&88Й888888&& ШТЕСЯАтаЖ ОБ ЕБиСАТКЖ №4, 2013 £&&&&&£&&& ^?Ц=^ УДК 376.1-053.88
особенности обучения пожилых людей
Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина (Пензенский государственный университет)
Авторами поднимаются вопросы вовлечения лиц пожилого возраста в образовательное пространство современного общества. Цель работы - выявить особенности в обучении лиц старшего возраста, рассмотреть различные варианты получения ими образования. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа существующих подходов к обучению взрослых. В качестве методологического основания использованы системный и структурно-функциональный подходы. В статье подчеркивается, что главным в организации образовательного процесса является личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека. Делается вывод о том, что главной целью образования людей пожилого возраста является развитие человека, активно и эффективно принимающего участие во всех сферах общественной жизни.
Ключевые слова: образование пожилых людей; активное долголетие; социальная активность; пожилой человек.
SPECIFICS OF THE ELDERLY PEOPLE EDUCATION
G. B. Kosharnaya, E. V. Shchanina (Penza State University)
The authors are concerned with the issues of involving elderly people in the modern educational process. The objective of the article is to study special aspects of the elderly people education and discuss various options to provide education for them. The research tasks have been fulfilled through the analysis of current approaches to the elderly people education. The system-oriented and structural-functional approaches are employed as a methodological basis. The article pinpoints that the personal approach plays the key role in organising the educational process engaging individual, psychological and social features of every person. The authors draw a conclusion that the main purpose of the elderly people education is to develop a person able to take an active
part in all spheres of public life.
Keywords: elderly people education; active ageing
В современных социально-экономических условиях востребованность человека определяется уровнем его образования, способностью быстро и эффективно принимать решения, легко приспосабливаться к быстро меняющимся технологиям и условиям труда.
Пожилые люди - один из самых представительных социально-демографических слоев населения, социальное положение которого в нашей стране за последние годы претерпело существенные изменения.
Основой для выделения пожилых людей в особую группу является их возраст. Возрастная стратификация пожилых людей - одна из самых разработанных как в мире, так и в России. Она имеет различные подходы. На практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. На наш взгляд, этот критерий не может быть универсальным, так как пенсионный возраст во многих странах разный. В большинстве развитых государств возраст выхода на пенсию составляет 65 лет,
social activity; elderly person.
в некоторых странах женщины уходят на пенсию раньше мужчин [4, c. 36].
Ученые различных специальностей (антропологи, геронтологи, психологи) высказывают различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как начало старости. Другие социально-экономические показатели («пороги») перехода к старшему возрасту - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей [4, c. 37].
В настоящее время в производственной сфере упор все больше делается на внедрение инновационных технологий, более современного оборудования, компьютеризацию практически всех рабочих мест, что в свою очередь имеет неблагоприятные последствия для пожилых людей: они не могут устроиться на работу по специальности в престижные фирмы, поскольку старость в общественном восприятии ассоциируется с негативными © Кошарная Г. Б., Щанина Е. В., 2013
характеристиками, становится синонимом отставания от эпохи. В условиях рыночной экономики все больше предприятий рассматривают человека в качестве сотрудника, способного создавать новые ресурсы, достигать поставленных целей, и для них работник хорош, пока его можно использовать в своих целях. Подобное отношение, отражающее определенный стереотип мышления, страх перед наступлением старости, исключает наличие у пожилых людей тех ценностей, которые присущи только этому этапу их жизни, и накладывает отпечаток на социальное решение их проблем.
В современном западном обществе, ориентированном на молодежную культуру, появились негативные стереотипы относительно старости. Они отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества в целом. В данном случае мы встречаемся с таким явлением, как эйджизм - откровенно негативном отношении к старшим поколениям, которое существует в самых различных общественных формах и проявлениях [подробнее см.: 4, с. 48]. Искусственное сужение возможностей участия людей пожилого возраста в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества отрицательно сказывается на качестве их жизни, мешает им показать себя, использовать накопленные знания, умения и способности, реализовывать свою социальную активность. В результате все это тормозит развитие самого общества.
Проблемы в отношениях пожилых людей с представителями молодого поколения нередко появляются в силу того, что вследствие активно развивающегося образования молодежь по своей подготовке в области применения современных технологических средств значительно превосходит пожилых людей. Такой подход к старости провоцирует снижение у человека интереса к жизни, что в свою очередь приводит к ускорению процесса старения.
На наш взгляд, старость следует рассматривать как очередной этап развития человека. Именно на этом этапе у него ярко выражены потребности быть зна-
чимым и самостоятельным, к удовлетворению которых он стремится. Поэтому человек пенсионного возраста может и должен развиваться в соответствии со своими интересами и потребностями.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между уровнем активности человека и его настроением, удовлетворенностью имеющимся положением. Степень адаптации к пенсионному периоду жизни зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать сферы и области, в которых можно активно реализовывать свою социальную роль [3, с. 121]. Поэтому, на наш взгляд, суждения по поводу творческой ограниченности лиц пожилого возраста безосновательны. Если рассмотреть группу пожилых людей, представителями которой являются специалисты в области науки, писатели, актеры, педагоги, общественные деятели, то их интеллектуальные возможности могут сохраняться долгие годы. Многие крупные открытия, выдающиеся произведения — это результат труда именно людей старшего возраста, так как именно с возрастом в результате накопления знаний приходит опыт.
Следует также понимать, что с возрастом у человека меняется уровень самооценок, ценностных критериев. С выходом пожилого человека на пенсию становится другим его образ жизни, сужается круг общения, минимизируются (чаще всего вынужденно) потребности. Вместе с тем увеличивается объем свободного времени, требующий заполнения полезной содержательной деятельностью для продолжения полноценной жизни, поэтому проблема организации свободного времени пенсионеров как способ реализации их интересов, запросов, желаний, удовлетворенности жизнью имеет большое значение [2, с. 33].
Основными факторами, влияющими на творческую активность пожилых людей, являются богатый жизненный опыт, свободное время, активный досуг (чтение, экскурсии, посещение театров и пр.), стремление поделиться своими знаниями и умениями, стремление быть востребованными.
Исследования показывают, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше его ум сохраняет активность, превосходит других по интеллектуальным возможностям. Успехи человека продлевают его жизнь больше, чем физическая активность и здоровый образ жизни, поэтому особенно актуальным является создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации [4, с. 64].
Таким образом, в настоящее время становится особенно актуальным рассмотрение вопросов вовлечения лиц пожилого возраста в образовательное пространство современного общества.
До сих пор в обществе существует стереотипное представление об ограниченной способности пожилых людей к восприятию новой информации и трудности в обучении. Однако исследования показывают, что различия в способностях обучения между молодыми и пожилыми людьми незначительные и большинство людей в пенсионном возрасте (по крайней мере до 70—75 лет) в значительной мере сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал [1, с. 45]. Некоторые трудности в обучении связаны лишь с состоянием здоровья (слабостью зрения, слуха, плохой координацией движений).
Результаты исследований М. Э. Елютиной, Э. Е. Чекановой свидетельствуют, что люди в зрелом и более старшем возрасте обладают хорошей организацией памяти, способностью к верным суждениям относительно неопределенных жизненных ситуаций. Кроме того, обучение в старшем возрасте - наиболее эффективная форма тренировки психических функций [1, с. 117].
Следует особо обратить внимание на сам процесс обучения людей, достигших пенсионного возраста. Например, в колледжах и университетах США на студенческой скамье можно встретить пожилых людей. С их точки зрения, обучение не только является способом проведения свободного времени, но и дает возможность тренировать познавательные способности
(основная задача - отдалить момент наступления интеллектуального угасания), получать новую профессию.
На сегодняшний день весьма актуальным, особенно в отношении пожилых людей, является использование в повседневной жизни современных технологий, таких как Интернет, который дает возможность общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, быть пользователями электронных библиотек и т. д. С помощью глобальной сети возможно решать проблему одинокой старости, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Этого можно избежать благодаря обучению пожилых людей основам компьютерной грамотности. Однако если нет возможности воспользоваться компьютером, можно прибегнуть к самым простым и доступным каждому способам удовлетворения познавательных интересов и самообразования — чтению книг, журналов, газет, просмотру телепередач и пр.
В настоящее время создаются условия для совместной деятельности представителей различных поколений. Так, например, на базе некоторых школ реализуются программы обучения компьютерной грамотности внуками представителей старшего поколения, а старшее поколение, в свою очередь, учит потомков вязанию и другим видам деятельности. Тем самым в образовательный процесс вовлекаются представители различных поколений. Благодаря такому взаимодействию решаются одни из главных проблем современного общества — ликвидация непонимания и отсутствия общих интересов между старшим и младшим поколениями, отсутствие уважения.
Следовательно, обучение помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения уровня и каче-
ства жизни пожилых людей, которое связано не только с материальным благополучием.
Потребность в обучении у лиц пенсионного возраста формируется проблемной ситуацией. За счет обучения расширяется сфера возможного выбора моделей поведения в тех или иных ситуациях.
Образование в пожилом возрасте можно рассматривать и как взаимодействие человека с различными источниками информации, в основе которого лежат определенные потребности пожилых людей, т. е. именно то, что преобразует обычное усвоение информации в образовательную ситуацию, причем ее содержательными компонентами являются те элементы, которые развивают человека и способствуют саморазвитию. В тоже время и к передаваемой информации предъявляется жесткое требование - она должна быть разнородна (лекции, учебные пособия, справочные материалы, брошюры и т. д.). Следовательно, подобная информация, отобранная с учетом возраста и квалификации пожилых людей, должна ориентироваться на определенные желания обучающихся, включать в себя специальную литературу по различным отраслям знаний, сведения, поставляемые средствами массовых коммуникаций и т. д.
Большинство обучающих программ для пожилых людей имеют свою особенность -они разнообразны и не сводятся к строго очерченным дисциплинам. В этой связи следует очень точечно обратить внимание именно на методики обучения, потому что пожилые люди хотят учиться, но подход к ним должен быть несколько иной, чем к молодым людям.
В образовательном процессе пожилых людей особую роль играет понимание человеком того, что ему нужно. Именно это условие и влияет на степень заинтересованности пожилых людей по отношению к знаниям, получаемым из разных источников. В тот момент, когда пожилой человек, осознает необходимость в пополнении знаний, получении новой информации, он становится актором образовательного процесса. В свою очередь осознание необходимости в пополнении знаний определяется потребностями, формирование
которых могут спровоцировать различные ситуации, например:
— понимание, что реальный уровень знаний для успешного функционирования в современном, быстро меняющемся обществе ниже необходимого;
— возникновение противоречий между имеющимися знаниями и необходимыми для овладения пожилым человеком навыками, способствующими адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;
— стремление пожилых людей более глубоко анализировать проблемы, выходящие за пределы их личного бытия и носящие глобальный характер;
— желание лучше и глубже разобраться в себе;
— неумение справиться с жизненными кризисами;
— стремление к удовлетворению культурных, творческих, исследовательских, педагогических, образовательных потребностей.
Таким образом, основной задачей образования людей пожилого возраста является выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни. Этого можно добиться за счет удовлетворения конкретных образовательных потребностей пожилых людей, таких как получение или повышение качества профессиональных навыков, сохранение здоровья, улучшение качества семейной жизни, активное участие во всех сферах общественной жизни, полноценный досуг, развитие собственной личности.
Стоит также отметить, что обучение пожилых людей направлено не только на получение новой профессии, но и на их самообразование как процесс непрерывного самосовершенствования. Так, с выходом человека на пенсию увеличивается объем его свободного времени, которое можно посвятить реализации своей мечты, на которую ранее не хватало времени, изучению иностранных языков, занятиям вокалом, танцами, изобразительным искусством и т. д. Процесс обучения позволяет пожилому человеку чувствовать себя самостоятель-
&88Й888888&& INTEGRATION OF EDUCATION. № 4, 2013 £&&&&&£&&&
ной, самореализующейся личностью; способствует самоутверждению, обретению уверенности в своих возможностях, способностях, силах [5, с. 60].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: образование лиц пенсионного возраста должно способствовать успешной адаптации личности к быстро изменяющимся условиям жизни; должно научить каждого индивидуума ликвидировать разрывы, оказывающие влияние на все сферы его жизнедеятельности и существование в целом; помогать пожилым людям справляться с любыми возникающими неопределенными ситуациями. Подчеркнем, что главным в организации образовательного процесса пожилых людей должен быть личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Елютина, М. Э. Социальная геронтология / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова. - Москва : ИНФРА-М, 2004. - 157с.
2. Кошарная, Г. Б. Проблемы социальной защиты граждан пожилого возраста / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Власть. - 2006. — № 8. - С. 31—36.
3. Старикова, М. М. Стереотипы старости и старения / М. М. Старикова // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. — 2011. — № 2 (22). — С. 43-50.
4. Щанина, Е. В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе : региональный аспект : дис. ... канд. соц. наук / Е. В. Щанина. - Пенза, 2006. - 160 с.
5. Щанина, Е. В. Факторы социальной активности старшего поколения / Е. В. Щанина // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Общественные науки. - 2009. — № 2 (10). - С. 57—67.
Поступила 26.09.13.
Об авторах:
Кошарная Галина Борисовна, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза, Россия), доктор социологических наук, профессор, [email protected]
Щанина Екатерина Владимировна, доцент кафедры социологии и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза, Россия), кандидат социологических наук, [email protected]
Для цитирования: Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. - 2013. - № 4 (73). - С. 57-61.
REFERENCES
1. Elyutina M. E., Chekanova E. E. Sotsialnaya gerontologiya [Social gerontology]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 157 p.
2. Kosharnaya G. B., Shchanina E. V. Problemy sotsialnoy zashchity grazhdan pozhylogo vozrasta [Problems of social protection of elderly citizens]. Vlast [Power]. Moscow, 2006, no. 8, pp. 31-36.
3. Starikova M. M. Stereotipy starosti i stareniya [Old age and aging stereotypes]. Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta [Nizhny Novgorod University Bulletin]. 2011, no. 2 (22), pp. 43-50.
4. Shchanina E. V. Socialnaya aktivnost pozhilykh lyudey v sovremennom rossiyskom obshchestve: regionalnyj aspect. Diss. kand. sociolog. nauk [Social activity of elderly people in the modern Russian society: regional aspect. Sociologic. sci. thesis]. Penza, 2006, 160 p.
5. Shchanina E. V. Faktory sotsialnoy aktivnosti starshego pokoleniya [Factors in seniour generation’s social activity]. Izvestija Vysshikh Uchebnykh Zavedeny. Povolzhsky Region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences]. 2009, no. 2 (10), pp. 57-67.
About the authors:
Kosharnaya Galina Borisovna, Professor, Head of Chair of Sociology and Human Resource Management, Penza State University, Doctor of sociological sciences, [email protected]
Shchanina Ekaterina Vladimirovna, research assistant professor, Chair of Sociology and Human Resource Management, Penza State University, Kandidat nauk degree holder (PhD) in sociological sciences, [email protected]
For citation: Kosharnaya G. B., Shchanina E. V. Osobennosti obuchenija pozhilyh ljudej [Specifics of the elderly people education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 4 (73), pp. 57-61.