ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Р. А. РЫШМАНОВ
В статье на примере опыта зарубежных стран рассматривается проблема зависимости экономического роста от уровня научно-технического прогресса. Показано, что инновационные технологии представляют собой важный фактор интенсивного экономического роста. Их уникальность заключается в способности функционировать как основной элемент инфраструктуры для эффективного развития отраслей промышленности и увеличения производительности труда.
Ключевые слова: экономический рост, инновации, промышленность, человеческий капитал.
Инновационные технологии невероятно активно распространяются во всем мире, их сила заключается в способности модернизировать экономические системы и возможности общества, они улучшают условия жизни во всем мире. Работа инновационного сектора является крайне важной как для развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. С его помощью можно усилить потенциальную и долгосрочную конкурентоспособность развитых стран. А также способствовать структурным преобразованиям развивающихся стран, увеличению эффективности их экономик, решению экономических и социальных проблем, созданию более развитой экономики.
Инновационные технологии представляют собой важный фактор интенсивного экономического роста. Их уникальность в способности функционировать как основной элемент инфраструктуры для эффективного развития отраслей промышленности и увеличения производительности труда. Эта способность крайне важна для развития экономики стран и повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Помимо поддержки экономической устойчивости страны, инновационные технологии также могут играть ведущую роль в создании и экологической и социальной устойчивости, как в пределах собственного сектора, так и как инфраструктура внутри других отраслей.
Рассмотрим более подробно, какое место сектор инновационных технологий занимает в экономиках разных стран мира, где он наиболее успешно используется и действительно ли ведет к экономическому развитию.
Учитывая тот факт, что развитие инноваций, как правило, является откликом на определенные
инновационные вызовы, зачастую вызванные кризисными явлениями, инновационные модели развития различных групп стран существенно отличаются в части направленности инновационных разработок.
Так, для развития стран первостепенное значение имеют проблемы энергосбережения и борьбы с терроризмом, а для развивающихся стран -проблемы экологии и питьевой воды и т. д.
Россия не принадлежит ни к группе развитых стран, ни к странам третьего мира, поэтому она не встраивается в специфическую инновационную проблематику данных групп стран. Для России больше свойственны серединные технологии -машиностроение и т. д.
Инновации возможны не только в высокотехнологических отраслях (биотехнологии, нанотехнологии, ГГ), но и в низкотехнологических отраслях (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство).
Было бы идеально превращение России в интеллектуальный центр для мировой инновационной экономики, но до этого еще очень далеко и к этому необходимо стремиться.
В настоящее время крупные иностранные корпорации создают в России собственные НИОКРы, но при этом бизнес-центры находятся за рубежом. Россия становится интеллектуальным аутсорсингом для развитых стран.
Проблема данного пути развития инновационного сектора заключается в том, что экономический эффект будет за границей, а не внутри страны. Разработка технологий (патентов) без промышленного воплощения бесперспективна, так как иностранцы настроены покупать не российские патенты, а российских ученых.
Важнейшим показателем успеха инновационной модели той или иной страны является объем инновационного рынка. По этому показателю есть единственный лидер - США. Важно учитывать и опыт близких по менталитету стран (Израиль, Франция) или стран, с которыми сложились давние тесные связи (Индия). Но основной тон в применении полного цикла инноваций задает все-таки США. Важно максимально расширить сотрудничество в обмене опытом, перенимать инвестиционные технологии, знания по анализу рынков и всем прочим направлениям, составляющим цикл разработки и внедрения инноваций.
Бурный рост инновационной экономики развивающихся стран прежде всего объясняется налаженными кооперационными связями с транснациональными компаниями.
Прежде всего в этом ключе полезен опыт стран Юго-Восточной Азии (Кореи, Японии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин).
Стремление мировых транснациональных компаний обеспечить высокое качество производимых компонентов в развивающихся странах подтолкнуло их к переносу в них передовых технологий, корпоративной культуры, образования и так далее, что обеспечило высокие темпы инновационного роста. К сожалению, согласно существующей статистике, Россия пока фактически не участвует в производственных цепочках мировых производителей.
Тесная интеграция национального инновационного сектора в мировую экономику будет вести к тому, что спрос на российские инновации будет формироваться преимущественно со стороны иностранных компаний и корректироваться экономической политикой иностранных государств. Для России актуально создавать новые рынки, а не идти на уже существующие, где крайне высока конкуренция. России следует стремиться масштабно внедрять инновационные технологии, на шаг опережая развитые страны, что проще делать на пустом месте.
Государство должно организовать компанию по анализу мирового опыта по стимулированию инноваций.
США
По существующим оценкам, рост экономики США на 50 % объясняется инновациями, тогда как для России такая зависимость определяется только лишь на 15 %. Основной причиной такой расстановки сил является высокая концентрация интеллекта в США, с чем не может конкурировать ни одна страна в мире. Причина кроется в особых условиях инновационной деятельности в
США. Крайне полезен опыт США в части стимулирования инновационного развития, где действует Национальная Программа Поддержки Инновационного Бизнеса. Программа предполагает проведение конкурсов инновационных проектов, который, по существующей статистике выигрывает 1 проект из 13. Победитель получает грант в размере 100 000 долл.
По результатам анализа использования гранта компания может надеяться на получение еще одного гранта в размере 500 000 долл., после чего в случае успеха компания может получить многомиллионный кредит для выведения продукта на рынок. При этом не следует слишком бояться коррупционных издержек, так как результаты роста экономики их оправдывают. США агрессивно поддерживают своих производителей на внешних рынках, что стимулирует рост спроса на инновации [5].
Япония
На примере Японии становится ясно, что отсутствие полезных ископаемых является реальным стимулом для развития обрабатывающей промышленности, а не наоборот. В Японии действуют крупные корпорации, определяющие ориентиры развития инновационной экономики, роль которых в России может сыграть «Газпром».
Опыт Японии поучителен еще и тем, что национальная культура потребления формирует высокий спрос на инновации именно в потребительском секторе. Так, например, в Японии принято раз в два года менять домашнюю технику, что стимулирует появление новых инновационных товаров в данном секторе. Для того чтобы продукт продавался, потребители должны поверить, что данный продукт действительно является инновационным. Причем внедрение спроса на инновационные продукты должно происходить на уровне жизненного уклада населения [1].
Финляндия
Опыт Финляндии может оказаться наиболее полезным в части развития инновационного сектора экономики. Так, Финляндии удалось в довольно короткий период времени превратить сырьевой сектор добычи древесины в один из самых передовых и инновационноемких, тем самым подтвердив возможность инновационной трансформации энокоми-ки на базе добывающей промышленности.
С другой стороны, Финляндии удалось успешно продвинуться в инновационном развитии сектора телекоммуникаций благодаря удачному государственному стимулированию малого венчурного бизнеса и создания заинтересованности со стороны крупных корпораций ^ОКГА) [4].
Израиль
Инновационный опыт Израиля - это опыт быстрого формирования инновационного сектора, интегрированного в мировую экономику и при этом основанного на создании собственных инновационных технологий. Израилю удалось интегрироваться в инновационную экономику США, где существует мощная государственная поддержка. То есть высокий внешний спрос на инновации структурировал и подтолкнул к развитию национального инновационного сектора.
По интенсивности исследовательских работ, Израиль занимает первое место в мире, и третье, по числу научных публикаций на миллион населения.
В начале века в Израиле создавалась новая стартап компания каждые 40 часов. Сегодня, в сфере ГГ, Израиль насчитывает больше 4-х тыс. успешных компаний. Опережают страну лишь США. Благодаря этой статистике, Израиль называют второй силиконовой долиной.
Эксперты сводятся к тому, что еврейский народ всегда стремится получить новые знания и постоянно их обновляет. Но не только ментальность стала причиной технологического рывка. Основополагающую роль сыграло противостояние страной конфликтам, которое продиктовало необходимость в кратчайшие сроки сформировать собственный ВПК. Ограниченные источники приобретения вооружений заставили Израиль научится очень быстро разрабатывать и производить современное оружие. В 80-х годах, покрыв внутренний спрос на оружие, и не выйдя на достаточный экспорт (в мире в это время наблюдалось общее падение спроса), оборонная отрасль Израиля начала сжиматься.
Как одно из следствий, в конце 80-х был закрыт проект по созданию военного истребителя Lavi, в результате свертывания которого, 1,5 тыс. высококлассных технических специалистов остались без работы. Эти специалисты обладали огромным опытом ведения крупных и сложных разработок в сжатые сроки. В это же время концентрацию технических специалистов на рынке труда усилил многотысячный поток высокообразованных эмигрантов из бывшего СССР. А рынок уже не мог занять всех желающих: высокотехнологичные производства, где мог быть задействован их опыт были полностью укомплектованы. К началу 1990-х гг., когда безработица в стране достигла 10 % населения, правительство не смогло не воспользоваться таким потенциалом. Так, в стране началась технологическая революция.
Первым делом в 1991-м г. в стране был создан государственный венчурный фонд с капита-
лизацией 35 млн долл. Далее правительство отработало механизмы взаимодействия с инноваторами и инвесторами, попутно внося изменения в существующее законодательство. Затем, в 93-м г., был создан государственный фонд фондов Yomza с капитализацией уже в 100 млн долл., 20 % которых инвестировались напрямую в стартапы, остальные передавались венчурным фондам, обязанным помимо государственных средств, привлекать и частные иностранные инвестиции, в объеме, превышающем государственные. Таким образом, вместе с инвестициями, менеджеры фондов перенимали и опыт управления капиталами у иностранных инвесторов, капиталы которых они привлекали. Благодаря Yomza, развитие высоких технологий и инновационных проектов в Израиле значительно ускорилось.
Параллельно государство создало программу технологических инкубаторов, которые были задуманы специально для выходцев из СССР. Менеджмент инкубаторов взял на себя организационные и бюрократические вопросы, обеспечил изобретателей всей инфраструктурой, дав ученым возможность сосредоточится исключительно на разработках. Так, каждый занимался своим делом: ученые сосредоточились на разработках, а предприниматели на развитии и продвижении продуктов. Таких инкубаторов (их прозвали теплицами) в Израиле 26. Каждый из них, на протяжении двух лет, параллельно развивает около 10-ти стартапов. По истечении этого срока, стартап становится автономным. Попасть в инкубатор можно только с идеей, которая имеет значительный экспортный потенциал. Очень много идей отсеивается, потому что отбор проектов является очень жестким и осуществляется на двух уровнях. Первый осуществляет экспертный совет инкубатора. Второй - офис главного ученого Министерства промышленности, торговли и занятости. Такие условия продиктованы особенностью финансирования стартапов. Правительство направляет инвестиции (обычно 300 тыс. долл. - 1,8 млн) предпринимателям в виде грантов. Если проект оказывается успешным, за государством закрепляется доля в размере 3-4-х %, которые перечисляются в виде роялти с товарных продаж. В случаях, если проект не окупается, предприниматели не несут никакой ответственности. Этим и объясняется тщательность отбора заявок.
С момента запуска программы в инкубаторах создано около 1,5 тыс. компаний, половина из которых работают и по сей день. Несколько лет назад, инкубаторы приватизировали частные инвесторы, но финансирование продолжается вместе
с государством. Благодаря выстроенной системе развития высокотехнологичных проектов, экспорт Израиля в сфере высоких технологий составил 17,6 млрд долл. в 2009-м г. (данные ЦБС), что приблизительно равно половине всего экспорта.
Важно отметить, что еще одной составляющей технологического успеха стала грамотная инновационная политика, привлекшая в страну лидеров в области инновационных технологий. Так, в 1964-м г., свой первый за пределами США филиал в Израиле открыла Motorola. Сегодня свои исследовательские центры в стране разместили такие корпорации как Google,Intel, Cisco, Microsoft и многие другие (всего по стране таких ИЦ наблюдается более двухсот), а прямые иностранные инвестиции выросли с 600 млн долл. (в 93-м) до 10,5 млрд долл. (в 2008-м) [2].
Индия
В Индии существует сильное государственное планирование и ориентация на внутренний рынок. Культурные особенности Индии, выраженные в кастовости общества, позволили построить устойчивую постиндустриальную экономику. Еще одним конкурентным преимуществом Индии стало широкое знание населением английского языка, что стимулировало перенос в страну колл-центров многих мировых корпораций.
Индия - ведущий мировой центр некоторых видов высокотехнологичных услуг, в частности, софтверного и бизнес-аутсорсинга, инжиниринга. Этого ей удалось добиться несмотря на некоторый упадок «чистой» науки - за счет эффективной системы поддержки инноваций.
ВВП Индии действительно растет очень быстро. После 2005 г. он рос со скоростью более 9 % в год и недавно перевалил за 1 трлн долл. в номинальном выражении. В 2006 г. ВВП Индии в пересчете по паритету покупательной способности составил около 4,156 трлн долл. (прогноз World Factbook ЦРУ), по этому показателю индийская экономика выходит на четвертое место в мире. Впрочем, согласно тому же источнику, показатель ВВП на душу населения в Индии остается весьма скромным - всего 4 тыс. долларов в год (в России, для сравнения, он превышает 12 тыс. долл. в год на душу населения), что объясняется быстрым ростом населения страны, перевалившего уже за 1,17 млрд чел. (данные ООН). При этом возрастная медиана населения Индии не достигает даже 25 лет.
Несмотря на некоторый упадок «чистой» науки, патентование и коммерциализация инноваций в Индии всячески поддерживаются: их стараются стимулировать через множество прави-
тельственных и общественных программ разной степени масштабности и успешности, осуществляющих поддержку проектов на различных стадиях развития. О некоторых их этих программ стоит рассказать для примера.
Так, в рамках «Программы поддержки инноваторов» (Technopreneur Promotion Programme -TePP) все граждане, имеющие оригинальные ноу-хау, могут получить финансовую помощь в размере около 1 000 долл. на воплощение своих идей. За 8 лет было профинансировано более 150 проектов; в результате на свет появились технологии создания пятилитрового пульверизатора, экстракта из сосновых иголок, масла дерева ним для лечения труднозаживающих ран и десятки других полезных в хозяйстве вещей.
Программа развития и демонстрации технологий (TDDP) помогает инноваторам пройти этап от концептуального прототипа до опытного производства. Программой поддержаны более
150 проектов на общую сумму около 1 млн долл. В числе успешных проектов - создание автомата для лепки кирпичей и разработка процесса промышленного синтеза пиразинамида. Аналогичная Программа поддержки отечественных технологий (HGTP), нацеленная на масштабирование инновационного производства, позволяет получить
льготный кредит, обычно не превышающий половины требуемой на проект суммы.
Индийский Фонд развития технологий (TDF), напоминающий российский Фонд Бортника, был сформирован еще в 1987 г. Вслед за ним появились и другие национальные и государственные квазивенчурные фонды, из которых несколько принадлежат крупным индийским банкам,
например, работающему и в России ICICI.
В 1992 г. была создана Индийская ассоциация венчурного инвестирования (IVCA), до недавнего времени объединявшая лишь индийских игроков. Крупнейшие из них основаны Банком поддержки малого и среднего бизнеса (SIBDI) - это Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий объемом 250 млн долл. и Фонд развития мелких и средних предприятий (SME Growth Fund) объемом более 1 млрд долл. (Для сравнения: капитализация Российского фонда информационных и коммуникационных технологий (РИФКТ) составляет 1,4 млрд руб., Российской венчурной компании -15 млрд руб., т. е. 53 млн и 600 млн долл. соответственно) [3]. Основные задачи фондов - понижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск и инвестирование в новые компании в таких секторах, как «живые
системы», информационные технологии, ритейл, инжиниринг, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика и т. д. Венчурное подразделение банка ICICI, управляющее фондами более чем в 2 млрд долл., занимаясь, строго говоря, традиционными прямыми инвестициями, часть средств выделяет на инновационные стартапы, в основном в ИТ.
Литература
1. Бакош Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы // Вопросы экономики. 2007. № 9.
2. Инновации. Израильский опыт. URL: http:// www. innovatix. ru
3. Инновационный потенциал стран БРИК: Индия. URL: http://www.itlicorp.com
4. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. URL: http://www.buzdalin.ru
5. Супян В. Б. США на пути к «новой экономике». URL: http://www.perspektivy.info
* * *
FEATURES OF INTENSIVE ECONOMIC GROWTH PROVIDING: FOREIGN EXPERIENCE
R. A. Ryshmanov
In article on an example of experience of foreign countries the problem of dependence of economic growth from level of scientific and technical progress is considered. It is shown that innovative technologies represent an important factor of intensive economic growth. Their uniqueness consists in ability to function as a basic element of infrastructure for effective development of industries and increase in labor productivity.
Key words: economic growth, innovations, industry, human capital.