Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / УПРОЩЕННЫЙ УЧЕТ / УЧЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА / ACCOUNTING / SMALL BUSINESS / MICROENTERPRISE / SIMPLIFIED ACCOUNTING / SMALL BUSINESS ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невмержицкая А. Р.

Развитие современного государства невозможно представить без поддержки бизнес-активности субъектов экономики. Вдобавок, малое предпринимательство требует к себе повышенное системное внимание. В силу своей специфики им необходим концептуальный подход по снижению нагрузки на бизнес. В связи с этим, в статье определены и обоснованы актуальные особенности бухгалтерского учета свойственные сектору малого предпринимательства. А также, выделены права и возможности, дающие малому бизнесу ряд преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF SMALL BUSINESSES

It is impossible to imagine the development of a modern state without supporting the business activity of economic entities. In addition, small businesses require increased systemic attention. Due to their specificity, they need a conceptual approach to reduce the burden on the business. In this regard, the article defines and justifies the actual features of accounting characteristic of the small business sector. Also, the rights and opportunities that give small businesses a few advantages are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 657

Невмержицкая А.Р. студент магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: Развитие современного государства невозможно представить без поддержки бизнес-активности субъектов экономики. Вдобавок, малое предпринимательство требует к себе повышенное системное внимание. В силу своей специфики им необходим концептуальный подход по снижению нагрузки на бизнес.

В связи с этим, в статье определены и обоснованы актуальные особенности бухгалтерского учета свойственные сектору малого предпринимательства. А также, выделены права и возможности, дающие малому бизнесу ряд преимуществ.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, малое предприятие, микропредприятие, упрощенный учет, учет малого бизнеса.

Nevmerzhitskaya A. R. undergraduate

Saint Petersburg state University of Economics

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF SMALL

BUSINESSES

Abstract: It is impossible to imagine the development of a modern state without supporting the business activity of economic entities. In addition, small businesses require increased systemic attention. Due to their specificity, they need a conceptual approach to reduce the burden on the business.

In this regard, the article defines and justifies the actual features of accounting characteristic of the small business sector. Also, the rights and opportunities that give small businesses a few advantages are highlighted.

Keyword: accounting, small business, microenterprise, simplified accounting, small business accounting.

Одним из важнейших аспектов развития рыночных отношений является благоприятная среда для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Бизнесу необходимо иметь надежную правовую основу и стратегический организационный подход в управлении, включающий построение системы учета в зависимости от вида экономического субъекта рынка.

Малое предприятие, как субъект рынка, представляет собой коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя, главная цель которых максимальное извлечение прибыли. При этом организация должна быть зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с ФЗ №209 от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», где указаны определенные критерии соответствия тех или иных субъектов малому бизнесу. Исходя из цели, нужно понимать, что компании необходимо вести учет доходов и расходов, определять финансовый результат деятельности важно, как и учредителям организации, так и инвесторам, банкам и т.п. Кроме того, организация также должна отчитываться перед государством и платить налоги.

Таким образом, учет на малом предприятии должен быть прост и понятен для предпринимателя, настроен под возможности организации, но при этом полно и объективно отражать хозяйственную деятельность в финансовом отчете.

Формирование бухгалтерского учета на малом предприятии имеет свои особенности, которые связаны с упрощением алгоритмов учета и отчетности.

Малые предприятия наделены особым правом выбора организационной формы ведения учета, то есть организация может ввести в штат должность бухгалтера, воспользоваться аутсорсингом или же учет может вестись непосредственно руководителем. Такое решение принимает руководство организации.

Каждая организация в зависимости от своей структуры, масштабов и отраслевой специализации формирует учетную политику с учетом требований ПБУ 1/2008. Способы ведения учета отражаются в учетной политике организации, в том числе: функции и структура бухгалтерии, система документооборота и первичные формы документов, организация налогового учета, рабочий план счетов. Организация закрепляет метод списания материалов (сырья) на расходы, способы начисления амортизации основных средств и т.д. Правильно сформированная учетная политика является информационным фундаментом бизнеса и основой для создания бухгалтерского

Для небольшой организации актуально поддерживать "жизненный тонус" фирмы, то есть быстро осуществлять свою хозяйственную деятельность, реагировать на изменения на рынке. Этому способствует создание комплекса инструкций, положений и способов, систематизирующих учет и отражающих финансовое положение организации. Такой комплекс включает создание первичных учетных документов, типовых форм и структуры документооборота в целом. А для снижения затрат на делопроизводство и повышение качества учета возможно внедрение электронного документооборота компании, учитывающий особенности работы малого бизнеса.

Согласно п.6 Федерального Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъекты малого бизнеса имеют право использовать упрощенную форму ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечивая при этом контроль за полнотой и достоверностью бухгалтерской информации. Если организация переходит на такую форму учета, то она может разработать упрощенный план счетов и отражать хозяйственные операции обобщенно, например (табл. 1):

Таблица 1

Упрощенный план счетов_

Объект бухгалтерского учета Обобщенный счет Счета, которые можно заменить

Производственные запасы 10 «Материалы» 07 «Оборудование к установке» 11 «Животные на выращивании и откорме»

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) 20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 28 «Брак в производстве» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 44 «Расходы на продажу»

Готовая продукция и товары 41 «Товары» 43 «Готовая продукция»

Дебиторская и кредиторская задолженность 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 75 «Расчеты с учредителями» 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Денежные средства в банках 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» 57 «Переводы в пути»

Капитал 80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал» 83 «Добавочный капитал»

Финансовые результаты 99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы»

Таким образом сформированный сокращенный План счетов содержит укрупненные синтетические счета по сравнению с общим Планом счетов, позволяет малому предприятию отражать учетную информацию о фактах

хозяйственной деятельности и при этом снижает трудоемкость регистрации и ее обработки. Но стоит отметить, что по мнению А.С. Бакаева при детализации учетной информации нужно опираться на отраслевые потребности компании, ведь деятельность экономический субъектов настолько многогранна, что учет может требовать расширение количества используемых счетов.

Переход на упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета открывает возможность малым предприятиям применять кассовый методы учета доходов и расходов. (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н). Это значит, что выручка признается по мере поступления денежных средств от заказчика (покупателя), а расходы признаются после погашения задолженности, в части оплаченного имущества, работ услуг и других затрат. Но существуют нюансы использования кассового метода, поскольку он не дает полной информации о деятельности предприятия и может искажать отчетные документы. Например, перестанет фактически отражаться дебиторская задолженность, соответственно потребуются дополнительные источники информации для осуществления учета.

Еще одним упрощением является право не применять следующие Положения по бухгалтерскому учету:

• ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Субъекты малого предпринимательства могут признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с нормативными правовыми актами по учету доходов и учету расходов (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов).

• ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Субъекты малого предпринимательства могут не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

• ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Субъекты малого предпринимательства могут не раскрывать информацию о связанных сторонах

• ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Субъекты малого предпринимательства вправе не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.

• ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации». Субъекты малого предпринимательства могут отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль

отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов.

• ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Субъекты малого предпринимательства могут не включать в отчетные документы отчет о движении денежных средств.

Стоит отметить, что небольшие компании имеют послабления в применении некоторых других Положений. А именно:

• ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений. В п.19 указано, что организации использующие упрощенные методы ведения бухгалтерского учета имеют право не отражать в учете обесценение финансовых вложений, то есть указывать его по первоначальной стоимости.

• ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Положение дает право малым организациям на исправление ошибок отчетного периода днем их выявления, при этом возникшая прибыль или убыток отражается в составе прочих доходов или расходов.

• ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В соответствии с п.7 организации, ведущие упрощенный бухгалтерский учет могут включать все проценты по любым займам в состав прочих расходов.

Существенной особенностью в формировании бухгалтерского учета малого предприятия является право составления отчетности в сокращенном виде. В ст.6 Федерального Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. указана возможность применения упрощенной финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная финансовая отчетность представляет собой сокращенный состав форм отчетных документов, в числе которых:

-Бухгалтерский баланс

-Отчет о финансовых результатах

При этом показатели отчетности формируются обобщенно, по группам статей, то есть без детализации и в соответствии с Приложением №5 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Дополнительную необходимую информацию для оценки финансового состояния предприятия требуется отражать в приложениях к балансу и отчету о финансовых результатах.

В отличие от организаций, ведущих упрощенный учет, индивидуальные предприниматели не обязаны вести учет и сдавать отчетность если они ведут налоговый учет согласно подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Последним изменением в части бухгалтерской отчетности стал Федеральный Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ, который закрепляет порядок предоставления финансовой отчетности в электронном формате. Если отчетность за 2019 год малые предприятия могли предоставить или на бумаге, или же посредством ТКС, то уже за 2020 отчитываться придется только в электронном виде.

Таким образом, бухгалтерский учет и формирование финансовой отчетности играют первостепенную роль в системе деятельности любой организации. Особенно важно иметь правильно построенную систему учета для небольших предприятий с целью рационализации деятельности. На сегодняшний день разработаны послабления для упрощения ведения учета, но все также существует ряд нерешенных вопросов снижения трудоемкости учета, сохранив при этом достаточную полноту и достоверность учетной информации.

Использованные источники:

1. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.

2. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса : учебное пособие для вузов / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева.

— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 229 с.

— (ISBN 978-5-534-11482-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

— URL: https://urait.ru/bcode/445351 (дата обращения: 15.06.2020)

3. Бакаев А.С. Об отдельных вопросах разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета // Аудит — 2015. — № 3. — С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.