Научная статья на тему 'Особенности обучения объектноориентированному программированию в педагогическом вузе'

Особенности обучения объектноориентированному программированию в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / OBJECT-ORIENTED APPROACH / OBJECT-ORIENTED PROGRAMMING / COMPUTER SCIENCE / TASK / PRINCIPLES / FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрусенко Е. Ю.

Современное образование в области информатики и программирования немыслимо без объектноориентированного подхода. Образовательные задачи, определенные в статье, должны быть решены в процессе преподавания объектно-ориентированного программирования. Обучение данной технологии подразделяется на несколько видов. Преподавание объектно-ориентированного программирования зависит от многих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрусенко Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF TEACHING OBJECTORIENTED PROGRAMMING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Modern education in the fi eld of the computer science and programming is unthinkable without an object-oriented approach. The educational tasks defi ned in the article need to be solved in the process of teaching of object-oriented programming. The teaching of this technology is divided into several types. The teaching of an object-oriented programming depends on many factors.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения объектноориентированному программированию в педагогическом вузе»

УДК 378.147 Е.Ю. АНДРУСЕНКО

кандидат психологических наук, кафедра гуманитарных, педагогических дисциплин и физической культуры, Армавирский лингвистический социальный институт E-mail: [email protected]

UDC 378.147

E.YU. ANDRUSENKO

Candidate of Psychology, Department of Humanities, Pedagogical Disciplines and Physical Culture, Armavir

Linguistic Social Institute E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

THE FEATURES OF TEACHING OBJECT-ORIENTED PROGRAMMING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Современное образование в области информатики и программирования немыслимо без объектно-ориентированного подхода. Образовательные задачи, определенные в статье, должны быть решены в процессе преподавания объектно-ориентированного программирования. Обучение данной технологии подразделяется на несколько видов. Преподавание объектно-ориентированного программирования зависит от многих факторов.

Ключевые слова: объектно-ориентированный подход, объектно-ориентированное программирование, информатика, задачи, принципы, формы обучения.

Modern education in the field of the computer science and programming is unthinkable without an object-oriented approach. The educational tasks defined in the article need to be solved in the process of teaching of object-oriented programming. The teaching of this technology is divided into several types. The teaching of an object-oriented programming depends on many factors.

Keywords: object-oriented approach, object-oriented programming, computer science, task, principles, forms of training.

Наиболее популярным средством для разработки приложений за последние десять лет стал объектно-ориентированный подход. Он установил стандарт для многих фирм и программистов. Практически во все профессиональные системы включены средства для поддержки объектно-ориентированного программирования. Данный подход повлиял на уровень качества программ и эффективность работы программистов. Владение объектно-ориентированной технологией программирования является неотъемлемой частью современного уровня образования в области информатики.

Информатика как учебная дисциплина является одной из самых динамично обновляющихся и изменяющихся. Ведущей в информатике, в настоящее время, стала методология объектно-ориентированного программирования. Потребность в детальном изучении этой методологии связана с современными разработками в компьютерных науках, которым должна соответствовать методика обучения программированию.

Зарубежные и отечественные ученые, такие как А. Якобсон, Б. Мэйер. Г. Буч, И.А. Бабушкина, Г.С. Иванова, посвятили многие исследования данному виду программирования.

Объектно-ориентированное программирование -это способ организации кода в программе путем его группировки в виде объектов, то есть отдельных элементов, которые включают информацию и функции.

Объектно-ориентированный подход к организации программы позволяет группировать определенные фрагменты информации вместе с часто используемыми функциями или действиями, связанными с этой информацией [2].

В ходе обучения объектно-ориентированному программированию необходимо решить следующие образовательные задачи:

- сформировать представления о подходе;

- обучить принципам программирования;

- обучить объектно-ориентированному проектированию;

- обучить объектной декомпозиции;

- обучить созданию повторно используемого программного кода.

Для успешного решения этих образовательных задач желательно применять не только индивидуальную и групповую формы обучения, а также коллективную, доминирующую в работе над проектами. По мнению Б. Мэйера, факультеты университета должны создавать масштабные объединяющие проекты, которые обеспечат лучшее обучение, факультетские исследования [5].

Речь идет о том, что к участию в разработке проектов следует привлекать студентов и преподавателей других кафедр. Опыт, полученный студентами в коллективном участии над созданием программного обеспечения, поможет улучшить их профессиональную подготовку. Для успешности в работе над проектами необходима четкая

© Е.Ю. Андрусенко © E.Yu. Andrusenko

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

организация не только коллективной деятельности, но и самостоятельной работы студентов.

Обучение объектно-ориентированному программированию разделяется на четыре вида:

1. задания (длительностью от 1 до 5 минут), которые проводятся для проверки знаний синтаксиса языка программирования (используется индивидуальная форма);

2. лабораторные работы, проводятся с целью изучения на практике применения принципов программирования (используется групповая форма);

3. проекты (длительностью от 1 до 3 месяцев), проводятся для более глубокого усвоения объектной декомпозиции (используются индивидуальная и групповая формы);

4. длительные проекты (протяженностью от 1 года до 3 лет). Организаторами выступают несколько кафедр высшего учебного заведения. Работа основывается на взаимном сотрудничестве, создается координационный центр, курирующий весь ход работы. В качестве примера такого проекта можно считать разработку программного обеспечения для электронного обучения (используется коллективная форма) [4].

Преподавание объектно-ориентированного программирования зависит от многих факторов.

1. Применение современных технических средств обучения.

2. Использование новейших интегрированных сред разработки: несмотря на существование множества сред разработки программного обеспечения, следует пользоваться распространенными и доступными. Программно-вычислительные средства должны быть простыми, для того чтобы студенты затрачивали меньше времени и могли более углубленно заняться изучением основных приемов, методик объектно-ориентированного программирования.

3. В лекции необходимо вносить вопросы методологии языка, концепции, понятия, принципы, классы, функции и т.д.

4. Практические занятия должны быть насыщены интересными задачами, решение которых требует от преподавателя демонстрации приемов создания программ. Закрепить интерес студентов к изучению данного вида программирования помогут сюжетные задания. Например, моделирование работы предприятия, компьютерного магазина и т.п. Создание атмосферы увлеченности среди студентов поможет преподавателю добиться эффективности, так как развитие навыков и умений практического программирования - кропотливая и сложная задача.

5. Выполнение лабораторных работ со стороны преподавателя должно постоянно сопровождаться контролем теоретических знаний и консультированием студентов в случае возникновения сложностей [6].

В процессе обучения студенты испытывают следующие трудности:

- перемена алгоритмического мышления на объектно-ориентированное;

- изучение на практических занятиях объектной декомпозиции;

- формирование представлений об объектно-ориентированном программировании;

- сложность процесса разработки программного обеспечения.

Методология объектно-ориентированного программирования разносторонняя и своеобразная. Преимуществом и, одновременно, недостатком является отсутствие общей точки зрения. Достоинство заключается в том, что во время обучения рассматриваются разные интерпретации программирования. Недостаток состоит в том, что отсутствие единой точки зрения может привести к ее формальному и ограниченному изучению. Обучение объектной декомпозиции без рассмотрения принципов программирования и реализация на практике его преимуществ, не сформирует у студентов нужных представлений об объектно-ориентированном программировании.

Начальный этап обучения, связанный с формированием представлений об основах программирования, вызывает затруднения среди студентов. Дальнейшее изучение методологии зависит от того, как формируются эти представления.

В начале обучения студентов объектно-ориентированному программированию желательно использовать на занятиях презентации. Презентация позволит лучше разобрать сущность взаимосвязи диаграммы классов языка ЦМЬ и объектно-ориентированного программного кода за счет яркости и анимации слайдов. После изучения материала, представленного презентациями, студенты смогут начать применение языка ЦМЬ и на его основе создавать программный код.

Алгоритмический стиль мышления, сформированный у большинства студентов, изменится, когда они станут понимать достоинства, представленные методологией объектно-ориентированного программирования. Одним из важных обстоятельств, способных привести к изменению стиля мышления со структурного на объектно-ориентированный, является освоение объектной декомпозиции. Объектно-ориентированный подход помогает: решению проблем построения сложных систем; улучшению сопровождения программного обеспечения; расширению и масштабированию программного кода.

Алгоритмическая декомпозиция по отношению к объектной декомпозиции не должна преобладать на начальном этапе обучения программированию. Желательно сократить до минимума рассмотрение объектной декомпозиции и приступить к ее изучению тогда, когда у студентов будет сформировано представление об основах объектно-ориентированного программирования, и они смогут реализовывать ее на практике [1].

Отвлечься от программного кода в целом и сконцентрироваться на определенных классах и некоторых отношениях между классами позволит осуществление объектной декомпозиции. Как считает Г. С. Иванова, в основе любого подхода к программированию лежит

понятие декомпозиции сложных систем с целью последующей реализации в виде отдельных небольших подпрограмм [3].

Так как происходит стремительное развитие и совершенствование объектно-ориентированных языков, главной задачей преподавателей становится воспитание у студентов стремления к самообразованию. Процесс изучения программирования занимает много времени и усилий. Успешность освоения дисциплин помогает студентам в профессиональном росте.

Таким образом, на протяжении всего периода обучения объектно-ориентированному программированию необходимо опираться на методические рекомендации по формированию представлений об этом виде программирования, изучать преимущества объектно-ориентированного программирования на практике, решать сюжетные задачи. В этом случае у студентов сформируются необходимые знания и процесс обучения будет соответствовать современным требованиям.

Библиографический список

1. Бабушкина И.А. Практикум по объектно-ориентированному программированию. М: Бином, Лаборатория знаний, 2004. 366 с.

2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. Пер. с англ. 3-е изд. Вильямс, 2008. 741 с.

3. Иванова Г.С., Ничушкина Т.Н., Пугачев Е.К. Объектно-ориентированное программирование: учебник для вузов. 3-е изд., стер. Под ред. Г.С. Ивановой. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 368 с.

4. ЛапчикМ.П. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студ. пед. вузов. Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.

5. Мейер Б. Объектно-ориентированное конструирование программных систем. Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. 347 с.

6. Пышкин Е.В. Основные концепции и механизмы объектно-ориентированного программирования. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 640 с.

References

1. Babushkina I.A. Workshop on object-oriented programming. M: Beanom, Knowledge Laboratory, 2004. 366 p.

2. Booch G. Object-oriented Analysis and Design with Applications. Trans. from English. 3rd ed. Williams, 2008. 741 p.

3. Ivanova G.S., Nichushkina T.N., Pugachev E.K. Object-oriented programming: Textbook for universities. 3rd ed., stereotype. Ed. G.S. Ivanova. M.: Publishing House of the MGTU. N.E. Bauman, 2007. 368 p.

4. Lapchik M.P., Semakin I,G., Henner E.K. Teaching Techniques of Informatics: Textbook for students of pedagogical higher educational institutions / ed. M.P. Lapchik. M.: Publishing center "Academy", 2001. 624 p.

5. MeyerB. Object-oriented design of software systems. Trans. from English. M .: Publishing - Trade House "Russian edition", 2005. 347 p.

6. PyshkinE.V. Basic concepts and mechanisms of object-oriented programming. SPb .: BHV-Petersburg, 2005. 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.