UDC 36+378
DESIGNING OF HIGH EDUCATION TECHNOLOGY OF LAW OF FUTURE SOCIAL WORKER
Andrey Aleksandrovich Polkhanov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The components of training technology of social workers in the university are presented in the article. The author considers the features of methods of competence formation in the field of legal education as kind of so-cially-legal competence.
Key words: pedagogical technology; legal competence; legal education; training methods.
УДК 355.232.001
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Алексей Викторович Столяров
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, адъюнкт, e-mail: [email protected]
Рассматриваются основные отличительные особенности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова: военно-учебные заведения; подготовка офицеров; учебный процесс; специфика обучения в военно-учебном заведении.
В системе высшего образования Российской Федерации особое место занимают высшие учебные заведения Министерства обороны, которые решают специфические задачи по подготовке офицерских кадров.
Главными задачами высшего военноучебного заведения являются:
- подготовка и переподготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров;
- военная (специальная) подготовка должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации;
- организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем
укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
- организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения [1].
П.И. Образцов и А.М. Косухин отмечают, что в процессе обучения в военном вузе дополнительно решаются следующие задачи [2]:
- обеспечение системных разносторонних специальных знаний курсантов и слушателей;
- выработка у обучающихся необходимых значимых профессиональных навыков и умений;
- формирование высоких нравственных качеств офицера-патриота;
- развитие интеллектуальных и физических способностей;
- психологическая подготовка курсантов и слушателей к будущей деятельности по предназначению.
Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической структуре нашего общества, системе социальных отношений, деловых и межличностных связей, предъявляют повышенные требования к личности будущего военного специалиста. Помимо обладания высоким уровнем военноспециальной квалификации, он должен быть человеком самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию, т. е. быть конкурентоспособной, нестандартной личностью. Все это составляет основу обновления современного военного образования.
Как отмечает Г.В. Зибров: «... существуют профессии, в которых нравственные педагогические качества выступают как профессионально обусловленные, без которых нет смысла говорить об офицере как профессионале». Это не просто военные профессии, это уклад и образ жизни, где проблемы нравственности занимают доминирующее место. Важнейшие этические категории - Долг, Честь, Совесть, Честность, Ответственность -приобретают для них профессиональный статус [3].
В современных условиях основным требованием, предъявляемым к офицерскому составу, является формирование не простых исполнителей, запрограммированных на решение стереотипных задач, а личностей творческих, способных к постановке и решению военно-профессиональных задач конструктивными и нестандартными способами.
Формирование этих качеств у офицеров происходит в стенах военно-учебных заведений. В настоящее время высшая военная школа устремлена на подготовку и выпуск не массы посредственностей, а квалифицированных военных специалистов. Возрастают требования к профессиональной компетентности выпускников военных вузов.
Организация образовательного процесса, повседневной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования (далее - гражданских вузах) и высших учебных заведениях Министерства обороны Рос-
сийской Федерации имеют принципиальные отличия. В процессе подготовки офицера в вузе осуществляется подготовка по следующим направлениям деятельности: учебная, служебная и воспитательная.
1. Учебная деятельность.
Организация образовательного процесса в гражданских вузах и вузах Министерства обороны определяется на основе положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении, составленном на основании: Федерального Закона «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ; Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; «Типового положения об образовательном учреждении (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71; Устава высшего учебного заведения, утвержденного Минобразованием России 31 января 2002 г., государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, квалификационными требованиями к выпускникам вуза, а также учебными планами и программами, реализуемыми в вузе. Кроме перечисленных руководящих документов военно-учебные заведения Министерства обороны также руководствуются законами Российской Федерации, приказами и директивами руководства Министерства обороны.
В военно-учебных заведениях нет строгого начала учебного года, за исключением курсантов первого курса обучения, у которых обучение начинается с 1 августа. С 1 августа у первокурсников начинается прохождение военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации. С курсантами первого курса организуется и проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца, и завершающаяся полевым выходом [4, 5].
Начало учебного года на втором и последующих курсах устанавливается в три этапа. Военный вуз, как составная часть Вооруженных сил Российской Федерации, находится в состоянии постоянной боевой готовности, а для выполнения мероприятий по планам перевода в различные степени боевой готовности и мобилизационного развертывания военного округа и гарнизона, а также несения караульной, гарнизонной и
внутренней служб необходимо иметь в месте постоянной дислокации 60-75 % личного состава вуза. Это обусловливает начало учебного года в период с 1 июля по 1 сентября.
В военном вузе строго нормированное распределение времени [5]:
- общий объем учебной работы курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю;
- на все виды учебных занятий с преподавателем отводится не более 36 часов в неделю (в день не более 3 пар учебных занятий по 90 минут каждая);
- на учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателями планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой стажировки и всех видов практик (учебная, производственная, ремонтная) - не более 40 часов в неделю;
- организация самостоятельной подготовки курсантов (не менее 3-4 часов ежедневно), а на выпускном курсе, кроме того, в расписании занятий предусматриваются дополнительные часы самостоятельной работы;
- обязательное время на проведение тренажей и строевой выправки;
- обязательное информирование личного состава о событиях в России и за рубежом;
- организация еженедельно в воскресные дни спортивно-массовой работы и культурно-досуговых мероприятий.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, по окончании вуза Министерства обороны выпускник-офицер помимо военной специальности обязательно получает и родственную гражданскую специальность.
Содержание обучения курсантов и слушателей военных вузов определено требованиями государства, предъявляемыми к подготовке офицерских кадров и заключается в:
- государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования соответствующего профиля подготовки;
- государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по гражданской специальности (образовательным стандартом), требованиях
к условиям реализации основной профессиональной программы, сроки ее освоения;
- квалификационных требованиях к выпускникам данного вуза;
- учебных планах, программах учебных дисциплин (учебные программы), программах практик и стажировок;
- материалах (приказы, распоряжения, локальные акты), устанавливающих содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.
В процессе обучения курсантов имеет место развитие и поддержание высокого уровня физической подготовки, в связи с чем значительное количество учебного времени отводится для практических занятий по дисциплине «физическая культура» (подготовка) (4 учебных часа в неделю в сетке расписания занятий). Кроме плановых учебных занятий по физической культуре (подготовке) с курсантами ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, проводится утренняя физическая зарядка продолжительностью 30-50 мин. Также в военно-учебных заведениях еженедельно проводится спортивно-массовая работа: два раза по 1 часу в рабочие дни в свободное от занятий время и 3 часа - в выходные и праздничные дни.
2. Служебная деятельность.
Курсант наряду с образовательным процессом в повседневной деятельности формирует навыки и умения практической деятельности в ходе несения гарнизонной, караульной и внутренней службы (в учебных планах на несение внутренней и караульной служб предусмотрено от 12 до 19 недель, что составляет 450-700 часов учебного времени в зависимости от специальности, по которой обучается курсант).
3. Воспитательная деятельность.
С курсантами в повседневной деятельности (образовательном процессе, несении внутренней и гарнизонной службы, в выходные дни) постоянно организуется и проводится воспитательная работа, направленная на формирование и развитие:
- государственно-патриотического сознания, верности и любви к Отечеству, беззаветной преданности ей и народу, моральной и психологической готовности к его защите, верности конституционному и воинскому долгу, уважения к народам и народностям
Российской Федерации, их традициям, истории и культуре;
- гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации и офицерскому корпусу, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной профессией;
- офицерской чести и достоинства, воли и мужества, других необходимых офицеру морально-боевых и нравственных качеств;
- высокого правосознания, дисциплинированности, исполнительности, готовности к безусловному выполнению требований законов, уставов и приказов командиров и начальников, честность и правдивость;
- инициативности и самостоятельности (для того, чтобы в сложной обстановке курсант умел взять на себя ответственность за самостоятельные действия и решения, мог отвечать за судьбу людей, проявить инициативу, быть готовым пойти на разумный риск, проявить высокое мужество);
- педагогической культуры и организаторских качеств, умения обучать и воспитывать подчиненных, управлять социальными процессами в воинских коллективах, укреплять в них воинскую дисциплину и организованность, поддерживать постоянную боевую готовность;
- общей культуры, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.
В военных вузах разработаны и реализовываются планы формирования у курсантов командно-методических навыков и навыков воспитательной работы, главной целью которых является становление и развитие личности будущего офицера. Командно-методические навыки и навыки воспитательной работы прививаются курсантам непрерывно в течение всего срока обучения. В.Ф. Лазукин отмечает, что это самостоятельный, параллельный, но органически взаимосвязанный с учебным процессом процесс с присущими учебному процессу организацией, методическим обеспечением и совокупностью средств и методов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности офицера с заданными военно-профессиональными качествами [6].
Проведенный анализ особенностей организации образовательного и воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации показал, что существуют значительные отличия от «гражданских» вузов.
Организация подготовки курсантов сложна и многогранна. Ее решение предполагает целый комплекс мероприятий теоретического, учебно-методического, материально-технического и организационного характера. Происходящие политические, экономические и социальные изменения в России требуют постоянного учета и внесения изменений в организацию образовательного процесса в военно-учебных заведениях.
Постоянное совершенствование вооружения и военной техники, поступающей в Вооруженные силы Российской Федерации, заставляет профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений искать новые формы, методы и технологии, позволяющие в кратчайшие сроки подготовить высококлассного специалиста, отвечающего современным требованиям к офицеру-выпус-книку, при этом учитывая опыт организации образовательного процесса с момента возникновения первых военно-учебных заведений России.
1. Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования: постановление правительства Российской Федерации от 18.06.1999 г. № 650. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Образцов П.И., Косухин А.М. Дидактика высшей военной школы. Орел, 2004.
3. Зибров Г.В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров. Воронеж, 2004.
4. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: сборник методических рекомендаций. МО РФ. М., 2003.
5. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003 г. № 80. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Лазукин В.Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты военно-профессиональной Поступила в редакцию 14.05.2010 г.
подготовки офицеров командно-инженерного профиля. Воронеж, 2006.
UDC 355.232.001
SPECIAL FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION OF OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF DEFENSE MINISTRY OF RUSSIAN FEDERATION
Aleksei Viktorovich Stolyarov, Military Air Force Engineering University, Voronezh, Russia, Adjunct, e-mail: [email protected]
The article considers special features of educational process organization in higher educational establishments of Defense Ministry of Russian Federation.
Key words: military educational establishments; officers training; educational process; special features of military educational establishments training.
УДК 796/799
КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ОБЩЕНАУЧНОМ КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
© Юрий Николаевич Юров
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры,
e-mail: [email protected]
Раскрываются возможности использования педагогического влияния на здоровье, приводится анализ современных научных работ.
Ключевые слова: концепция; здоровьесберегающая среда; состояние здоровья.
ВВЕДЕНИЕ
Сложность и противоречивость процессов, происходящих в современном обществе, заставляют по-иному оценить мир и те события, которые протекают в России. Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности, новыми требованиями демократизации, гуманизации и стандартизации в образовательных системах [1].
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является весьма актуальной, т. к., рассматривая физическое воспитание как педагогический процесс, требующий специального проектного обеспечения в современных условиях, педагогическое проектирование выступает универсальным средством развития человека [2, 3].
Рыночные приоритеты задают ранее не востребованные ориентиры развития социальных качеств личности: расчет на собст-
венные силы, инициативу, предприимчивость, расширение индивидуальной свободы и ответственности, значимость личного успеха. Для разрешения противоречий, сложившихся в традиционном образовании, необходимы новые подходы к управлению педагогической системой. По мере развития общества изменяются и развиваются сами педагогические системы [1, 3].
Парадоксально, но основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет, но потребность в котором человек ощущает. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование [2].