УДК 796.92 (045)
Четайкина Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент chetaikina@ mail.ru
Шуняева Елена Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент [email protected]
Мамаев Абдулахат Рашидович
преподаватель
Особенности
ОРГАНИЗАЦИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ol’ga V. Chetaikina
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent chetaikina@ mail.ru
Elena A. Shunyaeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent [email protected]
Abdulahad R. Mamaev
lecturer
Features of
THE ORGANIZATION OF SKI TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации лыжной подготовки студентов высших учебных заведениях в базовом разделе дисциплины «Физическая культура». Лимит времени, отведенный учебной программой, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно проводить обучение технике лыжных ходов, а тем более воспитывать необходимые физические качества. Использование в бесснежный период имитационных упражнений, а в зимний период - методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах позволяет повысить эффективность занятий по лыжной подготовке.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, лыжная подготовка, имитационные упражнения, методика ускоренного обучения технике передвижения на лыжах.
Annotation. In the article the features of the organization of ski preparation of students of higher educational institutions in the base section of the discipline «Physical culture» are considered. Limit of the time allocated for the curriculum, weather conditions changing, short winters do not allow full implementation of the teaching techniques of skiing, and especially to raise the necessary physical qualities. Use of the simulation exercises in the snowless period, and in winter - accelerated learning techniques of skiing allows increasing the efficiency of training for ski preparation.
Keywords: students, physical training, ski training, simulation exercises, accelerated learning technique the technique of movement on skis.
На современном этапе процесс физического воспитания в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью образования и предусматривает использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма [6, с. 83].
Физическое воспитание молодого поколения в высшем учебном заведении осуществляется по государственной программе обучения, с изучением обязательных базовых разделов, в том числе и лыжной подготовки.
На занятиях по лыжной подготовке решаются общие задачи, которые способствуют воспитанию гармонично развитой личности: изучение техники передвижения на лыжах, развитие и совершен-
ствование физических и моральных качеств, укрепление здоровья, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Однако лимит времени, отведенный учебной программой, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно проводить обучение технике лыжных ходов, а тем более воспитывать необходимые физические качества [5, с. 3].
Поэтому для исправления существующей ситуации в учебном процессе необходимо активно использовать современные педагогические технологии, направленные на формирование готовности к эффективному решению задач, в том числе и задач обучения двигательным действиям и повышения уровня физической подготовки
104
студентов высших учебных заведений.
Цель исследования - обоснование организации и проведения лыжной подготовки студентов, основанной на использовании в бесснежный период имитационных упражнений при обучении технике передвижения на лыжах, а в зимний период - методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах.
В ходе исследования мы предположили, что использование в бесснежный период имитационных упражнений, а в зимний период - методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах позволит повысить эффективность занятий по лыжной подготовке.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» г. Саранска.
На этапе предварительного педагогического эксперимента обучения исследовался уровень технической и физической подготовленности студентов.
Уровень владения техникой способов передвижения на лыжах определялся в зимний период с помощью экспертной оценки. Оценка техники способов передвижения на лыжах проводилась тремя экспертами по пятибалльной системе. В качестве критерия при проверке технической подготовленности был использован показатель технических ошибок.
На следующем этапе исследования опробовалась методика лыжной подготовки студентов, основанная на использовании в бесснежный период имитационных упражнений при обучении технике передвижения на лыжах, а в зимний период-методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах, определялась ее эффективность. Для его реализации были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве 42 человек, из них 21 студент составил экспериментальную и 21 -контрольную группы.
В контрольной группе занятия по физическому воспитанию, в том числе и по лыжной подготовке проводились по стандартной схеме Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В ходе занятия использовались следующие средства физического воспитания: оздоровительный и кроссовый бег, спортивные и подвижные игры, лыжная подготовка, упражнения на развитие силы, гибкости, ловкости и др. На занятиях по лыжной подготовке изучение техники способов передвижения на лыжах проводилось целостным или расчлененным методами.
В экспериментальной группе проводилась работа по обучению технике лыжных ходов и развитию физических качеств.
В бесснежный период (сентябрь-декабрь, апрель-май) на занятиях по физической культуре проводилось обучение технике передвижения на лыжах на основе использования имитационных упражнений: имитационные упражнения, выпол-
няемые на месте; имитационные упражнения в шаге (шаговая и прыжковая имитация лыжных ходов); беговые имитационные упражнения (беговая имитация лыжных ходов, кросс с имитацией на различных подъемах с учетом подготовленности студентов).
Выполнение одного упражнения, включенного в водную или заключительную часть занятия, может занимать до 1 -2 мин. Упражнения прерываются при появлении у студентов искажений в технике и продолжаются после исправления ошибок и отдыха, при этом упражнения повторяются 3-4 раза [1, с. 30].
В зимний период (февраль-март) - применялась методика ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах.
Методика ускоренного освоения базовых элементов техники лыжных ходов предполагала рациональную последовательность решения задач. На первом этапе обучения классическим способам передвижения на лыжах создавалось полное представление об изучаемых технических действиях, происходило овладение «чувством лыж, палок и снега». На втором этапе изучался основной (системообразующий) элемент техники передвижения на лыжах. На третьем -изучались дополнительные элементы техники, на четвертом - производилось согласование движений ногами и руками, на пятом этапе совершенствовалась техника классических лыжных ходов в полной координации. Овладение техникой коньковых ходов осуществлялось на базе двигательных навыков уже изученных классических способов передвижения на лыжах. На первом этапе происходило создание полного представления о коньковых ходах, на втором -изучение основных элементов, на третьем-согласование движений ногами и руками, на четвертом - совершенствовались согласования движений при передвижении коньковыми ходами в полную координацию. Длительность этапов об уч ения варьировалась в зависимости от усвоения студентами учебно-методического материала [3, с. 61].
Осуществляя педагогический процесс подготовки студентов, учитывалась взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств.
В настоящее время нет необходимости доказывать взаимосвязь технической и физической подготовки занимающихся. Известно, что невозможно повышать техническое мастерство, не развивая физические качества. Совершенствуя лыжную технику в динамических упражнениях, вольно или невольно повышается физическая подготовленность [4, с. 82].
При обучении двигательному действию происходит формирование двигательного навыка и одновременно происходит развитие соответствующих ему двигательных качеств. Эти два процесса сопутствуют друг другу, но они не однозначны, вследствие чего в реальном педагогическом процессе внимание активизируется либо на воспитании двигательного действия, либо физического качества [2, с. 5].
105
В физическом воспитании студентов предметом обучения являются двигательные действия как средство физического совершенствования.
В соответствии с изложенными представлениями процессы технической и физической подготовки студентов в процессе лыжной подготовки идут параллельно. На первом году обучения студентов основное внимание сосредоточивалось на технической подготовке, происходило обучение студентов всему комплексу лыжной техники и развитие основных физических качеств в процессе обучения. А на втором году обучения внимание акцентировалось на развитие физических качеств, велась работа по совершенствованию техники в процессе работы над развитием качеств.
В соответствии с программными требованиями, время отдельного занятия, количество занятий для экспериментальной и контрольной групп были одинаковыми. Занятия в обеих группах проводились с 1 сентября 2013 года по 15 марта 2015 года 2 раза в неделю по 75 минут.
Проверка эффективности методики лыжной подготовки студентов, основанной на использовании в бесснежный период имитационных упражнений, а в зимний период - методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» г. Саранска, в котором приняли участие студенты физико-математического факультета. Исходное состояние технической подготовленности студентов было практически одинаковым и оценивалось низким бал-
Литература:
1. Горбунов С.С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 2. С. 29-37.
2. Семкина О.А. Сопряженное развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям младших школьников в процессе игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 22 с.
3. Четайкина О.В. Методика ускоренного обучения технике лыжных ходов // Вестник спортивной науки. 2007. № 2. С. 61-63.
4. Четайкина О.В. Совершенствование лыжной подготовки на факультете физической культуры педагогического вуза в условиях дефицита учебного времени // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4 (16). С. 81-83.
5. Четайкина О.В. Содержание и организация лыжной подготовки студентов факультета физической культуры на основе ускоренного обучения техническим действиям : автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва, 2007. 23 с.
6. Шуняева Е.А. Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет. Гуманитарные, социально-экономические и об-
лом, равным в среднем 2,34 ±0,09. Сравнительный анализ исходных и итоговых показателей технической подготовленности после второго года обучения показал, что после окончания курса обучения студенты экспериментальной группы эффективно усвоили технику различных способов передвижения на лыжах. Так, студенты экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, после курса обучения имели достоверно лучшую техническую подготовленность. В классических ходах, соответственно, 3,87 ± 0,08 балла и 3,53 ± 0,09 балла (р<0,05); в коньковых -3,72 ± 0,09 балла и 3,42 ± 0,09 балла (р<0,05); в горнолыжной технике - 4,1 ± 0,07 балла и 3,71 ±
0. 09 балла (р<0,05).
Студенты экспериментальной группы после второго года обучения показали более высокие спортивные результаты при прохождении контрольной дистанции 5 км (юноши) и 3 км (девушки), опередив в среднем студентов контрольной группы: юноши на 71 с (р<0,05) и девушки на 86 с (р<0,05).
Таким образом, студенты экспериментальной группы значительно превосходили своих сверстников - студентов контрольной группы по результатам тестов, определяющих уровень технической и физической подготовленности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений методики лыжной подготовки студентов, основанной на использовании в бесснежный период имитационных упражнений, а в зимний период-методики ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах.
Literature:
1. Gorbunov S.S. Teaching the art of movement on skis in conditions of lack of training time // Bulletin of Tula State University. 2013. № 2. Р. 29-37.
2. Semkinа O.A. The paired development of coordination abilities and learning motor actions of primary school children during play activities : abstract dis. ... cand. ped. Sciences. Saint-Petersburg, 1997. Р. 22 .
3. Chetaikina O.V. Methods of accelerated learning skiing technique // Journal of sports science. 2007. № 2. P. 61-63.
4. Chetaikina O.V. Improvement of ski training at the faculty of physical culture of pedagogical University in terms of lack of training time // Humanities and education. 2013. № 4 (16) P. 81-83.
5. Chetaikina O.V. Contents and organization of ski training of students of faculty of physical culture on the basis of accelerated learning technical action : abstract dis. ... cand. ped. Sciences. Moscow, 2007. Р. 23.
6. Shunyaevа E.A. The Effectiveness of the impact of fitness on the development of physical qualities of students of pedagogical University aged 18-20 // Humanitarian, socio-economic and social Sciences.
106
щественные науки. 2014. № 10. С. 83-85.
2014. № 10. Р. 83-85.
107