УДК 374
У. С. Позднякова
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВКЛЮЧАЯ АНИМАЦИЮ) ДЕТСКИХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Проведен анализ понятия «детская спортивно-оздоровительная организация» с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Дано определение детских спортивно-оздоровительных организаций как юридических лиц различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления. Сделан анализ обязательных принципов организации и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций, дана их авторская классификация. Исследованы основные особенности организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивнооздоровительных организаций, сформулированы предложения по совершенствованию анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций.
Ключевые слова: анимационная деятельность, спорт, здоровье, физическая культура, организация, принципы, особенности, ребенок, развитие, оздоровление
Современное законодательство РФ не содержит единого определения понятия детских спортивно-оздоровительных организаций. Но, так как их деятельность преимущественно представлена спортом (как сферой социальнокультурной деятельности и как совокупностью видов спорта, сложившейся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним), а также оздоровлением (т. е. достижением человеком состояния физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) детей, представляется, что правовую базу для определения понятия детской спортивно-оздоровительной организации составляет федеральное [2; 10-12], региональное законодательство [3] и акты органов местного самоуправления, принятые к исполнению в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит определение физкультурноспортивной организации как юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности [10]. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», перечисляя организа-
ции отдыха детей и их оздоровления, выделяет специализированные (профильные) лагеря, оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления [12].
Очевидно, что услуги по спортивнооздоровительной деятельности в нашей стране могут оказываться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Значительная часть детских спортивнооздоровительных организаций в России представлена в форме учреждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являющихся некоммерческими, в связи с этим основные функции и задачи их создания и функционирования - некоммерческие: спортивный отдых детей и их оздоровление. Таким образом, под детскими спортивно-оздоровительными организациями следует понимать юридические лица различных организационноправовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления.
Представляется, что для достижения вышеназванных целей и задач создания и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций их деятельность должна
160
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
У. С. Позднякова
Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности...
быть подчинена ряду обязательных принципов (многие из них законодательно закреплены в вышеназванных нормативно-правовых актах), в числе которых следует выделить:
1) приоритет охраны здоровья детей (независимо от их семейного и социального благополучия) как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического их развития (включая заботу об их здоровье, надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья и приоритетных прав при оказании медицинской помощи);
2) обеспечение права каждого ребенка на свободный и равный доступ к физической культуре и спорту (как к необходимым условиям формирования и развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности), на непрерывность и преемственность физического воспитания;
3) обеспечение сочетания государственного регулирования отношений в области оздоровления детей, физической культуры, спорта с саморегулированием таких отношений в рамках самих детских спортивно-оздоровительных организаций при одновременном соблюдении всех международно-правовых обязательств Российской Федерации в области здравоохранения, физической культуры и спорта подрастающего поколения (в частности, международно-правовых договоров с участием России, международных правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и др.);
4) запрет на любые формы дискриминации (например, в зависимости от пола, расы, национальности, особенностей психофизиологического развития ребенка) и насилия (со стороны взрослых и других детей) при организации и функционировании детских спортивно-оздоровительных организаций с одновременным приоритетом в содействии по спортивному оздоровлению детей-инва-лидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других групп детей, нуждающихся в повышенной социальной защите (например, находящихся в трудной жизненной ситуации);
5) обеспечение приоритетного характера безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, при осуществлении любых мероприятий культурно-досугового, спортивнооздоровительного и психолого-педагогического характера с их участием;
6) обеспечение государственного и общественного контроля за организацией и функционированием детских спортивно-оздоровительных учреждений, мероприятиями культурнодосугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера, осуществляемыми с участием детей;
7) обеспечение содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Таким образом, анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций имеет ряд особенностей организации и функционирования.
Во-первых, хотя анимация в работе детских спортивно-оздоровительных организаций носит комплементарный (дополнительный) характер, дополняющий и развивающий традиционные методы педагогико-психологического, культурно-воспитательного, спортивно-оздоровительного и культурно-досугового характера, ее отличает комплексность, возможность совмещения самого широкого спектра анимационных технологий системы образования, досуга и воспитания подрастающего поколения.
Она должна использовать досуговые и оздоровительные мероприятия таким образом, чтобы они обеспечивали: развитие культурнотворческого и психолого-физиологического потенциала ребенка; защиту и укрепление его здоровья от любых неблагоприятных факторов окружающей среды; профилактику заболеваний; получение навыков к занятиям физической культурой, спортом и туризмом применительно к индивидуальному уровню психофизиологического развития ребенка и потенциала его здоровья; формирование у ребенка навыков и привы-
161
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
У. С. Позднякова
Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности...
чек здорового образа жизни, постоянного соблюдения режимов питания и отдыха, учебы и творчества, самообразования и досуга в благоприятной окружающей среде.
Во-вторых, важным направлением анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций является детская социальная анимация, под которой следует понимать совокупность анимационных технологий, направленных на психофизиологическое оздоровление, морально-нравственное воспитание, культурно-творческое развитие и образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (включая подростков с девиантным и делинкветным поведением). По образному выражению Т. Ф. Соловьёвой, социальная анимация является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающей личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющей индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении [8].
В связи с этим при работе с данными категориями детей используется самый широкий спектр социальных анимационных технологий: по воспитанию ребенка через систему спортивно-оздоровительных и культурно-образовательных мероприятий (как личности и в группе); по приобретению ребенком навыков и умений в различных видах спорта посредством участия в спортивно-оздоровительных и спортивно-реабилитационных мероприятиях; по стимулированию социального творчества через интенсивный отдых (созданию, развитию и сохранению системы продуктивных социальных связей личности и группы) [7]; по творческой и спортивно-оздоровительной реабилитации и по организации спортивного досуга.
Представляется необходимым ввести в практику работы детских спортивно-оздоровительных учреждений специальные направления, посвященные социальной анимации, с детальной проработкой используемых в этой связи анимационных технологий, форм и методов анимационной деятельности, перечнем анимационных
мероприятий, требований к специалистам-аниматорам (уровню их профессионализма, опыту деятельности, наличию безупречной морально-этической репутации, отсутствию судимости в прошлом, даже если она погашена или снята).
В-третьих, анимационные программы, используемые в работе детских спортивнооздоровительных организаций, не должны содержать информацию, пропаганду и агитацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию (например, информацию по национальной нетерпимости, пропаганду национального и религиозного неравенства, информацию порнографического характера, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения) ребенка.
Кроме того, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, действующим законодательством устанавливаются требования к распространению среди детей информации, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию [9]. Это особенно актуально в связи с тем, что многие зарубежные анимационные фильмы и программы, которые некоторые аниматоры бездумно или преступно осмысленно пытаются использовать и у нас в стране, содержат явные сцены сексуального характера, включая пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости [6].
По этой причине родителям детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, представителям общественности, контролирующих органов власти необходимо в обязательном порядке добиваться в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка защиты от любых негативных воздействий на психолого-физиологическое развитие как личности проведения экспертиз (социальной, психологической, педагогической) новых анимационных программ и технологий, особенно заимствованных из-за рубежа, либо их адаптированных версий. Это позволит исключить из практики анимационной
162
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
У. С. Позднякова
Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности...
деятельности технологии, разрушающие личностный потенциал ребенка, формирующие у него предпосылки для осуществления девиантного и делинквентного поведения.
Важное значение при этом в координации общественности по контролю за надлежащим функционированием детских спортивно-оздоровительных организаций должны играть уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ, которые в настоящее время назначены во многих российских регионах [4]. Причем данные должностные лица наделены широкими полномочиями, например, по проверке сообщений о фактах нарушения прав и законных интересов детей с последующим обращением в суд, истребованию необходимых материалов, документов и информации. Использование координирующего и проверяющего потенциала уполномоченных по правам ребенка позволит оперативно ставить заслон на недобросовестном использовании анимационных технологий во вред развитию и безопасности здоровья детей.
В-четвертых, важное значение в работе детских спортивно-оздоровительных организаций имеет анимационная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи, использование которого в каждом ребенке (особенно в детях, попавших в трудную жизненную ситуацию) раскрывает глубокий личностный потенциал для того, чтобы в будущем он мог стать полноправным членом гражданского общества, создать полноценную семью, родить и воспитать своих детей. Так, по
мнению А. Ю. Андреевой, эффективное формирование патриотических качеств молодежи на основе использования технологий социальнокультурной анимации может осуществляться «при активизации внутренних ресурсов саморазвития личности, направленности... на рост самосознания и социального творчества; оптимальности, которая представляет собой самостоятельный выбор рода деятельности и мероприятий, соотносящихся с физическими и психическими ресурсами участников» [1].
Таким образом, анимационные программы по формированию духовно-нравственных качеств личности, а также сохранению и развитию традиционной российской духовности, воспитанию нравственности у детей должны создавать в детских спортивно-оздоровительных организациях уникальную психолого-физиологическую и культурно-досуговую базу и среду для реализации программ, направленных на физическое и психологическое оздоровление детей, занятие их различными видами спорта, приучение через спорт и занятие физической культурой к общественно полезной и творческой деятельности.
Представляется, что анимационная деятельность в работе детских спортивнооздоровительных организаций при соблюдении исследованных выше требований, принципов и особенностей должна стать современным творческим связующим звеном для использования иных педагогико-психологических, культурно-творческих и воспитательно-досуговых технологий.
1. Андреева, А. Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Андреева. - Тамбов, 2009. - 146 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 302-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.
3. Закон Краснодарского края «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае» от 29.12.2004 № 827-КЗ // Кубанские новости. - 2005. - № 3. - 12 янв.
4. Закон Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае» от 26.06.2002 № 498-КЗ // Кубанские новости. - 2002. - № 132-133. - 6 июля.
5. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
6. Москалева, Т. А. Ценностное содержание японской анимации: опасности сексуальной делинкветности [Электронный ресурс] / Т. А. Москалева, Д. В. Босов. - Режим доступа: http://www.yavnauke.ru/stati/ gumanitarnye-nauki/cenostnoe-soderzhanie-japonskoi-animaci-opasnosti-seksualnoi-delinkventnosti.html.
7. Сайкина, Л. В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Сайкина. - Тамбов, 2007.
163
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
У. С. Позднякова
Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности...
8. Соловьёва, Т. Ф. Социокультурная анимация в реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» [Электронный ресурс] / Т. Ф. Соловьёва. - Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru.
9. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от
29.12.2010 № 436-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 48.
10. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 02.12.2007 № 329-ФЗ // Российская газета. - 2007. - № 4539. - 8 дек.
11. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 263. - 23 нояб.
12. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. - 1998. - № 147. - 5 авг. Сдано 3.12.2013
U. S. Pozdnyakova
FEATURES OF LEGAL REGULATION AND THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY (INCLUDING ANIMATION) CHILDREN’S SPORTS AND HEALTH-IMPROVING ORGANIZATIONS
Abstract. The author carried out the concept analysis "children’s sports organization" taking into account the current legislation of the Russian Federation. Author’s definition of the children’s sports organizations as legal entities of various organizational and legal forms and the forms of ownership which primary activity is directed on realization of services in ensuring rest of children and their sports improvement is given. In work the analysis of the obligatory principles of the organization and functioning of the children’s sports organizations is carried out, their author’s classification is given. In article the main features of the organization and functioning of animation activity in work of the children’s sports organizations are investigated, suggestions for improvement of animation activity in work of the children’s sports organizations are formulated.
Keywords: animation activity, sports, health, physical culture, organization, principles, features, child, development, improvement
References
1. Andreeva, A. Yu. Tehnologii sotsialno-kulturnoy animatsii kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Technologies socio-cultural animation as a means of Patriotic education of youth]: dis. ... cand. Pedagogical sciences / A. Yu. Andreeva. - Tambov, 2009. - 146 p.
2. Civil code of the Russian Federation. Part one: the Federal law from 30.11.1994 № 51-FZ as amended Federal law of 02.11.2013 № 302-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Laws of the Russian Federation]. - 1994. - № 32. - Art. 3301.
3. Krasnodar region Law “On ensuring the basic guarantees of the rights of the child in the Krasnodar territory” of 29.12.2004 № 827-KZ // Kubanskie novosti [Kuban news]. - 2005. - № 3. - January 12.
4. Krasnodar region law “On the Commissioner on the rights of the child in the Krasnodar territory” from 26.06.2002 № 498-KZ // Kubanskie novosti [Kuban news]. - 2002. - № 132-133. - July 6.
5. Zmanovskaya, E. V. Deviantologiya. Psihologiya otklonyayuschegosya povedeniya [Century Deviantology. Psychology of deviant behaviour] / E. C. Zmanovskaya. - Moscow: Academiya, 2004. - 288 p.
6. Moskaleva, T. A. Tsennostnoe soderzhanie yaponskoy animatsii: opasnosti seksualnoy delinkvetnosti [Value content of Japanese animation: the dangers of sexual delinquency] [Electronic resource] / T. A. Moskaleva,
D. V. Bosov. - URL: http://www.yavnauke.ru/stati/gumanitarnye-nauki/cenostnoe-soderzhanie-japonskoi-animaci-opasnosti-seksualnoi-delinkventnosti.html.
7. Sajkina, L. V. Tehnologii sotsialno-kulturnoy animatsii v protsesse korrektsii deviantnogo povedeniya podrost-kov [Technologies socio-cultural animation in the process of correction of deviant behavior of teenagers]: autoref. dis. ... cand. Pedagogical sciences / L. V. Sajkina. - Tambov, 2007.
8. Solov'eva, T. F. Sotsiokulturnaya animatsiya v reabilitatsii detey s ogranichennyimi vozmozhnostyami v usloviyah KGBU SO Tsentr semyi “Minusinskiy” [Socio-cultural animation in rehabilitation of children with disabilities in terms KGBU WITH family “Center Minusinsk”] [Electronic resource] / T. F. Solov'eva. - URL: http://centrs.ucoz.ru.
9. The Federal law “On the protection of children from information harmful to their health and development” from
29.12.2010 № 436-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Laws of the Russian Federation]. - 2011. - № 1. - Art. 48.
10. Federal law “On physical culture and sports in the Russian Federation” of 02.12.2007 № 329-FZ // Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. - 2007. - № 4539. - December 8.
11. The Federal law “On fundamentals of protection of the health of citizens in the Russian Federation” from
21.11.2011 323-FZ // Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. - 2011. - № 263. -November 23.
12. The Federal law “On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation” of 24.07.1998 № 124-FZ // Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. - 1998. - № 147. - August 5.
Received 3.12.2013
164
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)