pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381
Финансовый учет
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Екатерина Константиновна КОПЫЛОВАа', Татьяна Ильинична КОПЫЛОВАь
а кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита,
Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 4750-7982
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита,
Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 2652-1355
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 16.01.2018 Получена в доработанном виде 05.02.2018 Одобрена 26.02.2018 Доступна онлайн 15.03.2018
УДК 657.1.012 М41
Ключевые слова:
упрощенные способы учета и отчетности, стандарты для малых предприятий, бухгалтерский учет, субъекты малого предпринимательства
Аннотация
Предмет. Регулярное изменение законодательства РФ по бухгалтерскому учету в субъектах малого предпринимательства ставит перед научным сообществом ряд вопросов, требующих дополнительного рассмотрения. В настоящее время практически неисследованным остается вопрос методики учета внеоборотных активов в организациях, применяющих упрощенные способы учета. На страницах экономической литературы недостаточно разработаны вопросы корреспонденции счетов с применением упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Актуальность этих вопросов, их недостаточная теоретическая разработанность и важная практическая значимость на современном этапе развития малого предпринимательства в России обусловили выбор темы исследования. Цели. Изучить особенности нормативного регулирования и методики бухгалтерского учета внеоборотных активов в субъектах малого предпринимательства.
Методология. Методика исследования включает анализ, систематизацию, сравнение и обобщение нормативных источников и научной литературы по теме исследования. В качестве специальных методов исследования выступает метод двойной записи.
Результаты. В статье выявлено противоречие норм законодательства РФ в части применения упрощенных способов учета. Предложены бухгалтерские записи по учету внеоборотных активов с применением упрощенных способов. Прослежено влияние упрощенных способов на учетный процесс субъекта малого предпринимательства. Полученные результаты будут полезными бухгалтерам, руководителям субъектов малого предпринимательства при формировании учетной политики.
Выводы. В статье представлены проблемы нормативного регулирования бухгалтерского учета внеоборотных активов малых предприятий, возникшие после 2013 г. На практических примерах с использованием корреспонденции счетов раскрыты особенности учета расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов при применении упрощенных способов учета. Представлены возможные способы упрощения в части последующей оценки внеоборотных активов и показано влияние фактора «Право собственности на объект» на процесс ведения учета основных средств. Обобщено влияние упрощенных способов на формирование учетной информации субъекта малого предпринимательства.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Копылова Е.К., Копылова Т.И. Особенности нормативного регулирования и бухгалтерского учета внеоборотных активов в субъектах малого предпринимательства // Международный бухгалтерский учет. -2018. - Т. 21, № 3. - С. 344 - 362. https://doi.org/10.24891/ia . 21 . 3.344
Разработка международного стандарта финансовой отчетности для малого и среднего предпринимательства (IFRS for SMEs) в 2009 г., направленного на значительное снижение ресурсоемкости трудовых действий по составлению отчетности, способствовала изменению государственной политики РФ в области бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства.
Со вступлением в силу с 01.01.2013 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ перечень экономических субъектов получил право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенные способы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее -упрощенные способы) (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Данная законодательная норма оказала влияние на дальнейший цикл учетных решений уполномоченного федерального органа - субъекта государственного регулирования бухгалтерского учета в лице Министерства финансов РФ.
Начиная с 2016 г., Минфин России внес ряд поправок в действующие положения по бухгалтерскому учету, которые в настоящий момент признаны федеральными стандартами. Эти поправки сопряжены с введением в некоторые учетные стандарты упрощенных способов ведения учета и составления отчетности. Так, в пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ прямо определено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в соответствующем федеральном стандарте.
Упрощенные способы, утвержденные в положениях по бухгалтерскому учету, разработаны на основе двух принципов регулирования бухгалтерского учета (ст. 20 Закона № 402-ФЗ):
- упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ;
- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
Анализ международного стандарта IFRS for SMEs как основы для формирования национальных стандартов для малых предприятий показал, что упрощения способов заключаются в части признания и оценки внеоборотных и оборотных активов, учета обязательств и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных
упрощенных способов ранее проведен Е.К. Копыловой [1] по укрупненным группам способов:
• 1 группа - способы организационно-технического построения учетного процесса;
• 2 группа - способы методики бухгалтерского учета активов и обязательств;
• 3 группа - способы составления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.
По первой группе получен вывод, что стандарт МСФО ориентирован на упрощения в отношении признания и оценки активов и обязательств, доходов и расходов, требований к представлению и раскрытию информации, а не на организацию бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства.
По второй группе замечено, что основные отличия в упрощенных способах, отраженных в национальных стандартах и МСФО, касаются вопросов обесценения активов, переоценки основных средств, учета запасов, признания выручки и затрат.
В третьей группе способов наблюдается наибольшее упрощение путем включения минимального объема статей, требующих раскрытия в отчетности, и представление одного отчета о совокупных доходах и нераспределенной прибыли вместо двух отдельных.
В настоящий момент в области российского регулирования бухгалтерского учета организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) действуют 24 федеральных стандарта. Анализ положений федеральных стандартов показал, что в 17 из 24 положений по бухгалтерскому учету содержится информация об организациях, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из указанных 17 стандартов десять содержат упрощенные способы учета, остальные 7 стандартов субъекты малого предпринимательства вправе не применять, закрепив свой выбор в учетной политике.
Таким образом, организация, использующая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе в своей деятельности не применять: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», ПБУ 12/2010 «Информация по
сегментам», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Представленные неприменяемые стандарты в основном освещают вопросы формирования информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая у малых предприятий может быть составлена в упрощенном порядке. Упрощенные способы в части учета внеоборотных активов внесены в следующие федеральные стандарты: ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».
Внесенные в федеральные стандарты изменения привели к появлению ответной реакции от практикующих бухгалтеров. В ответ Минфин России обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенных способов, и представил два документа: Информацию «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (ПЗ-3/2016 от 29.06.2016) и Информационное сообщение от 24.06.2016 № ИС-учет-5. В Информации Минфина России ПЗ-3/2016 представлены упрощенная система бухгалтерского учета и упрощенная система бухгалтерской отчетности, повторяются основные упрощенные способы ведения учета и составления отчетности, ранее представленные в соответствующих федеральных стандартах, и поясняются новые, не вошедшие в действующие ПБУ (например, пункт 21 о признании коммерческих и управленческих расходов в полной сумме без распределения).
Отметим, что в федеральные стандарты внесены в большей степени способы, отражающие методику ведения учета и составления отчетности. Способы, которые характеризуют технологию ведения учета и организацию учетного процесса, представлены в Законе № 402-ФЗ (например, п. 3 ст. 7), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (пункты 6.1, 7.2, 15.1) и рекомендациях Минфина России.
В Информационном сообщении Минфина России № ИС-учет-5 подробно раскрыты упрощенные способы в отношении отдельных активов, представлена рекомендательная методика учета с указанием некоторых корреспондирующих счетов. Таким образом, Минфин России представил общее описание учета внеоборотных и оборотных активов, оставив за пользователями (практикующими бухгалтерами) возможность самостоятельно формулировать корреспонденцию счетов, опираясь на профессиональное суждение.
Следует отметить, что уполномоченный федеральный орган в Информационном сообщении № ИС-учет-5 ссылается на применение сокращенного плана счетов,
указанного в п. 3 ПЗ-3/2016. Однако Минфин России не поясняет, каким образом субъекты малого предпринимательства должны применять сокращенное количество синтетических счетов при составлении корреспонденции, тогда как в рамках Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) представлена соответствующая разъясняющая Инструкция по его применению.
Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется также саморегулируемыми
организациями. В 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров для субъектов малого предпринимательства разработаны Рекомендации № 4/13, которые освещают вопросы учета и отчетности для малых предприятий-юридических лиц, при этом в п. 2 Рекомендаций отмечено, что субъекты малого предпринимательства ведут учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н.
Как справедливо отмечают И.А. Слободняк и Т.Л. Быкова [2], «обилие нормативных документов не решает многих проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры при ведении бухгалтерского финансового и налогового учета». В связи с этим полагаем, что несовершенство бухгалтерского законодательства РФ требует дальнейшего научного исследования в области составления поясняющей инструкции по применению сокращенного плана счетов, рекомендованного субъектам малого предпринимательства.
Отметим, что вопросы регулирования учета в субъектах малого предпринимательства широко представлены на страницах экономической литературы в работах И.Н. Бачуринской [3], С.Н. Гришкиной [4], И.В. Сафоновой [5], Н.В. Зылевой и Ю.Н. Руф [6], М.И. Кащеевой [7], М.В. Кравченко и А.Ф. Мялкиной [8], А.П. Киреенко [9], Г.В. Максимовой [10], Т.В. Сафоновой [11], З.Р. Исраиловой и Л.Ю. Филобоковой [12], Р.Б. Шахбанова и С.Р. Шахбановой [13].
В связи с реформированием системы федеральных стандартов некоммерческой организацией «НРБУ «Бухгалтерский методологический центр» были разработаны проекты стандартов «Основные средства», «Нематериальные активы», которые прошли стадию публичного обсуждения, и проект стандарта «Незавершенные капитальные вложения», находящийся в процессе обсуждения. Согласно проекту стандарта «Основные средства» для организаций, применяющих упрощенные способы, в части методики учета значительно ограничены эти способы, а в проекте предусмотрено всего два пункта - пункт 31 о
начислении амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря либо за определенные периоды и пункт 59 о возможном применении малыми предприятиями стандарта перспективно.
В проекте стандарта «Нематериальные активы» про организации, применяющие упрощенные способы, сформулирован только пункт 62 о перспективном применении стандарта. Эта норма позволяет судить об исключении действующих упрощений в учете нематериальных активов для малых предприятий. Выразим надежду, что после мотивированного заключения Совета по стандартам и после утверждения указанных стандартов уполномоченным федеральным органом, упрощенные способы учета основных средств и нематериальных активов найдут отражение в рекомендациях.
Поиск научной информации в специализированных базах, источниках экономической литературы показал недостаточную методическую разработанность учетных процедур применения упрощенных способов субъектами малого предпринимательства.
В основном исследователи рассматривают вопросы формирования учетной политики организаций, применяющих упрощенные способы, в том числе раскрывают ее методические элементы: М.Г. Гринь [14], Е.Н. Потехина [15], Н.В. Зылева, Е.И. Луговая [16], Г.Н. Ясменко [17], Н.И. Бердутина, Т.С. Максименко [18]. Так, М.Г. Гринь [14, с. 270] отмечает, что при формировании учетной политики субъекта малого предпринимательства учитываются допустимые законодательством дополнительные варианты элементов учетной политики и представляет их перечень. М.Л. Пятов1 подтверждает, что в настоящее время наиболее популярные упрощенные способы внедрены в деятельность субъектов малого бизнеса через упрощенный формат представления отчетности в программном обеспечении.
Методологическое обеспечение учетной деятельности представлено в трудах С.В. Андреевой [19]. Исследователь придерживается дифференцированного подхода к классификации малых предприятий и справедливо отмечает, что субъектам малого предпринимательства, проходящим первичную адаптацию в бизнес-среде, необходима предельная степень упрощения учетной деятельности.
Широко освещены вопросы методики учета внеоборотных активов в некоммерческих организациях в трудах Г.И. Алексеевой [20, 21, 22]. Доцент Г.И. Алексеева в цикле статей на практических примерах описывает корреспонденцию счетов по учету внеоборотных активов. Считаем, что исследование Г.И. Алексеевой будет полезным применительно к учету на
1 Пятое М.Л. Новый закон «О бухгалтерском учете»: принципы регулирования практики учета в России. URL: https://buh.ru/artides/documents/15018/
малых предприятиях, поскольку некоммерческие организации наряду с субъектами малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы учета.
Немаловажным фактором, влияющим на организацию процесса учета внеоборотных активов, является право собственности на объект (имущественная принадлежность2). Указанный фактор прямо влияет на ведение бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и уровень налоговой нагрузки. В табл. 1 обобщена и представлена сфера влияния права собственности на объекты основных средств.
По данным табл. 1 можно сделать вывод, что значительное влияние на объем учетной работы с основными средствами оказывает их имущественная принадлежность. В связи с этим предлагается руководителю экономического субъекта на этапе создания учетного процесса оценить возможность использования основных средств без принятия на бухгалтерский баланс. Такой подход позволяет еще более упростить отражение фактов хозяйственной жизни с основными средствами малого предприятия.
В случае принятия основных средств и других внеоборотных активов на бухгалтерский баланс субъект малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В федеральном стандарте ПБУ 6/01 «Учет основных средств» представлены возможные упрощенные способы при формировании первоначальной стоимости объекта, начислении амортизации, последующей оценки.
Согласно п. 8.1 ПБУ 6/01 организации, применяющие упрощенные способы, могут определять первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату у поставщиков, исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене). В случае сооружения (изготовления) основных средств первоначальная стоимость формируется из суммы, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств. Начиная с мая 2016 г. затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, для таких малых предприятий включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Таким образом, у субъекта малого
2 Копылова Т.И., Копылова Е.К. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение в субъектах малого предпринимательства: учеб. пособие. Иркутск: БГУ, 2016. С. 20, 32.
предпринимательства существует выбор в части формирования первоначальной стоимости объектов основных средств (рис. 1), закрепить который необходимо в учетной политике.
Следует отметить, что похожее требование в учете основных средств малых предприятий содержится в разделе 17 «Основные средства» IFRS for SMEs. Так, стоимость объекта основных средств по международным правилам учета включает все затраты, связанные с приобретением, изготовлением основного средства и доведения до состояния, пригодного к использованию.
Минфином России для субъектов малого предпринимательства предоставляется возможность не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета, закрепив свой выбор в стандарте экономического субъекта. Указание на данное решение содержится в п. 14 Информации Минфина России ПЗ-3/2016 со ссылкой на пункт 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Однако МСФО для малых и средних предприятий (раздел 17) указывает на то, что переоценка основных средств должна проводиться с достаточной регулярностью. Это порождает отличия в упрощенных способах, отраженных в национальных стандартах и МСФО.
В соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 малые предприятия, применяющие упрощенные способы, могут начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за промежутки, определенные самостоятельно. Исходя из этого, особенностью формирования учетной политики малого предприятия является не только указание способа начисления амортизации основных средств, но и определение периодичности ее начисления. Международный стандарт для малых и средних предприятий (раздел 17) предоставляет организациям выбор метода амортизации, который наилучшим образом отражает использование актива для получения экономических выгод.
Выбор упрощенного способа оказывает прямое влияние на применяемую корреспонденцию счетов при формировании бухгалтерских записей по приобретению или сооружению актива, начислению амортизации. Рассмотрим на практических примерах реализацию упрощенных способов в части учета основных средств. Для указания дебетуемого и кредитуемого счетов воспользуемся Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Пример 1. В субъект малого предпринимательства поступило оборудование, не требующее монтажа, его договорная стоимость составила 78 000 руб., в том числе НДС. Малое предприятие является плательщиком НДС. Вознаграждение, уплачиваемое посреднической организации, через которую приобретен объект
основных средств, составило 8 000 руб., в том числе НДС. Стоимость расходов по доставке оборудования и разгрузочных работ, осуществляемых с помощью специализированной организации, - 3 000 руб., в том числе НДС. Срок полезного использования составляет 7 лет (табл. 2).
Пример 2. В организацию поступило оборудование, требующее монтажа. Стоимость оборудования согласно условиям договора с поставщиком - 250 000 руб., в том числе НДС. Транспортные расходы, связанные с доставкой оборудования, составили 15 000 руб., в том числе НДС. Погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые с помощью работников малого предприятия, составили 2 000 руб. (оплата труда с учетом страховых взносов). Оборудование передано в монтаж, который осуществляет подрядная организация. Стоимость монтажных работ по акту выполненных работ - 23 600 руб., в том числе НДС (табл. 3).
Исходя из данных табл. 3 следует, что перевод оборудования в монтаж и затраты на монтаж могут быть отражены на отдельном субсчете «Строительно-монтажные работы», открытом для счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По данным табл. 2 и 3 расходы, связанные с приобретением основных средств, кроме затрат на монтаж, включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 8.1 ПБУ 6/01, положения Рекомендаций № ИС-учет-5).
Упрощенные способы при формировании учетной информации о нематериальных активах содержатся в федеральном стандарте ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В соответствии с п. 3.1 ПБУ 14/2007 малые предприятия, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.
Данная позиция Минфина России предоставляет субъектам малого предпринимательства право выбора, полностью признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов в составе расходов по обычной деятельности и не принимать на бухгалтерский баланс, то есть не иметь объекта «нематериальные активы», либо учитывать расходы по приобретению (созданию) нематериальных активов в общем порядке, предусмотренном для организаций, не применяющих упрощенные способы учета (рис. 2).
Отметим, что аналогичный подход к оценке расходов, связанных с приобретением (созданием) нематериальных активов, содержится в МСФО для малых и средних предприятий. Согласно положениям раздела 18 «Нематериальные активы, за исключением гудвилла» IFRS for SMEs созданные внутри компании
нематериальные активы (за исключением этапа разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) всегда относятся в затраты периода, а не капитализируются.
Пример 3. Кондитерская ООО «Мария» зарегистрировала в Роспатенте товарный знак продукции собственного производства, получив соответствующее свидетельство на товарный знак. Стоимость изготовления товарного знака (услуги специализированного агентства) составила 28 900 руб., в том числе НДС. Стоимость регистрации товарного знака составила 3 000 руб. Информационные услуги, связанные с предварительным поиском изготовителя товарного знака, составили 600 руб. (табл. 4).
В последующей оценке нематериальных активов также существуют упрощенные способы, в частности, решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (п. 17 ПБУ 14/2007) и не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 22 ПБУ 14/2007).
Отметим, что применение данных способов автоматически исключается при признании расходов по приобретению (созданию) нематериальных активов в составе расходов по обычной деятельности. В международной практике учета любая переоценка нематериальных активов запрещена и, в отличие от национальных стандартов, осуществляется пересмотр срока полезного использования, остаточной стоимости, способа начисления амортизации в случае существенного изменения в стоимости актива или способа его использования. Проводится тест на обесценение при возникновении признаков (раздел 18 «Нематериальные активы, за исключением гудвилла» и 27 «Обесценение активов» IFRS for SMEs).
Традиционная методика учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) требует аккумулирования расходов на создание разработок на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» с дальнейшей классификацией НИОКР на давшие и не давшие положительный результат. В свою очередь, давшие положительный результат принимаются на бухгалтерский баланс в состав сч. 04 «Нематериальные активы» и в дальнейшем подлежат списанию на затраты отчетного периода, не давшие положительного результата кредитуются со сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Учет результатов исследований и разработок может быть организован с применением упрощенных способов, на это указывает п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», в соответствии с которым малые предприятия вправе признавать расходы по НИОКР в составе расходов по обычным видам деятельности полностью по мере их
осуществления. Аналогичный подход действует и в МСФО.
Пример 4. В течение календарного года малое предприятие занималось выполнением научно-исследовательских работ по двум направлениям. Расходы по первому направлению составили: стоимость материалов - 70 000 руб.; заработная плата сотрудников с учетом страховых взносов - 200 000 руб.; амортизация оборудования - 4 000 руб. Результатом проведения работ первого направления стало создание изобретения, на которое малое предприятие получило исключительные права. Расходы по второму направлению составили: стоимость материалов - 50 000 руб.; заработная плата сотрудников с учетом страховых взносов - 150 000 руб.; амортизация оборудования -6 500 руб. Второе направление не дало положительного результата, работы были прекращены (табл. 5).
Как видно из табл. 5, в учете малых предприятий нет необходимости в составлении дополнительных бухгалтерских записей по принятию объекта на баланс, списанию расходов на НИОКР и ведению аналитического учета в разрезе давших или не давших положительных результатов. При применении упрощенных способов в бухгалтерском балансе будет отсутствовать строка «Результаты исследования и разработок».
К внеоборотным активам также относятся финансовые вложения, сроком использования свыше 12 мес. В федеральном стандарте ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» предусмотрено два упрощенных способа в учете финансовых вложений: осуществление последующей оценки всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется, т.е. по первоначальной стоимости, и возможность не отражать обесценение финансовых вложений в учете, когда расчет величины обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).
Несомненно, данные упрощенные способы имеют ряд преимуществ, однако их применение необходимо рассматривать в контексте деятельности экономического субъекта. В соответствии с разделом 11 «Основные финансовые инструменты» МСФО для малых и средних предприятий учет финансовых вложений осуществляется по себестоимости и по справедливой стоимости, что значительно сближает российский и международный учет. Недисконтированная стоимость денег может использоваться для долгосрочных финансовых инструментов.
Пример 5. На начало года на балансе субъекта малого предпринимательства учтены следующие финансовые вложения (табл. 6). За отчетный период приобретены котируемые акции ПАО «АФТ» сроком обращения свыше 12 мес. на общую сумму 67 000 руб.
Вознаграждение посреднику по приобретению ценных бумаг составило 2 000 руб. На конец отчетного года стоимость данных акций снизилась на 1 300 руб. В течение года организация предоставила займ другому юридическому лицу на сумму 500 000 руб. сроком погашения 1 год 9 мес. под 12% годовых.
При решении ситуации, представленной в примере 5, необходимо исходить, во-первых, из принципа рациональности, который должен соблюдаться, в первую очередь, в субъектах малого предпринимательства, во-вторых, из потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ее полноте и достоверности.
В первом случае все группы финансовых вложений будут учтены в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости, поскольку для данных объектов может быть применим механизм упрощения. Первоначальная стоимость объектов, учитываемых по строке «Финансовые вложения» первого раздела актива баланса по состоянию на 31 декабря, без влияния операций по выбытию составит 1 129 000 руб. Бухгалтерских записей по корректировке стоимости акций не будет.
Во втором случае рекомендуется классифицировать объекты финансовых вложений в зависимости от возможности расчета рыночной стоимости, тогда первоначальная стоимость на 31 декабря составит 1 152 000 руб. Бухгалтерские записи по поступлению финансовых вложений показаны в табл. 7.
Таким образом, при решении вопроса о применении упрощенных способов ведения учета внеоборотных активов бухгалтер малого предприятия (или руководитель, в случае ведения учета лично) должен проявить свое профессиональное суждение, закрепив позицию в стандарте экономического субъекта.
По результатам исследования бухгалтерского учета внеоборотных активов субъектов малого
предпринимательства предлагается обобщить влияние упрощенных способов на учетный процесс организации, в том числе на ведение финансового и налогового учета. Полагаем, что сведения, представленные в табл. 8, будут полезными бухгалтерам, руководителям субъектов малого предпринимательства при формировании учетной политики в случае использования упрощенных способов.
Получен вывод, что при принятии решения о применении упрощенных способов в отношении объектов основных средств необходимо провести оценку такого фактора, как «имущественная принадлежность» в зависимости от ожидаемых учетных, отчетных и налоговых последствий.
Вследствие недостаточной разработанности типовых корреспонденций счетов в субъектах малого предпринимательства, предложены бухгалтерские записи по учету внеоборотных активов с применением упрощенных способов.
Изучена действующая нормативная база по учету на малых предприятиях и выявлены противоречия в применении отдельных рекомендаций, в частности, ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» и Информационного сообщения Минфина России № ИС-учет-5. Рекомендована нормативная разработка инструкции по применению плана счетов малых предприятий, содержащего сокращенный перечень синтетических счетов.
В заключение отметим, что несовершенство законодательно-нормативной базы по применению упрощенных способов учета ставит перед научным сообществом множество вопросов как теоретического, так и методического характера, решение которых окажет положительное влияние на учетный процесс огромного сегмента бизнеса России - малого предпринимательства.
Таблица 1
Влияние фактора «Право собственности на объект» на процесс ведения учета основных средств Table 1
Influence of the Ownership of Object factor on the accounting of fixed assets
Показатели
Бухгалтерский финансовый учет
Налоговый учет
Первичный и текущий учет_
Составление отчетных форм_
Основные средства на балансе малого предприятия
Наличие операций с основными средствами в части приобретения, строительства, начисления амортизации, текущего ремонта, восстановления объектов, выбытия
Наличие в бухгалтерском балансе строки «Основные средства», «Материальные внеоборотные активы» (в случае использования упрощенных форм). В пояснениях к отчетности (при необходимости) раскрытие информации о видах основных средств, первоначальной стоимости и сумм накопленной амортизации
Ведение налогового учета в части амортизационных расходов. Составление налоговых деклараций по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу, единому налогу при применении спецрежимов налогообложения. Уплата налоговых платежей
Основные средства вне баланса (арендованные)
Наличие операций по отражению и перечислению арендной платы; операций по ремонту и неотделимых улучшений (по согласованию с арендодателем)_
В пояснениях к отчетности (при необходимости) раскрытие информации об арендованных активах
При безвозмездной передаче неотделимых улучшений необходима уплата налога на добавленную стоимость (в случае применения общей системы налогообложения)_
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Бухгалтерский учет поступления по договору от поставщика и эксплуатации основных средств с применением упрощенных способов
Table 2
Accounting of the contract receipt from the supplier and operation of fixed assets, using simplified accounting methods
Основание Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
В месяце поступления основного средства
Товарная накладная, Поступило от поставщика оборудование, 66 101,69 08.4 60.1
акт о поступлении оборудования не требующее монтажа
Счет-фактура Отражен НДС по поступившему оборудованию 11 898,31 19 60.1
Акт оказанных услуг Отражены затраты посреднической организации 6 779,66 20 60.1
Счет-фактура Отражен НДС со стоимости вознаграждения 1 220,34 19 60.1
Акт оказанных услуг Отражены транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы по доставке основных средств 2 542,37 20 60.1
Счет-фактура Отражен НДС по транспортным расходам 457,63 19 60.1
Акт о приеме- Приняты к учету основные средства 66 101,69 01.1 08.4
передаче объектов по первоначальной стоимости
основных средств
Счет-фактура, формирование записей Принят к вычету НДС по поступившим ценностям 13 576,28 68 19
Книги покупок
Выписка банка, Перечислены с расчетного счета
платежное поручение денежные средства:
- поставщикам за основное средство; 78 000 60.1 51
- вознаграждение посреднической организации; 8 000 60.1 51
- за услуги транспортной организации 3 000 60.1 51
Начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (по состоянию на 31 декабря или в периоды, определенные организацией)
Ведомость начисления Начислена амортизация оборудования 9 446 20 02
амортизации (сумма указана годовая, норма
основных средств амортизации годовая равна 14,29%)
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 3
Бухгалтерский учет поступления оборудования, требующего монтажа, с применением упрощенных способов
Table 3
Accounting of the receipt of equipment requiring installation, using simplified accounting methods
Основание Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Товарная накладная, Поступило от поставщика оборудование, 211 864,41 07 60.1
акт о поступлении оборудования требующее монтажа
Счет-фактура Отражен НДС по поступившему оборудованию 38 135,59 19 60.1
Акт оказанных услуг Отражены транспортные расходы по доставке основных средств 12 711,86 20 60.1
Счет-фактура Отражен НДС по транспортным расходам 2 288,14 19 60.1
Задание на работу, Отражены погрузочно-разгрузочные 2 000 20 70,69
лицевые счета работы силами работников малого предприятия
Акт о приеме- Передано в монтаж оборудование 211 864,41 08.СМР 07
передаче оборудования
в монтаж
Акт выполненных Отражена стоимость работ по монтажу, 20 000 08.СМР 60.1
работ выполненных подрядным способом
Счет-фактура Отражен НДС по монтажным работам 3 600 19 60.1
Акт о приеме- Приняты к учету основные средства 231 864,41 01.1 08.4
передаче объектов по первоначальной стоимости
основных средств
Счет-фактура, формирование записей Принят к вычету НДС по поступившим ценностям 44 023,73 68 19
Книги покупок
Выписка банка, Перечислены с расчетного счета
платежное поручение денежные средства:
- поставщикам за основное средство; 250 000 60.1 51
- за услуги транспортной организации; - за монтаж оборудования 15 000 23 600 60.1 60.1 51 51
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 4
Бухгалтерский учет расходов на приобретение (создание) нематериальных активов в случае применения упрощенных способов учета
Table 4
Accounting of expenses for acquisition (creation) of intangible assets in case of application of simplified accounting methods
Основание Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Акт выполненных Отражены суммы, уплачиваемые 24 491,53 20 60.1
работ за выполнение работ по договорам подряда за изготовление
Счет-фактура Отражен НДС по выполненным работам 4 408,47 19 60.1
Акт оказанных услуг Отражены информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением объекта 600 20 76
Квитанция об оплате, Отражены расходы, связанные 3 000 20 71
авансовый отчет с регистрацией товарного знака
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 5
Бухгалтерский учет расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в случае применения упрощенных способов учета
Table 5
Accounting of expenses on research, development and technological works in case of application of simplified accounting methods
Основание Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Требование-накладная Списаны материалы на выполнение научно-исследовательских работ первого направления 70 000 20 10
Табель учета Начислена заработная плата работникам 200 000 20 70, 69
использования рабочего времени, первого направления НИОКР
лицевые счета,
расчетная ведомость,
расчет страховых
взносов
Ведомость Начислена амортизация оборудования, 4 000 20 02
амортизации занятого НИОКР первого направления
Требование-накладная Списаны материалы на выполнение научно-исследовательских работ второго направления 50 000 20 10
Табель учета Начислена заработная плата работникам 150 000 20 70, 69
использования рабочего времени, второго направления НИОКР
лицевые счета,
расчетная ведомость,
расчет страховых
взносов
Ведомость Начислена амортизация оборудования, 6 500 20 02
амортизации занятого НИОКР второго направления
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 6
Финансовые вложения малого предприятия Table 6
Financial investments of a small enterprise
Наименование объектов Первоначальная Стоимость
стоимость по состоянию по состоянию
на 01.01.20 г., руб. на 31.12.20 г., руб.
Акции, котируемые на организованном рынке 160 000 175 000
ценных бумаг
Депозитные вклады в кредитных организациях 350 000 371 000
Вклад в уставный капитал ООО «Инвестстрой» 10 000 10 000
Акции, не котируемые на организованном 40 000 40 000
рынке ценных бумаг
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 7
Бухгалтерский учет финансовых вложений в субъектах малого предпринимательства Table 7
Accounting of financial investments of small business entities
Основание
Факт хозяйственной жизни
Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
Договор на приобретение ценных бумаг, документы, подтверждающие переход права собственности на акции, бухгалтерская
Отражена задолженность за приобретенные акции ПАО «АФТ»
67 000
Источник: авторская разработка Source: Authoring
58.1
76
Бухгалтерская Отражено вознаграждение посреднику 2 000 58.1 76
справка-расчет по приобретению акций
Выписка банка, Перечислены денежные средства:
платежное поручение - в оплату акций; 67 000 76 51
- вознаграждение посреднику 2 000 76 51
Выписка банка, Перечислены денежные средства 500 000 58.3 51
платежное поручение, по договору займа
договор займа
Бухгалтерская Начислены проценты к получению 60 000 76 91.1
справка-расчет в соответствии с условиями договора займа (годовая сумма процентов)
Таблица 8
Способы упрощения методики бухгалтерского учета внеоборотных активов субъектов малого предпринимательства
Table 8
Methods of simplification of accounting methodology of non-current assets of small business entities
Упрощенные Влияние использования способов
способы Финансовый учет Бухгалтерская (финансовая) отчетность Налоговый учет
Основные средства
Отражение первоначальной стоимости основных средств по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене) (п. 8.1 ПБУ 6/01)
При принятии объекта
одновременно
формируется
первоначальная стоимость на сч. 01 «Основные средства» и сумма затрат по его приобретению на сч. 20 «Основное производство»
Информация представлена по строке «Основные средства» первого раздела бухгалтерского баланса в меньшей остаточной стоимости, чем если бы упрощенный способ не применялся. Сумма затрат по приобретению объекта увеличивает строку «Себестоимость продаж» отчета о финансовых результатах
При уплате налога на имущество организаций уменьшается величина налоговой базы. При уплате налога на прибыль организаций в отчетном периоде уменьшается налоговая база, в последующих периодах увеличивается
Начисление годовой суммы амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией (п. 19 ПБУ 6/01)_
Минимальный объем бухгалтерских записей по сч. 02 «Амортизация основных средств». Трудности в определении остаточной стоимости основных средств при их выбытии
В отчетности по состоянию на 31 декабря влияние не выявлено
При уплате налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций трудности в определении налоговой базы за отчетные (налоговые) периоды
Нематериальные активы
Признание расходов на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007)
Отражение суммы затрат по приобретению (созданию) объекта на сч. 20 «Основное производство» без создания нематериального актива на сч. 04 «Нематериальные активы»
Отсутствие показателя «Нематериальные активы» в составе первого раздела бухгалтерского баланса. Сумма затрат по приобретению объекта увеличивает стр. «Себестоимость продаж» отчета о финансовых результатах
При уплате налога на прибыль в отчетном периоде уменьшается размер налоговой базы
Финансовые вложения
Последующая оценка всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02)_
Не требуется механизм корректировок стоимости объекта, не отражаются бухгалтерские записи по корректировке, не требуется аналитический учет по счету 58 «Финансовые вложения»
Информация по строке «Финансовые вложения» отражена по
первоначальной стоимости
Минимальное влияние на налоговую базу по налогу на прибыль
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Возможные варианты формирования первоначальной стоимости основных средств в субъектах малого предпринимательства
Figure 1
Possible options for forming the initial value of fixed assets in small business entities
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Порядок признания расходов на приобретение (создание) нематериальных активов субъектами малого предпринимательства
Figure 2
The procedure of recognition of expenses for acquisition (creation) of intangible assets by small business entities
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Копылова Е.К. Упрощенные способы ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий в национальных и международных стандартах // Аудиторские ведомости. 2017. № 11. С. 25-36.
2. Слободняк И.А., Быкова Т.Л. Проблемы бухгалтерского учета и экономического анализа поступления и ввода в эксплуатацию внеоборотных активов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 9. С. 28-39.
3. Бачуринская И.Н. Этапы развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий // Бухгалтер и закон. 2009. № 7. С. 27-33.
URL: https://cyberleninka.ru^artide/n^etapy-razvitiya-normativno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-malyh-predpriyatiy
4. Гришкина С.Н., Сафонова И.В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 47. С. 17-25. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n^problemy-i-perspektivy-razvitiya-buhgalterskogo-ucheta-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa
5. Сафонова И.В. Актуальные вопросы совершенствования учетного инструментария субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических реалиях // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 5. С. 55-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-uchetnogo-instrumentariya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh
6. Зылева Н.В., Руф Ю.Н. Регулирование бухгалтерского учета малых предприятий: употребляем термины правильно // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 36-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta-malyh-predpriyatiy-upotreblyaem-terminy-pravilno
7. Кащеева М.И. Нормативное регулирование бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса // Дельта науки. 2016. № 2. С. 89-95.
8. Кравченко М.В., Мялкина А.Ф. Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 4. С. 48-54.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n^problemy-metodicheskogo-i-normativno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-na-malyh-predpriyatiyah-v-rossiyskoy-federatsii
9. Киреенко А.П., Климова М.О. Развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов // Регион: Экономика и социология. 2012. № 1. С. 142-159.
10. Максимова Г.В., Аманжолова Б.А. Внутренний контроль и его классификация в малом и среднем предпринимательстве // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 5.
С. 146-150. URL: http://brj-bguep.ru/reader/artide.aspx?id=13901
11. Сафонова Т.В. Международная стандартизация бухгалтерского учета как фактор повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 3.
С. 110-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^mezhdunarodnaya-standartizatsiya-buhgalterskogo-ucheta-kak-faktor-povysheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-rossii
12. Филобокова Л.Ю., Исраилова З.Р. Организация и регулирование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в современных условиях // Государственный советник. 2014. № 4. С. 31-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^organizatsiya-i-regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-sovremennyh-usloviyah
13. Шахбанов Р.Б., Шахбанова С.Р., Ибрагимова А.Х. Организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 19. С. 33-43.
URL: https://cyberleninka.ru,/article/n^organizatsionno-ekonomicheskie-i-normativno-pravovye-voprosy-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-v-sfere-malogo-predprinimatelstva
14. Гринь М.Г. Особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. С. 270-273.
15. Потехина Е.Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-6. С. 1322-1325. URL: http://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=35063
16. Зылева Н.В., Луговая Е.И. Формирование учетной политики микропредприятиями, применяющими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета // Территория науки. 2016. № 3. С. 84-93. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nXformirovanie-uchetnoy-politiki-mikropredpriyatiyami-primenyayuschimi-uproschennye-sposoby-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta
17. Ерёмченко Т.С., Ясменко Г.Н. Особенности формирования учетной политики субъектами малого бизнеса // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 8-9.
URL: https://cyberleninka.ru^article/n/osobennosti-formirovaniya-uchetnoy-politiki-subektami-malogo-biznesa
18. Бердутина Н.И., Максименко Т.С. Учетная политика для субъектов малого предпринимательства // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017.
№ 1. С. 29-32. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^uchetnaya-politika-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva
19. Андреева С.В. Методологическое обеспечение совершенствования учетной деятельности малых предприятий: дифференциация подходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 36. С. 13-25. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^metodicheskoe-obespechenie-sovershenstvovaniya-uchetnoy-deyatelnosti-malyh-predpriyatiy-differentsiatsiya-podhodov
20. Алексеева Г.И. Учет объектов основных средств в НКО при упрощенных способах ведения бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 17. С. 2-7. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^uchet-obektov-osnovnyh-sredstv-v-nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta
21. Алексеева Г.И. Учет расходов на приобретение и создание нематериальных активов в НКО при упрощенных способах ведения бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 19. С. 20-25.
URL: https://cyberleninka.ru^article/n^uchet-rashodov-na-priobretenie-i-sozdanie-nematerialnyh-aktivov-v-nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta
22. Алексеева Г.И. Учет финансовых вложений в НКО при упрощенных способах ведения бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 20. С. 13-18. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^uchet-finansovyh-vlozheniy-v-nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 Financial Accounting
elSSN 2311-9381
PECULIARITIES OF STATUTORY REGULATION AND ACCOUNTING OF NON-CIRCULATING ASSETS OF SMALL BUSINESS ENTITIES
Ekaterina K. KOPYLOVA3', Tat'yana I. KOPYLOVA"
a Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
ORCID: not available
b Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 16 January 2018 Subject This article deals with the issues of the methodology of accounting of non-current Received in revised form assets in organizations applying simplified accounting methods.
5 February 2018 Objectives The article aims to study the peculiarities of regulation and accounting methods
Accepted 26 February 2018 of non-current assets in small business entities.
Available online Methods The research methodology involves analysis, systematization, comparison and
15 March 2018 generalization of regulatory sources and scientific literature on the subject. The double
entry method is used as a special method of research. JEL classification: M41 Results The article reveals certain contradictions to the norms of the RF legislation in
terms of application of simplified accounting methods and offers accounting records on accounting of non-current assets using simplified methods. Keywords: simplified methods Conclusions and Relevance The article summarizes the effect of simplified methods on of accounting, standards for the formation of the accounting information of a small business entity. The results obtained small enterprises, accounting, will be useful for accountants and heads of small business entities in the formation of small business entities accounting policy.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Kopylova E.K., Kopylova T.I. Peculiarities of Statutory Regulation and Accounting of Non-Circulating Assets of Small Business Entities. International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 3, pp. 344-362. https://doi.org/10.24891/ia . 21 . 3.344
References
1. Kopylova E.K. [Simplified ways of accounting and compilation of accounting (financial) reporting of small enterprises in national and international standards]. Auditorskie vedomosti, 2017, no. 11, pp. 25-36. (In Russ.)
2. Slobodnyak I.A., Bykova T.L. [The problems of accounting and economical analysis of purchasing the external fixed assets]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions, 2013, no. 9, pp. 28-39. (In Russ.)
3. Bachurinskaya I.N. [Stages of development of the regulatory legal regulation of small business' accounting]. Bukhgalter i zakon = Accountant and Law, 2009, no. 7, pp. 27-33.
URL: https://cyberleninka.ru^article/n/etapy-razvitiya-normativno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-malyh-predpriyatiy (In Russ.)
4. Grishkina S.N., Safonova I.V. [Problems and prospects for the development of accounting at small businesses]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 47, pp. 17-25. URL: https://cyberleninka.ru^article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-buhgalterskogo-ucheta-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa (In Russ.)
5. Safonova I.V. [Acute issues on how to improve accounting tools in the modern economic culture-bound items for small and medium enterprises]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 5, pp. 55-64. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-uchetnogo-instrumentariya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh (In Russ.)
6. Zyleva N.V., Ruf Yu.N. [Regulation of accounting of small enterprises: use the terms correctly]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Omsk University. Series: Economics, 2016, no. 2, pp. 36-44. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta-malyh-predpriyatiy-upotreblyaem-terminy-pravilno (In Russ.)
7. Kashcheeva M.I. [Regulatory regulation of accounting for small businesses]. Delta nauki, 2016, no. 2, pp. 89-95. (In Russ.)
8. Kravchenko M.V., Myalkina A.F. [Problems of methodical and standard and legal regulation of accounting at small enterprises in the Russian Federation]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2015, vol. 10, no. 4, pp. 48-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-metodicheskogo-i-normativno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-na-malyh-predpriyatiyah-v-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)
9. Kireenko A.P., Klimova M.O. [Improving taxation of sole proprietors and measures against tax evasion]. Region: Ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2012, no. 1,
pp. 142-159. (In Russ.)
10. Maksimova G.V., Amanzholova B.A. [Internal control and its classification in small and medium-sized businesses]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = News of Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2010, no. 5, pp. 146-150.
URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13901 (In Russ.)
11. Safonova T.V. [International standardization of accounting as a factor in increasing Russian investment attractiveness]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2013, no. 3, pp. 110-116. URL:
https://cyberleninka.ru^article/q/mezhdunarodnaya-standartizatsiya-buhgalterskogo-ucheta-kak-faktor-povysheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-rossii (In Russ.)
12. Filobokova L.Yu., Israilova Z.R. [Organization and regulation of accounting small business in modern conditions]. Gosudarstvennyi sovetnik, 2014, no. 4, pp. 31-38. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-sovremennyh-usloviyah
13. Shakhbanov R.B., Shakhbanova S.R., Ibragimova A.Kh. [Organizational-economic and normative-legal issues of accounting in the sphere of small business]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 19, pp. 33-43. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^organizatsionno-ekonomicheskie-i-normativno-pravovye-voprosy-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-v-sfere-malogo-predprinimatelstva (In Russ.)
14. Grin' M.G. [Peculiarities of formation of accounting policy of small businesses]. Vestnik Bryanskogo gosuniversiteta = Bulletin of Bryansk State University, 2015, no. 3, pp. 270-273.
(In Russ.)
15. Potekhina E.N. [Problems and ways of accounting improvement on the small enterprises]. Fundamental nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 9-6, pp. 1322-1325.
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35063 (In Russ.)
16. Zyleva N.V., Lugovaya E.I. [Formation of accounting policy by microenterprises that apply simplified methods of accounting]. Territoriya nauki, 2016, no. 3, pp. 84-93.
URL: https://cyberleninka.ru^article/n^formirovanie-uchetnoy-politiki-mikropredpriyatiyami-primenyayuschimi-uproschennye-sposoby-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta (In Russ.)
17. Eremchenko T.S., Yasmenko G.N. [Features of formation accounting policies of small businesses]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2014, no. 103(09), pp. 8-9. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-uchetnoy-politiki-subektami-malogo-biznesa
18. Berdutina N.I., Maksimenko T.S. [Accounting policy for a small business entity]. Vestnik Tagarogskogo instituta upravleniya i ekonomiki = Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics, 2017, no. 1, pp. 29-32. URL: https://cyberleninka.ru^article/n^uchetnaya-politika-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva (In Russ.)
19. Andreeva S.V. [Methodological support of accounting activities of small enterprises: differentiation of approaches]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 36, pp. 13-25. URL: https://cyberleninka.ru^article/n/metodicheskoe-obespechenie-sovershenstvovaniya-uchetnoy-deyatelnosti-malyh-predpriyatiy-differentsiatsiya-podhodov
(In Russ.)
20. Alekseeva G.I. [Accounting for fixed assets in NPOs with simplified accounting methods]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2016, no. 17, pp. 2-7. URL: https://cyberleninka.ru^article/n/uchet-obektov-osnovnyh-sredstv-v-nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta (In Russ.)
21. Alekseeva G.I. [Accounting for the costs of acquiring and creating intangible assets in NCOs
with simplified accounting methods]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2016, no. 19,
pp. 20-25. URL: https://cyberleninka.ru^article/n/uchet-rashodov-na-priobretenie-i-sozdanie-nematerialnyh-aktivov-v-
nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta
(In Russ.)
22. Alekseeva G.I. [Accounting for financial investments in NCOs with simplified accounting methods]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2016, no. 20, pp. 13-18.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-finansovyh-vlozheniy-v-nko-pri-uproschennyh-sposobah-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.