УДК: 346.21
ТОРМОЗОВА Екатерина Дмитриевна магистрант, кафедра управления государстренными муниципальными закупками, Москва, Россия [email protected]
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Нормативно правовое регулирование закупочной деятельности в современной России включает в себя целый ряд документов, ключевым из которых является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Во исполнение данного закона принят и еще подлежит принятию ряд подзаконных нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В статье представлен далеко не полный перечень основных вопросов правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, что во многом объясняется неразработанностью данного направления.
TORMOZOVA Ekaterina Dmitriyevna, Postgraduate, Chair of the Gosudarstvennyi Municipal Procurement, Moscow, Russia [email protected]
SPECIFICS OF NORMATIVE LEGAL REGULATION IN PROCUREMENT OF THE CONTEMPORARY RUSSIA
Normative legal regulation in procurement operations in Russia today includes a whole range of instruments, the key one being the Federal Act «On the contract framework for the procurement of goods, works and services catering for public and municipal needs». Pursuant to this Act a range of by-laws have been adopted and being subject to adoption by the Government of Russian Federation and the federal executive bodies. The paper presented a list of major issues [far from being the complete one) of legal regulation on the contract framework for procurement that should be largely due to insufficient development of this branch.
Ключевые слова: закупки, документы, контрактная сис- Keywords: procurement, instruments, contract frame-
тема, нормативно-правовое регулирование, государст- work for, legal regulation, public and municipal needs,
венные и муниципальные нужды, исполнительная the Executive power, normative regulations. власть, нормативные акты.
С вступлением в силу 1 января 2014 г. 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» именно этот документ стал ключевым нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим вопросы закупочной деятельности в части планирования и прогнозирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в предусмотренных законом случаях; особенностей исполнения контрактов; мониторинга и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [3].
Согласно ст.2 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из данного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения. При этом нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 закона (ч.3 ст.2 Закона о контрактной системе). Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в ч.ч. 1, 2 ст.2 Закона о контрактной системе [1].
Одним из важных подзаконных актов, принятых для реализации Закона о контрактной системе, является постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728, которым установлено, что [5, с. 14-19]:
- федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Минэкономразвития России;
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок и согласование применения закрытых способов определения поставщиков, является ФАС России (в сфере государственного оборонного заказа - Рособоронза-каз).
В рамках общих положений о функционировании контрактной системы закон предусматривает, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы устанавливаются Правительством РФ, но на настоящий момент указанные порядок и требования не установлены.
При регулировании вопроса о применении национального режима при осуществлении закупок (ст.14 44-ФЗ), закон предусматривает в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей право Правительства Российской Федерации устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничение допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Глава 2 Закона о контрактной системе регулирует вопросы планирования закупок и определяет, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (ст.16 44-ФЗ).
Часть 1 статьи 18 44-ФЗ предусматривает, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным согласно Закону о контрактной системе, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ.
Для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд немаловажное значение имеет установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, то есть нормирование в сфере закупок.
Статья 22 Закона о контрактной системе посвящена понятию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые с соблюдением требований закона определяются (обосновываются) следующими методами [2, с. 13-15]:
- методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативным методом;
- тарифным методом;
- проектно-сметным методом;
- затратным методом.
Правительство РФ вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений закона (ч.ч. 19,22 ст.22 44-ФЗ).
На основании ч.20 ст.22 Закона о контрактной системе в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании ст.33 ЗКС Правительством РФ принято постановление от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями», содержание которого достаточно полно раскрыто в наименовании документа.
Закон о контрактной системе подробно регулирует вопрос заключения контракта, включая положения, которые подлежат включению в контракт. Особый интерес представляют контракты жизненного цикла (определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»).
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 контракты жизненного цикла заключаются, в том числе, при [4, с. 20-22]:
- выполнении работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- выполнении работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;
- закупке железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Глава 4 Закона о контрактной системе посвящена, в частности, мониторингу закупок (определены понятие и цели), однако порядок его осуществления должен определяться Правительством РФ, равно как требования к содержанию и порядку, срокам подготовки сводного аналитического отчета, который должен обобщать результаты мониторинга закупок по итогам каждого года и представляться Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.
Статьями 99-104 Закона о контрактной системе урегулированы вопросы осуществления контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (ч.2 ст.99 44-ФЗ). Перечень органов контроля, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, определен частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе. Закон выделяет также ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль, а также контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком.
Таким образом, структура нормативных правовых актов РФ, регулирующих сферу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включает в себя несколько федеральных законов, ключевым из которых является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Во исполнение данного закона принят и еще подлежит принятию ряд подзаконных нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Акимов Н.А., Сергеев В.Е. Организационное прогнозирование как одно из условий развития контрактной системы в сфере закупок // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9.
2. Гладилина И.П., Сергеева С.А. Общественное обсуждение и общественный контроль закупок // Самоуправление. - 2013. - №12. - С. 13-15.
3. Дегтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6.
4. Сергеева С.А. Контракты жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг // Самоуправление. - 2013.
- №3. - С. 20-22.
5. Чернышов М.М. 44-ФЗ: как правильно понимать и применять сроки по процедурам закупок товаров, работ, услуг // Самоуправление. - 2014. - №3. - С. 14-19.
REFERENCES
1. Akimov N.A., Sergeev V.E. Organizatsionnoe prognozirovanie kak odno iz usloviy razvitiya kontraktnoy sistemy v sfere zakupok // Fundamentalnye issledovaniya. - 2014. - №9.
2. Gladilina I.P., Sergeeva S.A. Obshchestvennoe obsuzhdenie i obshchestvennyy kontrol zakupok // Samoupravlenie. -2013. - №12. - S. 13-15.
3. Degtev G.V. Mezhdunarodnyy opyt gosudarstvennykh zakupok // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2013. - № 6.
4. Sergeeva S.A. Kontrakty zhiznennogo tsikla v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug // Samoupravlenie. - 2013. - №3. -S. 20-22.
5. CHernyshov M.M. 44-FZ: kak pravilno ponimat i primenyat sroki po protseduram zakupok tovarov, rabot, uslug // Samoupravlenie. - 2014. - №3. - S. 14-19.