УДК 342:534.3 ББК 67.400
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ VII СОЗЫВА
М.С. НАГОРНАЯ, ОУВОЮУИУИЭ, г. Челябинск, Россия
e-mail: marya.nagornaya@mail.ru О.А. РОГОЗИНА, ОУ ВО ЮУИУИЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: olgarogozina94@yandex.ru
Аннотация
Существенным условием становления и развития демократического правового государства с республиканской формой правления является обеспечение единственного допустимого легитимного способа делегирования власти представительным государственным органам и органам местного самоуправления - выборности. На основе статистических данных проанализированы особенности организации и проведения выборов 2016 г. в государственную думу федерального собрания Российской Федерации VII созыва
Ключевые слова: государственная дума, выборы, избирательный процесс, депутаты, праймериз, теледебаты, избирательная система.
Актуальность. Степень развития демократии в государстве в первую очередь определяется тем, насколько полно осуществляется выборность органов
государственной власти. В юридической литературе вопрос о понятии "избирательная система" не исчерпал своей актуальности в современный период, большинство учёных, солидарны во мнениях и под электоральной системой понимают закрепляемые способы выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов [13].
Важно отметить, что поиск оптимальной для государства избирательной системы всегда чрезвычайно сложен. В современных условиях модернизации избирательной системы России, на наш взгляд, необходимо отказаться от полного заимствования только западных аналогов демократии и избирательной системы и игнорирования при этом отечественного опыта, российских традиций.
18 сентября 2016 года прошел единый день голосования, на всей территории Российской Федерации избирали депутатов в государственную думу федерального собрания Российской Федерации VII созыва [16]. По данным ЦИК РФ всего в этот день прошло более 5 300 выборов различного уровня, замещалось 39 500 депутатских мандатов и выборных должностей. Для участия в выборах было выдвинуто более 116 тысяч кандидатов, зарегистрировано более 102 тысяч. Голосование
состоялось более чем на 96,7 тысяч избирательных участков, в том числе на 372 избирательных участках, образованных на территории 145 иностранных государств. Выборы организовывали и проводили около 880 тысяч членов избирательных комиссий всех уровней, свыше трети членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, более половины членов ТИК и членов УИК назначены по предложениям политических партий.
В соответствии с федеральным законом от 22.02.2014 №20-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) "О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации" [5] выборы в государственную думу в 2016 году прошли по обновленной, смешанной электоральной системе [9], избирателям необходимо было голосовать по федеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам (по 225 членов госдумы).
Еще одной новеллой выборов стало снижение проходного барьера с 7% до 5% [4], благодаря которому "малые" партии получили шанс на представительство в государственной думе РФ.
По данным федеральной службы государственной статистики на 01.01.2016 [22] численность постоянного населения России Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) составляла 146 544 710 (на 01.01.2011 г. - 142 865 433) человек, в т.ч. 109
820 679 (2011 г. - 109 229 337) избирателей, т.е. каждый из 450 депутатов государственной думы Российской Федерации, должен представлять интересы 325 655 избирателей (в 2011 г. - 242 732).
Основной проблемой избирательного процесса, как и в предыдущих кампаниях, стала низкая явка избирателей; по России (47,88%) в сравнении с предыдущими выборами 2011 г. (60,2%) [11] она снизилась на 12,32%. По официальным данным ЦИК РФ в 2011 г. не использовали свое активное избирательное право 43 473 276 избирателей, в 2016 уже 57 238 539 человек. Сравнивая статистические данные 2016 и 2011 года, можно увидеть, что идет снижение минимального значения явки избирателей (2016 - min: Санкт-Петербург -16,12%; 2011 [17] - min: Иркутская область -47,2%) [6]. Если в 2011 году в Челябинской области была зафиксирована явка 59,5%, то в 2016 году она составила уже 44,37%.
На наш взгляд, снижение электоральной активности обусловлено, в том числе неучастием в избирательном процессе целого ряда категорий населения. Например, по данным социологических опросов наиболее
электорально активным населением являются люди пенсионного возраста: 81% изъявляют готовность участвовать в выборах, но так как единый день голосования был назначен на время пика сезонных и дачных работ, основная масса пенсионеров не смогла реализовать своё конституционное право. Еще одной проблемой, выявленной нами в ходе проведения выборов стало нарушение конституционных прав [1] молодых избирателей - иногородних студентов [2]. Из-за неотлаженности механизма взаимодействия администрации студенческих общежитий с Федеральной миграционной службой России, территориальные
избирательные комиссии не успели оформить временную регистрацию по месту жительства и внести иногородних студентов в списки избирателей к началу выборов [18].
Мы считаем целесообразным инициирование переноса единого дня голосования на ноябрь, март (как, например, было ранее: парламентские выборы 07.12.2003, 02.12.2007 и 04.12.2011 гг. в государственную думу РФ и президентские выборы 14.03.2004, 02.03.2008, 04.03.2012 гг.) [19], также об этом высказался на встрече с президентом РФ руководитель партии "Справедливая Россия" - Сергей Миронов [10].
В ходе прошедшей избирательной кампании активно проявили себя политические партии, в ней приняли участие 14 из 75 зарегистрированных: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Российский Объединенный трудовой фронт", "Патриоты России", "Родина", " Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Зеленые", "Гражданская платформа", Партия народной свободы (ПАРНАС), Партия роста, "Гражданская сила" и "Патриоты России".
За политическую партию "Единая Россия" было отдано 54,20% голосов россиян (в 2011 г. -49,32%), за "Справедливую Россию" - 6,22% (в 2011 г. - 13,24%), за КПРФ проголосовали -13,34% (ранее 19,19%), за ЛДПР - 13,14% (прежде - 11,67%), оставшиеся партии не смогли пройти 5-процентный барьер [20].
Мы видим, что если бы не произошло законодательно установленного снижения проходного барьера, то партия "Справедливая Россия" не набрала бы необходимого процента голосов избирателей для представительства их интересов в госдуме, т.е. волеизъявление 6 949 266 избирателей (6,22%) осталось бы неучтенным.
Таким образом, мы видим, что "Единая Россия" вновь одержала победу над оппозиционными партиями, значительно увеличив электоральную аудиторию на 4,88% голосов и получила 343 мандата (в 2011 г. - 238) в госдуме РФ. Партия ЛДПР также упрочила свои позиции, увеличив число своих приверженцев на 1,47%, однако продолжила занимать третье место в парламенте по количеству представителей - 39 (в 2011г. - 56). Отрицательная динамика наблюдалась у партии "КПРФ", потерявшей 5,76% голосов избирателей, но продолжившей занимать второе место по численности представителей - 42 (в 2011 г. - 92), партия "Справедливая Россия", также имеющая отрицательную динамику (7,02%), получила 23 места (в 2011 г. - 64) [14]. В том числе, в ГД РФ по одномандатным округам прошли по одному представителю партии "Родина", "Гражданская платформа" и один самовыдвиженец.
На наш взгляд, обязательное участие всех кандидатов на выборах в теледебатах, положение которого закреплено в федеральном законе от 09.03.2016 г. №65-ФЗ "О внесении изменений в статью 51 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 65 федерального закона "О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации" [3], также позволило добиться максимальной открытости, и конкурентоспособности политических
программ кандидатов.
Важным аспектом при организации избирательного процесса, на наш взгляд, является профилактика нарушений. В 2016 году центризбирком впервые отказался от досрочного голосования, на этом, в том числе, настаивала и новый глава ЦИК Элла Памфилова: "Это была одна из норм, которая была недобросовестными участниками процесса использована для разного рода злоупотреблений и фальсификаций. Хорошо, что ее отменили. За исключением труднодоступных участков: там суда где-то морские выходят в море, рыболовецкие суда, очень удаленные участки. В частности, голосуют избиратели из оленеводческих бригад, с пограничных застав, золотодобывающих компаний, отдаленных островов. То есть, это ничтожное количество" [12]. Голосование прошло досрочно в 109 отдаленных местах Якутии, Забайкальского, Камчатского, Красноярского краев, Амурской области, Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов. Также голосование прошло на речных и морских судах, которые 18 сентября 2016 года находились в плавании, а также на семи полярных станциях в Арктике и Антарктике [12].
Избирательными комиссиями всех уровней с учетом результатов предыдущих кампаний был проведен целый ряд мероприятий, обеспечивающих "чистоту" выборов.
После подведения официальных итогов выборов 2016 г., было возбуждено 32 уголовных дела [21], председатель центризбиркома отметила, что правоохранители составили около тысячи административных протоколов, более 300 человек оштрафовали на общую сумму около 700 тысяч рублей. Э. Памфилова добавила, что в связи с обнаруженными нарушениями ЦИКу пришлось отменить результаты голосования на 9 избирательных участках.
По данным Левада-центра, отношение к нарушениям на выборах среди респондентов изменилось не критично. Около четверти опрошенных ожидали нарушений на местах - в региональных и местных избирательных
комиссиях (21%), пять и девять лет назад недоверие к местным комиссиям было выше -31% и 28% соответственно [19].
Таблица 1
Нарушения при проведении выборов 18.09.2016 г. [8]
РФ (всего) max min ЧО
Нарушения 3757 Город Москва - 526 4 субъекта РФ по 1 нарушению 109
Таблица 2 Нарушения при проведении выборов 04.12.2011 г. [8]
РФ (всего) max min ЧО
Нарушения 7800 Город Санкт-Петербург - 931 Чеченская Республика и Ненецкий АО по 1 267
По данным таблиц, видно, что при проведении выборов в парламент в 2016 г. наблюдается снижение количества нарушений почти в два раза (на 4043) по всей России и по Челябинской области, в частности (на 158), а также заметно увеличилось количество регионов, где нарушения не превышают единичных случаев.
Необходимо при анализе результатов избирательной кампании, на наш взгляд, учесть последствия введения смешанной
электоральной системы - по партийному списку "Единая Россия" - 140 мест в госдуме, по одномандатным округам - 203, кандидаты от КПРФ выиграли в 7 одномандатных округах, ЛДПР - 5, "Справедливая Россия" - 7.
Высокие показатели партии "Единая Россия", на наш взгляд, обусловлены, в том числе прошедшим 22 мая 2016 года - праймериз [7], организованным и проведенным данной партией. Праймериз или первичные выборы -это предварительное голосование, суть которого заключается в том, чтобы из большого списка кандидатов, желающих баллотироваться на тот или иной пост, избиратели смогли выбрать наиболее достойнейших кандидатов. Председатель " Единой России" Дмитрий Медведев уверен в эффективности действия системы предварительного голосования, по его словам, эта система дает возможность избирателям посмотреть на потенциальных кандидатов, определиться с предпочтениями и сформировать свою позицию [15].
На наш взгляд, могут возникнуть сложности знают своего депутата, так как голосовали по
с представителями партии "Родина", округу они за конкретного человека, а не список
"Гражданская платформа" и самовыдвиженцем, кандидатов, который за время полномочий
им, скорее всего, придется присоединиться к созыва может практически полностью
какой-либо партийной фракции, так как их поменяться.
самостоятельная деятельность в парламенте На наш взгляд, ученым и практикам еще
будет крайне затруднительна. Таким образом, предстоит четко определить позитивные черты и
мы видим, что выборы представляют собой ограниченность каждого вида электоральной
узаконенную форму прямого народного системы и рассмотреть возможность их
волеизъявления, важнейшее проявление применения в избирательном процессе
демократии. Через выборы граждане оказывают различных уровней, ведь от выбора путей
воздействие на формирование органов реформирования государственного строя в
государственной власти и местного целом, демократии в особенности и
самоуправления и, тем самым, реализуют свое избирательной системы в частности,
конституционное право. непосредственно зависит и процесс
Законодательные изменения выборов в дальнейшего развития современной России.
государственную думу федерального собрания Следовательно, от выбора путей
Российской Федерации внесли свою специфику. реформирования государственного строя в
Возвращение к смешанной избирательной целом, демократии в особенности и
системе не означает возврата назад, эта система избирательной системы в частности,
работает в новой среде, мы считаем важным, что непосредственно зависит и процесс
вновь вернулось территориальное дальнейшего развития современной России. представительство, означающее, что избиратели
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru. Дата обращения 10.09.2016 г.
3. Федеральный закон от 09.03.2016 №65-ФЗ "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/55172362/. Дата обращения 10.09.2016 г.
4. Федеральный закон от 20.10.2011 г. №287- ФЗ (ред. от 22.02.2014 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/55172362/. Дата обращения 13.09.2016 г.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/dcce1 b62774258f4f3ecb54a 7d62 760db8268621/. Дата обращения 13.09.2016 г.
6. Караваева В. Явка на выборы-2016 по регионам: сравнительная таблица и статистика посещаемости участков /В. Караваева // Сайт: rsute.ru. Опубликовано 21.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://rsute.ru/175714-yavka-na-vybory-2016-po-regionam-sravnitelnaya-tablica-i-statistika-poseshhaemosti-uchastkov.html. Дата обращения 17.09.2016г.
7. Величинская Ю.Н. Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институционализации /Ю.Н. Величинская //Конституционное и муниципальное право. 2015. №8. С. 29 - 36. Дата обращения 14.09.2016 г.
8. Выборы. Карта нарушений на выборах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kartanarusheniy.org/. Дата обращения 18.09.2016 г.
9. Выборы в государственную думу будут проводиться на основе смешанной избирательной системы. // Консультант плюс. Опубликовано 24.02.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/31798.html. Дата обращения 20.09.2016 г.
10. Кочетков Д. В Кремле прошла встреча Владимира Путина с представителями прошедших в госдуму политических партий /Д. Кочетков //Первый канал. Опубликовано 23.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.1tv.ru/news/2016/09/23/310595-
v_kremle_proshla_vstrecha_vladimira_putina_s_predstavitelyami_proshedshih_v_gosdumu_politicheskih_partiy. Дата обращения 23.09.2016 г.
11. Новиков К. Пряники для избранных /К. Новиков //Российская газета - Столичный выпуск №5650 (274). Опубликовано 06.12.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2011/12/05/vibory-site.html. Дата обращения 23.09.2016 г.
12. На выборах в госдуму досрочно проголосовали уже около 6 тысяч человек. //Парламентская газета. Опубликовано 09.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.pnp.ru/politics/2016/09/09/na-vyborakh-vgosdumu-dosrochno-progolosovali-uzhe-okolo-6-tysyach-chelovek.html. Дата обращения 26.09.2016 г.
13. Китновская О.В. Смешанная избирательная система: понятие, достоинства и недостатки / О.В. Китновская // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 19-21. Дата обращения 16.09.2016 г.
14. Лисицын П. ЕР получает в госдуме 343 мандата, у КПРФ - 42, у ЛДПР - 39, у СР - 23. Выборы - 2016. //РИА новости. Опубликовано 19.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/election2016/20160919/1477293287.html. Дата обращения 28.09.2016 г.
15. Председатель партии: Большинство россиян считают идею предварительного голосования "работающей". // Предварительное голосование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pg.er.ru/news/item/id/11215/. Дата обращения 30.09.2016 г.
16. Пресс-служба ЦИК России. В России начался единый день голосования. //Центральная избирательная комиссия РФ. Опубликовано 18.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cikrf.ru/news/cec/2016/09/18/01.html. Дата обращения 01.10.2016 г.
17. Результаты выборов. Данные протокола ЦИК РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. //ЦИК РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/itogi/result.html. Дата обращения 05.10.2016 г.
18. Рогозина О.А. Управление избирательным процессом: проблемы и перспективы (на примере выборов в Законодательное Собрание Челябинской области в 2015 г.) /О.А. Рогозина, М.С. Нагорная //Вестник совета молодых ученых и специалистов. - 2016. - т. 1. №1 (12)
19. Россияне стали больше доверять избирательной системе. //Аналитический центр Юрия Левады. Опубликовано 22.08.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.levada.ru/2016/08/22/rossiyane-stali-bolshe-doveryat-izbiratelnoj-sisteme/. Дата обращения 08.10.2016 г.
20. Сведения о проводящихся выборах и референдумах. // ЦИК РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100067795854&vrn=1001000677958 49®ion=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=100100067795854&type=233. Дата обращения 10.10.2016 г.
21. Замахина Т. Нарушители получат красные карточки. ЦИК отменил результаты выборов на девяти участках / Т. Замахина //Российская газета - Столичный выпуск №7081 (213). Опубликовано 21.09.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2016/09/21/pamfilova-kolichestvo-otmen-rezultatov-vyborov-mozhet-uvelichitsia.html. Дата обращения 11.10.2016 г.
22. Численность населения Российской Федерации. // Федеральная служба государственной статистики. Опубликовано 01.01.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/Дата обращения 12.10.2016 г.
FEATURES OF THE ORGANIZATION AND ELECTIONS TO THE STATE DUMA OF FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA OF THE VII CONVOCATION
M.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: marya.nagornaya@mail.ru O.A. ROGOZINA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: olgarogozina94@yandex.ru
Abstract
An essential condition of the formation and development of democratic legal state with a Republican form of government is providing the only valid legitimate method of delegation of authority to a representative to the state bodies and bodies of local self-government - elected. On the basis of statistical data features of the organization and elections of 2016 to the State Duma of Federal Assembly of Russia of the VII convocation are analysed
Keywords: The State Duma, elections, the electoral process, deputies, primaries, debates, the electoral system.