Отрицательные влияние семьи и окружения. Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родными. Влияние родителей трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, пониманием социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. По большому счету, любую профилактическую работу необходимо начинать с семьи подростка, что, к сожалению, не всегда возможно. Именно семья может свести на нет все образовательные программы, и именно семья может явиться важным ресурсом профилактической работы. Это тема отдельного исследования.
Зависимость подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Это выражается в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями, и на знакомство с психоактивными веществами. Ведущей деятельностью в подростковый период становится интимно-личностное общение. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок, либо ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает. Круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. В это время появляется много знакомых,
образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. Для подростка важно иметь референтную групп ценности, которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Это также очень важный ресурс профилактической работы, позволяющий использовать лидеров подростковых группировок как примера для подражания.
Заключение. Учитывая разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис формирования привычного потребления табака и алкоголя молодежью и подростками, в том числе индивидуальные биологические, психологические и педагогические факторы, в разработке профилактических и коррекционных программ следует придерживаться комплексного характера, не исключая индивидуально-психологическую специфику. Одинаково важную роль играют как влияния на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; так и дефекты школьного и семейного воспитания; в том числе неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, что, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения.
Библиографический список
1. Гафаров В.В. Современное общество: причины потребления психоактивных препаратов / В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, М.Г. Чухрова, Н.А. Малкина // Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи: Тезисы докладов Межрегиональной научно-практ.конф. с международным участием, 17-18 июня 2009 г., г. Кызыл. - Кызыл: ООО «Полиграфсервис», 2009.
2. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский, В.В. Афанасьев. - СПб., 1993.
3. Гурвич И.Н. Молодежная наркотизация / И.Н. Гурвич, М.М. Русакова, А.А. Яковлева // Проблемы девиантного поведения в современном обществе. - СПб., 2001.
4. Менделевич В.Д. Экспериментально-психологические маркеры формирования склонности к зависимости от психоактивных веществ // Наркология. - 2003. - № 10.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 616.8
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, докторант НГПУ, Н.А. Мамедова, аспирант НГПУ, В.И. Ильин, соискатель НГПУ, С.А. Охапов, соискатель НГПУ, Гафаров В.В, докт. мед. наук, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, Новосибирск, E-mail:[email protected]
ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ТРАНСМЕРИДИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЛЕТАХ
С применением нейропсихологических методов анализируется процесс адаптации спортсменов при трансмеридиональных перелетах. Показано, что применение метода цветовых выборов можно прогнозировать состояния нарушенной или незавершенной адаптации у спортсменов
Ключевые слова: нейропсихологическая адаптация, спортивная психология и психофизиология, метод цветовых выборов Люшера.
Спортивная деятельность человека, особенно спорт больших достижений, сопровождается изменениями таких параметров психики, как направленность личности, самоудовлетворенность, установка на спортивную деятельность и человеческие отношения [1]. Несомненно, все вышеперечисленные параметры психофизиологического состояния играют важную роль для людей, чья деятельность проходит в рамках высокоинтенсивных психологических нагрузок, дефицита времени для принятия решений и высокой ответственности за результаты деятельности, таких, как спортсмены высшего эшелона и их тренеры. В этих группах интенсификация труд-рвой деятельности в условиях соревновательного процесса ведет к резкому возрастанию межличностных взаимодействий, активизации психофизиологических параметров, направленных на решениие сложных, нередко противоречивых задач. Это вызвает значительное повышение уровня эмоциональной активности и порождает конфликтные ситуации, связанные с соперничеством, зависимостью, лидерством. Специфика спортивной деятельности предполагает частые перелеты
в различные точки земного шара для участия в соревнованиях, что вызывает разбалансировку индивидуальных биоритмов, способствует нарушению адаптации и накладывает отпечаток на результаты спортивной деятельности, что также является причиной повышения психоэмоционального напряжения.
С одной стороны, психоэмоциональное напряжение в период адаптации может быть одним из звеньев мобилизации резервных возможностей организма, с другой - патогенетическим звеном развития психосоматической патологии (пограничная артериальная гипертония, неврозы, кардионеврозы, вегето-сосудистые дистонии и т.д.). Лауреат Нобелевской премии д-р А.Кэррел сказал: "деловые люди, которые не знают как бороться со стрессами умирают молодыми". Показано [2], что сочетание адаптационного напряжения с высокой ответственностью за исход мероприятия у ответственных лиц вызывает большее нарушения функционального состояния и уровня работоспособности, чем сочетание адаптивной нагрузки и высокого мышечного напряжения у основного состава. Поскольку особенности межполушарной асимметрии для оп-
ределенных видов спортивной деятельности является определяющим успех фактором, а в процессе адаптации изменяются межполушарные взаимоотношения, то возникает необходимость изучения межполушарных взаимоотношений у спортсменов при перемене часовых поясов для участия в соревновательном процессе. Важная роль в регуляции эмоционального ответа и последующему развитию адаптации или ее нарушению придается активации правого (эмоционального) полушария. Известно, что адаптивный процесс стимулирует нарастание вероятности доминирования правого полушария и временной функциональной леворукости в процессе адаптации [2].
Следует отметить, что адаптация к климатическим и спортивным нагрузкам предъявляемых спортсмену, зависит от типологических свойств нервной системы, которые и формируют риск развития дизадаптации. Это заставляет с особым вниманием отнестить к направлению исследований, связанному с изучением индивидуально-типологических особенностей личности, влияющих на способность формировать адаптивное состояние. Несмотря на его очевидную актуальность в плане прогностических рекомендаций, работы в этой области немногочисленны. Возможно, это связано с преобладанием среди спортивных психологов представлений П.В. Симонова и его школы [3] об определяющем структуру личности мотивационном ядре и ее ценностных ориентаций, детерминированных витальными, социальными и идеальными потребностями. Целесообразно провести учет не только характера стимульной информации, которую воспринимает мозг в новых условиях, но и особенности переработки сигналов каждым полушарием мозга.
Целью исследования было изучение психофизиологической адаптации спортсменов при трансмеридиональных перелетах.
Материал и методы исследования. Проведено комплексное обследование группы спортсменов, совершающих трансмеридиональные перелеты с применением нейропсихо-логических тестов, функциональных проб и психологического интервьюирования. Обследованы 125 спортсменов высшей квалификации (кандидаты и мастера спорта) разной специализации, разделенных по типу спортивной деятельности (циклический, ациклический, стереотипный), а также по категориям детерминации темпа движений с внешней и внутренней обусловленностью, которые совершали перелеты для участия в соревнованиях с пересечением 2-4 часовых поясов. Проводилось изучение реакции на движущийся объект (РДО). РДО представляет собой сложный пространственно-временной рефлекс и используется в качестве физиологического теста, позволяющего определить соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге. У практически здоровых людей выполнение данного теста не бывает абсолютно точным, преобладают запаздывающие или опережающие реакции. Контрольными (исходными) данными служили показатели РДО у тех же спортсменов в условиях тренировочного процесса на месте постоянного жительства, измеренные 4 раза в сутки через равные интервалы времени.
С помощью вербальных тестов, составленных из нейтральных слов, оценивали «эффект правого или левого уха», т. е. лучшее воспроизведение слов, прослушанных справа или слева. Нейтральные слова были подобраны предварительно методом независимой экспертной оценки. Слова предъявляли попарно моноаурально одно вслед за другим с помощью стереофонических наушников. Предъявление первого слова справа или слева чередовали. В соответствии с инструкцией, обследуемый должен был повторить вслух одно из двух прослушанных слов. Интервал между парными вербальными стимулами варьировали от 15 до 20 с. В каждом списке использовали по шесть нейтральных слов, всего в опыте применяли четыре парных списка слов. Прослушав список, обследуемый должен был воспроизвести все запомненные слова устно в произвольном порядке в течение 1 мин, не указывая, каким ухом они услышаны. Строгая неизменность в воспроизведении вербальных программ достигалась с помощью магнитофона. Операторская деятельность контролировалась компьютерным устройством. Использовали два режима работы
оператора: правой рукой с открытым правым глазом, левый глаз закрыт; и левой рукой с открытым левым глазом, правый глаз закрыт. Работа прекращалась после того, как оператор пропускал определенное число мишеней. Учитывалась разница в количестве мишеней, сбитых правой и левой рукой. Достоверность отличий статистических показателей определяли с помощью парного критерия знаков.
Результаты и их обсуждение. Выявлено, что существует зависимость изменения РДО в результате перелета от типа спортивной деятельности, уровня тревожности и исходных функциональных показателей деятельности сердечнососудистой системы (частота пульса, артериальное давление, частота дыхания). Параметры РДО изменялись сильнее, если спортсмен испытывал психоэмоциональное напряжение, обнаруживал нарушение сна, выявлял депрессивные или ипохондрические тенденции. При гиперстенической реакции на перелет РДО в ряде случаев наблюдалось увеличение точных реакций. При расстройствах с истерическим рисунком поведения наблюдалось наибольшее количество вегетодистониче-ских реакций и отклонения РДО от условной нормы. В ряде случаев физиологические реакции спортсменов свидетельствовали о нарушении психофизиологической адаптации и неадекватном физиологическом ответе, что негативно сказывалось на результатах соревнования.
Если полагать, что в основе адаптационных нарушений лежит неблагоприятное сочетание трех факторов: высокого уровня мотивации, избытка информации и ограниченного времени для ее переработки, по М.М. Хананашвили, то нарушение адаптации спортсмена при пересечении часовых поясов можно считать синонимом неудачного ответа организма в попытке ответить адаптивно на требования среды. Не анализируя личностные особенности спортсменов, психические патогенные факторы, их внутреннюю переработку и подсознательную динамику, остановимся на общеневротических симптомах, которые, на наш взгляд, характеризуют нарушение адаптации в результате перелета и свидетельствуют о том, что личность вынуждена переносить чрезмерные нагрузки. Это эмоциональная лабильность, аффективная истощаемость, депримированность, ипохондричность, наличие вегетативных нарушений, субъективных жалоб (особенно болей в сердце), слабость, одышка. Специфических симптомов при этом нет. Следует признать, что практически нет спортсменов, не менявших привычной среды обитания. Тем на менее невротические реакции и заболевания проявляются далеко не у всех. Дело в том, что объективная тяжесть перелета в, казалось бы, одинаковых условиях глубоко индивидуальна для каждого человека и зависит от многих факторов, в том числе от индивидуальной структуры биоритмов; и может быть предсказуема. Патогенность того или иного фактора определяется значимостью его для данного индивидуума.
Облигатным признаком нарушения адаптации являются эмоциональные нарушения и вегетативно-соматические расстройства. Замеченная связь латеральных эффектов поражений, активации того или иного полушария с проявлениями эмоциональной сферы человека позволяет предполагать существенность функциональной асимметрии мозга в нарушении адаптации при перелетах. Сравнительный психофизиологический анализ изменений селекции высокозначимой информации у спортсменов и у здоровых людей в процессе экстренной адаптации, с учетом особенностей восприятия и фиксации сигналов правым и левым полушариями мозга, позволяет понять механизмы переработки информации при нарушении адаптации.
В процессе адаптации после перелета показатели функциональной асимметрии, выявленные вербальными тестами и путем количественного учета латеральных эффектов операторской деятельности, изменялись различным образом. На 3-й день адаптации возросло число лиц, обнаруживающих «эффект правого уха» при запоминании и воспроизведении нейтральной информации. Позднее, на 4-й день адаптации, резко улучшилась операторская деятельность левой рукой, что было важно для некоторых видов спорта. Максимум эффективности воспроизведения эмоциогенной информации при доминировании правого полушария мозга выявлен на 4-й день пребы-
вания в новых условиях. В это же время достигают экстремума латеральные эффекты операторской деятельности, контролируемой правым полушарием при отслеживании перемещающихся в пространстве мишеней. «Эффект правого уха» объясняется тем, что контралатеральные проекции от уха к мозгу мощнее, чем ипсилатеральные. При одновременном предъявлении вербальных стимулов в оба уха информация, приходящая по контралатеральным путям, подавляет ипсила-теральную передачу сигналов. Вследствие этого стимул, приложенный к левому уху, может достигнуть левого полушария только через контралатеральные пути, ведущие к правому полушарию, а затем - через межполушарные комиссуры. Поскольку стимулы, приложенные к правому уху, достигают ведущего по речи полушария более прямым путем, возникает небольшое преимущество правого уха.
Наши данные согласуются с результатами исследований, проведенных на спортсменах-альпинистах, которые показали, что в экстремальных условиях функциональная асимметрия мозга резко возрастает, причем для некоторых испытуемых доминирующей становится другая рука. Нарастание асимметрии и перестройка рукости оказались характерными для наиболее подготовленных спортсменов [2].
Хотелось бы заострить внимание на следующем важном положении. Существует состояние незавершенной адаптации, которое принципиально отличается от состояния адаптации и дизадаптации [4]. Это некое особое состояние, тем не менее, достаточно широко представленное в жизни современного человека, а также спортсмена, вынужденного часто совершать трансмеридиональные перелеты. Одним из наиболее очевидных условий появления незавершенной адаптации является дефицит времени для перехода в завершенное состояние. Следует также учитывать, что акклиматизация человека -сложный социально-биологический процесс, в котором (в отличие от акклиматизации у животных и растений), кроме развития в организме физиологических приспособлений, большую роль играет активный процесс создания социальноорганизованной обстановки труда и быта.
Исходя из этого, ключевым моментом повышения устойчивости спорстмена к неблагоприятным факторам является развитие конкретных механизмов, обеспечивающих превращение неадаптированного организма в адаптированный. Физиологические механизмы, лежащие в основе этого явления, включаются последовательно и зависят от функции времени. На начальном этапе, при резкой смене внешних условий, экстренная адаптация осуществляется с помощью механизма эмоций или общего адаптационного синдрома. Ответные реакции, построенные на основе таких неспецифических механизмов, подменяют необходимые специфические формы приспособления. Этот период сопровождается, в большинстве случаев, активацией регуляторных систем и ослаблением процессов проактивного и ретроактивного торможения. В дальнейшем процесс сопровождается мобилизацией энергетических и структурных ресурсов и их дискриминантным перераспределением. В этой связи немаловажным фактором является, на наш взгляд, учет цветовых предпочтений спортсменов и их использование в тренировочном и соревновательном процессе.
Цветовые предпочтения людей — продукт и двигатель цветовой культуры, они фиксируют уровень ее развития и одновременно способны трансформировать сложившиеся стереотипы. Цветовые предпочтения формируются образом жизни, меняются с возрастом, зависят от настроения. Цвет как средство коммуникации имел огромное значение в первобытном обществе, а в современном обществе цвет выступает как средство для самовыражения и репрезентации. Цветовые предпочтения человека могут меняться в разные времена года, в зависимости от его психоэмоционального состояния и психологического настроя. Эта проблематика подробно изучена известным психологом Максом Люшером, однако использование цвета и цветовых предпочтений в большом спорте для повышения результативности спортсменов в настоящее время применяется недостаточно.
В процессе проведенного исследования выявилось, что цветовое видение связано с восприятием каждого конкретного цвета через призму опосредующего спортивного опыта. При
этом актуальное психологическое состояние спортсмена на момент исследования тесно переплеталось с вегетативными параметрами и симпатико-парасимпатическими характеристиками, что указывало на связь процессов восприятия цвета с функциями и реакциями подкорковых образований, которые, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Цветовой тест Люшера, как это показано в ряде серьезных исследований, позволяет выявить индивидуальный порог восприимчивости зрительного анализатора, который обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрго-тропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией [5].
Спортсмены по-разному реагируют на перелеты и на неудачу во время соревнований. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка - это еще и шаг вперед». К сожалению, в спорте это не так, и неудача в соревнованиях - всегда поражение. И тогда важно, каким образом спортсмен будет реагировать на поражение - смирится и опустит руки или почувствует новый импульс здоровой агрессии для продолжения тренировок. Реакция спортсмена на поражение зависит от личностных качеств спортсмена, от его жизненного опыта, спортивной мотивации. Прогнозирование данных тенденций, на наш взгляд, возможно с применением метода цветовых выборов. Даже в однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности [6].
Таким образом, процесс адаптации спортсмена при трансмеридиональном перелете обеспечивается сопряженной работой как левого, так и правого полушария, причем очередность преобладания одного из них обусловливается эффективностью переработки информации, адресованной другому полушарию мозга. Физическая, теоретическая, психологическая подготовка спортсмена, в конечном счете, проявляется в эффективности технических действий, а достижению высоких спортивных результатов способствует именно психологическая подготовка и настрой спортсмена на борьбу. Современный уровень развития спорта требует максимально научно обоснованного обеспечения спортивной деятельности. К наиболее важным на сегодня аспектам подготовки спортсменов следует отнести психологическую подготовку, позволяющую повысить устойчивость психофизиологических характеристик и уровень противодействия сбивающим факторам, таким, как трансмеридиональный перелет. Психологический настрой очень важен и представляет собой целое искусство, и в создании его могут принимать участие такие подсознательные факторы, как цветовое сопровождение. Изучение психофизиологических особенностей формирования функциональных состояний позволило установить, что высокий уровень психофизиологического состояния спортсменов высокой квалификации обеспечивается ростом напряженности и включением компенсаторных взаимосвязей между элементами психофизиологической организации переработки информации. Очевидно, что усиление интенсивности, как отдельных занятий, так и всего учебно-тренировочного процесса требует более внимательного психологического и медико-врачебного обеспечения, компенсаторного использования средств восстановления и реабилитации, еще большей индивидуализации подготовки. Любая тренировка требует единства физического и психического совершенствования, что особенно важно в состоянии незавершенной вследствие трансмеридионального перелета адаптации.
Библиографический список
1. Ильин, Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008.
2. Леутин, В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. - СПб.: Речь, 2008.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987.
4. Кривощеков, С.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций / С .Г. Кривощеков, В .П. Леутин, М.Г. Чухро-ва. - Новосибирск: Наука. - 1998.
5. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. - М., 1990.
6. Базыма, Б. А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 152.32+ 378.14
Т.В. Цыганкова, соискатель БГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] О.В. Попова, доктор пед.наук, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена выявлению закономерностей формирования образовательной среды переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы строительства и ЖКХ. Авторы выдвигают концепцию управляемого самообучения специалистов в процессе профессиональной переподготовки на основе использования современных технологий и средств дополнительного образования. Статья формулирует основы технологии профессиональной переподготовки управления образовательным процессом в учреждении ДПО на основе мотивационного программноцелевого управления.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, образовательная среда, технология переподготовки, МПЦУ, личностно-
ориентированная технология.
Должности муниципальных служащих и руководителей частных инвестиционных структур строительства и ЖКХ сегодня занимают инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, педагоги и представители других профессий. Однако большинство из них не имеет образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», поэтому необходимо решение проблемы непрерывного формирования необходимых компетенций специалиста управления инвестиционной сферы, его профессиональной адаптации к новому месту работы. Наиболее эффективно это достигается в процессе дополнительного профессионального обучения.
В процессе проведенного анализа было установлено, что наиболее эффективной формой переобучения муниципальных служащих может быть дополнительное образование со значительной долей самостоятельных занятий, однако множество причин психологического, методического и ресурсного плана снижают эффективность систематического, целенаправленного самостоятельного обучения, вплоть до его прекращения. Для успешного осуществления личностно ориентированной образовательной программы муниципального служащего необходимы: его положительная мотивация на переобучение; соответствующее методическое руководство и управление процессами обучения; консультирование обучаемых по сложным вопросам изучаемых теоретических, методологических и прикладных проблем, выбору необходимого учебного материала; обеспечение необходимыми материальными и материализованными ресурсами, в т. ч. учебными материалами, пособиями, компьютерными занятиями и т.д.
Поэтому в системе управляемого самообучения муниципальных служащих, реализуемого технологиями и средствами дополнительного образования наиболее целесообразно применение концептуальной модели управляемого самообучения на основе оперативного взаимодействия обучаемого, педаго-га-консультанта и педагога-менеджера в достижении сформулированной ими совместной генеральной образовательной цели - повышение эффективности функционирования муниципального служащего-управленца.
В качестве экспериментальной площадки для отработки дидактических, методических и прикладных решений в настоящей работе выбрана образовательная среда Новосибирского филиала Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, имеющего лицензию на дополнительное образование. Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации менеджеров, эко-
номистов, психологов, юристов и специалистов в области строительной индустрии, а также подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление» средствами дистанционной технологии, что обеспечивает широкую возможность педагогического эксперимента по конструированию и реализации личностно ориентированных образовательных программ дополнительного обучения служащих Новосибирской области.
Образовательная среда Новосибирского филиала Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы имеет все необходимые компоненты для конструирования и реализации личностно ориентированных образовательных программ дополнительного обучения служащих муниципалитетов Новосибирской области, в том числе включает:
- достаточно полный набор инновационных дидактических средств (видеолекции, слайд-лекции, компьютерные учебники, тренажеры, тестирующие системы), обеспечивающих передачу и восприятие знаний обучаемым с помощью технических средств (компьютеры, телевизоры, аудиосистемы),
- методические материалы, обеспечивающие эффективное применение в учебном процессе:
- традиционные ресурсы (обзорные лекции, консультации, деловые игры, выступления слушателей, защиты рефератов, проверка домашних заданий),
- инновационные обучающие ресурсы (электронное тестирование знаний, интернет - консультации с преподавателями, видео и компьютерные тренинги),
- сбалансированную обучающую систему, основополагающим принципом которой является самостоятельное, контролируемое изучение учебных материалов, и формализованная последовательность учебных действий обучаемого, обеспечивающая возможность самостоятельного планирования длительности и порядка изучения модулей, что обеспечивает возможность реализации личностно ориентированных графиков усвоения знаний,
- нормо-комплекты учебных материалов по каждой изучаемой дисциплине (учебники, учебные пособия, методические материалы, в том числе записанные на компакт- дисках, вопросы для самостоятельной проверки усвоенных знаний, тестовые и контрольные задания для оценки уровня усвоения),
- развитую сеть коммуникаций, обеспечивающих реальное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучаемых, педагогов, менеджеров),