смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике. Кроме того, на этом этапе смены функционируют мастер-классы. В ходе их работы комсорги получают информацию об особенностях организации конкретных форм деятельности (маршрутная игра, конкурсная программа, ток-шоу, комплексное дело, ярмарка и т.д.), а также овладевают способами и приемами (инструментарием) организации каждой их этих форм. Далее на общем сборе отряда выбираются комсорги, которые войдут в совет дела по подготовке общелагерного дела по этой форме. Совет дела работает в течение двух дней и на следующий день проводит общелагерное дело. Состав совета дела постоянно меняется. Комсорги, принявшие участие в работе совета дела, далее участвуют в подготовке творческих выступлений отряда. Состав каждого последующего совета постоянно обновляется. Это позволяет старшим подросткам максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт.
Формирующий этап подразумевает включение старших подростков в социально-ориентированную деятельность, способствующую эффективному формированию опыта конструктивного взаимодействия. Каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у данной личности умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.
Опыт показывает, что у ребят, побывавших в «Комсорге» четко прослеживается динамика формирования опыта конструктивного взаимодействия.
УДК 371.4
Грушецкая Ирина Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Статья посвящена особенностям проведения свободного времени молодежью, описаны формы досуга, требования, особенности и учреждения, занимающиеся организацией досуга.
Ключевые слова: досуг, интернет, молодежь, студенчество.
Период ученичества, студенчества, в котором находится большая часть моло-. дёжи - время, когда с одной стороны ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой - ещё отсутствуют обременённость заботами о собственной семье и профессиональные обязанности. Молодёжный досуг - это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации молодых людей.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Социолог Ж. Дюмазедье определяет «досуг» как «определенное занятие, которое индивид осуществляет по собственной воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Большинством
отечественных исследователей «досуг» определяется как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Современная молодежь часто не знает чем занять свободное время, одна из причин этого -недостаточное умение и желание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем источником жизненного опыта. К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Значимую роль в досуге молодые люди отводят общению.
Отличной особенностью молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Грушецкая И.Н., 2012
Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные организации, дома культуры, художественные и спортивные студии, клубы, секции, в которых осуществляется включение в новые социальные отношения, творческая самореализация молодых людей.
Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, сходным интересам. В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне, растёт количество молодежных неформальных объединений, формирующихся по «дворовой», мик-рорайонной принадлежности, в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.
В связи с чем, актуальным является создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий. Необходимо расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием различных форм социальной девиации (алкоголизация, наркомания).
Учреждения, организующие досуговую деятельность молодёжи условно можно объединить в пять групп:
- учреждения, предполагающие пассивное потребление: учреждения общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные клубы, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы и центры;
- учреждения, организующие интеллектуальный досуг молодёжи: театры, кинотеатры, культурные центры, музеи, библиотеки, галереи;
- учреждения, ориентированные на активное деятельное спортивное времяпрепровождение: стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, фитнесс-центры;
- учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения: пункты проката спортивного инвентаря и оборудования, бюро туризма и путешествий;
- клубные учреждения различной ведомственной принадлежности: органов по делам молоде-
жи, отделов культуры, осуществляющие функцию социального воспитания молодежи в сфере досуга.
Большие возможности для реализации досуговых интересов молодёжи на современном этапе создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, нравственным ценностям, включение в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодёжи и служит средством развития разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди использует Интернет для общения. Интернет - это наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть сетей. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах. Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета.
К недостаткам сетевой коммуникации можно отнести: вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения; отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров; вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации Интернет-ресурсов.
В настоящее время сформировались определённые требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания молодого человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Активный, содержательный досуг требует определенных способностей людей. Упор на твор-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
165
ческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - это путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Следующее требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками.
Таким образом, молодежный досуг выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы молодого человека, способом самовыражения и самореализации. При его организации ведущая роль отводится широкой сети различных досуговых учреждений, осуществляющих свою деятельность на государственном, общественном уровнях, коммерческой основе, а также неформальным объединениям молодых людей, деятельность которых должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей личности в активном досуге, формирование личностного роста юношей и девушек.
УДК 376
Сазонова Ирина Борисовна
кандидат педагогических наук Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Героя Российской Федерации А.В. Крестьянинова, г. Балашиха
klimovaib@mail. ш
ВОСПИТАНИЕ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены направления военно-патриотического воспитания кадетов, значимость воинских традиций для воспитания подростков.
Ключевые слова: воинские традиции, направления военно-патриотического воспитания, кадетское образование.
Система военно-патриотического воспитания молодежи включает различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности [1]. Образовательная технология «кадетский компонент», в частности, дает больше возможностей для формирования активной гражданской позиции подростков в процессе их интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ... взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Оте-
чества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы [1].
В концепции военно-патриотического воспитания молодежи закреплены его основные направления: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое, а также воспитание на воинских традициях. Все эти направления имеют место быть в кадетской школе. Однако, в общеобразовательной школе с кадетским компонентом содержания образования осуществление по этим направлениям практической деятельности имеет ряд особенностей.
Осуществление духовно-нравственного направления, включающего осознание личностью высших ценностей, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, не может быть обособлено от института семьи. В любой семье человек проходит стихий-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Сазонова И.Б., 2012