ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.01
А. В. Репина
Особенности организации инновационной деятельности в региональной системе образования
В статье раскрыты особенности формирования региональной инновационной инфраструктуры и организации инновационной деятельности в современных условиях на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновационная деятельность, региональная инновационная инфраструктура, региональный ресурсный центр, региональная инновационная площадка.
A. V. Repina
Features of Innovative Activity Organization in the Regional Educational System
In this article features of formation of regional innovative infrastructure and organization of the innovative activity in modern conditions on the level of the region, municipal education and educational institution are revealed.
Keywords: innovative activity, regional innovative infrastructure, a regional resource center, regional innovative platform.
В региональных системах образования представлено большое количество образовательных проектов, инновационных площадок от школьного до федерального уровней. Все они возникали в разное время, имели (и имеют) различную глубину проработки, ориентированы на различные целевые группы, решали (и решают) различные задачи, имеют разные теоретические основания, но существуют достаточно изолировано по отношению друг к другу.
Такое многообразие обычно представлено педагогическими, социокультурными, инновационными и другими инициативами, которые выстроены независимо друг от друга, имеют разные образовательные ценности, различные системы описания, нормативное обеспечение деятельности, оцениваются по различным параметрам качества в каждом конкретном случае отдельно.
С одной стороны, сам факт существования многообразия различных инициатив в определенной мере обеспечивает самостоятельность, инициативность и ответственность людей, реализующих каждую отдельную инициативу. С другой стороны, при такой организации инновационной деятельности не формируется продуктивное взаимодействие между отдельными направлениями, инициативами, субъектами системы, а соответственно возникают проблемы в раз-
витии регионального образования как целостной системы.
Для того чтобы региональная система образования получала систематические новые импульсы в развитии, требуются специальные организационные усилия не столько на уровне образовательного учреждения, сколько на муниципальном и региональном уровнях.
Важность понимания стимулирования инновационной деятельности, создания нормативных, финансовых, организационных условий на уровне региона побудили департамент образования области, специалистов-практиков, научных работников рассмотреть по-новому инновационную деятельность в регионе.
Основанием этого стал Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». Данным Приказом были определены такие основные понятия, как:
- инновационная инфраструктура;
- основные направления деятельности инновационных площадок.
Инновационный процесс включает в себя: инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
© Репина А. В., 2013
Инновационные процессы, происходящие на уровне образовательного учреждения, на муниципальном и региональном уровне, должны регулироваться, планироваться и контролироваться. Существует множество изменений, возникающих стихийно, не имеющих конкретных целей. Понятно, что они не относятся к числу нововведений, да и не всё развитие может быть управляемо, не все изменения планируемы.
А.И. Пригожин определил нововведение как целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые, относительно стабильные элементы. Нововведение же суть процесса, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое. Переход! Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как науки о нововведениях и ее центральная проблема» [1, с. 758].
На основе анализа опыта и изучения научной литературы, раскрывающей сущность инноваций, было принято решение о формировании региональной инновационной инфраструктуры.
В 2010 г. Приказом департамента образования области утверждено положение о региональной инновационной инфраструктуре. Особенностью которой является то, что в неё включены не только региональные инновационные площадки, но и региональные ресурсные центры. Они создаются на базе государственных образовательных учреждений и являются одним из основных её структурных элементов. Данным приказом был определён порядок присвоения статуса региональной инновационной площадки, порядок создания региональных ресурсных центров и их функционал, закреплены полномочия координаторов региональных ресурсных центров.
Следующий шаг, который был предпринят департаментом образования области, - анализ ресурсного обеспечения и оценка возможностей государственных образовательных учреждений, позволяющих обеспечить сопровождение приоритетных направлений развития региональной системы образования.
Приказом департамента образования области создан научно-методический совет, в состав которого входят представители органов управления образованием, специалисты департамента образования области, педагогической общественности, научные работники, ведущие педагоги-практики. Научно-методический совет выносит предложения по приоритетным направлениям развития региональной системы образования, о присвоении статуса регионального ресурсного
центра, региональной инновационной площадки и др.
По решению научно-методического совета были определены региональные ресурсные центры по различным направлениям деятельности. На сегодняшний день на базе государственных образовательных учреждений функционирует 15 региональных ресурсных центров по таким направлениям, например, как профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, патриотическое воспитание, экологическое воспитание, сопровождение введения ФГОС, развитие информационно-коммуникационных технологий, развитие дошкольного образования, дополнительного образования, физкультурно-спортивной работы с обучающимися, по координации работы с одарёнными детьми и др.
Региональным ресурсным центрам делегированы отдельные управленческие функции по принятию решений, связанных с развитием приоритетных направлений. Также они выполняют функции проводников в образовательные учреждения нового эффективного педагогического опыта, организаторов различных мероприятий регионального значения, осуществляют консультирование по проблемным вопросам. Все виды работ, которые осуществляют региональные ресурсные центры, определены в государственном задании образовательному учреждению и дополнительно финансируются из областного бюджета.
Практика работы показала, что при такой организационной структуре совершено по-новому определяется статус государственного учреждения. Государственное учреждение не только оказывает образовательные услуги, но и выступает как координатор приоритетного направления развития региональной системы образования. У руководителя государственного учреждения -регионального ресурсного центра появляется мотивация к совершенствованию содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, выстраивания различных сетевых форм взаимодействия с муниципальными образовательными учреждениями. В нормативные документы, определяющие объёмные показатели учреждений, введены такие дополнительные показатели, как наличие статуса регионального ресурсного центра, муниципального ресурсного центра, региональной инновационной площадки, муниципальной инновационной площадки, и определены дополнительные
баллы, позволяющие учреждению перейти в более высокую группу по оплате труда.
Одним из положительных моментов создания региональных ресурсных центров стало развитие новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий, новых институтов общественного участия в управлении образованием.
В муниципальных образованиях области появились муниципальные ресурсные центры, которые стали проводниками новых идей, технологий, организационной культуры в муниципальные образовательные учреждения. Статус муниципального ресурсного центра определяется приказом муниципального органа управления образованием, при этом по итогам экспертизы материалов региональных инновационных площадок научно-методическим советом может быть рекомендовано муниципальным органам управления образованием использовать то или иное учреждение, которое являлось региональной инновационной площадкой в качестве муниципального ресурсного центра.
Отметим, что в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» появилась статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования», в которой определены основные цели экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Проанализировав законодательную базу, нормативные правовые документы, различные федеральные целевые программы, направленные на развитие инновационного потенциала, можно сделать вывод о том, что в них практически отсутствуют направления, связанные с инновационными процессами в системе общего образования. На региональном уровне наблюдаются аналогичные тенденции.
В Ярославской области в 2011 г. утверждена Концепция областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 гг., которой определены основные цели и задачи:
- создание инновационной инфраструктуры в регионе;
- развитие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
- развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности;
- стимулирование роста инновационной деятельности.
Из общего анализа состояния инновационной инфраструктуры региона следует, что 34 % образовательных учреждений области участвуют в инновационных процессах, но в то же время в региональной программе отсутствуют приоритетные направления развития инновационной деятельности в системе общего образования.
Для департамента образования области является приоритетным при разработке новой областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области заявить о своём участии в данной программе и значимости инновационной деятельности в системе общего образования для развития инновационного потенциала региона.
Значимость организации инновационной деятельности нельзя переоценить, особенно в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Определённо существует дефицит практики при реализации новых стандартов, не отработанны новые механизмы управления финансовыми и правовыми отношениями между уровнями власти, образовательными учреждениями. Для каждого образовательного учреждения введение и реализация новых стандартов является серьёзным «капитальным ремонтом» либо «реконструкцией» всей организационной культуры, содержания образования, организации образовательного процесса, системы оценивания результатов.
В сложившихся условиях в регионе определены новые подходы к инновационной деятельности.
Первый подход, характерный для отдельно взятых образовательных учреждений, охарактеризовал К.В. Сапегин как обустройство «под себя» [2]. Образовательное учреждение отрабатывает различные новшества, осуществляя:
- «косметический ремонт», например, обновление формата организации методической работы в образовательном учреждении;
- «перепланировка», например, создание модели внеурочной деятельности в условиях перехода на школу полного дня с отказом от второй смены;
- «капитальный ремонт», например, введение химико-биологического профиля в гимназии;
- «проект с нуля», например, внедрение ставки тьютора по сопровождению одарённых детей.
Наличие таких инновационных проектов также является важным для системы образования, так как не позволяет системе впадать в стагнацию. Этот этап развития инновационной деятельности в регионе уже является пройденным.
Для региональной системы образования наиболее ценной на современном этапе является чётко выстроенная организационная инфраструктура, которая бы позволяла выстраивать коммуникации на различных уровнях и управлять этим процессом, получать качественные продукты инновационной деятельности, ориентироваться на потребителя инновационных продуктов, формировать спрос на новые продукты. Если образно представить данную организационную структуру, то возникает образ многофункционального здания - бизнес-центра.
Система управления инновационными процессами в области рассматривается на трёх уровнях:
- институциональный - локализация (описание) инновационного опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогических практик;
- муниципальный - мультипликация (распространение) опыта в практику муниципальной системы образования, мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети муниципальных инновационных площадок и муниципальных ресурсных центров;
- региональный - консультирование субъектов инновационного опыта, оказание методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта, координация взаимодействия различных образовательных учреждений по аналогичным направлениям инновационной деятельности.
Принципиально новым этапом развития региональной инновационной инфраструктуры в 2013 г. станет создание инновационных комплексов.
В инновационный комплекс входит региональный ресурсный центр, региональные инновационные площадки, муниципальный ресурсный центр и муниципальные инновационные площадки по одному из приоритетных направлений развития региональной системы образования. Региональному институту развития образования поручено осуществлять координацию деятельности инновационных комплексов, организационное, информационное и методическое сопровождение деятельности площадок различного уровня, организацию проведения экспертизы учебных пособий, инновационных проектов, программ, в том числе с привлечением внешних экспертов.
В 2013 г. Приказом департамента определены региональные координаторы по направлениям инновационной деятельности. Проведены организационные семинары с участием государственных учреждений, являющихся региональны-
ми координаторами и образовательными учреждениями, которым присвоен статус региональной инновационной площадки, определены совместные планы работы.
Одним из важных достижений проведённой работы стало то, что сформированы региональные инновационные площадки по направлениям деятельности, в состав которых вошли образовательные учреждения различных типов и видов, а также в состав команд региональных инновационных площадок вошли представители науки, ведущие научные работники ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Всего сформировано 28 региональных инновационных площадок, которые выступают как региональные инновационные команды. В состав таких команд входит от двух до десяти образовательных учреждений. Появляется реальная возможность выстраивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений внутри инновационной площадки, обмениваться опытом, распределять спектр работ, проводить взаимную экспертизу, совместные семинары.
Одним из наиболее важных аспектов является финансовая поддержка образовательных учреждений, осуществляющих инновационною деятельность. На указанные цели в рамках ведомственной целевой программы предусмотрены целевые средства в сумме трёх миллионов рублей на поддержку образовательных учреждений и около одного миллиона рублей на сопровождение инновационных комплексов.
В перспективе планируется разработать единую концепцию развития региональной инновационной инфраструктуры, выйти с предложениями о включении в областную целевую программу развития инновационной деятельности в Ярославской области комплекса мероприятий по развитию инновационной деятельности в системе общего образования, так как данное направление может оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие региона и развитие его кадрового потенциала.
В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что инновационная педагогическая деятельность является основой обновления учебных заведений, фактором развития образовательных систем. Её результат определяют структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а при определённых условиях - создание качественно новой педагогической практики - авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы.
Библиографический список
Пригожин, А.И. Методы развития организации [Текст]. - М. : МЦФЭР, 2003. - 758 с.
Bibliograficheskij spisok
Prigozhin, А. I. Metody га7уШуа о^а^аси [Тек81|. - М. : МСРБЯ, 2003. - 758 8.