Проблемы экономики и менеджмента
УДК 334.12
Е.Ю. Шипилов
студент,
кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам определения и оценки конкурентоспособности строительных предприятий. Рассматриваются существующие подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия. Выявлен ряд нерешенных проблем, стоящих при определении конкурентоспособности строительного предприятия с учетом специфики диагностики функционирования предприятий строительной отрасли.
Ключевые слова: строительство, рынок, конкурентоспособность, ресурсоотдача.
E.Yu. Shipilov, Saint-Petersburg State University of Economics
PECULIARITIES OF DETERMINING THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION COMPANY
Abstract. The article is devoted to topical issues of definition and assessment of competitiveness of construction companies. Existing approaches to the definition of competitiveness of the enterprise. Identified a number of unresolved issues in determining the competitiveness of a construction company-specific diagnostics of functioning of the enterprises of the construction industry.
Keywords: construction, market, competitiveness, resource productivity.
В экономической теории и практике хозяйствования закрепилось понятие конкурентоспособность продукции, содержание которой часто идентифицируется с понятием конкурентоспособность предприятия. Признавая наличие связей между этими понятиями, следует заметить и различия. Под конкурентоспособностью продукции понимают внешний признак конкурентоспособности предприятия [1]. Выступая как характеристика всего предприятия в целом, конкурентоспособность по существу означает качество деятельности предприятия или эффективность его функционирования.
Попытки определить понятие конкурентоспособность предприятия связаны с трудностями, которые имеют под собой определенные основания. Конкурентоспособность является характеристикой сложного объекта - предприятия, представляющего собой динамическую и управляемую социально-экономическую систему, которая обладает индивидуальными особенностями и закономерностями развития. Любой социально-экономической системе присуще множество структур, многообразие элементов и связей между ними, при этом всякая система выполняет множество функций (социальные, производственные, экономические) и имеет главную цель, ради которой эта система сформирована.
Определение конкурентоспособности как цели (миссии предприятия) является наиболее часто встречающимся в экономической литературе [2; 3; 4]. В наиболее общем виде конкурентоспособность как цель заключается в способности предприятия
34
№ 8 (48) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
производить строительную продукцию определенного вида и качества, пользующуюся спросом. Помимо цели в понятие конкурентоспособность иногда включаются средства, мероприятия, направленные на ее достижение [5; 6]. Совокупность отдельных направлений и соответствующих им мероприятий в различных сферах внешней и внутренней среды предприятия образуют комплексное понятие экономической стратегии предприятия [7]. Понимание стратегии как системного подхода к управлению объясняет конкурентоспособность как особое состояние системы, являющееся целью управленческих воздействий. Таким образом, обобщающим фактором конкурентоспособности является наличие системы эффективного управления. При этом, под эффективным управлением следует понимать совокупность планируемых и реализуемых на практике управленческих методов и приемов, а также соответствующих мероприятий, обусловленных спросом на изготовляемую продукцию и обеспечивающих использование и развитие потенциала предприятия по приоритетному варианту, устанавливаемому исходя из критериев оптимальности и ограничений на всех фазах цикла воспроизводства рынка и, в первую очередь, на стадии производства [8]. Изложенное определение и следствия из него и составляют систему эффективного управления.
Важной проблемой, стоящей при определении конкурентоспособности является то, что ее обычно оценивают путем сравнения с реальным конкурентом. Оценка конкурентоспособности представляет собой процесс сравнения с конкурентом по ряду обобщающих показателей функционирования предприятия. Сложность этого процесса связана не только с затратами по сбору и подготовке информации, привлечению специали-стов-аналитиков, но и в силу недостаточной разработанности методологии и методики такой оценки [9]. Нерешенным представляется перечень следующих проблем:
- Не определен подход к базе сравнения. Некорректно сравнивать предприятия, имеющие разные масштабы производства, номенклатуру выполняемых работ, разные типы заказчиков, находящиеся на разных этапах своего развития.
- Не выявлены окончательно состав, содержание и методы определения основных оценочных показателей. Показатели, количественно определяя цели оценки порой вступают в противоречие друг с другом. Произвольный набор показателей делает оценку недостаточно объективной и комплексной, затрудняет вынесение окончательного вывода, который возможен на базе обобщающего показателя или приоритетного.
- Не выявлен период сравнения. Оценка конкурентоспособности требует сравнения предприятий за относительно длительную перспективу, за которую предприятия в состоянии обновить технику и технологию, повысить квалификацию работников, т.е. должны произойти процессы качественного и количественного изменения совокупности применяемых ресурсов. Фактически сравнению подлежат не столько состояния систем в отдельный момент времени, сколько характеристики процессов, определяющие варианты развития систем.
На практике сравнение строительных предприятий и определение преимущества ведется при проведении подрядных торгов экспертными методами. Однако данный способ имеет основной недостаток - сильную зависимость результатов оценки от ква-
№ 8 (48) - 2015
35
Проблемы экономики и менеджмента
лификации и позиции эксперта, который, отражая требования заказчика, не всегда комплексно оценивает предприятия-подрядчики. Например, в качестве ведущего признака конкурентоспособности предприятия на торгах помимо конкурентоспособности продукции принимается финансовое положение подрядчика. Характеристики финансового состояния привязаны к определенному моменту времени и относительно быстро меняются со временем. Это делает их не пригодными для отражения основных тенденций развития предприятия за длительный период времени оценки конкурентоспособности как реального устойчивого преимущества.
Строительное предприятие, на наш взгляд, представляет собой социальноэкономический комплекс, производственные ресурсы которого подразделяются на применяемые, потребляемые и производимые. Конкурентоспособность как особое состояние системы имеет объективное начало, заключающееся в основополагающем принципе конкурентоспособности - принципе максимальной по сравнению с конкурентами продуктивности, эффективности использования производственных ресурсов -ресурсоотдаче. Определяемая на стадии распределения доходов предприятия как отношение среднегодовых доходов всех работников предприятия к совокупности применяемых производственных ресурсов, она представляет собой социальную эффективность его функционирования.
Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия, на наш взгляд, следует понимать такое состояние социально-экономического комплекса, при котором обеспечивается максимальная конечная социальная эффективность производства по сравнению с конкурентами при максимальной эффективности производства и обеспечении пропорционального использования применяемых, потребляемых и производимых ресурсов, а также развитии потенциала предприятия по интенсивному типу. Построение модели, обеспечивающей конкурентоспособное развитие предприятия целесообразно вести программно-целевым методом, включающим критерий оптимальности и систему ограничений.
Список литературы:
1. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С. 101-106.
2. Батынков А.П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. 2015. № 6-2. С. 8-10.
3. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011. 227 с.
4. Пайгусов А.А. Инновационный подход к развитию строительной сферы // Приволжский научный вестник. 2015. № 7. С. 98-100.
5. Бузырев В.В., Селютина Л.Г., Мартынов В.Ф. Формирование системы организации инвестирования инновационных процессов в строительстве // Проблемы современной экономики. Санкт-Петербург, 2015. № 3-4. С. 286-291.
6. Соколов К.Н. Внешние угрозы и возможности строительных предприятий в условиях кризисного состояния // Проблемы современной экономики. Новосибирск, 2015. № 26. С. 186-190.
7. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. СПб.:
36
№ 8 (48) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 534 с.
8. Никаноров Д.Е. Управление эффективностью инвестиционной деятельности промышленного предприятия: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005. 41 с.
9. Селютина Л.Г., Сушко А.И. Роль и место информации в проектировании и управлении строительством // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 272-276.
№ 8 (48) - 2015
37