Мартыненко И.Э.
особенности обжалования судебных актов в хозяйственном (арбитражном) судопроизводстве республики Беларусь
Цель: Исследование особенностей системы обжалования судебных постановлений в целях разработки мер по совершенствования процессуального и судоустройственного законодательства.
Методология: Методологическую основу составили научные труды в области гражданского и арбитражного процессов, судоустройства. Работа подготовлена на основе анализа литературных и нормативных источников. Использовались методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения, историко-правовой и формально-юридический методы.
результаты: В статье рассматриваются особенности функционирования в Республике Беларусь системы обжалования (ревизии) судебных постановлений по хозяйственным спорам. Определены субъекты возбуждения; раскрыто содержание апелляционной, кассационной и надзорной проверки актов правосудия по экономическим спорам. Проведен анализ действующего судопроизводственного законодательства в контексте изменений, произошедших в судебной системе этой страны в конце 2013 г. - начале 2014 г.
новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть изменения в судебно-правовой системе Беларуси, связанные с совершенствованием судопроизводства по хозяйственным спорам.
ключевые слова: суд, судоустройство, правосудие, апелляция, кассация, судебный надзор.
Martynenko I.E.
features of the appeal of judicial acts in economic (arbitration) LEGAL proceedings of republic of Belarus
purpose: Research of features of system of the appeal of judicial resolutions for development of measures on improvement of the procedural legislation.
Methodology: Methodological basis scientific works in the field of civil and arbitration processes made, judicial systems. Work is prepared on the basis of the analysis of literary and standard sources. Methods of the analysis and synthesis, comparative jurisprudence, historical and legal and formally legal methods were used.
Results: In article features of functioning in Republic of Belarus systems of the appeal (audit) of judicial resolutions on economic disputes are considered. Subjects of excitement are defined; the content of appeal, cassation and supervising verification of acts of justice on economic disputes is opened. The analysis of the existing legislation in a context of the changes made at the end of 2013 - the beginning of 2014 in judicial system of this country is made.
Novelty/originality/value: Article possesses a certain scientific value as is one of the first attempts to consider changes in judicial and legal system of Belarus connected with improvement organization of judicial authority on economic disputes.
Keywords: court, judicial system, justice, appeal, cassation, judicial supervision.
В Республике Беларусь с 1 января 2014 г. вступил в силу пакет документов, принятых президентом республики, которые предусматривают объединение систем общих и экономических (арбитражных) судов. Речь идет о декрете «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» № 6 от 29 ноября 2013 г., указе «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» № 529 от 29 ноября 2013 г. и указе «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» № 530 от 29 ноября 2013 г.
С указанной даты новую систему возглавил единый высший судебный орган по граждан-
ским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный суд Республики Беларусь (далее - Верховный суд). При этом хозяйственные суды областей и Минска переименованы в экономические и включены в состав общих судов. Они продолжают свою работу как суды соответствующей специализации. Согласно ст. 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) экономическому суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами. Экономический суд
разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; государства Республики Беларусь и / или административно-территориальных единиц, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан.
Таким образом, в результате произведенной реорганизации единая система судов общей юрисдикции Республики Беларусь в настоящее время состоит из Верховного суда, областных судов (Минского городского), экономических судов областей (города Минска), районных (городских) судов.
После проведенной реорганизации в судебно-правовой системе возникает вопрос о необходимости совершенствования процессуального законодательства. В Республике Беларусь данный вопрос окончательно не решен. Проявляется указанная незавершенность в статусе судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Именно поэтому мы обратились к этой проблеме.
Одной из гарантий законности судебных постановлений по хозяйственным (экономическим) спорам выступает система обжалования судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядках. Данный институт имеет важное теоретическое и практическое значение. Различные аспекты пересмотра судебных решений в современном хозяйственном (арбитражном) процессе рассматривали Е.А. Борисова [1,
2, 3], А.Е. Ефимов [4], О.В. Жукова [5] В.С. Каменков [6, с. 229-248], И.Н. Колядко [8], М.И. Клеан-дров [7], Э.Н. Нагорная [10], И.О. Подвальный [11], А.С. Тимошенко [14], А.Е. Сметанников [12], Е.С. Смагина [13], Д.В. Тян [15], В.М. Шерстюк [16, с. 153-222], Г.В. Яковлева [17, 18] и др. Обращался к данной проблеме и автор статьи [9]. Излагается этот вопрос и в комментариях к процессуальным кодексам. Однако ряд проблем продолжает вызывать дискуссию, а именно: определение понятия и признаков апелляции, ее видов; место кассационного производства в системе обжалования судебных постановлений; пределы пересмотра в порядке надзора и др.
Актуальность предложенной темы предопределена также произошедшими с 1 января 2014 г. изменениями в системе общих и экономических судов, что требует специального исследования. На раскрытие некоторых из указанных проблем и направлена предложенная статья.
В настоящее время система обжалования судебных актов экономических судов состоит из судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, правовой регламент деятельности которых имеет ряд существенных отличий друг от друга. Кроме того, закон предусматривает также ревизионную форму пересмотра состоявшегося судебного постановления, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
В доктрине процессуального права в зависимости от содержания осуществляемой судом соответствующей инстанции проверки судебного акта выделяют следующие ее виды:
1) юридико-фактическая проверка - проверка законности и обоснованности не вступившего в законную силу судебного акта, осуществляемая судом второй (апелляционной) инстанции. Полная юридико-фактическая проверка происходит путем повторного рассмотрения дела по существу судом вышестоящей инстанции по отношению к суду, принявшему решение. При неполной юридико-фактической проверке суд вышестоящей инстанции проверяет судебное решение с точки зрения правильности применения судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении дела правовых норм и правильности установления фактических обстоятельств дела, в исключительных случаях, установленных законом, осуществляя повторное рассмотрение дела по существу;
2) юридическая проверка - проверка вступивших в законную силу судебных актов с точки зрения правильности применения и толкования судами нижестоящих инстанции норм материального и процессуального права, осуществляемая судами кассационной и надзорной инстанций;
3) исключительная (чрезвычайная) юридическая проверка - проверка высшим судебным органом (Верховным судом) законности вступивших в силу судебных актов по строго установленным в процессуальном законе основаниям, обусловленным необходимостью обеспечения единообразия судебной практики, совершенствования правовых норм, защиты публичных интересов, интересов общества. Критерием предложенной классификации могут также служить закрепленные в процессуальном кодексе основания для отмены или изменения судебного акта [1, с. 20-21].
В Республике Беларусь пересмотр судебных актов в апелляционном порядке осуществляется судом первого звена системы экономических судов, т. е. экономическим судом области (г. Минска). Таким образом, в экономическом суде области одновременно функционируют первая и
апелляционная (пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов) инстанции. Совмещение в основном звене системы хозяйственных судов двух судебных инстанций - первой и апелляционной - по рассмотрению существа экономических споров и иных подведомственных дел и пересмотру решений и определений, не вступивших в законную силу, обусловливает специфику хозяйственного судопроизводства Беларуси.
Однако, наделив экономический суд области (экономический суд г. Минска) одновременно полномочиями суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, законодатель не проявил воли окончательно упразднить устаревшую конструкцию обжалования решения в пределах одного государственного арбитража, а впоследствии - и одного экономического суда. Допустив, что решение, принятое судом по первой инстанции, перепроверяется тем же судом в апелляционной инстанции, законодатель отошел от инстанционного принципа построения судебной системы экономического правосудия, предполагающего раздельное существование судов низшей (первой) и высшей судебных инстанций. Как следствие, отступление от принципа инстан-ционности повлекло за собой смешение функций экономических судов первой и вышестоящей для него апелляционной инстанций.
Субъектами права возбуждения апелляционного производства являются следующие участники судопроизводства:
1) лица, участвующие в деле;
2) лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если экономический суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях (ст. 267 ХПК). К такому случаю можно отнести обжалование (опротестование) частного определения вышестоящим государственным органом либо органом местного самоуправления, не участвующим в деле, направленное в их адрес (ст. 215 ХПК). Лица, не участвующие в деле, до подачи апелляционной жалобы вправе знакомиться с материалами дела, представить в апелляционную инстанцию все имеющиеся у них доказательства. Со дня принятия экономическим судом к производству апелляционной жалобы данные лица пользуются всеми правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле. Привлекать к участию в деле такое лицо возможно только в случае признания апелляционной инстанцией незаконным отказа экономического суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о
вступлении соответствующего лица в судебный процесс;
3) прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, который приносит протест в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, либо от их согласия на принесение протеста. Условием принесения прокурором апелляционного протеста на решение экономического суда первой инстанции в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также интересов индивидуальных предпринимателей или граждан является письменное заявление указанных лиц, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста;
4) представитель лица, участвующего в деле, вправе подать апелляционную жалобу на судебное постановление от имени представляемого лица при условии, если совершение этого процессуального действия предусмотрено в доверенности, выданной представляемым. Доверенность либо другой документ, подтверждающий полномочия представителя на обжалование судебных постановлений, должны быть приложены к апелляционной жалобе, если они ранее не были приобщены к материалам дела;
5) правопреемники лиц, участвующих в деле, после наступления процессуального правопреемства.
Объект обжалования - судебное постановление экономического суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба (протест) может быть подана как на все судебное постановление в целом, так и на его часть. В апелляционной жалобе (протесте) не могут быть заявлены новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в экономическом суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 276 ХПК экономический суд апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы (протеста) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Апелляционная инстанция экономического суда рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с особенностями, установленными для этой стадии процесса. В экономическом суде апелляционной инстанции не применяются правила: о соединении и разъединении
нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска,
о замене ненадлежащего ответчика, иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в экономическом суде первой инстанции.
Перед судом апелляционной инстанции стоят две равнозначные задачи: повторное рассмотрение дела и проверка постановления экономического суда, рассмотревшего дело по первой инстанции.
Кассационная проверка законности и обоснованности судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций выступает как отдельный элемент общей системы обжалования, направленный наряду с другими звеньями на достижение общих целевых установок.
Понятие «суд кассационной инстанции» в системе судов, рассматривающих гражданские дела, и в системе экономических судов несет различную смысловую нагрузку. Различия проявляются в объекте рассмотрения, сроках подачи кассационной жалобы и сроках ее рассмотрения, форме и содержании кассационной жалобы, пределах рассмотрения кассационной жалобы, порядке рассмотрения дела судом кассационной инстанции и др. Однако объем имеющихся полномочий в судах кассационной инстанции как общей, так и экономической юрисдикции, примерно одинаков.
Задачей кассационного судопроизводства является проверка законности и обоснованности судебных актов, исправление допущенных нижестоящими судами ошибок и недостатков, предупреждение нарушений законодательства, строгое его соблюдение при отправлении правосудия, установление единства судебной практики [16, с. 6]. Оставшиеся задачи, как то обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое разбирательство независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота, можно признать дополнительными к общей цели осуществления правосудия в сфере экономики.
1 января 2014 г. Верховный суд начал действовать, в том числе, и в составе судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда, судьи бывшего Высшего хозяйственного суда включены в судебный корпус Верховного суда. Экономиче-
ским судом кассационной инстанции является Судебная коллегия по экономическим делам Верховного суда, в составе которой действует Кассационная коллегия Верховного суда Республики Беларусь, которая проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых экономическим судами первой, апелляционной инстанций и Верховным судом Республики Беларусь.
Объект кассационного обжалования - вступившее в законную силу судебное постановление экономического суда первой инстанции; судебное постановление экономического суда апелляционной инстанции.
Рассмотрение кассационной жалобы имеет своей целью не установление фактов, порождающих правоотношения, и не окончательную оценку доказательств, обосновывающих эти факты, а проверку правильности и достаточности выводов суда первой и апелляционной инстанций при установлении фактов и правильности применения к ним действующих правовых норм.
Экономическим судом кассационной инстанции дело рассматривается в судебном заседании по правилам рассмотрения дела экономическим судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными процессуальным законом для данной стадии судопроизводства. Как принцип состязательности, так и принцип диспозитивно-сти, ограничены в процессе кассационного рассмотрения дела. В частности, это выражается в ограниченном месячном сроке для обжалования вступившего в законную силу судебного решения, невозможности представлять суду новые доказательства в обоснование своих доводов при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, невозможности передать спор на разрешение третейского суда, предъявлять встречный иск и т. п.
Пересмотр судебных актов в порядке надзора является, в какой-то мере, особой стадией хозяйственного (арбитражного) процесса. Производство в порядке надзора - прерогатива Верховного суда. Надзор необходим для решения двух основных задач: обеспечения единства судебной практики и решения важнейших правовых проблем, проявляющихся при разрешении конкретных споров и имеющих большую юридическую или социальную значимость. Следовательно, логично, чтобы надзорная инстанция не подменяла собой апелляционную и кассационную, которые правомочны пересматривать решения нижестоящих судов, проверять вопросы факта и права.
Как и любая стадия хозяйственного (арбитражного) процесса, пересмотр вступивших в
законную силу решений в надзорном порядке имеет свои специфические особенности, отличающие ее от других. Отношения, возникающие в этой стадии процесса, имеют свой субъектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения. Особенности имеет и возбуждение надзорного производства.
Особенностью производства в порядке надзора является специальный порядок его возбуждения, в соответствии с которым принесению протеста предшествует обращение заинтересованных лиц (субъектов надзорного обжалования) с надзорной жалобой к субъектам надзорного опротестования. Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. В соответствии со ст. 303 ХПК жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, а также если причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.
Обязательные условия для обращения к процедуре надзорного производства в хозяйственном процессе следующие: во-первых, предположения заявителя о существенном нарушении оспариваемым в надзорном порядке судебным актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения экономическим судом норм материального или процессуального права; во-вторых, факт исчерпания всех других имеющихся возможностей для проверки в судебном порядке законности оспариваемого судебного акта.
Факт наличия рассматриваемого условия имеет место тогда, когда заинтересованные лица полагают, что оспариваемым актом существенно нарушены их права и законные интересы. Другими словами, право на обращение в порядке надзора определяется не непосредственным наличием отвечающего неким объективным критериям факта существенного нарушения прав и законных интересов заявителя, а всего лишь субъективным предположением последнего о том, что имеет место именно существенное нарушение его прав и / или законных интересов.
Если заявитель, обращаясь в суд надзорной инстанции, посчитал, что оспариваемым судебным актом его права и законные интересы нарушены именно существенным образом, и указал на это непосредственно в тексте своего надзорного об-
ращения, значит, вне зависимости от того, как заявитель понимает эту существенность, оно и есть то самое условие, которое в его соответствующей части следует считать состоявшимся, а изначальный вывод заявителя неопровержимым [4, с. 18].
В соответствии со ст. 301 ХПК протесты в порядке надзора вправе приносить: председатель Верховного суда и генеральный прокурор - на судебные постановления любого экономического суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений пленума Верховного суда; заместители председателя Верховного суда и заместители генерального прокурора - на судебные постановления любого экономического суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений президиума или пленума Верховного суда. Иные должностные лица (например, председатель экономического суда области и приравненные к ним по статусу председатель экономического суда г. Минска, а также прокурор области) права на принесение протестов в порядке надзора на вступившее в законную силу решение, постановление не имеют.
Объектом пересмотра в этой стадии процесса является довольно широкий круг судебных актов, вступивших в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены не только вступившие в законную силу решения экономического суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями.
Пределы рассмотрения дела в порядке надзора - экономический суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой, апелляционной и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам. Как указано в законе, основанием к изменению или отмене судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения нормы материального и (или) процессуального права.
суды надзорной инстанции. В связи с объединением с 1 января 2014 г. Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Верховный суд, а также его пленум и президиум получили полномочия, ранее отнесенные к компетенции Высшего хозяйственного суда и его соответствующих органов. Так, к Верховному суду перешли все функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.
Экономическим судом надзорной инстанции являются: президиум Верховного суда Республи-
ки Беларусь - в отношении судебных постановлений, принятых экономическими судами в первой, апелляционной и кассационной инстанциях; пленум Верховного суда Республики Беларусь - в отношении постановлений президиума Верховного суда Республики Беларусь.
Исходя из анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и компетенцию высшего органа хозяйственной юрисдикции (а это не только ХПК, но и Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), можно разделить полномочия пленума Верховного суда на две большие группы:
I группа - судебные полномочия (рассматривает в порядке надзора протесты на постановления президиума Верховного суда);
II группа - организационно-управленческие полномочия (заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда, председателей экономических судов областей о деятельности этих судов; утверждает состав судебных коллегий Верховного суда; утверждает состав научно-консультативного совета при Верховном суде; избирает секретаря пленума Верховного суда).
Считаем, что одновременное существование в системе экономических судов судебного органа (пленум Верховного суда), наделенного полномочиями и законодательной (принятие обязательных постановлений о применении законодательных актов), и судебной власти (пересмотр судебных актов по надзорным протестам), в определенной мере противоречит принципам построения судебной власти.
Подведем итоги. Во-первых, отступление от принципа инстанционности в хозяйственном (арбитражном) процессе влечет за собой смешение функций судов первой и вышестоящей для него апелляционной инстанции и вызывает необходимость образования самостоятельной апелляционной инстанции в виде отдельного апелляционного суда.
Во-вторых, целесообразно изменить действующую систему судебного надзора, установив рассмотрение протестов в порядке надзора только на заседаниях президиума Верховного суда.
Сообразно предложенным новеллам должно измениться и процессуальное законодательство.
Пристатейный библиографический список
1. Борисова Е.А. Теоретические проблемы проверки судебных актов в гражданском, арбитражном процессах: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005.
2. Борисова Е.А. О производстве в арбитражном апелляционном суде // Хозяйство и право. - 2004. -№ 5. - С. 80-85.
3. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Го-родец, 2008.
4. Ефимов А.Е. Надзорное производство в арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2007.
5. Жукова О.В. Обеспечение доступности правосудия в стадии кассационного производства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005.
6. Каменков В. Апелляция или кассация в хозяйственном процессуальном кодексе? // Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. - 2003. -№ 6. - С. 87-98.
7. Клеандров М.И. Арбитражный апелляционный суд и проблема обжалования «промежуточных определений» // Арбитражный и гражданский процесс. -2004. - № 2. - С. 128-139.
8. Колядко И.Н. Апелляционный пересмотр судебных решений в Республике Беларусь // Право Беларуси. - 2004. - № 19. - С. 65-68.
9. Мартыненко И.Э. Судоустройство и судопроизводство по хозяйственным спорам: Учеб. пособ. - Гродно: ГрГУ, 2009.
10. Нагорная Э.Н. Производство в кассационной инстанции арбитражного суда: сравнительный комментарий Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2003.
11. Подвальный И.О. Апелляция и кассация в арбитражном процессе Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 2001.
12. Сметанников А.Е. Проблема становления форм апелляции в российском арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 7. -С. 34-36.
13. Смагина Е.С. Теоретические аспекты апелляционного производства по обжалованию решений и определений мировых судей в российском гражданском процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Саратов, 2005.
14. Тимошенко А.С. Проблемы апелляционного производства в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 7. - С. 51-57.
15. Тян Д.В. Современное состояние и перспективы развития арбитражного суда кассационной инстанции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Саратов, 2007.
16. Шерстюк В.М. Арбитражный процесс (в вопросах и ответах): Комментарий, рекомендации, предложения по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Городец, 2004.
17. Яковлева Г.В. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции: Пособие для студентов. - Минск: БГУ, 2008.
18. Яковлева Г.В. Возбуждение дела в хозяйственном суде апелляционной инстанции // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2006. -№ 6. - С. 115-117.
References (transliterated)
1. Borisova E.A. Teoreticheskie problemy proverki sudebnyh aktov v grazhdanskom, arbitrazhnom proces-sah: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. - M., 2005.
2. Borisova E.A. O proizvodstve v arbitrazhnom apel-ljadonnom sude // Hozjajstvo i pravo. - 2004. - № 5. -S. 80-85.
3. Borisova E.A. Apelljacija v grazhdanskom (arbitrazhnom) processe. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Goro-dec, 2008.
4. Efimov A.E. Nadzornoe proizvodstvo v arbitrazhnom processe: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - M., 2007.
5. Zhukova O.V. Obespechenie dostupnosti pravo-sudija v stadii kassacionnogo proizvodstva: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2005.
6. Kamenkov V. Apelljacija ili kassacija v hozjajstven-nom processual'nom kodekse? // Vestnik Vysshego hoz-jajstvennogo suda Respubliki Belarus'. - 2003. - № 6. -S. 87-98.
7. Kleandrov M.I. Arbitrazhnyj apelljacionnyj sud i problema obzhalovanija «promezhutochnyh opredele-nij» // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. - 2004. - № 2. -
S. 128-139.
8. Koljadko I.N. Apelljacionnyj peresmotr sudebnyh reshenij v Respublike Belarus' // Pravo Belarusi. - 2004. -№ 19. - S. 65-68.
9. Martynenko I.Je. Sudoustrojstvo i sudoproizvod-stvo po hozjajstvennym sporam: Ucheb. posob. - Grodno: GrGU, 2009.
10. Nagornaja Je.N. Proizvodstvo v kassacionnoj in-stancii arbitrazhnogo suda: sravnitel'nyj kommentarij Ar-bitrazhnogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federa-cii. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Justicinform, 2003.
11. Podval'nyj I.O. Apelljacija i kassacija v arbitrazhnom processe Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - SPb., 2001.
12. Smetannikov A.E. Problema stanovlenija form apel-ljacii v rossijskom arbitrazhnom processe // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. - 2006. - № 7. - S. 34-36.
13. Smagina E.S. Teoreticheskie aspekty apelljacionno-go proizvodstva po obzhalovaniju reshenij i opredelenij mirovyh sudej v rossijskom grazhdanskom processe: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Saratov, 2005.
14. Timoshenko A.S. Problemy apelljacionnogo proiz-vodstva v arbitrazhnom processe // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. - 2007. - № 7. - S. 51-57.
15. Tjan D.V. Sovremennoe sostojanie i perspektivy raz-vitija arbitrazhnogo suda kassacionnoj instancii: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Saratov, 2007.
16. Sherstjuk V.M. Arbitrazhnyj process (v voprosah i otvetah): Kommentarij, rekomendacii, predlozhenija po primeneniju Arbitrazhnogo processual'nogo kodeksa Ros-sijskoj Federacii. -3-e izd., ispr. i dop. - M.: Gorodec, 2004.
17. Jakovleva G.V. Proizvodstvo v hozjajstvennom sude apelljacionnoj instancii: Posobie dlja studentov. - Minsk: BGU, 2008.
18. Jakovleva G.V. Vozbuzhdenie dela v hozjajstvennom sude apelljacionnoj instancii // Vestnik Vysshego Hozjajstvennogo Suda Respubliki Belarus'. - 2006. -№ 6. - S. 115-117.
EURASIANILEGALIPORTAL
ЕВРАЗИйСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
наш портал состоит из следующих разделов:
а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal. info
Целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.