От правильности профессионального выбора зависит душевное равновесие и материальное благополучие дальнейшей жизни. Неправильный выбор профессии приводит к недовольству выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством жизни.
У студентов появляется шанс, пересмотрев свои достижения, приоритеты, изменить специализацию ещё при обучении, что способствует росту мобильности.
Для успешного профессионального становления необходимо, чтобы уже в школе учащийся смог определиться в выборе профессионального пути. Решение данной задачи связано с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению. Изолированность работы школы от вуза способствует не профессиональному самоопределению, а подготовке их поступлению в вуз. Отсутствие преемственности системы «школа-вуз» является одной из главных проблем, в эффективном решении вопроса профессионального самоопределения учащихся в системе непрерывного образования.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
© Попова Р.И.*, Силакова О.В.4
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
В статье описывается опыт подготовки бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности». Определены цели и задачи организации педагогической практики бакалавров. Выделены основные виды педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».
В настоящее время в условиях модернизации образования наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированного не только на знание предмета, но и на формирование самостоя-
* Заведующий кафедрой «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук.
тельности и ответственности будущего педагога, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования.
На факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» начата в 2006 г.
Вопросы формирования готовности студента к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного педагогического вуза. В совокупности форм и методов подготовки бакалавров важное место занимает педагогическая практика.
Педагогическая практика как эффективная форма профессионального обучения является с одной стороны, критерием профессиональной компетентности будущих педагогов, проявляющейся в готовности решать профессиональные задачи в условиях реального взаимодействия со школьниками, а с другой - возможностью актуализации образовательного опыта студента.
Основная цель педагогической практики заключается в подготовке студентов к целостному выполнению функций учителя безопасности жиз-недеятельности, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в практической деятельности на основе теоретической подготовки по психологии, педагогике и методике обучения безопасности жизнедеятельности, а также на основе учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Основными задачами педагогической практики являются: формирование и развитие специальных профессионально-педагогических умений учителя безопасности жизнедеятельности; закрепление и углубление психолого-педагогических и специальных знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения. Наряду с применением теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения в вузе, в ходе педагогической практики студенты применяют также практические знания, полученные из личного опыта.
Целенаправленная организация педагогической практики способствует взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний студентов, формированию профессиональной компетенции и профессионально значимых черт личности учителя.
Адаптация студентов к условиям профессиональной деятельности происходит тем успешнее, чем лучше практика продумана содержательно и организационно, имеет квалифицированное руководство. Программа подготовки и организации педагогической практики бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» на факультете безопасности жизнедеятельности предусматривает:
- использование возможностей всех дисциплин учебного плана для подготовки к педагогической практике с целью формирования профессиональной компетентности студентов;
- установление четкой согласованности деятельности преподавателей вуза по месту прохождения педагогической практики;
- выработку единых методических требований к проведению и оценке всех форм работ, осуществляемых студентами в период практики.
Бакалавры профиля «Безопасность жизнедеятельности» в период профессиональной подготовки проходят различные типы педагогической практики: учебно-исследовательскую и производственную.
Учебно-исследовательская практика начинается на втором курсе и носит характер ознакомительной. В ходе данной практикинами ставились следующие задачи:
- формирование представлений о функциональных обязанностях, содержании учебно-воспитательной деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности;
- изучение современного состояния учебно-воспитательного процесса по ОБЖ с учетом специфики разного типа школ;
- формирование умений наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ;
- развитие умений организовывать внеклассную работу по предмету.
Во время учебно-исследовательской педагогической практики студенты:
- изучают особенности и традиции образовательного учреждения, режим его работы, основные принципы деятельности;
- посещают уроки по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и другим дисциплинам;
- изучают особенности организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении (с 5 по 11 классы);
- анализируют функциональные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ;
- изучают план военно-патриотического воспитания учащихся и допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах;
- проектируют и проводят внеклассное мероприятие по предмету;
- изучают учебно-методическое обеспечение кабинета ОБЖ.
В ходе учебно-исследовательской практики ознакомительного характера у студентов не только формируются представления о современном состоянии учебно-воспитательного процесса по ОБЖ в общеобразовательном учреждении, но и развиваются умения исследовательского характера, позволяющие осуществлять отбор и владеть методами научных исследований в области психолого-педагогических дисциплин, планировать и организовывать самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
Результаты своей деятельности студенты представляют на итоговой конференции в виде сообщения о результатах прохождения практики.
Производственная практика бакалавров проходит на 3 и 4 курсах. Рассмотрим особенности производственной практики бакалавров, организуе-
мой на 4 курсе. В ходе производственной практики нами были поставлены следующие задачи:
- закрепить и расширить теоретические знания в области педагогики, психологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности;
- повысить степень владения методикой обучения безопасности жизнедеятельности и внеклассной работы на разных этапах обучения;
- овладеть организацией различных видов учебно-познавательной деятельности учащимися на уроках основ безопасности жизнедеятельности;
- совершенствовать умения анализировать уроки ОБЖ на основе теоретических знаний по педагогике, психологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что деятельность студентов во время производственной практики складывается из индивидуальной и коллективной работы студентов (обсуждение и анализ собственных уроков и других студентов-практикантов и учителей школы, подготовка и проведение внешкольных и внеклассных мероприятий, изготовление учебно-наглядных пособий и дидактических материалов). Студенты в процессе производственной педагогической практики работают с учащимися 5-11 классов. Во время практики студенты включаются во все виды деятельности преподавателя-организатора и классного руководителя. Бакалавры выполняют учебную, внеклассную и воспитательную работу. Важным компонентом в процессе производственной практики является участие студентов педсоветах, совещаниях учителей, заседаниях методических объединений, в методических семинарах проводимых районным методистом по ОБЖ с преподавателями-организаторами ОБЖ школ. Особенностью производственной практики является возможность проведения исследовательской работы, необходимой для выполнения выпускных квалификационных работ. В ходе производственной практики бакалавры не только самостоятельно осуществляют все функции преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности, но и совершенствуют методические умения по предмету.
Таким образом, педагогическая практика бакалавров как особая форма практической подготовки выполняет функции адаптации студентов к реальной деятельности и содействует профессиональной компетентности бакалавров, которая выражается в способности решать различные виды профессиональных задач.
Список литературы:
1. Соломин В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естестественнонаучного образования // Непрерывное педагогическое образование. - Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: коллект. монограф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
2. Морева H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
© Шаталов М.А.*, Попова Р.П.4
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
В статье описывается опыт профессиональной подготовки магистров по направлению / программе «Естественнонаучное образование» / «Экологическая безопасность» в Российском государственном педагогиче-ском университете им. А.И. Герцена. Рассматривается роль и возможности курсов по выбору в подготовке магистров, обучающихся по программе «Экологическая безопасность».
Современный этап модернизации российского образования сопряжён с активным внедрением многоуровневых систем профессиональной подготовки специалистов. На факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена профессиональная подготовка магистров по направлению / программе «Естественнонаучное образование» / «Экологическая безопасность» начата в 2008 г.
Актуальность открытия магистерской программы «Экологическая безопасность» обусловлена рядом предпосылок социально-экономического, экологического и социально-педагогического характера. В этом плане, прежде всего, следует отметить, что повышение экологической грамотности каждого человека и общества в целом, развитие образования в сфере экологической безопасности выступает важнейшим фактором преодоления глобального экологического кризиса. Кроме того, система подготовки по программе «Экологическая безопасность» рассматривается нами как непременная составляющая фундаментального естественнонаучного образования, а её содержание имеет выраженный междисциплинарный характер и предполагает интеграцию содержания естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических и других учебных дисциплин.
* Доцент кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», доктор педагогических наук.
* Заведующий кафедрой «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук, доцент.