УДК 379.81
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «АРТЕК»
© 2017
Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: golobokov_as@mail.ru) Караева Анастасия Андреевна, стажер Международный детский центр «Артек»
(690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: anastasiakaraeva125ru@gmail.com)
Аннотация. Переосмысление и видоизменение роли культуры в жизни страны, области, города и отдельного человека диктует учреждениям культуры необходимость их видоизменения, развития в соответствии с запросами, которые ставит перед сферой культуры общество. Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях культура претерпевает существенную структурно-функциональную модернизацию, находясь перед необходимостью пересмотра своих отношений с обществом, которое становится все более разнородным и не однотипным. Целью статьи является исследовать современные формы и методы культурно-досуговой деятельности в международном детском центре «Артек» (республика Крым). В статье рассмотрены направления содержания деятельности и миссия ФГБОУ МДЦ «Артек», а также основные формы организации культурно-досуговой работы с детьми. Проанализированы вопросы по созданию инновационного образовательно-оздоровительного пространства, а также выявлены основные задачи проведения мероприятий, обеспечивающих досуг ребенка в лагере. Авторы приходят к выводу, что разнообразные формы досуга направлены на развитие и реализацию творческих, интеллектуальных и физических способностей детей, а также создается пространство, где каждый открывает для себя личностную значимость знаний и создает условия, способствующие осмысленному стремлению к самообразованию.
Ключевые слова: молодежь, культурно-досуговая деятельность, культура, досуг, образование, самообразование, инновации, государственная молодежная политика, детский лагерь, молодежная политика, педагогика досуга, организация молодёжного досуга, международный детский центр «Артек»
FEATURES OF ORGANIZATION CULTURAL AND LEASURE ACTIVITIES IN INTERNATIONAL
CHILDREN'S CENTRE «ARTEK»
© 2017
Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department
Vladivostok State University Of Economics And Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41,e-mail:golobokov_as@mail.ru) Karaeva Anastasiya Andreevna, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: 28jessie28@mail.ru)
Abstract. Reviewing and reshaping culture's role in state, region, city and individual everyday's life dictates cultural facilities the necessity for their modification and development according to the demands of modern society. The article reviews features of the culture, which undergoes significant structural and functional upgrading in the necessity of rethinking its relations with increasingly diversified society. The aim is to explore the modern forms and methods of cultural and leisure activities in the International Children's Center "Artek" (Republic of Crimea). "Artek" mission, direction of activities and the forms of youth cultural and leisure organization are examined. The authors concentrate on the issues of innovative educational and recreational environment, revealing the main tasks of activities devoted to the child's leisure time in the camp. The authors conclude that a variety of leisure activities aimed at the development and implementation of children's creative, intellectual and physical abilities, as well as at creation an environment where everyone discovers the personal significance of knowledge and creates conditions to a meaningful self-education.
Keywords: youth, cultural and leisure programs, culture, education, self-education, innovation, state youth policy, kids camp, state youth policy, leisure pedagogy, youth leisure organization, International Children's Center "Artek"
Произошедшая за последнее десятилетие кардинальная трансформация культуры потребления нацеливает учреждение на сознательное проектирование будущего, на формирование сценария развития своего будущего как развитие парадигмы дизайн-мышления на новом уровне, которого требуют мир и человеческое общество [10]. Культура является ядром, основой общества, охватывающей все сферы жизнедеятельности человека. В настоящее время происходит переосмысление роли культуры в современном обществе, ее значения и возможности влияния на дальнейшее развитие города, области, страны. В нашу жизнь стремительно врываются новые технологии, новая психология потребления, новые методы управления. Первостепенное значение в данном контексте имеет то, что культура является личным приобретением человечества созданным на основе деятельности самой личности, а развитие личности определяется реальным уровнем усвоения культуры индивидами в профессионально-трудовой, социальной, общественно-политической и духовной сферах общественной жизни [4]. Особенно ярко эти преобразования проявляются в сложный период социально-
политических, экономических и культурных трансформаций в стране [8]. При этом культурно-досуговая
деятельность с молодежью является важной составляющей молодежной политики. Современные формы реализации досуговой, культурной, творческой работы с молодежью имеют определенные цели и задачи [6].
Особенности организации культурно-досуговой деятельности рассмотрены в трудах таких исследователей как Л.В. Алиева, В.А. Семиченко, З.С. Рылеева, З.С. Тинькова, Б.З. Вульфов и др. Многие авторы отмечают, что Культурно-досуговая работа с молодежью является частью реализации государственной молодежной политики и становится инструментом социализации молодого человека в обществе, а также его адаптации к современным жизненным условиям и становления лично-сти[13]. В то же время, на сегодняшний день как никогда актуальны вопросы развития культуры и деятельности различных учреждений культуры. Ввиду активной конкуренции и появления новых видов культурной деятельности и досуга, и иных факторов значительно ухудшается качество передачи культурных ценностей. Назрела острая необходимость инновационного подхода к деятельности культурно-досуговых учреждений, введения новых форм и форматов организации мероприятий с учетом требований времени.
К примеру, международный детский центр «Артек»
долгое время является школой для получения педагогического опыта, где реализуется максимальное объединение традиционных форм работы с новаторскими методиками. Каждую смену в «Артеке» для детей проходит множество различный мероприятий, направленных для их оздоровления, обучения, саморазвития и просто формирования ребенка как личности. На базе лагеря ребенку помогают получить и развить свои собственные лидерские качества, также детям дают возможность пережить чувство успеха и победы, овладеть новыми еще не известными им навыками, приобщится к творческой деятельности, проявить себя в спорте [1].
Миссия «Артека» сформулирована на основе гуманистических ценностей развития человеческой индивидуальности, самоопределения, самовыражения, самореализации, личностного роста, сотрудничества и гражданской активности. «Артек» рассматривается в трех аспектах:
- самоценная образовательная система;
- инновационная площадка российской системы образования;
- социальный институт [14].
В соответствии с этим определяется триединая миссия «Артека».
Миссия «Артека» как образовательной системы состоит в создании инновационного культурориентиро-ванного оздоровительно-образовательного пространства, где ребенок получит знания о мире и о себе, претворенные в умения действовать и взаимодействовать, успешный опыт интеллектуальной и творческой деятельности, которые станут стимулом его дальнейшего развития. Миссия «Артека» как инновационной площадки российского образования состоит в разработке и внедрении педагогических технологий, позволяющих получить качественно новые образовательные результаты, соответствующие современным общественным вызовам. Миссия «Артека» как социального института состоит в воспитании поколения людей с инновационными установками, способных вывести страну на ключевые мировые позиции в науке, культуре, творчестве, гуманных межличностных отношениях. «Артек» призван воспитывать преобразователей, деятелей, творцов, стремящихся к самореализации во благо страны и мира
[5].
В настоящее время для культурного досуга сфера культурно-досуговой деятельности должна предоставлять личности иные возможности. Сегодня у досуговой сферы есть основное отличие - это высокий уровень культурно-технической оснащенности, внедрение передовых досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса [8].
Являясь образовательно-воспитательной и оздоровительной системой для детей и подростков, ФГБОУ МДЦ «Артек» в настоящее время реализует свои функции, опираясь на отработанные за многие десятилетия принципы построения воспитательной деятельности, педагогические традиции в области внешкольного воспитания, сформированные в результате практической деятельности артековских педагогов, в основе которых лежат наиболее целесообразные методики и технологии организации жизнедеятельности временных детских объединений, разнообразные педагогические программы и тематические лагерные смены [11].
В «Артеке» широко используются педагогические методики создания особого воспитательного пространства, в котором воспитание рассматривается как педагогическое управление процессом развития личности ребенка [17].
Учитывая положительное влияние коллектива на развитие отдельной личности, в начале смены педагоги «Артека» ставят перед собой конкретную цель: сплочение отряда для того, то бы сделать его ареной самоутверждения каждой личности, а в дальнейшем - инстру-
ментом воспитания каждой личности.
Пребывание ребенка в «Артеке» позволяет ему сформировать себя как личность и раскрыть свои творческие и спортивные способности, в последствии развить их [15].
Игровая деятельность развивалась в «Артеке» в русле общих для всей страны тенденций. В определенные периоды широко применялись длительные творческие игры на местности, проводились массовки, вечера загадок, шарад, веселых вопросов и пр., работала игротека. Характерной чертой игр «Артека» является значительное количество массово-музыкальных игр и игр детей народов всего мира позволяющие объединить детей в отряды, лагеря, коллектив .
Познавательно-развлекательные игры в начале смены («Тропинками Суук-Су») позволят ознакомить детей с территорией и историей лагеря, провести первичную диагностику уровня творческих и организаторских способностей детей, продиагностировать отношения, сложившиеся в отряде на протяжении первых дней смены,
сформировать структуру отношений в отряде и высокий уровень взаимоотношений, сплотить детей посредством совместной деятельности и помочь раскрыться каждому ребенку в своих лучших проявлениях, широте интересов, способностей, знаний и умений [3].
Для каждого лагеря «Артека» метод отдел лагеря-гиганта разрабатывает общие рекомендации для формирования творческих дел. Визитка отряда именуется «Творческой ассамблеей» - первое серьёзное общеотрядное и общелагерное дело, которое способствует выявлению и реализации творческих способностей детей, формированию эстетических вкусов, сплочению временного детского объединения посредством совместной творческой деятельности в процессе подготовки к творческой презентации отряда. Также способствует формированию навыков зрительской культуры и осознанию у детей своей сопричастности к формированию законов жизнедеятельности лагеря [9]. Помимо этого, создаются условия для формирования таких качеств как патриотизм, гуманизм, честь, любовь к ближнему и, наконец, развивается зрительская культура.
Помимо деятельности внутри лагеря для детей совершаются выездные поездки по территории Крыма. При проведении экскурсий для детей по г. Севастополь, южному берегу Крыма и территории «Артека» расширяется кругозор детей в области истории, традиций, культуры, флоры и фауны местности в зависимости от места проведения, так же утоляется информационный голод детей [2].
Одним из основных направлений культурно-до-суговой деятельности в «Артеке» является спортивная деятельность (игры в футбол, волейбол, верховая езда, плавание) которая способствует оздоровлению, полноценному отдыху детей посредством участия в спортивно-развлекательных играх, создаются условия для реализации физических способностей детей. Так же формируется интерес к занятиям физической культурой и спортом, прививается любовь к спорту и пропагандируется здоровый образ жизни.
Ближе к середине смены, или как его называют - основного периода смены, проводится музыкальный конкурс, который является вторым делом, воспитывающим музыкальный и художественный вкус в процессе восприятия музыки. Конкурс способствует духовно-творческому развитию детей, приобщает молодое поколение к лучшим образцам музыкальной культуры, дает возможность собственного самоутверждения каждого ребенка среди сверстников с цель стремления к саморазвитию и желанию постижения творчества. Так как каждая смена приурочена к какому-либо событию или направлена на какую-либо сферу деятельности, то содержание и название музыкального конкурса разнообразно [12].
После насыщенных событий дней каждому необходима эмоциональная разгрузка где у него будет воз-
можность просто отдохнуть от творческой и спортивной деятельности. В жизни артековцев подобную роль выполняет массовка, которая в свою очередь способствует формированию чувства единства, умения сотрудничать друг с другом, знакомству детей с музыкальной и танцевальной культурой, традициями детских лагерей «Артека», создаются условия для реализации двигательной активности детей младшего возраста.
Завершающей формой организации культурно-досу-говой деятельности в лагерях «Артека» выступает обозначенное финальное дело смены - творческий бенефис, основная задача которого состоит в том, чтобы вывести уровень взаимоотношений в отряде на качественно высокий уровень взаимопомощи, взаимоподдержки, общей заинтересованности в успехе отряда, дать возможность каждому ребенку реализовать себя в системе взаимоотношений временного детского объединения, дать возможность собственного самоутверждения каждого ребенка среди сверстников с целью дальнейшего стремления к саморазвитию и желанию постижения творчества. Посредством творческого бенефиса дети смогут овладеть культурой общения в танце, в театральных постановках, музыкальных композициях.[7]
Одной из форм организации культурно-досуговой работы с молодежью в «Артеке» является организация и проведение мероприятий, посредством которых создается игровое пространство для формирования навыков проведения игры, развития организаторских и творческих способностей. У детей развивается чувство ответственности за возложенные на них обязанности. Происходит сплочение отряда посредством совместной деятельности, так же в отряде создается ситуация успеха для осознания детьми правильности выбранного ими направления деятельности [19].
Посредством экологически направленной деятельности происходит взаимодействие ребенка с окружающей средой и воспитание его духовной направленности, формируется социально-ответственное поведение, прививается бережное отношение к природе.
В жизни ребенка артековская смена должна сыграть особую роль. Главный смысл, важнейший результат пребывания ребенка в «Артеке» - это разнообразные открытия - в себе, в других людях, в мире [3].Выйдя из привычного жизненного уклада и из зоны сложившегося восприятия себя другими и самим собой, ребенок получает возможность проявиться в разнообразных видах деятельности и общения. Такие выражения как: «Не умею, не могу, не получается» для многих остаются в прошлом, потому что принципы построения жизни отряда и лагеря дают ребенку поддержку, обеспечивают успех.
Содержание деятельности нацелено во многом на самопознание и самоопределение ребенка. В разнообразных ситуациях он осмысляет и присваивает успешные стратегии деятельности и взаимодействия. Большое внимание уделяется деятельности преобразующей и сберегающей. Благодаря этому ребенок получает опыт созидания и приобщения к культуре [2].
Можно сделать вывод, что все формы направлены на развитие и реализацию творческих, интеллектуальных и физических способностей детей. Режим дня в лагере составлен таким образом, что ребенок не только получает знания в школе, но и отдыхает, развивая в себе лучшие качества. Особая система образовательной деятельности «Артека» создает условия для осуществления деятель-ностного подхода к отдыху, благодаря чему каждому ребенку предоставляется возможность отдыха не пассивного, а творческого, познавательного, информационно насыщенного, со сменой видов деятельности. В «Артеке» в ситуации возможности выбора содержания и способов деятельности ребенок получает возможность лучше узнать себя, а в ситуации успеха и признания - в себя поверить. В международном детском центре складываются особые, тесные отношения между людьми - детьми и взрослыми, ребенок получает яркие уроки
коллективного сосуществования, учится доверять, быть надежным, оправдывать доверие. «Артек» для ребенка -это и поощрение, и самопознание, и самоопределение, и формирование позитивных ценностей и смыслов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания. История, практика: монография / Л.В. Алиева. -М.: МАКС ПРЕСС, 2002. - 224с.
2. Артек: Художественный сборник. Руководство для пионерских вожатых. По материалам Центрального Дома художественного воспитания детей. - М: ЦДХВД, 1939. - 208 с.
3. Артек глазами ребят: Пионеры рассказывают о своем лагере. - Симферополь, 1962. - 96 с.
4. Бурова В.А., Голобоков А.С. Антисоциальные движения и их роль в формировании субкультурного пространства современной России. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. / В.А. Бурова М.: - С. 146-150.
5. Васильева С.А. Лагерь творчества и игры. Педагогическая серия «Созвездия «Артека» / С.А. Васильева. - МДЦ «Артек», 1997. - 73 с.
6. Вульфов Б.З., Иванов Д.В. Основы педагогики: учебное пособие / Б.З. Вульфов, Д.В. Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: УРАО, 1999. - 571 с.
7. Гусева С. Танцы и игры Артека /Сост. Гусев С., Гусева Ю.- М., 1997. - 264 с.
8. Ерохина С.В., Новик О.Ф., Колтунова Е.В. Артековское лето: методическое пособие начинающим педагогам-организаторам / С.В. Ерохина, О.Ф. Новик, Е.В Колтунова. - МДЦ «Артек», 2006. - 160 с.
9. Иванов С., Сидоров В. Артеку — пятнадцать лет (радиопередача для пионеров): Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета. - М., 1940. - 6 с.
10. Кабаченко З.С., Макарова Т.В. Думаем, создаем, творим: учебно-методическое пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ «Артек» / З.С. Кабаченко, Т.В. Макарова. - МДЦ «Артек», 2004. - 62 с.
11. Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого: учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
12. Рыбинский Е. Все лучшее — детям. / Е. Рыбинский- М.: МГ, 1980. - 175 с.
13. Смоляров Я.В. Лагерь в Артеке / Я.В. Смоляров // Пионер. - 1927. - №12. - 12-13 с.
14. Семиченко В.А. Психология социальных отношений. / В.А. СимиченкоК.: Магистр - S, 1999. 43-45 с.
15. Рылеева З.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие / З.С. Рылеева. - Курган: Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. 229 с.
16. Тинькова З.С. «Теория и методика культурно-до-суговой деятельности» [Электронный ресурс] // Понятие культурно-досуговой деятельности. - Режим доступа: http://kaz.docdat.com/
17. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методическое пособие / С.А. Шмаков. - Липецк: ГУП «Инфол», 2002. - 384 с.
18. Харламов М.Ф. Педагогика: учебное пособие / М.Ф. Харламов. - М: Университетское, 200. - 449 с.
19. Храброва Н. Мой Артек / Храбова Н. М.: Ээсти Раамат. 1983. - 380 с.
Статья поступила в редакцию 26.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.