УДК 331.08 В. З. Панина
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КАДРОВОГО УЧЕТА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: автоматизация кадровой деятельности, программное обеспечение, кадровое делопроизводство, отраслевая специфика, химическая и нефтехимическая отрасль, управление персоналом.
В статье рассматривается вопрос автоматизации кадровой деятельности на предприятиях химической и нефтехимической отрасли с учетом специфики отрасли. Приведен анализ функциональных и нефункциональных возможностей кадровых программ, их структура. В таблице систематизированы наиболее популярные программы, описаны их основные характеристики.
Keywords: automation of HR activities, software, HR outsourcing, industry specific, chemical and petrochemical industries, personnel
management.
The article discusses the issue of automation of HR activities in the chemical and petrochemical industry-specific industry. The analysis of functional and non-functional capabilities of human resources programs, their structure. The table systematized the most popular programs described their essential characteristics are.
На сегодняшний день вопрос автоматизации кадровой деятельности на предприятиях химической и нефтехимической отрасли еще только изучается. Руководители организаций понимают необходимость внедрения в работу служб управления человеческими ресурсами специальных программ, но сталкиваясь с зачастую высокой ценой программы или неподготовленным для таких преобразований кадровым персоналом, принимают решение не в пользу инновационных преобразований.
Следует так же учитывать отраслевую специфику предприятий химической и нефтехимической отрасли - особенности организации производственной и хозяйственной деятельности, применяемые методы планирования и учета, специфика нормативно-справочной информации, структуру и многое другое. Чаще всего отраслевая специфика проявляется в организации планирования кадровой деятельности предприятия. Особое внимание следует уделить проблеме подбора высококвалифицированного узкоспециализированного персонала, системе непрерывного обучения и повышения квалификации.
В связи с возрастающим интересом к вопросу внедрения автоматизированного кадрового учета на предприятиях химической и нефтехимической отрасли, растет число предложений на рынке.
Целью исследования является анализ функциональных возможностей современных кадровых программ на предмет их соответствия специфике химической и нефтехимической отрасли. Описание основных критериев, методики отбора - на что следует обратить внимание при выборе программного продукта для обеспечения кадровой деятельности предприятий химической и нефтехимической отрасли.
К особенностям организации автоматизированного кадрового учета на предприятиях химической и нефтехимической отрасли можно отнести:
• Процесс внедрения автоматизированного кадрового учета осуществляется исключительно головным предприятием, так как дочерние предприятия и филиалы имеют удаленное размещение и экономически нецелесообразно содержать в каждом удаленном офисе программиста.
• Обучение персонала часто осуществляется дистанционно через внутрикорпоративное intranet пространство. АРМ кадрового работника должен быть интегрирован во внешнюю и внутреннюю сеть интернета, иметь возможность проводить специализированное обучение сотрудников различных служб. Вопрос автоматизации кадрового делопроизводства на предприятиях нефтехимической отрасли становится еще более актуальным при росте численности персонала организации. Как утверждает статистика, на каждые 100 человек персонала необходим один кадровик, работающий только с документами сотрудников.
• Непрерывный производственный процесс на предприятиях нефтехимической отрасли требует автоматизированной настройки различных методов начисления заработной платы и других переменных составляющих (налогов, пособий, соц. выплат и т.д.).
• Опасные и вредные условия труда характерные для нефтехимического производства требуют специфичной автоматизированной настройки.
• Многие профессии отрасли имеют сезонный, выездной, бригадный характер работ, что также накладывает определенные требования при внедрении программного комплекса.
В структуре систем автоматизации кадровой деятельности можно выделить следующие группы продуктов:
а) свободно распространяемое программное обеспечение, выполняющее отдельные кадровые функции. К недостаткам таких продуктов можно отнести отсутствие их сопровождения авторами;
б) собственные разработки компаний с привлечением штатных программистов и IT-специалистов. Такие программные продукты, с одной стороны, уменьшают затраты на приобретение, но поддержка и сопровождение обычно стоят немалых денег;
в) специализированные системы, в состав которых включен модуль по работе с кадровыми данными. Такие системы отличаются низкой функциональностью с точки зрения работы с персоналом -
обычно включают учетные и расчетные функции, функции кадрового делопроизводства;
г) наиболее востребованными на сегодняшний день являются комплексные системы автоматизации управления персоналом.[5]
Для принятия правильного решения при выборе кадровой программы следует учесть функциональные (непосредственно относящиеся к работе кадровых служб) и нефункциональные (непосредственно относящиеся к внедрению и работе самой кадровой программы) возможности выбираемой организацией программы.
Предлагается следующий набор из 10 нефункциональных критериев, позволяющий принять решение при выборе кадровой программы.
Первый критерий - «родная» операционная система. Этот выбор определяет будущие возможности программы.
Второй критерий - специализированность.
Третий критерий - сетевая версия. Для начала важно проверить, есть ли вообще сетевая версия (то есть одновременная работа на двух и более ПК).
Четвертый критерий - выбор дополнений.
Пятый критерий - защита от случая. Важнейшие записи внутри программы должны иметь окно подтверждения
Шестой критерий — стабильная работа.
Седьмой критерий - интуитивно понятный интерфейс.
Восьмой критерий - скорость работы.
Девятый критерий - конфигурация «под клиента». Это своего рода дополнение четвертого критерия.
Десятый критерий - возможности стыковки. Стыковка с другими программами жизненно необходима, более того, это основной козырь фирм-поставщиков при продажах бухгалтерских программ и систем управления предприятием [2].
Для того чтобы определиться с необходимым набором функциональных критериев, непосредственно относящихся к работе кадровых служб предлагается следующие характеристики программных продуктов.
Первый критерий - позволяет автоматизировать кадровый учет и вывести всю хранящуюся информацию в виде стандартных форм, сформированных по правилам современного делопроизводства:
- личное дело:
- личный листок по учету кадров;
- трудовой договор;
- приказ о приеме на работу;
- организационную структуру
- штатное расписание.
-табель учета рабочего времени сотрудников
- автоматически выставляет нарушение
- отражает оперативную информацию.
- регистрации в системе командировок, больничных и отпусков.
Второй критерий - система ежедневной работы с персоналом:
- подбор по компетенциям
- перемещение сотрудников
- обучение
- аттестация
- адаптация
- мотивация
- анализ эффективности труда.
Попыткой проранжировать ряд программ для отдела кадров можно считать публикацию в "ДП-Консультант" (2014 г.), в которой приводились недостатки и достоинства 8 программ. Тогда предпочтение было отдано "Orakl-Кадры". "Кадровый клуб СПб" весной 2014 года провел презентацию четырех лидеров рынка Петербурга: "1С", "Парус-Галактика", "БОСС" и "Oraki-Кадры".
Наиболее полный список предлагаемых в России программ содержится в Internet по адресу http: // www.infocentre.spb.ru в разделе "Обзор рынка". Сейчас в список лучших входит 28 очень разнородных программ - от отдельных функций (тестирование, табель) и кадровых модулей (для нужд бухгалтерии, управления) до полноценных универсальных. [1]
Однако при всем своем наборе преимуществ и недостатков ни одна из программ не учитывает отраслевой специфики предприятий химической и нефтехимической отрасли.
В таблице 1 приведен анализ функциональных и нефункциональных возможностей кадровых программ, которые были структурированы и описаны ранее.
Программы содержат весь необходимый инструментарий. Большие и мощные программы различаются между собой достаточно сильно, однако имеют ряд общих инструментов - учетную карточку сотрудника, приказы-документы, табель учета рабочего времени, штатное расписание и отчеты, то есть необходимый, но не вполне достаточный объем [1].
Итак, подведем итог — на что следует обратить внимание при внедрении автоматизированного кадрового учета на предприятиях химической и нефтехимической отрасли:
Во-первых, программа кадрового учета должна быть совместима с уже существующей в организации программой в сфере управления производственными процессами с целью обмена и использования данных. Желательно, чтобы кадровый программный продукт имел аналогичную платформу, позволяющую интегрировать всю необходимую информацию и данные.
Во-вторых, как правило, организации химической и нефтехимической отрасли имеют развитую филиальную систему — это является отраслевой спецификой, поэтому кадровая программа должна иметь общий SQL - сервер, позволяющий работать в online режиме из разных филиалов одновременно.
В-третьих, с целью оптимизации работы персонала, кадровая программа должна обладать возможностью построения отчетов из центра принятия кадровых решений автоматизированным способом, без привлечения дополнительного персонала.
В-четвертых, программа должна обладать не только кадровым, но и управленческим анализом, который позволял бы отслеживать карьерный рост, перемещение, повышение квалификации, а также проводить аттестацию и обучение сотрудника.
Таблица 1 - Анализ функциональных и нефункциональных возможностей программных продуктов для кадровых служб и структур по управлению персоналом для предприятий химической и нефтехимической отрасли
Программа Платформа СУБД Ведение личных дел Специфичный учет рабочего времени Учет перемещения сотрудников Специфика охраны труда на вредном производстве Расчет заработной платы Дистанционное обуче-ниебуче-ние Интеграция во внешнюю сеть Подбор сотрудников Внут-рикор-пора-тивный портал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1С: Зарплата и Управление Персоналом Windo ws Ms SQL + + + + + + + + -
1С: Предприятие 8. Оценка персонала Windo ws Ms SQL + - + + - + + + -
CS Polibase Control Windo ws Oracle + + + + + - - - -
Quinix Windo ws Ms SQL, Oracle + + + + + + - + -
eLearning Server Windows; UNIX (LINU X); Macintosh; Pocket PC; Simbia n Interbas e (FireBird); Ms Access; Ms Dynamics AX; Ms SQL; MySQL ; Oracle + + + + +
E-Staff Windo ws Ms SQL + - - + - - - + -
JobsMarket Web-браузер + - - + - - - + -
headberry.ru Web-браузер + - - - - - - + -
HRAgencyDesktop 1С 8.0 и выше Ms SQL + - - + - + - - -
HR System Windo ws, .NET Ms SQL + - - - + - - + -
Microsoft Dynamics CRM для рекрутин-говых компаний Windo ws, .NET Microso ft SQL Server + - - - - + - + -
Oracle / Управление Персоналом Windo ws Ms Dynami cs CRM + + + + + + + + +
ShareKnowledge Windo ws Oracle + - - - - + + - -
Агентство-CV Windo ws Ms SQL + - - - - - + -
TeamWox Windo ws + + + + + - - -
VolgaCV Windo ws + - - - - + + -
АиТ / Управление персоналом Windo ws, 1C 7.7 Ms SQL + + + + + + - + -
Астерикс Windo ws Ms SQL - - - - - - - - -
Окончание табл.1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
БОСС-Кадровик Windo ws Firebird + + + + + + + + -
ИНЭК-Персонал Windo ws, IE 4+ Oracle, Ms SQL + + + + + + + + +
КАДРЫ PHP MySQL + + + + + - - - -
Контур-Персонал Windo ws Ms SQL, Oracle + + + + + + + + -
Легион Windo ws Ms SQL, Oracle - - - - - - - - -
Отдел Кадров Плюс 2010 Windo ws + + + + - - - - -
Персонал Windo ws Ms SQL + + + + - + - + -
Рекрутер Windo ws + - - - - - - + -
Сигма УЧР Windo ws + - + + + + + + +
Фараон Windo ws + + + + + + + - -
Резюмакс Windo ws + - - - - + + + -
Также программа должна иметь модуль поиска и подбора высококвалифицированного узкоспециализированного персонала в интернет пространстве с учетом специфики химической и нефтехимической отрасли; системе непрерывного обучения и повышения квалификации. Создание баз данных по сотрудникам, формирование кадрового резерва.
В-пятых, следует отметить, что немаловажным является вопрос цены программного продукта. Если рассматривать дешевый программный продукт, можно столкнуться с отсутствием необходимых аналитических модулей. Цена, выбранной программы, будет напрямую зависеть от количества выполняемых ею функций. Дорогой программный продукт - дорог в обслуживании и сложен в настройках.
На текущий момент разработан проект Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года (в соответствии с п. 2 поручения Правительства РФ от 03.07.2013 №ДМ-П9-47пр). Именно химическая промышленность может стать точкой прорыва российской экономики [3]. А это значит, что предприятия химической и нефтехимической отрасли будут активно развиваться и расти.
Поэтому современные технологии по автоматизации кадрового учета - это настоящая революция в системе управления персоналом, позволяющая экономить временные ресурсы и повышать эффективность управления персоналом организации.
Литература
1. Белоусов Д. Кадровые программы набирают популярность. / [Электронный ресурс] / Режим доступа http://tipolog.narod.ru/Ludy/belousov.html.
2. Белоусов Д. Кадровые программы набирают популярность. / [Электронный ресурс] / Режим доступа http://oborot.ru/article/27/20.
3. Галлямова Д.Х, Мифтахов А.И. Перспективы развития инструментов государственной поддержки инновационных проектов химической и нефтехимической промышленности РФ. Вестник Казан. технол. ун-та. 2014, Т17, №8, С.336-341.
4. Обзор систем по управлению кадрами. Группа компаний Инрэко, 2010 / [Электронный ресурс] / Режим доступа http://inrecolan.ru/blog/viewpost/373.
5. Средства автоматизации кадровой деятельности: обзор рынка. Журнал "Кадровик. Кадровое делопроизводство", № 1, 2010.
© В. З. Панина - ст. препод. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]. © V. Z. Panina - Senior lecturer The Department of management and entrepreneurship, KNRTU, [email protected].