Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Серия «Психология»
2014. Т. 7. С. 37-42
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 159.922.77
Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста
А. А. Максутова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования тендерных особенностей нравственных представлений у мальчиков старшего дошкольного возраста. Анализируется влияние нравственных представлений на реальное поведение детей. Предложена программа развития нравственных представлений мальчиков с учетом выявленных особенностей.
Ключевые слова: нравственные представления; дошкольный возраст; нравственные нормы; нравственные качества; нравственное поведение; развитие.
Выбор темы исследования обусловлен тем, что в последние годы в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Как известно, нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека. Особенно интересен в этом отношении дошкольный возраст. Именно в этом возрасте происходит зарождение личности, формирование самосознания, идет процесс нравственного развития и под влиянием норм и требований социума закладывается его фундамент - нравственные представления. Дошкольное детство выступает также важным периодом не только для развития нравственных представлений, но и для гендерной социализации ребенка. Половая принадлежность во многом определяет поведение человека уже с самого раннего возраста, поэтому изучение гендерных различий приобретает все большую теоретическую и практическую актуальность. Тем не менее, на сегодняшний день в научно-психологической литературе недостаточно данных об особенностях нравственных представлений мальчиков и девочек дошкольного возраста. Это затрудняет разработку четких критериев оценки реального уровня их нравственного развития, а также снижает качество психологического сопровождения данного процесса. Все это и обуславливает важность выявления особенностей нравственных представлений у мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также необходимость учета гендерного подхода в разработке развивающих программ.
Теоретический анализ научной разработанности темы показал, что исследование нравственных представлений у дошкольников велось в нескольких направлениях. Так, Ж. Пиаже [1] и Л. Колберг [4] изучали развитие и
формирование нравственных представлений в онтогенезе. Е. В. Субботский [2] занимался выявлением внешних и внутренних детерминант нравственного развития, а также проблемой «расхождения» нравственных представлений детей и их реального поведения. Исследования С. Г. Якобсон [3] обогатили теорию знаниями об особенностях отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам, формирования нравственных оценок у детей, взаимосвязи нравственных представлений дошкольников с их чувствами и переживаниями. Большинство исследователей определили, что к концу дошкольного возраста нравственные представления включают представления о нравственных нормах и качествах, а также о критериях нравственной оценки поведения. Развитие нравственных представлений осуществляется по линии увеличения их числа, повышения адекватности, обобщенности, точности и полноты, дифференциации общего эмоционального отношения и смысловой характеристики нравственных норм. Так, уже в старшем дошкольном возрасте нравственные представления детей должны быть развиты, и выполнять эмоционально-оценочную и регулятивную функции в поведении.
Анализ литературы позволил нам определить само понятие «нравственные представления» как вторичные обобщенные психические образования, включающие систему норм и правил поведения, опосредованных субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.
Несмотря на то, что данная проблема освещена в научной литературе, в исследовании нравственных представлений дошкольников остается открытым вопрос о применении гендерного подхода, позволяющего учитывать такие составляющие, как гендерные стереотипы и гендерная социализация, что обеспечивает более успешное изучение и развитие нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, была определена цель настоящего исследования - выявить особенности нравственных представлений у мальчиков старшего дошкольного возраста и разработать на этой основе программу развития нравственных представлений.
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений городов Иркутска и Ангарска и включало ряд этапов. На констатирующем этапе было обследовано 160 детей в возрасте шести-семи лет, среди которых 86 мальчиков и 74 девочки. На этапе формирующего эксперимента было задействовано 80 дошкольников, из них 40 детей составили экспериментальную группу, 40 - контрольную группу.
На констатирующем этапе исследования мы использовали следующие методы и методики: стандартизированная беседа с целью исследования представлений детей о нравственных качествах (Г. А. Урунтаева, Ю. А Афоньки-на); методика «Незаконченные истории», которая направлена на изучение представлений детей о нравственных нормах (Г. А. Урунтаева, модификация Л. Ю. Соломиной); методика «Оцени поведение», которая позволила выявить представления детей о критериях нравственной оценки (Л. А. Вен-
гер, модификация Е. В. Никифоровой). А также использованы методики «Подели игрушки» и «Проигрышная лотерея», которые использовались для исследования реального нравственного поведения детей (С. Г. Якобсон).
Анализ и интерпретация результатов исследования осуществлялись путем сравнения показателей, полученных в выборке мальчиков и девочек. Данные обрабатывались с помощью качественного и количественного анализа, методов математической статистики: угловое преобразование Фишера и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования на первом констатирующем этапе позволили заключить, что уровень развития нравственных представлений у дошкольников, как у мальчиков, так и у девочек, не соответствует возрастной норме. Тем не менее были выявлены гендерные особенности в содержании и уровне развития таких составляющих, как представления о нравственных качествах, представления о нравственных нормах, представления о критериях нравственных оценок. Также мы обнаружили различия реального поведения детей в ситуации нравственного выбора.
Были выявлены достоверные гендерные различия в уровне развития и содержании представлений старших дошкольников о нравственных качествах. В частности, у мальчиков достоверно выше уровень развития представлений о качествах «честный» и «злой», тогда как у девочек лучше развиты представления о нравственных качествах «хороший», «плохой» и «жадный». Отмечено, что уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности: представления о нравственно-отрицательных качествах у детей развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. Среди девочек такая тенденция более очевидна, чем в выборке мальчиков. Содержание представлений о нравственных качествах у мальчиков опирается либо на знание действий, поступков, благодаря которым человек наделяется тем или иным качеством, либо на описание данного качества через другое. В то время как содержание представлений девочек о нравственных качествах характеризуется абстрактностью, обобщенностью, опорой на проявления поведения.
Исследование представлений детей о нравственных нормах, таких как «щедрость», «доброта», «честность» и «трудолюбие», также показало, что они лучше развиты у девочек. Девочки способны сформулировать нравственную норму, и на ее основе правильно оценить поведение, хотя затрудняются мотивировать свою оценку. А мальчики могут только правильно оценить поведение, но свою оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в процессе нравственного воспитания детей нормы декларируются, но не объясняются. Большинство дошкольников знают важность данных норм, однако определить, почему следует согласовывать поведение с этой нормой, затрудняются.
Было выявлено, что дети могут оценить поведение как соответствующее или несоответствующее нравственным нормам. Тем не менее мальчики реже ориентируются в своих оценках на критерий содержания поступка,
чем девочки, т. е. представления о критериях нравственной оценки поведения у девочек развиты лучше.
Для того чтобы определить, регулируют ли нравственные представления реальное поведение детей, нами проводилась серия диагностических экспериментов, в которых дети помещались в ситуацию нравственного выбора. Было выявлено, что 51 % девочек и 25 % мальчиков нарушили нравственную норму в поведении, руководствуясь своими потребностями и интересами, не учитывая интересов и потребностей других детей. Данные различия в соблюдении нравственных норм являются достоверно значимыми и заслуживают особого внимания, так как свидетельствуют о том, что у мальчиков значительно реже отмечается «расхождение» нравственных представлений и реального поведения, несмотря на то, что уровень развития нравственных представлений у них ниже, чем у девочек.
Таким образом, констатирующий этап нашего исследования показал, что нравственные представления старших дошкольников не соответствуют норме. В гендерном срезе видно, что уровень развития нравственных представлений у девочек выше, чем у мальчиков. Однако именно у мальчиков нравственные представления проявляются в реальном поведении, тогда как у девочек наблюдается диссоциация между вербальным и реальным нравственным поведением.
Полученные результаты определили необходимость целенаправленного развития нравственных представлений детей с учетом выявленных особенностей.
На формирующем этапе нашего исследования была разработана и апробирована психологическая программа развития нравственных представлений у старших дошкольников. Программа предполагала две формы работы. Для расширения и обогащения представлений детей о нравственных нормах, качествах и критериях оценки поведения предлагались развивающие занятия. Они были организованы в форме тренинга и предполагали участие всех детей. Для развития регулятивной функции нравственных представлений и формирования нравственно-ориентированного поведения организовывались сюжетно-ролевые игры с нравственной тематикой. Программа реализовывалась в течение четырех месяцев. После завершения всей работы была проведена повторная психодиагностика в целях выявления эффективности и результативности развивающей программы.
Выявленные особенности нравственных представлений детей определили необходимость выбора приоритетных направлений в их развитии. А именно, в работе с мальчиками первоочередное внимание обращалось на развитие представлений о нравственно-положительных и нравственно-отрицательных качествах, о нравственных нормах, а также на формирование критериев нравственной оценки.
После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Анализ результатов исследования нравственных представлений у детей экспериментальной группы показал положительную динамику в развитии представлений о нравственных качествах, нравственных нормах и
критериях нравственного поведения. Так, у мальчиков произошли позитивные изменения в содержании представлений детей о нравственных качествах. Они стали характеризоваться опорой на обобщенный образ действия. Уменьшилось количество детей, опирающихся в своих представлениях на конкретных людей или стереотипные образы. Особо следует отметить, что после эксперимента произошли изменения в критериях нравственной оценки поведения. Большинство мальчиков стали опираться на поведенческие критерии, т. е. оценивали поступок как нравственный или безнравственный по его содержанию. Стоит также отметить, что большинство детей, участвовавших в развивающей программе, стали руководствоваться нравственными представлениями и соблюдать нравственные нормы в реальном поведении. Все изменения явились статистически достоверными.
Результаты, полученные в формирующем эксперименте, подтвердили, что в условиях реализованной программы произошло значительное развитие нравственных представлений у мальчиков и они стали чаще выполнять регулирующую функцию в поведении. Программа содержательно обогатила нравственные представления детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время эта программа используется психологами и воспитателями дошкольных учреждений г. Иркутска.
Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления работы в рамках поставленной проблемы. Так, предметом специальных исследований может стать изучение гендерных особенностей и динамики развития нравственных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте, взаимосвязи нравственных представлений и нравственного поведения детей, роль референтных взрослых в формировании нравственных представлений дошкольников.
Литература
1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.
2. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии. - 1983. - № 4. - С. 29-37.
3. Якобсон С. Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопр. психологии. - 1979. - № 1. - С. 38-48.
4. Kohelberg L. The development of children's orientations toward a moral order / L. Kohlberg. - USA : The University of Chicago, 1963. - 435 p.
The Development of Moral Representations of Preschool Age Girles
A. A. Maksutova
Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical research of gender-specific moral representations of preschool age children. The structure of children's moral representations includes representations of moral qualities, moral norms, motives, criteri-ons of moral behavior. The author analyzes the influence of moral representations on the
actual behavior of children of different sexes. The gender-specific program of development of children's moral representations is proposed and tested.
Keywords: moral representations; preschool age; gender-specific; moral norms; moral qualities; moral behavior; development of moral representations.
Максутова Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Maksutova Aleksandra Alekseevna Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]