ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
The practice of media education
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ*
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук,
доцент
Peculiarities of Organization of Media Education in the Youth Audience
Dr. Irina Chelysheva, Taganrog State Pedagogical Institute, Russia
Abstract. Since the basic techniques of media education are built taking into account the variation, improvisation, dialogical form of teaching and the requirements to the educational process, the training courses, including the study of theoretical material and practical exercises, implementation of which involves the active use of creative and gaming jobs in the media material.
Keywords: media education, media literacy, youth audience, schools, pupils, students, teachers, media educators.
Обучение в старших классах школы соответствует возрасту от 15 до 17 лет. Этот период принято называть периодом ранней юности. В данном возрасте завершается физическое созревание, а в социальном плане ранняя юность - за-
вершающий этап первичной социализации личности. Ведущим видом деятельности в ранней юности продолжает оставаться учеба, однако мотивация в старших классах существенно меняется, и учебная деятельность начинает воспринимать-
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта
ся как средство подготовки к будущей трудовой жизни.
В ранней юности активно протекает процесс формирования личностных качеств и самосознания. Рост самостоятельности, открытие самого себя - важная особенность старшего школьника. Это время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема поиска смысла жизни: решаются не только проблемы, связанные с выбором профессии, но и проблемы нравственного выбора, утверждается мир нравственных понятий. Юношеские самооценки становятся более стабильными, чем в подростковом возрасте, но, в то же время, еще не определены притязания, что и порождает активизацию процессов саморазвития и самовоспитания.
Самопознание в юношеском возрасте все больше связывается с возможностями овладения своими чувствами и эмоциями. Перестройка сознания старшего школьника связана «не столько с умственным развитием, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, формирование относительно устойчивого представления о себе» [ Мурюкина, 2006, с. 67]. Постепенно молодые люди начинают признавать большинство ценностей, характерных для их культурного окружения, учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как и свои собственные. Этот длительный процесс продолжается весь период процесса взросления.
Старший школьный возраст -возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации. В данный период возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить изученные факты, установить общие принципы и закономерности. Для старшеклассника характерна напряженная внутренняя работа, содержание которой связано с анализом поведения, своего внутреннего мира, внутреннего мира друзей, всех окружающих. Юноша и девушка - каждый сам по себе, стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. К примеру одинаковые или схожие в чем-то вкусы в области медиа для учащихся старших классов нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении.
Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в отношениях с другими людьми, в какой он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в жизни. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания [Гамезо, 2003, с. 219]. Рефлексивность сознания, внимание к личным переживаниям принимает подчас в ранней юности гипертрофированный характер. Она неотделима, по мнению Е.А. Шумилина, от самонаблюдения, выражающегося в самоанализе, самокри-
тике, самопроверке, самоконтроле и т.д. [Шумилин, 1999, с. 61].
В связи с этим огромное значение в ранней юности имеет дружба со сверстниками. С друзьями старшеклассник делится своими мнениями, желаниями, в спорах с ними -ищет и добивается истины. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется, выдвигая на первый план такие ценности, как понимание, искренность, взаимопомощь. Отсутствие друзей в юношестве переживается весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток.
Молодежная массовая культура (в том числе - и экранная) оказывает неоднозначное воздействие на нравственное становление старшеклассников. Не секрет, что масс-медиа нередко нарушают общепринятые нравственные нормы, используют различные манипулятивные технологии для воздействия на сознание зрителя, читателя. Говоря о влиянии масс-медиа на старших школьников, Ю.Н. Усов подчеркивал: «Мироощущение современных учащихся, их нравственные убеждения зависят от каждодневного, неуправляемого воспитателями воздействия массовой электронной культуры, вызывающе такие болезненные отклонения, как видеокли-пизм, видеомания, видеофилия и т.д. И в это же время открывается перспектива использования благотворных и образовательных возможностей в развитии интеллекта и эмоций на основе аудиовизуальной ме-диакультуры: различных видов мышления, художественно-творческой деятельности, восприятия, навыков интерпретации, эстетической оцен-
ке многообразных медиатекстов» [Усов, 2000, с. 75].
В юношеском возрасте возрастает интерес к художественно-творческой деятельности на медиамате-риале: любительской видеосъемке, созданию собственных фильмов с привлечением компьютерных программ и т.д. К примеру современные мультимедийные программы позволяют старшеклассникам самостоятельно программировать пространственно-временную реальность экрана, создавать динамичные зрительные образы средствами мультипликации (анимации) и т.д. Непосредственное включение в творческое информационное взаимодействие становится для старших школьников одним из важных средств самореализации: они с удовольствием занимаются видео/фотосъемкой, монтируют собственные фильмы и т.п. Однако в связи с потребительским характером отношения к миру медиа, осознанием его существования только как источника развлечения, у многих старшеклассников преобладает практический компонент отношения к произведениям медиакультуры.
Еще одна важная проблема старших школьников, связанная со средствами массовой коммуникации и информации, - коммуникативные барьеры, возникающие в результате чрезмерного ухода в мир SMS, интернетных чатов и т.д. К примеру привыкание к виртуальному общению приводит к трудностям, возникающим у школьника в реальном мире. Как писала Л.С. Зазно-бина, «старшеклассник уходит в свой информационный «кокон», не проявляет природной любознательности» [Зазнобина, 1996, с. 67].
Это негативно сказывается на учебно-познавательной деятельности, выражаясь в стремлении получить готовую информацию, не проявляя поисковых умений. В учебной деятельности старшеклассника (а зачастую - и студента) подобная пассивность по отношению к информационным ресурсам приводит к трудностям, связанным с анализом полученной информации, необходимостью аргументировано высказать свое отношение к изучаемому материалу. «Напичканные медийной техникой квартиры современных городов (и особенно - мегаполисов) дают учащимся широкий выбор, который, как правило, решается в сторону наименее «затратных» способов чтения медиатекстов. Например, необременительного просмотра развлекательных телепередач... Вот почему на вопрос: «Что ты делал вчера?» российские школьники назвали просмотр ТВ (68 %) и видеофильмов (20 %), игры в компьютерные игры (33 %), слушание музыки (27 %). И только 17 % отметили чтение книг и периодики...» [Федоров, 2007, с. 23].
Это мнение поддерживает В.П. Чудинова, которая, на основе проведенных экспериментальных исследований круга чтения современных российских выпускников школ, смогла выявить следующие тенденции:
- постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения и как следствие - сокращение доли чтения в структуре свободного времени;
- преобладание прагматичного, информационного, «делового» чтения (то есть по учебной программе), 48 % учащихся читают литера-
туру только в учебных целях) над «свободным»;
- изменение «свободного» (досуго-вого) чтения в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;
- уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, предпочтение периодики (в основном развлекательной, рекреативной);
- усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение [Чудинова, 2007, с. 12-13].
Стихийный опыт общения с произведениями медиакультуры, достаточно стойкие медийные предпочтения с установкой на развлечение, невысокий уровень интереса к чтению - все это ведет к снижению интеллектуального уровня выпускников школ, формирует поверхностное медиавосприятие юной аудитории. Именно поэтому привлечение старшеклассников к художественно-досуговой, творческой деятельности на медиаматериале, представляет собой важную задачу, решение которой возможно как в процессе работы киноклуба, кинофакультативных занятий, так и в процессе интеграции медиаобразования в курсы школьных дисциплин.
Методика медиаобразователь-ных занятий со старшеклассниками с целью развития полноценного восприятия медиатекстов, творческих, креативных умений на материале медиа может включать следующие виды заданий:
- разработка сценариев и мини-сценариев произведений медиа-культуры;
- деловые игры по подготовке и созданию учащимися медиатекстов на заданную тему;
- создание афиш, газет, рекламных проспектов определенной тематики, съемка собственных фильмов с использованием современных компьютерных программ;
- коллективное обсуждение произведений медиакультуры, например, кульминационных эпизодов с целью развития у аудитории эмоциональной, творческой активности;
- составление рассказов от имени героев (одушевленных или неодушевленных), фигурирующих в меди-атексте и т.д.
Студенчество - важная веха в жизни подрастающего поколения, ответственный этап жизни будущего специалиста. Очень трудно представить себе молодого человека, современного студента, не вовлеченного в медиапространство. Можно согласиться с Г.П. Максимовой, которая считает, что «вуз нужно рассматривать как социокультурную систему, смысл которой не ограничивается подготовкой студентов к профессиональной деятельности. Вуз представляет собой по своей сути форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания университетского медиапространства. Благодаря ему вуз вступает в диалог с молодым человеком, разворачивая взаимосозидательную совместную деятельность» [Максимова, 2006, с. 28].
В современных условиях огромное значение придается качеству высшего профессионального образования, повышению уровня знаний выпускаемых специалистов. Страте-
гия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентнос-тный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ медиаинформации. Поэтому развитие медиакомпетен-тности студентов выходит на одно из первых мест по значимости в осуществлении высшего профессионального образования.
Особое значение развитие ме-диакомпетентности имеет в подготовке студентов педагогических вузов, которым в настоящее время для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимы не только знания по теории и методике преподавания учебных предметов, педагогике и психологии, но и умения работать с медиаинформацией. Данной проблеме посвящены работы многих отечественных исследователей (Е.Л. Вартановой, Н.В. Змановской, Е.В. Мурюкиной, Н.П. Рыжих, Ю.Н. -Усова, А.В. Федорова, И.В. Челыше-вой и др.). Например, Н.В. Зманов-ская констатирует, что «изучение состояния практики нашей высшей школы показывает несформиро-ванность у студентов - будущих учителей - такого качества, как меди-аобразованность. Будущие учителя не подготовлены к работе с информацией» [Змановская, 2004, с. 4].
Действительно, в настоящее время медиаобразование осуществляется лишь в ряде российских высших педагогических учебных заведений.
В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ утверждена и официально зарегистрирована специализация 03.13.30 «Ме-диаобразование». Целью данной специализации является подготовка медиакомпетентных педагогов, способных полноценно использовать медиа в учебно-воспитательном процессе. Успешная реализация данной специализации осуществляется на базе Таганрогского государственного педагогического института (факультет социальной педагогики). В рамках специализации будущие педагоги изучают целый комплекс дисциплин, связанных с теоретическими, методическими и практическими аспектами медиаобразования. Среди дисциплин - «Теория медиа и медиаобразования», «Технология медиаобразования в школе и вузе», «Социология медиакультуры», «История медиаобразования» и т.д. В целом, изучение данных курсов направлено на развитие профессиональной медиакомпетентности будущих педагогов, определяемой как «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мо-тивационный, информационный, методический, практико-операцион-ный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразова-тельной деятельности в аудитории различного возраста» [Федоров, 2007, с. 70].
На основании изучения обобщения классификации уровней про-
фессиональной готовности к образовательной деятельности А.В. Федоровым была разработана классификация показателей медиакомпе-тентности современного педагога:
1) мотивационный, включающий эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др. мотивы медиаобразователь-ной деятельности; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области ме-диаобразования;
2) информационный показатель, отражающий уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области ме-диаобразования;
3) методический, включающий методические умения в области медиаобразования, уровень педагогического артистизма;
4) практико-операционный (дея-тельностный): качество медиа-образовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов исследовательской медиапедагогической деятельности;
5) креативный - уровень творческого начала в медиаобразова-тельной деятельности [Федоров, 2007, с. 62].
Так как основные положения методики медиаобразования строятся с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и требований к составляющим образовательного процесса, учебные курсы специализации « Медиаобразование» включают изучение теоретического материала, а также практические занятия, реализация которых пред-
полагает активное использование творческих и игровых заданий на медийном материале.
В результате изучения медиаоб-разовательных курсов будущие педагоги не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся использовать эти знания в процессе педагогической практики: разрабатывают и апробируют циклы занятий кино/видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов по ме-диаобразованию для всех возрастных категорий школьников, используя полный арсенал методов меди-аобразования: словесных, наглядных, репродуктивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых. Подготовка будущих ме-диапедагогов включает не только знакомство с произведениями меди-акультуры, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиатекстов; выполнение групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов, телепрограмм, статей и т.д.).
Изучение методики медиаобра-зования открывает будущим педагогам возможность самостоятельно разрабатывать сценарии медиатекстов на материале телевидения, Интернета, кинематографа, прессы, а затем осуществлять их презентацию в студенческой и школьной аудитории, проводить анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов, в том числе - и педагогической направленности и т. д. В этой связи нам представляется справедливым мнение О.А. Баранова и С.Н. Пен-
зина о том, что «широкое использование произведений художественной кинематографии, передач ТВ, видеозаписей непосредственного педагогического процесса при опти -мальном сочетании с традиционными методами обучения и внеаудиторной работой позволяет повысить эффективность процесса обучения, развивать познавательную активность и самостоятельность студентов, прививать интерес к будущей профессии, углублять их эстетическую культуру» [Баранов, Пензин, 2005, с. 155].
Особое значение в контексте изучения медиаобразования имеет развитие аналитических способностей, необходимых будущим педагогам. К примеру просмотры и коллективные обсуждения экранных медиатекстов (фильмов, телепередач, интернетных сайтов) способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, развитию критического мышления и умениям аргументировано оценить медиаинформацию, активизирует познавательный потенциал студентов. Выполнение данного вида заданий позволяет не только констатировать эстетические и художественные медийные предпочтения студентов, но и способствовать более полноценному медиа-восприятию, развитию эстетического вкуса аудитории.
Полученные знания и практические навыки работы со школьной аудиторией на материале медиа будущие педагоги демонстрируют в ходе конкурсных презентаций ме-диаобразовательных проектов. Этот вид работы позволяет осуществить сравнительный анализ студенческих разработок, способству-
ет выявлению наиболее перспективных моделей и направлений медиаобразования для реализации в условиях современного российского образования.
Работа будущих педагогов неразрывно связана с различными социально-педагогическими структурами - школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами, социальными приютами, детскими оздоровительными центрами. Поэтому подготовка студентов в процессе меди-аобразовательной деятельности направлена на максимальное использование потенциальных возможностей произведений медиа-культуры в организации различных досуговых мероприятий: конкурсов, игровых программ, ролевых, импровизационных и сюжетных игр на ме-диаматериале.
Эта работа реализуется в творческих мастерских, на практических и семинарских занятиях, и направлена на развитие способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. В связи с этим основные методические приемы медиаобра-зования с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы нацелены на активизацию творческой деятельности на материале медиа, направлены на развитие полноценного восприятия медиатекстов.
Важной проблемой подготовки будущих педагогов становится повышение престижа педагогической профессии, пробуждение интереса завтрашних выпускников педагогических вузов к использованию образовательного, развивающего и воспитательного потенциала меди-акультуры. Один из известнейших в России медиапедагогов О.А. Баранов, более полувека занимающийся проблемами кинообразования студентов и школьников, совершенно справедливо заметил: существенное условие «повышения интереса студентов университета к работе школы - акцент общественной значимости и красоты учительской деятельности. Экран помогает развивать способность к педагогическим наблюдениям. Фильм может наглядно показать любое явление школьной действительности, любой объект в его динамике или статике. Экран может увеличить, укрупнить самые, казалось бы, мелкие стороны и детали изучаемых фактов и событий. В повседневной практике острота и свежесть восприятия быстро сглаживается, и студенты часто не видят важных свойств и деталей явлений: их заслоняет целостный образ предмета. Даже знакомый привычный объект, представленный на экране в новом фоне и в новых связях, воспринимается как бы заново, переосмысливается, отчетливо выступают его детали и связи между ними. Яркий и наглядный образ сильнее действует на сознание человека, чем абстрактные рассуждения. К тому же образ пробуждает эмоции, а все, что переживается, оставляет более сильные впечат-
ления и становится достоянием личности» [Баранов, 2008, с. 172].
Поиск и работа с различными источниками информации - также значимое условие успешного обучения в вузе. Такого рода деятельность в медиаобразовательном контексте может осуществляться в написании рефератов-обзоров о творчестве режиссеров, операторов, актеров; в подготовке рецензий на сайты по определенной теме, в оценивании их информационного, эстетического компонента; в устном и письменном анализе критических статей медиаобразовательной тематики в журналах и научных сборниках; в подготовке плана медиаоб-разовательного занятия в школе, в учреждении дополнительного образования; в составлении библиографического списка медиапедагоги-ческой литературы; в знакомстве и непосредственном участии в педагогических телеконференциях, в анализе обсуждения актуальных социально-педагогических проблем региона; а работе над медиаобра-зовательными проектами с использованием всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей (поиск информации, диалог в сети, создание web-страниц и web-квестов и т.д.).
Литература
Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 214 с.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.
Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. М.: Педагогическое общество России, 2003.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ? 1996. www.mediaeducation.ru
Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М., 1995.
Максимова Г.П. Медиавоспита-ние в высшей профессиональной школе. Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. унта, 2006. 180 с.
Мироненко В.В., Петровский А.А. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование студентов педагогических вузов для работы в школе с целью формирования информационной культуры у учащихся // Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2003.
Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: ВЛАДОС, 1995.
Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.
Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 187 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. 2005. № 6. С. 73-78.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
Федоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразователь-ного цикла // Инновации в образовании. 2007. № 7. С. 107-116.
Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразователь-ного цикла // Дидактика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании: современные тенденции. М.: Изд-во Современной гуманитарной академии, 2007. С. 117-121.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы меди-аобразования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.
Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 300 с.
Челышева И.В. Анализ, оценка и интерпретация медиатекста в процессе вузовского медиаобразования // Ме-диакультура новой России / под ред. Н.Б. -Кирилловой и др. Екатеринбург; М.: Ака-демический?Проект, 2007. Т. 2. 512 с.
Челышева И.В. Подготовка студентов педагогических вузов в рамках специализации «Медиаобразование» // Медиаобразование: от теории - к практике / сост. И.В. Жилавская. Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007. С. 155-157.
Челышева И.В. Проблема анализа медиатекста в формировании информационной культуры личности // Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 2005. С. 270-271.
Челышева И.В. Проблемы и перспективы современного российского медиаобразования на материале мультимедийных технологий // Образовательные технологии XXI века. ОТ'07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007. С. 165-167.
Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразователь-ном процессе // РР, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция / отв. сек. Л.Н. -Гончаренко. СПб.: Изд-во С.-петерб. гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 217-221.
Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.
Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979.
References
Baranov, O.A. (2002). Media Education in Schools and Universities. Tver: Tver State University, 87 p.
Baranov, O.A. (2008). Film Education in Tver: 50-th Aniversary. Taganrog: Center for Development of Personality, 214 p.
Chelysheva I.V. (2005). Problem Analysis Skills in Creating an Information Culture of the Person. In: Journalism 2004: Media in a Multipolar World. Moscow: Moscow University, p. 270-271.
Chelysheva I.V. (2007). Analysis, Evaluation and Interpretation of Media Texts in the Process of University Media Education. In: Kirillova N.B. (Ed.). Media & Media Culture of the New Russia. Ekaterinburg-Moscow: Academic Project, Vol. 2. 512 p.
Chelysheva I.V. (2007). Development of Critical Thinking Students of Pedagogical Universities in Media Education. In: Goncharenko L. (Ed.) PR, Business, Media: Partnership and Competition. St.-Petersburg: St. Petersburg Economic University, 2007, p.217-221.
Chelysheva I.V. (2007). Preparing Future Teachers in the Specialization «Media Education" In: (Zhilavskaya I.V. (Ed.). Media Education: From Theory - to the Practice. Tomsk: Tomsk. Institute of Information Technology, p.155-157.
Chelysheva I.V. (2007). Problems and Prospects of Modern Russian Media Education on the Multimedia Material. In: Gudilina S. (Ed.). Educational Technology of the XXI century. 0T'07. Mocsow: Russian Academy of Education, p.165-167.
Chelysheva I.V. (2008). Development of Critical Thinking and Students' Media Competence During Audiovisual Texts' Analysis. Taganrog: Centre for Development of Personality, 300 p.
Chudinova V.P., Golubeva, E.I., Mikhailova, A.I. (2004). Children and Libraries in a Changing world. Moscow: School Library.
Fedorov A.V. (2005). Media Education of Future Teachers. Taganrog: Kuchma Publishing House, 314 p.
Fedorov A.V. (2007). Development of Students' Media Literacy and Critical Thinking. Moscow: ICOS UNESCO «Information for All", 2007. 616 p.
Fedorov A.V. (2007). Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Pedagogy Students in the Class Media Education Cycle. Innovation in Education. 2007. № 7, p. 107-116.
Fedorov A.V. (2007). Model of Development of Media Competence and Critical Thinking Pedagogy Students in Class Media Education Cycle. In: Curriculum and ICT in Professional Education: Current Trends. Moscow: Modern Humanitarian Academy, 2007, p.117-121.
Fedorov, A.V, Chelysheva I.V., Novikova A.A. and others (2007). Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 212 p.
Gamezo, M.V., Orlova, L.M., Petrova E.A. (2003). Age and Educational Psychology. Moscow: Russian Pedagogical Society.
Levitov, N.D. (1995). Senior Psychology Student. Moscow.
Maximova, G.P. (2006). Media Education in Higher Schools. Rostov: Rostov State. Pedagogical University, 180 p.
Mironenko V.V., Petrovsky A.A. (1987). Reader in Psychology. Moscow: Education.
Mukhina, V.S. (2003). Developmental Psychology. Moscow.
Murukina E.V. (2006). Media Education of Future Teachers to Work in Schools to the Formation of Students' Information Culture. In: Educational Environment Today and Tomorrow. Moscow.
Murukina E.V. (2006). Students' Media education on the Film Materia. Taganrog: Kuchma Publishing House.
Nemov, R.S. (1995). Psychology: a Textbook for Students. Moscow: Vlados.
Polichko GA (2006). Film Language, Explained the Student. Moscow: Russian Word, 201 p.
Ryzhykh N.P. (2007). Media Education of Students on the Material of the English-speaking Screen Arts. Taganrog: Kuchma Publishing House, 187 p.
Shumilin E.A. (1979). Psychological Characteristics of Students' Individuality. Moscow: Pedagogy.
Usov, Y.N. (2005). Basics of Screen Culture. Art in School. 2005. № 6, p.73-78.
Zaznobina L.S. (1996). Media Education in School: How to Survive in a World of Media? Moscow. www.mediaeducation.ru