7. Лазарев В.С. К проблеме построения деятельностно-ориентированного профессионального образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; 2 (14):56 - 64.
References
1. Poholkov Yu.P., Agranovich B.L. Podhody k formirovaniyu nacional'noj doktriny inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyah novoj industrializacii: problemy, celi, vyzovy. Inzhenernoe obrazovanie. 2012; 9: 5 - 11.
2. Podlesnyj S.A., Kozlov A.V. Puti povysheniya kachestva inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyah novoj industrializacii. Inzhenernoe obrazovanie. 2012; 11: 74 - 77.
3. Vetrov Yu., Ivashkin A. Gumanizaciya i gumanitarizaciya inzhenernogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; 1: 45 - 52.
4. Verbickij A.A. O kategorial'nom apparate teorii kontekstnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; 6 (213): 57 - 67.
5. Poholkov Yu.P. Primenenie praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh tehnologij pri podgotovke inzhenernyh kadrov. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; T. 16; № 16: 56 - 59.
6. Dmitrenko T.A. Professional'no-orientirovannaya tehnologii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2003; 3: 159 - 161.
7. Lazarev V.S. K probleme postroeniya deyatel'nostno-orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2014; 2 (14):56 - 64.
Статья поступила в редакцию 06.07.18
УДК 378
Gadri Nazik Subhi Mutar, teacher, Faculty of Physical Education and Sports Science for Girls, Baghdad University (Baghdad,
Iraq), E-amil: kolom-olga@mail.ru
FEATURES TEACHING STUDENTS THE GAME OF TENNIS. The article deals with the process of learning tennis in the student's age and the subject-methodical peculiarities of the development of some techniques of tennis (in particular, two-handed backhand). To collect and process the necessary information to use the program kinetic analysis (Kinovea), which allows to calculate the kinematic motion when the backhand with two hands is done. The carried out pedagogical experiment using the developed method shows the advantages of using the proposed system of exercises. Methods of the study includes a battery test to determine the criteria for assessing the technology and methods of teaching the backhand with two hands in tennis. This is proved by repeated testing at the end of the study. In the experimental group compared with the control is found more pronounced dynamics and significant reduction of gross errors, and errors are more typical and stable. There has been significant increase in kinematic components backhand with two hands in terms of ball speed, momentum hands, angular velocity rackets and precision.
Key words: technique of training, novice tennis player, tennis, backhand with two hands.
Гадри Назик Субхи Мутар, преп. факультета физического воспитания и спортивной науки для девушек, Багдадский
университет, г. Багдад, Ирак, E-mail: kolom-olga@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИГРЕ В ТЕННИС
В статье рассматривается процесс обучения теннису в студенческом возрасте, методические особенности освоения техники тенниса (в частности, удара слева двумя руками). Для сбора и обработки необходимой информации использовалась Программа кинетического анализа (Kinovea), которая позволяла рассчитать кинематические движения при выполнении удара слева двумя руками. Проведённый педагогический эксперимент с использованием разработанной методики показал преимущества использования предложенной системы упражнений. Методика исследования также включала тестовую батарею для определения критериев оценки техники и методики обучения удару слева двумя руками в теннисе. Это было доказано повторным тестированием в конце исследования. В экспериментальной группе в сравнении с контрольной была выявлена более выраженная динамика снижения грубых и значительных ошибок, и ошибки носили в большей степени типичный и стабильный характер. Произошли значимые приросты кинематических составляющих удара слева двумя руками по показателям скорости мяча, момента импульса рук, угловой скорости ракетки, и точности ударов.
Ключевые слова: методика обучения, студенческий теннис, теннис, удар слева двумя руками.
Теннис, как вид спорта, является одним из самых зрелищных и популярных в настоящее время и предъявляет самые высокие требования к подготовке высококлассного игрока. В связи с этим, обеспечение достойного спортивного результата, по мнению ведущих исследователей, таких как Б.А. Дышко [1], Г.П. Иванова [2], И.П. Ратов и соавт. [3] и др., требует начала специальной подготовки с самого раннего возраста (уже в 5 - 7 лет).
Международной теннисной федерацией (ITF) предпринимаются попытки популяризации этого вида спорта. Так, широкое распространение получила Программа «tennis 10s», которая принципиально отличается от традиционного подхода к обучению маленьких детей теннису. Она показала свою эффективность в подготовке юных спортсменов-теннисистов, через организацию массово привлекательного тренировочного процесса. Но и в этом случае реализация основных принципов программы рассчитано для детей до 10 лет.
Таким образом, несмотря на то, что интерес к игре все время растёт, популяризации этого вида спорта мешают объективные трудности, связанные как с «дороговизной» организаций занятий, так и слабостью методического обеспечения подготовки спортсмена-теннисиста, в том случае если он «поздно» начинает заниматься теннисом, скажем в подростковом или юношеском возрасте.
Актуальность выбранной проблемы обусловлена тем фактом, что методика обучения начинающих теннисистов в студенческом возрасте не разработана. Общеизвестно, что обычно
на формирование теннисных навыков уходит много лет, а если начинающий теннисист имеет опыт в других видах спорта, то двигательные навыки из них могут оказать негативное влияние и препятствовать становлению навыка в теннисе [4]. В данном исследовании, предпринята попытка устранения выявленных противоречий.
Эксперимент включал 2 этапа, на первом осуществлялось предварительное тестирование уровня освоения техники удара слева двумя руками у начинающих студентов-теннисистов. На втором этапе было произведено повторное тестирование. Благодаря которому стало возможно выявить различия между уровнем технической подготовленности студентов до занятия по предложенной методики и после.
Для сбора и обработки необходимой информации использовалась Программа кинетического анализа (Kinovea), которая позволяла рассчитать кинематические движения при выполнении удара слева двумя руками. Она признана наиболее эффективной современной программой, направленной на анализ кинетических переменных в спорте. С её помощью возможно осуществлять обработку видеозаписей различных цифровых форматов. Также она дает возможность работы с высокоскоростными фильмами и считывания времени выполнения основных приемов. Основным стал метод видеосъемки с последующим биомеханическим анализом ошибок выполнения упражнений.
Методика исследования также включала тестовую батарею для определения критериев оценки техники и методики обу-
ISSN 1991-5497.МИР НАУКИ, K^JItM^bl, 4(71)^C^18
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
87,7
67,7
27,8
0,02 0,01 3,17
0,01 0,02 0,17 1—1 1,4 1,7
27,1 27,2
ИТ
"ЦГ
3 4
□ контроль
5 6
■экспер
Рис.1. Динамикаприростакинематических составляющихудараслевадвумяруками впроцентах
чения удару слева двумя руками в теннисе.Были составлены контрольные испытания для оценки точности и силы наземного переднего удара и биомеханических составляющих (динамометрии, силы хвата кисти, фазы ускорения ракетки, скорости плечевого сустава). Нами также были сопоставлены 8 показателей кинематических составляющих удара слева двумя руками: расстояние между ногами; центр тяжести расстояния в исходном положении; угловая скорость руки; угловая скорость ракетки; центр тяжести расстоянии при ударе; скорость мяча; момент импульса рук; точность.
Результаты исследования и их обсуждение. Составление репрезентативной выборки контрольной и экспериментальной группы строилось на том, что исходные данные обеих групп по морфофункциональным признакам и уровню общей физической подготовленности в начале эксперимента отличались незначительно. Так среднее значение длины тела в экспериментальной группе составила 171,9?4,8 см, а в контрольной - 170,5?5,6 см; массы тела - 65,0?3,9 и 64,1?4,5 кг, длины руки - 65,9?2,1 и 65,7?2,8 см соответственно. Также были получены незначительные различия в выполнении различных контрольных испытаний. Динамометрия кисти и сила хватки ракетки также были близки по своим значениям.
Проведенная оценка некоторых кинематических составляющих удара слева двумя руками выявила незначительные различия практически всех показателей в группах испытуемых. Контрольные тестирования по точности и силы наземного переднего удара, угловой скорости руки и ракетки (рад/с), скорости мяча (м/с) и момента импульса рук (кг.т2 * рад/с) не обнаружили достоверных различий в результатах. Так, скорость мяча в фазе удара у студентов экспериментальной группы составила 25.88?3.04м/с, а в контрольной 25.98?2.97м/с (при р<0,01); угловая скорость руки в экспериментальной группе составила 1300.42?58.05 рад/с (в контрольной - 1329.19?53.91 рад/с) (при р<0,01).
Анализ ударных действий начинающих студентов-теннисистов обнаружил внешнее сходство в выполнении техники удара слева. Методом видеосъемки фиксировались многочисленные ошибки. В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их подраздели соответственно на три группы.
Библиографический список
1) В ходе анализа видеоматериалов были выявлены следующие ошибки: в начале эксперимента в обеих группах выявлены грубые (около 10%), значительные (около 30 %) и незначительные (около 60%).
2) Обнаружено преобладание стабильных ошибок над нестабильными.
3) Выявлено преобладание нетипичных ошибок над типичными.
После проведения занятий в экспериментальной группе по разработанной методике произошли следующие изменения показателей. При сравнении кинематических составляющих удара слева двумя руками в конце эксперимента выявлена следующая динамика их прироста (рис. 1).
Примечание: 1 расстояние между ног (см); 2 центр тяжести расстоянии в исходном положении; 3 угловая скорость руки (рад/с); 4 угловая скорость ракетки (рад/с); 5 центр тяжести расстояний при удара (см); 6 скорость мяча (м.с); 7 момент импульса рук (кг.т2 *рад/с); 8 точность (балл)
Как видно из рисунка 1, самые значимые приросты наблюдались по показателям скорости мяча (в экспериментальной группе прирост показателя выше на 20% в сравнении с контрольной); момент импульса рук (на 16,4%); угловой скорости ракетки (на 14,1%); точности попадания (на 4,5%).
Выводы. В начале педагогического эксперимента нами показано, что уровень физической подготовленности и специальных физических качеств в обеих группах студентов отличался незначительно.
Проведённый эксперимент с использованием разработанной методики показал, преимущества использования предложенной системы упражнений.
Это было доказано повторным тестированием в конце исследования. Так, в экспериментальной группе в сравнении с контрольной была выявлена более выраженная динамика снижения грубых и значительных ошибок, и ошибки носили в большей степени типичный и стабильный характер.
Произошли значимые приросты кинематических составляющих удара слева двумя руками по показателям скорости мяча, момента импульса рук, угловой скорости ракетки, и точности ударов.
1. Дышко Б.А. Современные методики биомеханических измерений: компьютеризированный динамометрический комплекс. Теория и практика физической культуры. 2000;7: 24 - 26.
2. Иванова Г.П. Биомеханика тенниса: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2008.
3. Ратов И.П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов. Москва, 2007.
4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. Москва, 1980.
References
1. Dyshko B.A. Sovremennye metodiki biomehanicheskih izmerenij: komp'yuterizirovannyj dinamometricheskij kompleks. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000;7: 24 - 26.
2. Ivanova G.P. Biomehanika tennisa: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2008.
3. Ratov I.P. Biomehanicheskie tehnologiipodgotovkisportsmenov. Moskva, 2007.
4. Il'in E.P. Psihofiziologiya fizicheskogo vospitaniya: deyatel'nost'i sostoyaniya. Moskva, 1980.
Статья поступила в редакцию 12.07.18
УДК 316.472.4
Gribova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: galina_gribova@mail.ru
Trukhacheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: tn10@mail.ru
Veselova A.R., student, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: kiviva669@gmail.com
THE STUDY OF INTERNET ADDICTION AMONG STUDENTS OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY ON THE EXAMPLE OF SOCIAL NETWORKING. The article studies a problem of Internet addiction among young people, identifies the causes of this problem, and presents the results of empirical research on the characteristics of the interaction of the younger generation in the global network among students of a medical school. For the analysis of the Internet dependence among students, the authors use one of survey methods by L.N. Yurieva and T.Yu. Bolbot (developed in Dnepropetrovsk, Ukraine, 2006) [1]. The study was conducted in 2017-2018 with a group of respondents - students at 17 years of age and older (N = 46) in Altai State Medical University, Barnaul. All respondents are Russian-speaking, i.e. get higher education in Russian.
Key words: medical education, Internet addiction, diagnostics, methodology, social networks.
Г.В. Грибова, канд. пед. наук, доц. каф. физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: galina_gribova@mail.ru
Н.В. Трухачева, канд. пед. наук, доц. каф. физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: tn10@mail.ru
А.Р. Веселова, студентка, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: kiviva669@gmail.com
ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ АГМУ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Статья Г.В. Грибовой, А.Р Веселовой, Н.В. Трухачевой посвящена проблеме интернет-зависимости среди молодежи, выявляются причины возникновения данной проблемы, а также представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия молодого поколения в глобальной сети среди студентов медицинского вуза. Для анализа интернет-зависимости среди студентов авторы использовали одну из опросных методик Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот (разработана в Днепропетровске, Украина, 2006 г.) [1]. Исследование проводилось в 2017 - 2018 гг. применительно к группе респондентов - студентов от 17 лет и старше (N = 46) в АГМУ, г. Барнаул. Все респонденты русскоговорящие, т. е. получают высшее образование на русском языке.
Ключевые слова: медицинское образование; интернет-зависимость; диагностика; методика; социальные сети.
Цель данной работы: исследовать уровень зависимости студентов 1 курса АГМУ от социальных сетей на примере.
Задачи:
• Рассмотреть процесс формирования зависимости от социальных сетей у молодежи.
• Рассмотреть, как данная зависимость может повлиять на здоровье человека.
• Обозначить основные признаки наличия зависимости от социальных сетей.
• Дать рекомендации по профилактике данной зависимости.
Выбранный нами метод исследования: анкетирование и статистический анализ.
В обществе нового типа - основанном на знаниях, индекс интеллектуальных активов (по критериям ООН) занимает первое место. Этот индекс зависит в сильной степени от информационного ресурса страны. В настоящее время не приходится доказывать, что интеллектуальный потенциал это основа экономики XXI в. Поэтому образование и наука стали главными приоритетами в рамках общей внутренней государственной политики развитых стран. Информатизация общества становится приоритетной задачей любого государства. Компьютер начинает влиять на поведение человека, его межличностные отношения [2]. Современный человек погружен в информационную среду и во многом зависим от нее. Информационная среда становится средой обитания для пользователя с компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия от вектора «человек-человек» постепенно заменяются вектором «человек-машина», что приводит к трансформации сознания. Такая часть информационной среды как Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Количество пользователей компьютерами и Интернетом в России растет очень быстро и в ближайшей перспективе приблизится к среднеевропейским показателям.
Очень большую популярность в Интернете имеют социальные сети. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей, а около 96% подростков общаются через Интернет [3]. Это нововведение приобрело не просто популярность, оно вызвало серьезную зависимость у многих людей. Патологическая тяга зайти в интернет называет-
ся психологами зависимостью от социальных сетей. Некоторые учёные серьёзно занимаются данной проблемой, но, несмотря на это, зависимость молодежи от социальных сетей еще недостаточно изучена и описана в научной литературе.
Чем же так привлекательно общение в социальных сетях? Во-первых, это возможность безграничного общения и быстрого обмена информацией. Во-вторых, это возможность анонимности и самовыражения без опасений. Многие пытаются повысить свою самооценку за счет социальных сетей. Самый главный недостаток социальных сетей - замена реального общения виртуальным. Виртуальная жизнь становится для него более ценной. Со временем у него пропадает желание появляться на людях, общаться с ними вживую, дабы не разрушить свой мифологический образ, созданный в интернете. Большая часть интернет-зависимых наблюдается среди подростков.
Можно выделить следующие стадии развития зависимости от социальных сетей [4]:
Независимые. Такие люди появляются в социальных сетях редко, используют интернет только при необходимости - найти номер телефона, чей-то адрес, необходимую информацию. На своих страницах размещают минимум информации о себе, фотографии могут отсутствовать вовсе.
Переходный тип. Такие люди посещают свои аккаунты каждый день и не по одному разу. Они заходят в интернет без особой надобности, просто посмотреть фотографии знакомых, друзей, «побродить» по сети, развеять скуку.
Зависимые. Самый распространенный тип. Каждые полчаса, а то и чаще, они обновляют свою страничку, возникшая переписка может затянуться на долгое время, отрывая человека от работы или домашних дел. А если вдруг ему не пишут, возникает чувство ненужности, что повергает зависимого в уныние и тоску. Реальные отношения подменяются виртуальными, близкие люди перестают быть близкими, не слышат друг друга.
Постоянное просиживание в социальных сетях имеет негативные последствия для организма и нервной системы. В первую очередь появляются проблемы с памятью и концентрацией внимания. При длительном нахождении в социальных сетях, человек получает информацию маленькими порциями в быстром темпе. Как следствие, мозг не может концентрировать внимание