References
1. Tehnologiisozdaniya psihologicheskojbezopasnosti obrazovatel'nojsredy shkol'nika. Available at: https://studwood.ru/1242316/psihologiya/ zaklyuchenie#275
2. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii: monografiya. Sankt-Peterburg, 2002.
3. Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO Universiteta. 2015; № 4 (43): 119 - 129.
4. Guide for Developing High-quality School Emergency Operations Plans. U.S. Department of Education. Available at: http://rems.ed.gov/docs/ rems_k-12_guide_508.pdf (accessed: 10.04.2017).
5. Perkins B.K. Where We Teach: The CUBE Survey of urban school climate. National School Boards Association. Available at: https://www. nsba.org/sites/default/files/reports/Where- we-teach.pdf (accessed: 10.04.2017).
Статья поступила в редакцию 09.04.18
УДК 37.013.32
Pryakhina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
Gavrilova N.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
Stupnikov A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFIC CHARACTERISTICS OF BACHELORS' INTERNSHIP MANAGEMENT IN THE AREA OF SOFTWARE. The article reviews different types of internship management: requirements to the formed competences, options of statements and results of their performance are given. The analysis of students' employability rate with an allowance for place of doing internship is given. Curricular Practical Training represents a type of learning classes and provides consolidation of knowledge and skills acquired by students as a result of mastering of theoretical courses develops practical skills and promotes all-round training of general cultural, general professional and professional competences of students. The result of the research is formation of the unified register of requirements to all types of the internships, recorded in the approved methodical documents on internship.
Key words: bachelors training, Curricular Practical Training, work experience internship, pregraduation internship, competence approaches, developing of bachelor competences.
Е.Н. Пряхина, канд. пед. наук., доц., доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
Н.М. Гаврилова, канд. ф-м. наук, доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
А.А. Ступников, канд. ф-м. наук., доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации всех видов практик с учетом требований к формируемым компетенциям. Даётся анализ распределения студентов после выпуска с учётом места практики. Учебная практика представляет собой вид учебных занятий и предусматривает закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. Результатом исследования является формирование единого реестра требований ко всем видам практик, зафиксированном в утверждённых методических документах по практике.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, учебная практика, производственная практика, компетентностный подход, формирование компетенций бакалавра.
В настоящее время в стремительно развивающемся технологическом обществе возрастает потребность в профессионально компетентных и высококвалифицированных специалистах. Работодатели заинтересованы в уровне подготовленности будущих разработчиков программного обеспечения к реальной работе. Современный специалист может быть профессионально успешным только при наличии сформированных ключевых и базовых профессиональных компетенций, самоорганизованности, профессиональной мобильности, способности мыслить творчески, уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Важное значение любого типа практики состоит в том, что она не только предоставляет студентам возможность получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности, но и формирует привязку учебного материала к особенностям реального производства.
Бакалавры, обучающиеся по направлению 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», проходят три вида практик: учебную, производственную и преддипломную. Каждый из этих видов практик призван расширить специфические для него элементы базовых компетенций и добавить уникальные компетенции, соответствующие форме, месту и насыщению практики.
Важное значение практики в том, что она предоставляет студентам возможность получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности [1]. Учебный план подготовки бакалавров по направлению 02.03.03 предусматривает проведение нескольких видов практики, каждая из которых имеет свои цели и задачи, и формирует определенный набор компетенций. Все виды практик преследуют одну общую цель - формирование профессиональных компетенций, и, как следствие, профессиональную компетентность выпускника. Содержание программы практик должны рассматриваться как непрерывный процесс, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций [2]. Организационная составляющая должна обеспечивать соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью на протяжении всего обучения. Это позволит студенту овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы на основе полученных знаний.
Фактически, учебная практика представляет собой вид учебных занятий и предусматривает закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов [2].
Учебная практика проводится стационарно на базе выпускающей кафедры. Студент выполняет задания, разработанные руководителем практики, на которого возлагается руководство и контроль за выполнением поставленной задачи. Им оказываются консультации: в выборе задачи и подборе литературы; в изучении необходимого теоретического материала; в построении математической модели решаемой задачи и реализации алгоритма ее решения с использованием пакетов прикладных программ; в подготовке итогового отчета по практике [3]. Обязательным элементом задания является ориентированность на прикладной характер проекта: важна не только грамотная реализация алгоритмов, но достижение практической полезности разработанного программного продукта в той или иной предметной области [4].
При прохождении практики студент должен грамотно использовать теоретический, практический материал и методы всех специальных дисциплин из разделов учебного цикла основной образовательной программы, изученных к моменту прохождения практики. Это обеспечивает формирование указанных компетенций, предусмотренных учебным планом [5].
Производственная и преддипломная практики проводятся на предприятиях, закрепленных Приказом по университету и, как правило, имеющих договор с университетом о проведении практик. При этом среди предприятий выбираются имеющие определенный опыт в эксплуатации современных программных средств, сложившуюся сферу деятельности и структуру управления [6]. Студент принимается для прохождения практики как системный администратор, программист-разработчик, инженер программного сопровождения проекта, проектный аналитик, и т.п. В рамках конкретных должностей реализуются свои навыки и умения, свои дополнительные компетенции.
Преддипломная практика организуется на завершающем этапе обучения и проводится, как правило, после освоения программ теоретического обучения, прохождения практик и сдачи студентами всех видов аттестации, предусмотренных учебным планом. Преддипломная практика студентов направлена на подготовку к защите выпускной квалификационной работы [7].
На данных этапах практики со студентом работают уже два руководителя: руководитель практики от университета (он же
Библиографический список
научный руководитель) и руководитель от предприятия. Тематика индивидуальных заданий определяется характером преддипломной практики и должна быть связана с тематикой выпускной квалификационной работы [8]. На предприятии, как правило, предлагаемая формулировка задач представляет собой лишь поверхностные наброски постановки и не претендует на полноту и завершенность; конкретизация и уточнение возлагается на разработчика. Таким образом, студенту требуется проводить большую работу по формулировке требований к поставленному заданию, что способствует выработке необходимых навыков и умений. Тем самым осуществляется реализация требуемых компетенций в полной мере.
Приведем примеры постановок задач и результаты их реализации на базах производственной (преддипломной) практики. Среди них крупные предприятия, фирмы и учреждения Тюмени и Тюменской области. Например, Тюменский институт медицинской информатики, Администрация г. Лабытнанги, отдел информационных технологий, ОАО ЮграФарм, ООО «Инкомтехноло-гии Групп» и др.
Зачастую студенты остаются работать на предприятии, где проходила практика, подбирают материалы для дипломного проектирования, осуществляют практическую деятельность вместе с разработчиками-профессионалами, используют полученные результаты в научно-исследовательской работе. Особенностью производственной (преддипломной) практики студентов кафедры является то, что студент - практикант работает над реальной задачей, на месте ему оказывается помощь, практически это стажировка на рабочем месте [9].
Таким образом, анализ отзывов от предприятий, характеристик на студентов-практикантов показывает, что подавляющее большинство отзывов подтверждает достаточно высокий теоретический уровень подготовки и владение основными приемами разработки программного обеспечения.
Осознание студентами своего профессионального опыта, полученного во время прохождения практики, можно рассматривать как важный вклад в их профессиональную подготовку в вузе. Формирование соответствующих компетенций будущих специалистов в области разработки математического и программного обеспечения информационных систем обеспечивает выпускнику возможность быть конкурентным и найти себе достойное место работы.
1. Ростовцева В.М., Вельш А.В. Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе. Вестник ТГПУ. 2011; № 10 (112): 56 - 59.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (уровень бакалавриата) утвержден приказом от 12 марта 2015 г. № 222. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/020303.pdf
3. Kosintseva T.D., Khairullina N.G., Gluhih I.N., Pryakhina E.N., Nikiforov A.Y., Bogdanova J.Z. The life of young Russia: Value orientations and life paths (2017) Espacios, 38 (56), статья № 25. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385625.html
4. Гаврилова Н.М. Организация практики студентов направления «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Сборник статей Международного научно-практического семинара «Опыт вузов в организации практик, содействии трудоустройству студентов и выпускников», Тюмень, Тюменский государственный университет, 2015. Available at: http:// docplayer.ru/27568112-Opyt-vuzov-v-organizacii-praktik-sodeystvii-trudoustroystvu-studentov-i-vypusknikov.html
5. Пряхина Е.Н. Компетентностный подход в образовательных программах: Материалы V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией д-ра пед. наук, проф. Э.Г. Скибицко-го. Новосибирск: САФБД, 2014.
6. Гаврилова Н.М., Донкова И.А., Ступников А.А., Плотоненко Ю.А. Выполнение выпускной квалификационной работы как средство формирования компетентности выпускника. В мире научных открытий. Красноярск: Научно-Инновационный центр. 2015; № 5.2 (65): 631 - 642.
7. Жибинова И.А., Жибинов А.И. Производственная практика студентов в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Символ науки. Международный научный журнал. 2015; № 8: 233. Available at: https://os-russia.com/SB0RNIKI/SN_8_2015.pdf
8. Ишакова Е.Н., Медведева М.В. Формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-profilya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-programmnogo-inzhenera
9. Чиняков О.Е. Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников. Мир науки и образования. 2017; № 3 (11): 9.
References
1. Rostovceva V.M., Vel'sh A.V. Formirovanie osnov professional'noj kompetencii studentov v period uchebnoj praktiki v sovremennom vuze. Vestnik TGPU. 2011; № 10 (112): 56 - 59.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 02.03.03 Matematicheskoe obespechenie i administrirovanie informacionnyh sistem (uroven' bakalavriata) utverzhden prikazom ot 12 marta 2015 g. № 222. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/020303.pdf
3. Kosintseva T.D., Khairullina N.G., Gluhih I.N., Pryakhina E.N., Nikiforov A.Y., Bogdanova J.Z. The life of young Russia: Value orientations and life paths (2017) Espacios, 38 (56), stat'ya № 25. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385625.html
4. Gavrilova N.M. Organizaciya praktiki studentov napravleniya «Matematicheskoe obespechenie i administrirovanie informacionnyh sistem». Sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara «Opyt vuzov v organizacii praktik, sodejstvii trudoustrojstvu studentov i vypusknikov», Tyumen', Tyumenskij gosudarstvennyj universitet, 2015. Available at: http://docplayer.ru/27568112-0pyt-vuzov-v-organizacii-praktik-sodeystvii-trudoustroystvu-studentov-i-vypusknikov.html
5. Pryahina E.N. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nyh programmah: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov, aspirantov i prepodavatelej. Pod obschej redakciej d-ra ped. nauk, prof. 'E.G. Skibickogo. Novosibirsk: SAFBD, 2014.
6. Gavrilova N.M., Donkova I.A., Stupnikov A.A., Plotonenko Yu.A. Vypolnenie vypusknoj kvalifikacionnoj raboty kak sredstvo formirovaniya kompetentnosti vypusknika. V mire nauchnyh otkrytij. Krasnoyarsk: Nauchno-Innovacionnyj centr. 2015; № 5.2 (65): 631 - 642.
7. Zhibinova I.A., Zhibinov A.I. Proizvodstvennaya praktika studentov v sootvetstvii s trebovaniyami kompetentnostnogo podhoda. Simvol nauki. Mezhdunarodnyjnauchnyjzhurnal. 2015; № 8: 233. Available at: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN_8_2015.pdf
8. Ishakova E.N., Medvedeva M.V. Formirovanie profilya professional'nyh kompetencij buduschego programmnogo inzhenera. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-profilya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-programmnogo-inzhenera
9. Chinyakov O.E. Rol' uchebnoj i proizvodstvennoj praktik v formirovanii professional'nyh kompetencij i trudoustrojstve vypusknikov. Mir nauki i obrazovaniya. 2017; № 3 (11): 9.
Статья поступила в редакцию 02.04.18
УДК 371
Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
FOLK ART'S ROLE IN ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN.
The article deals with the specifics of folk art in the aspect of aesthetic education of schoolchildren. The role and importance of folk art is emphasized in detail, in shaping the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the optimal involvement of the pedagogical potential of folklore in Ingushetia. The article concludes that the task of improving the efficiency of aesthetic education is to form students' aesthetic appreciation of works of folk arts through their experience with data works. This introduction is necessary to accompany the subsequent discussion saw and read. It is important to seek pupils'' interest and respect for the moral and aesthetic heritage of folklore traditions of their ancestors.
Key words: aesthetic education, features of folk art, folklore, pupils of schools, traditions of the peoples of Ingushetia.
Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопросы особенности народного творчества в аспекте эстетического воспитания школьников. Подчеркивается роль и значение народного творчества, в формировании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала фольклора Ингушетии. В статье делается вывод о том, что задача повышения эффективности эстетического воспитания - сформировать у учащихся эстетическое восприятие произведений народного творчества путём их непосредственного знакомства с данными произведениями. Данное знакомство нужно сопровождать последующим обсуждением увиденного и прочитанного. При этом важно добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию фольклорных традиций предков.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, особенности народного творчества, фольклор, учащихся школ, традиции народов Ингушетии.
Народное творчество, как одна из форм духовной культуры, имеет национальную специфику, зависит от культурно-экономического развития народа, особенностей его жизни, характера.
Устное народное творчество ингушского народа являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем истоков гибкого и выразительного языка народа.
Произведения народного фольклора отличаются идейным художественно-эстетическим содержанием, высоким мастерством, связью с жизнью, доступностью, осуществляя при этом воспитательную функцию.
Многообразны жанры народного творчества народов Ингушетии - песни, сказки, пословицы и поговорки, легенды, баллады, загадки и т. п.
Меткое, умное, живое слово глубокого содержания свойственно самому короткому жанру фольклора - пословицам и поговоркам. Как целый мир в объективе сконцентрированы умные мысли, переданные устойчивыми оборотами речи. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают богатый опыт старших поколений, их отношение к природе, людям, суждения и оценки, характеризующие опыт нравственного и эстетического воспитания в прошлом.
Приступая к изучению темы «Фольклор как средство эстетического воспитания школьников», мы, прежде всего, внимательно проанализировали нынешнее состояние изученности данной проблемы в содержании программы по предмету «Изобразительное искусство», а также работы учёных-исследователей, где рассматриваются проблемы ознакомления учащихся школ с фольклорными произведениями, опираясь на специфику и возможности этого своеобразного вида народного творчества.
Заурбек Мальсагов был одним из основоположников ингушской письменности, говорил о фольклоре, как о живом инстру-
менте, очень чувствительном к изменениям, происходящим в обществе и отражающим их. Фольклор, как живая струна, реагировал и сам менялся вместе с окружающей действительностью [1, с. 747.]
Первый ингушский профессор Дошлуко Мальсагов писал: «Произведения фольклора могут пролить яркий свет на различные моменты истории. Сопоставляя произведения устного творчества ингушей с творчеством других народов, устанавливая между ними связь, прослеживая пути и этапы распространения «странствующих сюжетов», мы можем выяснить очень многое из неизвестного прошлого» [2, с. 175].
Руководитель проекта семитомной Антологии И.А. Дах-кильгов говорил о том, что теперь у читателей нашей республики и за ее пределами появится возможность иметь целостное представление об ингушском фольклоре, причем, в стадиальном его развитии, начиная от древнейших произведений до позднейших [3, с. 372.].
В процессе обучения изобразительном искусству учитель с помощью произведений фольклора должен добиться формирования у школьников основ целостной эстетической культуры, приобщить их к традициям фольклорных произведений и образцам народного творчества, дать представление о художественных оценочных критериях и категориях.
В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой духовно богатой личности.
Однако в настоящей момент приходится с глубоким сожалением констатировать, что фольклор не осознается в полной мере как специфическое явление культуры. Он не стал неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования