Учет в некоммерческих организациях
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л. М. КОЛЕСЁНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в финансово-кредитных и некоммерческих организациях Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Целью деятельности некоммерческой управляющей организации является поддержание нормального технического состояния общего имущества многоквартирных домов (жилых домов) и его составных частей, а также обеспечение возможности использования общего имущества по назначению. Одной из обязанностей собственников помещения в доме является обязанность нести бремя расходов за потребление ресурсов и содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности. На практике это означает, что в распоряжении у некоммерческой управляющей организации не должно оставаться какой-либо прибыли, а ее финансовый результат в целях налога на прибыль равен нулю.
Некоммерческие управляющие организации вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, чтобы покрыть расходы, возникающие из-за жильцов многоквартирных домов, не исполняющих своих обязательств по своевременной оплате квитанций за полученные коммунальные услуги. Рассмотрим пошаговый механизм ведения раздельного бухгалтерского учета в управляющих компаниях,
которым необходимо иметь информацию о финансовых результатах от уставной и коммерческой деятельности раздельно, для целей правильного исчисления налога на прибыль организаций.
На современном этапе развития рыночной экономики в России все большее значение приобретает возможность реализовывать свои права и исполнять обязанности в различных сферах самостоятельно.
В 2006 г. в России поменялась система управления жилыми домами1. До этого все они управлялись муниципальными структурами. В настоящее время собственники жилья получили возможность самостоятельно решать, как им управлять своим совместным имуществом.
Собственникам квартир в многоквартирных домах теперь доступны два варианта самостоятельного управления:
— либо они объединяются все вместе и создают товарищество собственников жилья;
1 Управдомус. Информационный сайт об особенностях ТСЖ. URL:http://www. upravdomus. ru/usful_abvice/ question_space_tsj/804001023002/.
— либо заключают договор с управляющей организацией, и уже она за них управляет домом.
Управляющая организация — это организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.
В данной статье употребляется понятие «управляющая организация», а не «управляющая компания», так как в Жилищном кодексе РФ используется именно понятие «управляющая организация», а не «управляющая компания». Под «управляющей компанией» в российском законодательстве имеется в виду акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, имеющее лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам России на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами [6].
Целью деятельности управляющей организацией является поддержание нормального технического состояния общего имущества многоквартирных домов (жилых домов) и его составных частей, а также обеспечение возможности использования общего имущества по его назначению.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация с организационной точки зрения является посредником между множеством собственников помещений в многоквартирном доме и поставщиками коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома. Она выполняет функции единого заказчика, представляющего интересы всех собственников помещений в доме, упрощая взаимодействие указанных собственников и поставщиков услуг.
С экономической точки зрения управляющая компания осуществляет аккумулирование денежных средств собственников многоквартирного дома с последующим направлением этих средств на расчеты с поставщиками услуг и подрядчиками, содержание и ремонт недвижимого имущества, обустройство прилегающих территорий и прочие нужды.
Сфера жилищно-коммунальных услуг очень специфична. Это связано и с ее многоотраслевым характером, и с особой структурой затрат на производство коммунальных услуг. Посредниками между производителями коммунальных услуг и конечными потребителями зачастую являются управляющие организации.
Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
Деятельность по управлению многоквартирным домом — это деятельность по договору управления многоквартирным домом, где одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока обязуется:
— оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
— предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам;
— осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В целом деятельность управляющей организации можно разделить на две основные составляющие:
— предоставление коммунальных услуг и содержание имущества;
— осуществление текущего и капитального ремонта общего имущества в доме.
Специфика предоставления коммунальных услуг заключается в том, что управляющая организация покупает коммунальные ресурсы у ресур-соснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям. В данном случае плата жильцов (потребителей) за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждения управляющей организации.
На практике это означает, что в распоряжении управляющей компании после расчетов с ресур-
соснабжающей организацией не должно оставаться какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.
Такие операции в бухгалтерском учете управляющей организации находят свое отражение в виде следующих бухгалтерских записей:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность граждан за жилищно-коммунальные услуги» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Поставщики коммунальных услуг» — предъявлен счет поставщиком коммунальных услуг;
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Поставщики коммунальных услуг» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — оплачен счет поставщика за предоставление коммунальных услуг;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность граждан за жилищно-коммунальные услуги» — погашена задолженность жильцов за полученные коммунальные услуги.
Покупка и последующая продажа жилищно-коммунальных услуг могут отражаться не как транзитная операция, а с использованием сч. 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы». Но, так как из-за особенностей деятельности у управляющих организаций не бывает незавершенного производства, то использование сч. 20 «Основное производство» условно можно также считать транзитным. Выбор способа учета является элементом учетной политики управляющей организации.
Содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в доме регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N° 491 (далее — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.
Управляющая организация может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ треть-
их лиц, если запрет на это не установлен договором управления.
Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом РФ включает в себя в том числе и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения по данному вопросу, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.
Специфика данного вида деятельности управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт ежемесячно, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, т. е. управляющая организация аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.
Плата за содержание жилья учитывается в составе поступлений на содержание и ремонт многоквартирного дома, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление капитального ремонта, то они учитываются на отдельном субсчете и аккумулируются в течение продолжительного периода. Так как капитальный ремонт подразумевает под собой единовременные крупные траты, то такое накопление средств за счет ежемесячных платежей является целесообразным и экономически обоснованным.
Основной целью создания управленческой организации, как и для любой некоммерческой организации, является осуществление уставной деятельности, т. е. полное, точное и своевременное выполнение задач, для достижения которых они созданы. Следовательно, по уставной деятельности конечными объектами бухгалтерского учета управленческих организаций являются доходы и расходы организации в соответствии с финансовым планом, в частности исполнение сметы доходов и расходов. Но, по действующему законодательству, некоммерческим организациям не запрещается заниматься и коммерческой деятельностью.
Следовательно, если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» полученная прибыль также является целевым источником финансирования. Как правило, управляющая организация занимается коммерческой деятельностью (сдает в аренду помещения под магазины, подвальные помещения, мини-отели с разрешения собственников жилья), что обязывает ее после определения финансового результата от этих видов деятельности уплатить налог на прибыль организаций, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности.
Такие организации имеют ряд особенностей в учете доходов и расходов, связанных с необходимостью раздельного учета по всем операциям, касающимся поступления и расходования средств по уставной и предпринимательской деятельности.
Для этого в первую очередь необходимо:
— организовать надлежащий аналитический учет. Это означает, что все операции по уставной и предпринимательской деятельности должны отражаться на разных субсчетах соответствующих счетов бухгалтерского учета;
— правильно оформлять первичные документы, подтверждающие факты хозяйственных операций, чтобы можно было каждую такую операцию однозначно отнести к тому или иному виду деятельности.
Раздельный бухгалтерский учет необходим для правильного определения финансового результата деятельности управляющей организации и определения налога на прибыль организаций.
Для этого предлагается:
— к сч. 86 «Целевое финансирование», предназначенному для обобщения информации о движении денежных средств для осуществления мероприятий целевого назначения, открыть специальные субсчета, где будут отражаться поступления по направлениям использования целевых средств: «Целевые взносы на содержание имущества и текущий ремонт», «Целевые взносы на капитальный ремонт», «Целевые взносы на коммунальные платежи» и т. п.;
— к сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по целевому финансированию» открыть субсчета второго порядка, на которых будут отражаться расчеты по целевому назначению. Например, при начислении обязательных платежей от жильцов за комму-
нальные услуги они будут отражаться следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 76 «Расчеты по целевому финансированию», субсчет «Целевые взносы за коммунальные платежи К-т сч. 86 «Целевое финансирование», субсчет «Целевые взносы за коммунальные платежи».
При оплате жильцами выставленных счетов: Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 76 «Расчеты по целевому финансированию», субсчет «Целевые взносы за коммунальные платежи»;
— доходы от предпринимательской деятельности отражать в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, либо на сч. 90 «Продажи» либо на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» в зависимости от вида хозяйственной операции. Например, задолженность арендаторов управленческой организации отражается в бухгалтерском учете записью: Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по аренде» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».
— к сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (при условии неиспользования для этих целей сч. 86 «Целевое финансирование)», где формируется информация о расходах управленческой организации за отчетный период, открыть два субсчета: «Расходы от уставной деятельности» и «Расходы от предпринимательской деятельности». Например:
— списание расходов за отчетный период за счет средств сметы будут отражаться следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 86 «Целевое финансирование», субсчет «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Расходы от уставной деятельности»;
— списание расходов от коммерческой деятельности за отчетный период будет отражаться следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Расходы от предпринимательской деятельности».
В заключение приведем типовые бухгалтерские записи по отражению финансового результата от коммерческой деятельности управленческой организации:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» — отражена прибыль от коммерческой деятельности;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки» К-т сч. 68
«Расчеты по налогам и сборам» — начислен налог на прибыль;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки» К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — произведена реформация баланса;
Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» — нераспределенная прибыль отнесена на увеличение целевого финансирования (на покрытие расходов сметы).
Список литературы
1. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2013. 260с.
2. Некоммерческие организации в России: учет, отчетность, налогообложение. Электронный журнал. URL:http://www. пког. т/аЬоШ;/.
3. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
6. Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
7. Управдомус // информационный сайт об особенностях ТСЖ. URL:http://www. иргау^тш. ru/usful_abvice/question_space_tsj/804001023002/.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»
Генри Форд
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail:[email protected]