilding. Therefore, there is a problem of working out new curricula for training bachelors - shipbuilders, taking into account the requirements of the labor market on the basis of the Federal State Educational Standard of higher education and professional standards. The purpose of the article is to evaluate new curricula for the educational program of shipbuilding engineers training, taking into account the competence approach, the requirements of the labor market and professional standards, as well as graduates' conformity to the requirements of the economy and society. The article discusses some features of the organization of practice-oriented learning in training shipbuilding specialists under conditions of federal state educational standards implementation. The problems in training bachelors, caused by the development and introduction of new curricula due to the transition to the grades education system, are also examined in the article. Some features of educational and real practical work are considered. The proposed educational program for training personnel in the field of shipbuilding fully meets the contemporary challenges, the demands of the economy and society, contributes to the solution of the tasks that our country faces today in order to improve competitiveness, technological restructuring of the shipbuilding industry, and radical increase of labor productivity. The combination of theoretical training and practical work allows students to get through an educational program in the field of "Shipbuilding, ocean engineering and system engineering of marine infrastructure objects" successfully. The competences of graduates, acquired during the training, largely determine the reliability, efficiency of the production process and the introduction of new technologies.
Key words: grades system of education, competence approach, bachelor, master, curriculum, problems and prospects of education, professional disciplines cycle, training methods, educational and practical work.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Калинина Н. В., Зуев В. А. Особенности организации практико-ориентированного обу чения при подготовке специалистов в области кораблестроения // Научно-методи ческий электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - С. 1-15. - URL http://e-koncept.ru/2019/191061.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11061
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Калинина Н. В., Зуев В. А., 2019
ISSN 330Í-12DX
www.e-koncept.ru